Элективный курс по физике для 9 класса

"Описание материала: "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Эксперименты и занимательные опыты по физике» 9 класс в программу курса включены лабораторные работы, которые предлагаются в КИМах для ГИА, самостоятельные исследования, направленные на развитие познавательной активности учащихся, материалы об экспериментах и опытах знаменитых ученых - физиков. "Материал будет полезен учителям физики при организации предпрофильной подготовки и внеурочной деятельности. ""Лабораторные работы выполняются ...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

«Эксперименты и занимательные опыты по физике»

9 класс

Учитель физики МБОУ «Октябрьская СОШ» Ершова Валентина Николаевна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса рассчитана на 34 часа.

Цели и задачи проведения курса

Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;

  • интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Подготовка к итоговой аттестации по физике .

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

· наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;

· описывать результаты наблюдений;

· выдвигать гипотезы;

· отбирать необходимые приборы;

· выполнять измерения;

· вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;

· представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

· интерпретировать результаты эксперимента;

· делать выводы;

· обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

· цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;

· роль эксперимента в познании;

· соотношение теории и эксперимента в познании;

· правила пользования измерительными приборами;

· абсолютная и относительная погрешности;

· запись результата прямых измерений с учетом погрешности;

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких ученых, как Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Ом, М. Ломоносов, Э. Ленц и др., с их ролью в становлении физического знания и экспериментального метода исследования в физике, выполняют лабораторные работы с учётом имеющегося учебного оборудования в школьном кабинете или изготовленного самостоятельно, проводят самостоятельные исследования в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы (гипотез), планирование проверочного эксперимента, подбор приборов и материалов для его проведения, представление результатов эксперимента, построение выводов. На занятии проводится защита и обсуждение результатов исследования (дискуссия).

Владение основами знаний о методах научного познания и

экспериментальные умения проверяются в экспериментальных заданиях на реальном оборудовании экзаменационной работы за курс основной школы (ГИА). Экспериментальное задание экзаменационной работы проверяет:

1) умение проводить косвенные измерения физических величин:

2) умение представлять экспериментальные результаты в виде

таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных

экспериментальных данных:

3) умение проводить экспериментальную проверку физических

законов и следствий.

В связи с этим в программу курса включены лабораторные работы, которые предлагаются в КИМах.

Содержание программы

1. Методика наблюдения физических явлений. (2 ч)

Графическое представление результатов измерений. Наблюдение физических явлений. План проведения наблюдений. Описание результатов наблюдений. Выполнение самостоятельных наблюдений в группах.

2. Значение гипотез и построение моделей в процессе познания . (2 ч)

Гипотеза. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории физики..

3. Физический эксперимент как важный метод научного познания природы. (1 ч)

Проверочный эксперимент, его роль и место в процессе познания. Планирование проверочного эксперимента.

4. Техника и технология проведения физических опытов. (29 ч)

Фундаментальные опыты в физике. Учебные опыты по физике. Лабораторные работы. Занимательные опыты по наблюдению физических явлений.

Лабораторные работы:

  1. Измерение размеров тел.

  2. Измерение длины проволоки.

  3. Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы.

  4. Определение внутреннего объема из-под духов.

  5. Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную поверхность.

  6. Определение массы тела, плавающего в воде.

  7. Измерение плотности камня.

  8. измерение выталкивающей силы

  9. измерение жесткости пружины; исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

  10. измерение сопротивления проводника

  11. измерение работы электрического тока

12. измерение мощности электрического тока в проводнике, исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника

  1. измерение оптической силы линзы

  2. исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити

  3. измерение коэффициента трения скольжения, исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

15. Изучение зависимости пройденного пути от времени при равноускоренном движении.

Самостоятельные исследования: (возможны другие темы по выбору учащихся)

  1. Изучение условий равновесия рычага и определение центра тяжести тел.

  2. Изучение теплопроводности различных тел.

  3. Изучение законов отражения и преломления света..

  4. Изучение электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.

  5. Исследование свойств постоянных магнитов.

Поурочное планирование курса

№ урока

Основной материал урока

1.

Вводное занятие. Цели и задачи элективного курса физики. Инструктаж по ТБ.

2.

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешности их измерений.

Определение цены деления приборов и измерение физических величин.

3.

Наблюдение физических явлений. Наблюдение явления отражения света. Наблюдение явления электромагнитной индукции. Выполнение самостоятельных наблюдений в группах.

4.

Примеры гипотез из истории физики. Обучение выдвижению гипотез на примере явления электромагнитной индукции, взаимодействия электрических зарядов, взаимодействия молекул. Исследование свойств постоянных магнитов.

5.

Эксперимент, его роль и место в процессе познания

6.

Фундаментальные опыты в физике. Учебные опыты по физике.

7.

Экспериментальная работа № 1.Измерение размеров малых тел.

8.

Экспериментальная работа № 1. "Измерение длины проволоки"

9.

Экспериментальная работа № 2. "Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы"

10.

Экспериментальная работа № 3 "Определение внутреннего объема из-под духов"

11.

Экспериментальная работа № 6 "Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную поверхность"

12.

Экспериментальная работа № 7 "Определение массы тела, плавающего в воде"

13.

Экспериментальная работа № 10 "Определение плотности камня"

14.

Анализ и разбор экспериментальных заданий ГИА.

15.

Лабораторная работа №1 «Определение выталкивающей силы»

16.

Лабораторная работа №2 «Измерение жесткости пружины»

17.

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины»

18.

Лабораторная работа №4 «Измерение коэффициента трения скольжения»

19.

Лабораторная работа №5 «Исследование зависимости

силы трения скольжения от силы нормального давления»

20.

Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника»

21.

Лабораторная работа №7 «Измерение работы электрического тока»

22.

Лабораторная работа №8 «Измерение мощности электрического тока в проводнике»

23.

Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости

силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника»

24.

Лабораторная работа №10 «Измерение оптической силы линзы»

25.

Лабораторная работа №11 «Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити»

26.

Урок-представление «Физические фокусы».

Занимательные опыты.

27.

«Яйцо в бутылке», Атмосферное давление.

28.

«Перевёрнутый стакан» Атмосферное давление.

29.

«Кипение воды в бумажной коробке» Теплоёмкость.

30.

«Картезианский водолаз» Сила Архимеда.

31.

Оптические иллюзии.

32.

Фонтаны.

33.

Электризация.

34.

Повторительно-обобщающее занятие

Материально - технические средства, используемые для данного курса:

- Типовое оборудование кабинета физики, самодельные приборы для проведения практических работ.

- Компьютер и проектор для презентаций.


Литература:

  1. Перельман Н.Я. Занимательные опыты по физике. - М., 1972.

  2. Рабиза Ф.В. Простые опыты. Забавная физика для детей. - М., 1997.

  3. КабардинО.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. - М., 2001.


© 2010-2022