- Преподавателю
- Физика
- Элективный курс по физике для 9 класса
Элективный курс по физике для 9 класса
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ершова В.Н. |
Дата | 07.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
«Эксперименты и занимательные опыты по физике»
9 класс
Учитель физики МБОУ «Октябрьская СОШ» Ершова Валентина Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Цели и задачи проведения курса
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
-
интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;
-
интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
-
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
-
творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Подготовка к итоговой аттестации по физике .
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
· наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
· описывать результаты наблюдений;
· выдвигать гипотезы;
· отбирать необходимые приборы;
· выполнять измерения;
· вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
· представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
· интерпретировать результаты эксперимента;
· делать выводы;
· обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
· цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;
· роль эксперимента в познании;
· соотношение теории и эксперимента в познании;
· правила пользования измерительными приборами;
· абсолютная и относительная погрешности;
· запись результата прямых измерений с учетом погрешности;
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких ученых, как Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Ом, М. Ломоносов, Э. Ленц и др., с их ролью в становлении физического знания и экспериментального метода исследования в физике, выполняют лабораторные работы с учётом имеющегося учебного оборудования в школьном кабинете или изготовленного самостоятельно, проводят самостоятельные исследования в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы (гипотез), планирование проверочного эксперимента, подбор приборов и материалов для его проведения, представление результатов эксперимента, построение выводов. На занятии проводится защита и обсуждение результатов исследования (дискуссия).
Владение основами знаний о методах научного познания и
экспериментальные умения проверяются в экспериментальных заданиях на реальном оборудовании экзаменационной работы за курс основной школы (ГИА). Экспериментальное задание экзаменационной работы проверяет:
1) умение проводить косвенные измерения физических величин:
2) умение представлять экспериментальные результаты в виде
таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных
экспериментальных данных:
3) умение проводить экспериментальную проверку физических
законов и следствий.
В связи с этим в программу курса включены лабораторные работы, которые предлагаются в КИМах.
Содержание программы
1. Методика наблюдения физических явлений. (2 ч)
Графическое представление результатов измерений. Наблюдение физических явлений. План проведения наблюдений. Описание результатов наблюдений. Выполнение самостоятельных наблюдений в группах.
2. Значение гипотез и построение моделей в процессе познания . (2 ч)
Гипотеза. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории физики..
3. Физический эксперимент как важный метод научного познания природы. (1 ч)
Проверочный эксперимент, его роль и место в процессе познания. Планирование проверочного эксперимента.
4. Техника и технология проведения физических опытов. (29 ч)
Фундаментальные опыты в физике. Учебные опыты по физике. Лабораторные работы. Занимательные опыты по наблюдению физических явлений.
Лабораторные работы:
-
Измерение размеров тел.
-
Измерение длины проволоки.
-
Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы.
-
Определение внутреннего объема из-под духов.
-
Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную поверхность.
-
Определение массы тела, плавающего в воде.
-
Измерение плотности камня.
-
измерение выталкивающей силы
-
измерение жесткости пружины; исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
-
измерение сопротивления проводника
-
измерение работы электрического тока
12. измерение мощности электрического тока в проводнике, исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника
-
измерение оптической силы линзы
-
исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити
-
измерение коэффициента трения скольжения, исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
15. Изучение зависимости пройденного пути от времени при равноускоренном движении.
Самостоятельные исследования: (возможны другие темы по выбору учащихся)
-
Изучение условий равновесия рычага и определение центра тяжести тел.
-
Изучение теплопроводности различных тел.
-
Изучение законов отражения и преломления света..
-
Изучение электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.
-
Исследование свойств постоянных магнитов.
Поурочное планирование курса
№ урока
Основной материал урока
1.
Вводное занятие. Цели и задачи элективного курса физики. Инструктаж по ТБ.
2.
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешности их измерений.
Определение цены деления приборов и измерение физических величин.
3.
Наблюдение физических явлений. Наблюдение явления отражения света. Наблюдение явления электромагнитной индукции. Выполнение самостоятельных наблюдений в группах.
4.
Примеры гипотез из истории физики. Обучение выдвижению гипотез на примере явления электромагнитной индукции, взаимодействия электрических зарядов, взаимодействия молекул. Исследование свойств постоянных магнитов.
5.
Эксперимент, его роль и место в процессе познания
6.
Фундаментальные опыты в физике. Учебные опыты по физике.
7.
Экспериментальная работа № 1.Измерение размеров малых тел.
8.
Экспериментальная работа № 1. "Измерение длины проволоки"
9.
Экспериментальная работа № 2. "Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы"
10.
Экспериментальная работа № 3 "Определение внутреннего объема из-под духов"
11.
Экспериментальная работа № 6 "Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную поверхность"
12.
Экспериментальная работа № 7 "Определение массы тела, плавающего в воде"
13.
Экспериментальная работа № 10 "Определение плотности камня"
14.
Анализ и разбор экспериментальных заданий ГИА.
15.
Лабораторная работа №1 «Определение выталкивающей силы»
16.
Лабораторная работа №2 «Измерение жесткости пружины»
17.
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины»
18.
Лабораторная работа №4 «Измерение коэффициента трения скольжения»
19.
Лабораторная работа №5 «Исследование зависимости
силы трения скольжения от силы нормального давления»
20.
Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника»
21.
Лабораторная работа №7 «Измерение работы электрического тока»
22.
Лабораторная работа №8 «Измерение мощности электрического тока в проводнике»
23.
Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости
силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника»
24.
Лабораторная работа №10 «Измерение оптической силы линзы»
25.
Лабораторная работа №11 «Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити»
26.
Урок-представление «Физические фокусы».
Занимательные опыты.
27.
«Яйцо в бутылке», Атмосферное давление.
28.
«Перевёрнутый стакан» Атмосферное давление.
29.
«Кипение воды в бумажной коробке» Теплоёмкость.
30.
«Картезианский водолаз» Сила Архимеда.
31.
Оптические иллюзии.
32.
Фонтаны.
33.
Электризация.
34.
Повторительно-обобщающее занятие
Материально - технические средства, используемые для данного курса:
- Типовое оборудование кабинета физики, самодельные приборы для проведения практических работ.
- Компьютер и проектор для презентаций.
Литература:
-
Перельман Н.Я. Занимательные опыты по физике. - М., 1972.
-
Рабиза Ф.В. Простые опыты. Забавная физика для детей. - М., 1997.
-
КабардинО.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. - М., 2001.