Разработка урока по теме: Влажность воздуха

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства

Методическая разработка урока физики по теме: «Влажность воздуха и способы ее измерения»


Разработал: Зубарева Валентина Александровна, преподаватель физики «ЛКТиДХ», г. Липецк

Участники группа С1-14

Профессия/специальность

Слесарь по ремонту строительных машин

Учебная дисциплина

ОДП.11 Физика

Тема урока

Влажность воздуха и способы ее измерения

Регламент урока

45 минут

Вид урока

Комбинированное занятие (рассказ преподавателя, фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная работа)

Тип урока

Учебное занятие по изучению нового материала и его первичному закреплению

Технологии обучения

Информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение (постановка проблемы, выдвижение гипотез обучающимися), поисково - исследовательские методы обучения (самостоятельное исследование через фронтальный эксперимент, формирование вывода).

Цели урока:

образовательные (обучающие)

Освоение знаний: об относительной влажности воздуха, способах измерения влажности, практической значимости относительной влажности в жизнедеятельности человека.


развивающие

Освоение умений, навыков:

формировать умения анализировать, сравнивать, излагать свои мысли, делать выводы, устанавливать связь между физическими величинами, развивать умения правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал.

воспитательные

вызвать желание связать знания и умения, получаемые на уроках физики, вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического эксперимента; воспитывать внимательное отношение к окружающему миру; способствовать умению работать в группе.

Формирование общих компетенций на уроке:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде.

Обеспечение учебного занятия

Техническое обеспечение:

мультимедийное оборудование; персональный компьютер.

Учебно-методическое обеспечение:

- презентации к учебному занятию;

- видеофрагмент «Измерение влажности воздуха»;

- фрагмент песни «Ой, туманы мои…»;

- раздаточный материал;

- методические рекомендации;

- учебники физики, авторы - Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский.

- психрометрическая таблица.

Структурные элементы занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Организационная часть

1 минута

Приветствует, проверяет отсутствующих.

Проверяют готовность к занятию.

2. Мотивация деятельности

2 минуты

Обосновывает профессиональную значимость занятия.

Сообщает об основных этапах занятия и условий получения оценок.

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

12 минут

Опрашивает студентов по ранее изученному материалу (Испарение и конденсация), используя презентацию «Найди ошибку» и слушает ответы по работе с карточками, заранее выданными студентам.

«Найди ошибку»

Вопросы: 1. Процесс перехода вещества в газообразное состояние, происходящий с поверхности жидкости называется…

2.Испарение происходит при…

3. При испарении поверхность жидкости «покидают» молекулы с наименьшей кинетической энергией…

4. При испарении температура жидкости повышается…

5. Интенсивность испарения зависит от:

  • температуры жидкости;

  • скорости удаления паров с поверхности жидкости;

  • площади свободной поверхности;

6. Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое называется…

7. О каком физическом процессе идет речь? (включается аудиозапись) слайды 1, 2

Ой, туманы мои, растуманы,

Ой, родные поля и луга.

Уходили в поход партизаны,

Уходили в поход на врага.

Идет беседа о влиянии тумана на деятельность партизан в годы ВОВ, в с/хоз, на автострадах.

Расскажи по фотографиям об изученной ранее теме: «Испарение и конденсация» (у студентов карточки с фотографиями), на экране - слайды №№ 3-7.

Отвечают на поставленные вопросы, находят ошибки, решают ситуационные задачи по картинкам. Делают выводы.

4. Изучение нового материала

20 минут

Преподаватель: Если есть какой-нибудь предмет, который представляет интерес для всех, то это, вероятно, погода. Погода не только является темой многих праздных разговоров, но она также часто определяет наше поведение. В зависимости от погоды мы решаем, поехать ли на пикник, пойти ли на каток, покататься ли на парусной лодке, пойти ли поплавать или пройтись на лыжах. По климату можно судить, какую одежду носят люди, что они едят и в каких жилищах живут. В зависимости от погоды каникулы могут быть очень приятными или неудачными. Погода действует на здоровье, самочувствие и благополучие всего населения. Итак, сегодня мы будем с вами говорить об одной из составляющих погоды.

А тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания.

Ниже темы урока запишите в тетради эти природные явления из литературных отрывков

Задания: подумайте, что объединяет следующие фрагменты.

1. «Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце…» (…снег лежит)

- О каком явлении идёт речь? Запишем это слово в наш конспект.

- О чем идёт речь в следующем стихотворении?

2. «Приди на рассвете

на склон косогора,

над зябкой рекою

дымится прохлада» (Туман)

Название явления запишите.

А сейчас, пожалуйста, послушайте, как красиво природное явление описано Львом Толстым.

3. «Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полянах, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …» (Роса)

- Запишем это слово в наш конспект. А про что следующий отрывок?

4. «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» (Иней)

- Запишем это слово в наш конспект.

А теперь попробуйте ответить на основной вопрос: что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха).

Запишите тему урока: Влажность воздуха и способы ее измерения. Слайд № 8

План урока: Слайд № 9

  • Определение влажности воздуха.

  • Величины, характеризующие влажность воздуха.

  • Приборы для измерения влажности воздуха.

  • Значение влажности воздуха в быту, природе и технике.

  • Измерение влажности воздуха в кабинете.

  • Самостоятельная работа.

Цель урока: Рассмотреть основные характеристики влажности воздуха, способы ее измерения и значение влажности воздуха для жизнедеятельности человека.

Слайд № 10

Слайд № 11

Преподаватель: Содержание влаги в атмосфере это важный фактор, определяющий погоду. Откуда берется эта влага в воздухе? (обучающиеся высказывают свою точку зрения)- из-за испарения воды из различных водоемов.

Запишем состав воздуха: О2 + N2 + CO2

21%+77%+0.3% , водяной пар - 1%

Фактическое количество влаги (водяного пара), содержащееся в 1 м3 воздуха, называется абсолютной влажностью.

  1. Р - парциальное давление (Па) - давление, которое производил бы водяной пар, если все остальные газы отсутствовали. Р0- давление Н.П. при той же температуре.

  2. φРазработка урока по теме: Влажность воздуха - относительная влажность воздуха (она показывает, насколько далек водяной пар в атмосфере от насыщения)

Р0- давление Н.П. при той же температуре

Слайд № 12

Относительной влажностью воздуха называют отношение парциального давления р водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению р0 насыщенного пара при той же температуре, выраженной в процентах.

Чем пользуются для измерения влажности воздуха? Основной прибор для измерения влажности воздуха это гигрометр (от "гигро" и "метр"), гигро - это зависящий от влаги. Существует несколько типов гигрометров, действие которых основано на различных принципах: (Слайды 13-14)

  1. Волосной и конденсационный гигрометры. Слайды №№ 15-16

  2. Психрометр, слайды № 17-18, видеоролик «Измерение влажности психрометром». Задание: просмотреть и запомнить, как измеряется влажность воздуха при помощи психрометра.

Преподаватель организует работу студентов по слайдам №№ 19-26. Значение влажности воздуха и предлагает заполнить схему (на доске ).

Слушают преподавателя.





Отвечают на поставленные вопросы, записывают в тетрадь







Делают выводы

Слушают преподавателя, производят записи по новому материалу в тетради, отвечают на поставленные вопросы.













Просматривают видеоролик по теме: «Измерение влажности психрометром»

Просматривают слайды презентации и заполняют схему: «Значение влажности воздуха».

5. Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала

7 минут

Закрепление материала по вопросам:

1.С какими физическими величинами вы познакомились сегодня на уроке?

2. Что такое влажность воздуха?

3.Какие виды влажности вы знаете?

4.Какие приборы используют для определения влажности воздуха?

5.Какой способ измерения влажности вам показался наиболее удобным?

Выполнение творческого практического задания:

Задание № 1 Используя психрометрическую таблицу, определить недостающие величины (раздает задания каждому студенту).

Практическое задание№1 измерить температурный режим и влажность воздуха в кабинете физики.

Практическое задание№2 используя набор пищевых продуктов и лупу, определите условия их хранения

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют практические задания преподавателя.

Решают задачи, отвечают на вопросы.

6. Подведение итогов и рефлексия занятия

3 минуты

Мобилизует студентов на рефлексию результатов проведения занятия методом неоконченных предложений:

Преподаватель: Атмосфера влияет на нашу жизнь, пока мы не умеем управлять окружающей средой, но в помещениях, где мы находимся, температурный режим и влажность воздуха мы можем с вами контролировать. В этом вы убедились на сегодняшнем уроке.

Слайды 29-30 (факторы, влияющие на погоду, прогноз погоды в Липецке на день проведения урока)

Подводит итоги и выставляет оценки. Слайд № 31

  • Домашнее задание § 74, ответить устно на вопросы после параграфа

  • Написать мини-рассказ к следующему занятию, используя следующие слова: комфорт, вода, космос, теплица, психрометр, музей, цемент, роса, растения, тропики.

Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.

Записывают домашнее задание.

Преподаватель: Зубарева Валентина Александровна, г. ЛипецкРазработка урока по теме: Влажность воздуха

9



© 2010-2022