- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по физике Электрическая цепь и ее составляющие части. (8 класс)
Конспект урока по физике Электрическая цепь и ее составляющие части. (8 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ошлыкова Л.В. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ошлыкова Людмила Васильевна - учитель физики МАОУ «Лянторская СОШ№7»
Электрическая цепь и ее составные части.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование к уроку: соединительные провода, источник тока (батарейка на 4, 5 В), ключ, лампочка, резистор (набор оборудования на каждую парту); компьютер, проектор
Цели: Изучение составных частей электрической цепи, условных обозначений, применяемых на схемах.
Задачи урока:
• Образовательные: Выяснить из каких частей состоит электрическая цепь. Объяснить учащимся назначение каждой части электрической цепи. Познакомить с обозначением элементов электрической цепи, правилами изображения электрических схем, правилами сборки электрических цепей. Закрепить полученные знания путем решения практических задач.
• Воспитательные: Сформировать умения использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни. В целях профориентации подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности. Прививать аккуратность, бережное отношение к оборудованию.
• Развивающие: развивать умение сравнивать, строить доказательства, обобщать, выдвигать гипотезы, переносить знания в новую ситуацию; выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Ход урока:
1. Организационный момент.
«Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам».
Сегодня вспомним мы о токах
Заряженных частиц, потоках
И про источники, про схемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы
Решим, расскажем, соберем
Мы с пользой время проведем. ( слайд 2)
Кто ни будь, из вас догадался, что мы будем делать на уроке?
Учащиеся высказывают свои предположения.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Представьте себе, что на мгновение дома гаснет эклектическая лампочка, отключается телевизор, компьютер. Что в таком случае говорят?
Ученик: В проводах исчез электрический ток.
Учитель: А что такое электрический ток?
Ученик: Электрический ток - это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.
Учитель: Что означает «упорядоченное» движение заряженных частиц"?
Ученик: Заряженные частицы движутся в одном определенном направлении.
Учитель: Каковы условия существования электрического тока?
Ученик: Для того чтобы в проводнике существовал электрический ток, необходимо наличие электрически заряженных частиц и электрическое поле, под действием которого частицы приходят в направленное движение.
Учитель: Для чего нам нужен электрический ток?
Ученик: Для того, чтобы работали электроприборы.
Учитель: Для того чтобы работали электроприборы необходимы... ( учащиеся продолжают фразу) источники тока.( слайд 3)
Давайте с вами вспомним источники тока и фамилии ученых, которые имеют отношение к их открытию. Для этого выполним следующее задание: используя имеющиеся в строках буквы, впишите названия источников тока.
Р
О
Л
Н
О
Е
Е
К
Л
Т
Л
В
Н
Л
Т
(слайд 4)
Ответы:
термоэлемент, фотоэлемент, аккумулятор, Гальвани, Вольт,
Учитель: С какими источником тока чаще всего мы встречаемся в повседневной жизни?
Ученик: В повседневной жизни чаще всего встречаемся с гальваническим элементом (батарейкой) и аккумулятором.
Учитель: В чем состоит принципиальное отличие гальванического элемента от аккумулятора?
Ученик: Гальванический элемент расходует свои ресурсы и современен перестает работать, аккумулятор ресурсы не расходуются.
3. Целепологание.
Учитель: В век электроники, мы можем обойтись без простого электроприбора, как "лампочка"?
Ученик. Если не будет лампочки, то будет вечерами в квартирах темно.
На магнитную доску крепится лампочка.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы лампочка загорелась?
Учащиеся предлагают добавить: источник питания, ключ, соединительные провода.
Учитель: Как назвать совокупность устройств, которые позволили загореться лампочке?
Ученик: Электрическая цепь.
Правильно и темой сегодняшнего урока будет «Электрическая цепь».
Учитель: Можем ли мы в данный момент сказать, что такое электрическая цепь, что она представляет собой?
Ученик: Нет не можем, так как мы не знаем как это сделать.
Учитель: Как мы можем решить данную проблему?
Ученики выдвигают разные решения вопроса.
Учитель: Давай те с вами подумаем, какие " шаги" нужно сделать, для того чтобы собрать ЭЦ?
Ученик: Для того, чтобы собрать электрическую цепь, необходимо знать ее составные части, условные обозначения. Научиться чертить схемы и собирать ЭЦ.
Учитель: Из всего выше сказанного вами вытекают задачи урока.
-
Познакомиться с основными частями электрической цепи и их условными обозначениями на схемах;
-
Научиться чертить схемы электрических цепей;
-
Научиться собирать простейшие электрические цепи.
(слайд 5)
4. Открытие новых знаний.
Учитель: Давай те вместе с вами повторим из каких составных частей (элементов) состоит электрическая цепь?
