- Преподавателю
- Физика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ БД. 07 Естествознание. Физика для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ БД. 07 Естествознание. Физика для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Храмкова С.В. |
Дата | 18.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО «Раменский политехнический техникум» МО
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УМР
______________________ /_________/
«______» ______________
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
Протокол № ______ от _______________
Председатель МК
______________ /_______________/
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО «РПТ» МО
________________________ /_________/
«_____» _________________
Приказ № _______ от _________________
рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
БД.07 Естествознание. Физика
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
201 г.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе примерной учебной программы учебной дисциплины «Естествознание» для профессий НПО и специальностей СПО, утверждённой директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г. для специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) социально-экономического профиля: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Раменский политехнический техникум» Московской области
Разработчик:
Ф.И.О. - преподаватель физики
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины
12
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Естествознание. Физика.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (социально-экономический профиль).
Программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
-
роль физики в современном мире;
-
основные физические процессы и явления;
-
наиболее важные идеи и достижения, оказавшие определяющее влияние на развитие техники и технологий;
-
действия электромагнитных волн и радиоактивных излучений на человеческий организм;
-
как оказать первую помощь при травмах полученных от бытовых технических устройств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;
-
использовать различные источники для получения физической информации;
-
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей;
-
применять приобретенные знания по физике для обеспечения безопасности жизнедеятельности, грамотного использования современных технологий, охраны здоровья, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
81
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
54
в том числе:
теоретическое обучение
46
контрольные работы
3
другие формы контроля
1
практические занятия
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
27
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
естествознание (физика)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
1
1
Введение
Физика - наука о природе, ее взаимосвязь, сходство и отличие с химией и биологией. Естественно- научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
1
1
Раздел 1.
Механика.
16/8
Тема 1.1.
Основы кинематики
Содержание учебного материала
2
Механическое движение, его относительность. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.
1,2
Тема 1.2.
Основы динамики
Содержание учебного материала
3
Законы динамики Ньютона.
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
Закон всемирного тяготения. Невесомость.
1,2
Практические работы
2
2
Решение задач по теме: «Основы динамики».
Тема 1.3.
Законы сохранения в механике
Содержание учебного материала
4
Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение.
Потенциальная и кинетическая энергия.
Закон сохранения механической энергии.
Работа и мощность.
1,2
Практические работы
2
2
Решение задач по теме «Законы сохранения в механике».
Тема 1.4.
Механические колебания и волны
Содержание учебного материала
2
Механические колебания. Период и частота колебаний.
Механические волны. Свойства волн.
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
1,2
Контрольная работа по разделу: «Механика».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.
Создание презентаций по темам:
Шумовое загрязнение окружающей среды.
Мир нанотехнологий.
Создание рефератов по темам:
Почему Луна не падает на Землю.
8
3
Раздел 2.
Тепловые явления.
11/7+1
Тема 2.1.
Основы молекулярно-кинетической теории
Содержание учебного материала
3
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества.
Масса и размеры молекул. Тепловое движение.
Температура как мера средней кинетической энергии частиц.
1,2
Практические работы
2
2
Решение задач по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории».
Тема 2.2.
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.
Содержание учебного материала
2
Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
1,2
Тема 2.3.
Основы термодинамики
Содержание учебного материала
3
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин и проблема энергосбережения.
1,2
Практические работы
1
2
Решение задач по теме «Законы сохранения в механике».
Самостоятельная работа обучающихся
7
3
Изучение тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.
Создание презентаций по темам:
Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека.
Автомобиль и экология.
Создание рефератов по темам:
Возможность получения питьевой воды простейшими способами.
Другие формы контроля: контрольная работа.
1
3
Раздел 3.
Электромагнитные явления.
16/7
Тема 3.1.
Электростатика
Содержание учебного материала
2
Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.
1,2
Тема 3.2.
Законы постоянного тока
Содержание учебного материала
4
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля - Ленца.
1,2
Практические работы
1
2
Решение задач по теме: «Законы постоянного тока».
Тема 3.3.
Магнитное поле
Содержание учебного материала
2
Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
1,2
Тема 3.4.
Электромагнитная индукция
Содержание учебного материала
2
Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.
1,2
Тема 3.5.
Электромагнитные волны
Содержание учебного материала
2
Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение.
1,2
Тема 3.6.
Световые волны
Содержание учебного материала
2
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.
1,2
Контрольная работа по разделу: «Электромагнитные явления».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
7
3
Изучение тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.
Создание презентаций по темам:
Еда из микроволновки: польза или вред?
Сравнение ламп накаливания и энергосберегающих ламп.
Создание рефератов по темам:
Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека.
Раздел 4.
Строение атома и квантовая физика.
9/5
Тема 4.1.
Световые кванты
Содержание учебного материала
2
Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике.
1,2
Тема 4.2.
Атомная физика
Содержание учебного материала
3
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использования лазера.
1,2
Тема 4.3.
Физика атомного ядра
Содержание учебного материала
3
1,2
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.
Контрольная работа по разделу: «Строение атома и квантовая физика».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
5
3
Изучение тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.
Создание презентаций по темам:
Атомная энергетика - плюсы и минусы.
Создание рефератов по темам:
Женщины - лауреаты Нобелевской премии по физике и химии
Всего:
54/27
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации рабочей программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики», лаборатории «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
типовые комплекты учебного оборудования физики;
-
комплект учебно-наглядных пособий;
-
стенд для изучения правил ТБ.
Технические средства обучения:
-
Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
Электронная доска или мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
-
оборудование для лабораторных и практических работ: набор лабораторный «Механика», штатив, грузики, динамометр, набор лабораторный «Электричество», набор лабораторный «Оптика».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Громов С.В., Шаронова Н.В. Физика 10-11 кл.: книга для учителя. - М., 2004.
-
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М., 2001.
-
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11кл. общеобразовательных учреждений. М., 2006.
-
Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для образоват. учреждений начального и среднего проф. образования / П.И. Самойленко. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.
-
Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. Сборник задач: учеб. пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / П.И. Самойленко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 240 с.
-
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике : 10 класс. - М.: Вако, 2007. - 400 с. - (В помощь школьному учителю).
-
Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. - М.: Вако, 2006. - 464 с. - (В помощь школьному учителю).
-
Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа» 2008.
Дополнительные источники:
-
«Физика» научно- методическая газета для учителей физики, астрономии и естествознания. Издательский дом «Первое сентября».
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
проводить примеры экспериментов и наблюдений
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук
-письменная проверка
- оценка результатов практических работ
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы
- письменная проверка
- оценка результатов практических работ
работать с естественно- научной информацией
- устная проверка
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
-письменная проверка
- оценка результатов практических работ
Знания:
смысл понятий
- устная проверка
- тестовый контроль
вклад великих ученых
- устная проверка
6