Ученик:1. источник тока,2. соединительные провода, 3 потребители ( лампочка, электроприборы). 4. замыкающее устройство. ( слайд 6 )
Учитель: Одним из составных частей является потребитель. Приведите примеры потребителей в классе, дома, на парте.
Ученик: дома лампочка, телевизор, компьютер, утюг...; на парте лампочка на подставке.
Учитель: В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от одного из изобретения. Ваши предположения...
Ученик: Это - выключатель.
Учитель: Как вы думаете , в чем заключается его роль?
Ученик: Его роль - в замыкании и размыкании электрической цепи.
Учитель: Теперь попробуйте самостоятельно дать определение ЭЦ (слайд 7).
Учитель: Зная составные части ЭЦ, мы можем начертить ее схему?
Ученик: Да. Можем.
(слайд 8)
Учитель: Посмотрите на схемы. Что у них разного, а что общего:
Ученик: Одна схема ЭЦ простая, а другая сложная.Общее у них то, что они состоят из составных частей.
Учитель: Для того чтобы начертить схему электрической цепи нужно знать...
Ученик: Нужно знать условные обозначения.
Учитель: Откройте учебник на стр. 205 , рассмотрим таблицу 26. ( слайд 9)
Сравним условные обозначения, которые даны в учебнике и на интерактивной доске. Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы.
Выполним с вами следующее задание:
Расставьте условные обозначения по «местам», соединив стрелкой условные обозначение с названием прибора.
(Слайд 10)
Учащиеся выполняют задания на листочках. Один учащийся выходит к доске и соединяет стрелкой условные обозначение с названием прибора. Остальные проверяют правильно ли они выполнили задание.
Учитель: Молодцы. С заданием справились успешно.
Учитель: Попробуйте самостоятельно дать определение " Электрическая схема"
Ученик: Электрическая схема - чертеж, на котором изображены способы соединения электрических приборов в цепь.
Учитель: Просит ученика начертить схему ЭЦ
Учащийся на доске чертить схему электрической цепи.
Учитель поясняет, что чертеж схемы должен быть аккуратным и точным. ( слайд 11)
Демонстрация. сборки цепи. ( помогает учащийся) состоящей из источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов.
Затем собирают электрическую цепь по начерченной схеме на доске и показывают, что лампочка горит, только тогда, когда цепь замкнута.
Электрическая цепь по которой идет ток называется замкнутой. ( слайд 12).
Учитель: Следует уточнить, что же принимают за направление электрического тока?
Ученик: За направление электрического тока принято направление движения положительных частиц от положительного полюса источника к отрицательному.
Демонстрация ЦОР "Сборка электрических цепей".Показ как течет ток в цепи и направление тока.
(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba06d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_11.swf)
5. Первичное закрепление.
Скоро вам предстоит задуматься о выборе будущей профессии. Представьте себе, что вы- электрики и пред вами схемы ЭЦ.
Откроем рабочую тетрадь на стр. 133 , № 272 а) и б) у кажите стрелками направление электрического тока.
Рассмотрим рис. 35 и начертим схемы электрических цепей. (два ученика выходят к доске и чертят схемы ЭЦ)
Начинаем электричество, с вами дети изучать,
Только технику безопасности надо строго соблюдать.
Не вставайте из-за парты, есть вопросы, так спроси,
Но не Петю и не Сашу, а учителя зови.
Все приборы аккуратно на столах своих расставь,
Убедись, что ключ разомкнут и тогда соединяй!
Ну а если вы ребята вдруг забудете наказ,
То читайте все на стенде еще много-много раз
Инструктаж по технике безопасности.
Выполнение фронтальной лабораторной работы.
Цель: Собрать электрическую цепь так, чтобы лампочка загорелась. Последовательно с лампочкой включите резистор. Он нужен, чтобы лампочка не так сильно горела
Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе.
Выполнение работы в группах . Составление схемы. Сборка ЭЦ. Учитель проверяет у каждого.
6. Итог урока.
Сегодня на урока мы с вами перенеслись в удивительный мир «Мир электрических цепей и схем». Ваши знания о нем будут расширяться. На следующих уроках мы научимся пользоваться электроизмерительными приборами, собирать и чертить сложные схемы.
Давайте вспомним задачи нашего урока.
Что такое ЭЦ?
Из каких составных частей состоит ЭЦ?
Какие условные обозначения элементов вы запомнили?
Какое направление принято за направление электрического тока в цепи?
Что значит "Цепь замкнута"; "цепь разомкнута"?
Какие схемы ЭЦ бывают?
7. Домашнее задание.
Обязательный уровень: § 33,Р.Т. № 274, повышенный уровень Р.Т. № 276.
8. Рефлексия.
Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким /длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше /хуже
6. Материал урока мне был понятен / непонятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным