Конспект урока по физике Электрическая цепь и ее составляющие части. (8 класс)

Тема урока:Электрическая цепь и её составные части. Тип урока: урок открытия  новых знаний. Данный урок продолжает изучение раздела «Электрический ток», он является связующей частью последующих уроков на которых будут использованы знания и умение полученные на этом уроке. Цель урока: Изучение составных частей электрической цепи, условных обозначений, применяемых на схемах. Задачи урока: •    Образовательные: формирование представлений об электрической цепи, организация усвоения основных понятий...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ошлыкова Людмила Васильевна - учитель физики МАОУ «Лянторская СОШ№7»

Конспект урока по физике Электрическая цепь и ее составляющие части. (8 класс)Конспект урока по физике Электрическая цепь и ее составляющие части. (8 класс)Конспект урока по физике Электрическая цепь и ее составляющие части. (8 класс)Электрическая цепь и ее составные части.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование к уроку: соединительные провода, источник тока (батарейка на 4, 5 В), ключ, лампочка, резистор (набор оборудования на каждую парту); компьютер, проектор

Цели: Изучение составных частей электрической цепи, условных обозначений, применяемых на схемах.
Задачи урока:
Образовательные: Выяснить из каких частей состоит электрическая цепь. Объяснить учащимся назначение каждой части электрической цепи. Познакомить с обозначением элементов электрической цепи, правилами изображения электрических схем, правилами сборки электрических цепей. Закрепить полученные знания путем решения практических задач.
Воспитательные: Сформировать умения использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни. В целях профориентации подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности. Прививать аккуратность, бережное отношение к оборудованию.
Развивающие: развивать умение сравнивать, строить доказательства, обобщать, выдвигать гипотезы, переносить знания в новую ситуацию; выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Ход урока:
1. Организационный момент.

«Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам».

Сегодня вспомним мы о токах

Заряженных частиц, потоках

И про источники, про схемы,

Ученых, чьи умы и руки

Оставили свой след в науке,

Приборы и цепей законы,

Кулоны, Вольты, Ватты, Омы

Решим, расскажем, соберем

Мы с пользой время проведем. ( слайд 2)

Кто ни будь, из вас догадался, что мы будем делать на уроке?

Учащиеся высказывают свои предположения.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Представьте себе, что на мгновение дома гаснет эклектическая лампочка, отключается телевизор, компьютер. Что в таком случае говорят?

Ученик: В проводах исчез электрический ток.

Учитель: А что такое электрический ток?

Ученик: Электрический ток - это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

Учитель: Что означает «упорядоченное» движение заряженных частиц"?

Ученик: Заряженные частицы движутся в одном определенном направлении.

Учитель: Каковы условия существования электрического тока?

Ученик: Для того чтобы в проводнике существовал электрический ток, необходимо наличие электрически заряженных частиц и электрическое поле, под действием которого частицы приходят в направленное движение.

Учитель: Для чего нам нужен электрический ток?

Ученик: Для того, чтобы работали электроприборы.

Учитель: Для того чтобы работали электроприборы необходимы... ( учащиеся продолжают фразу) источники тока.( слайд 3)

Давайте с вами вспомним источники тока и фамилии ученых, которые имеют отношение к их открытию. Для этого выполним следующее задание: используя имеющиеся в строках буквы, впишите названия источников тока.

Р

О

Л

Н

О


Е

Е

К

Л

Т


Л

В

Н


Л

Т

(слайд 4)

Ответы:

термоэлемент, фотоэлемент, аккумулятор, Гальвани, Вольт,

Учитель: С какими источником тока чаще всего мы встречаемся в повседневной жизни?

Ученик: В повседневной жизни чаще всего встречаемся с гальваническим элементом (батарейкой) и аккумулятором.

Учитель: В чем состоит принципиальное отличие гальванического элемента от аккумулятора?

Ученик: Гальванический элемент расходует свои ресурсы и современен перестает работать, аккумулятор ресурсы не расходуются.

3. Целепологание.

Учитель: В век электроники, мы можем обойтись без простого электроприбора, как "лампочка"?

Ученик. Если не будет лампочки, то будет вечерами в квартирах темно.

На магнитную доску крепится лампочка.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы лампочка загорелась?

Учащиеся предлагают добавить: источник питания, ключ, соединительные провода.

Учитель: Как назвать совокупность устройств, которые позволили загореться лампочке?

Ученик: Электрическая цепь.

Правильно и темой сегодняшнего урока будет «Электрическая цепь».

Учитель: Можем ли мы в данный момент сказать, что такое электрическая цепь, что она представляет собой?

Ученик: Нет не можем, так как мы не знаем как это сделать.

Учитель: Как мы можем решить данную проблему?

Ученики выдвигают разные решения вопроса.

Учитель: Давай те с вами подумаем, какие " шаги" нужно сделать, для того чтобы собрать ЭЦ?

Ученик: Для того, чтобы собрать электрическую цепь, необходимо знать ее составные части, условные обозначения. Научиться чертить схемы и собирать ЭЦ.

Учитель: Из всего выше сказанного вами вытекают задачи урока.

  • Познакомиться с основными частями электрической цепи и их условными обозначениями на схемах;

  • Научиться чертить схемы электрических цепей;

  • Научиться собирать простейшие электрические цепи.

(слайд 5)

4. Открытие новых знаний.

Учитель: Давай те вместе с вами повторим из каких составных частей (элементов) состоит электрическая цепь?

Ученик:1. источник тока,2. соединительные провода, 3 потребители ( лампочка, электроприборы). 4. замыкающее устройство. ( слайд 6 )

Учитель: Одним из составных частей является потребитель. Приведите примеры потребителей в классе, дома, на парте.

Ученик: дома лампочка, телевизор, компьютер, утюг...; на парте лампочка на подставке.

Учитель: В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от одного из изобретения. Ваши предположения...

Ученик: Это - выключатель.

Учитель: Как вы думаете , в чем заключается его роль?

Ученик: Его роль - в замыкании и размыкании электрической цепи.

Учитель: Теперь попробуйте самостоятельно дать определение ЭЦ (слайд 7).

Учитель: Зная составные части ЭЦ, мы можем начертить ее схему?

Ученик: Да. Можем.

Конспект урока по физике Электрическая цепь и ее составляющие части. (8 класс) Конспект урока по физике Электрическая цепь и ее составляющие части. (8 класс) (слайд 8)

Учитель: Посмотрите на схемы. Что у них разного, а что общего:

Ученик: Одна схема ЭЦ простая, а другая сложная.Общее у них то, что они состоят из составных частей.

Учитель: Для того чтобы начертить схему электрической цепи нужно знать...

Ученик: Нужно знать условные обозначения.

Учитель: Откройте учебник на стр. 205 , рассмотрим таблицу 26. ( слайд 9)

Сравним условные обозначения, которые даны в учебнике и на интерактивной доске. Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы.

Выполним с вами следующее задание:

Расставьте условные обозначения по «местам», соединив стрелкой условные обозначение с названием прибора.

Конспект урока по физике Электрическая цепь и ее составляющие части. (8 класс)(Слайд 10)

Учащиеся выполняют задания на листочках. Один учащийся выходит к доске и соединяет стрелкой условные обозначение с названием прибора. Остальные проверяют правильно ли они выполнили задание.

Учитель: Молодцы. С заданием справились успешно.

Учитель: Попробуйте самостоятельно дать определение " Электрическая схема"

Ученик: Электрическая схема - чертеж, на котором изображены способы соединения электрических приборов в цепь.

Учитель: Просит ученика начертить схему ЭЦ

Учащийся на доске чертить схему электрической цепи.

Учитель поясняет, что чертеж схемы должен быть аккуратным и точным. ( слайд 11)

Демонстрация. сборки цепи. ( помогает учащийся) состоящей из источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов.

Затем собирают электрическую цепь по начерченной схеме на доске и показывают, что лампочка горит, только тогда, когда цепь замкнута.

Электрическая цепь по которой идет ток называется замкнутой. ( слайд 12).

Учитель: Следует уточнить, что же принимают за направление электрического тока?

Ученик: За направление электрического тока принято направление движения положительных частиц от положительного полюса источника к отрицательному.

Демонстрация ЦОР "Сборка электрических цепей".Показ как течет ток в цепи и направление тока.

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba06d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_11.swf)

5. Первичное закрепление.

Скоро вам предстоит задуматься о выборе будущей профессии. Представьте себе, что вы- электрики и пред вами схемы ЭЦ.

Откроем рабочую тетрадь на стр. 133 , № 272 а) и б) у кажите стрелками направление электрического тока.

Рассмотрим рис. 35 и начертим схемы электрических цепей. (два ученика выходят к доске и чертят схемы ЭЦ)

Начинаем электричество, с вами дети изучать,
Только технику безопасности надо строго соблюдать.
Не вставайте из-за парты, есть вопросы, так спроси,
Но не Петю и не Сашу, а учителя зови.
Все приборы аккуратно на столах своих расставь,
Убедись, что ключ разомкнут и тогда соединяй!
Ну а если вы ребята вдруг забудете наказ,
То читайте все на стенде еще много-много раз

Инструктаж по технике безопасности.

Выполнение фронтальной лабораторной работы.

Цель: Собрать электрическую цепь так, чтобы лампочка загорелась. Последовательно с лампочкой включите резистор. Он нужен, чтобы лампочка не так сильно горела
Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе.
Выполнение работы в группах . Составление схемы. Сборка ЭЦ. Учитель проверяет у каждого.
6. Итог урока.

Сегодня на урока мы с вами перенеслись в удивительный мир «Мир электрических цепей и схем». Ваши знания о нем будут расширяться. На следующих уроках мы научимся пользоваться электроизмерительными приборами, собирать и чертить сложные схемы.

Давайте вспомним задачи нашего урока.

Что такое ЭЦ?

Из каких составных частей состоит ЭЦ?

Какие условные обозначения элементов вы запомнили?

Какое направление принято за направление электрического тока в цепи?

Что значит "Цепь замкнута"; "цепь разомкнута"?

Какие схемы ЭЦ бывают?

7. Домашнее задание.

Обязательный уровень: § 33,Р.Т. № 274, повышенный уровень Р.Т. № 276.

8. Рефлексия.

Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени.

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким /длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше /хуже

6. Материал урока мне был понятен / непонятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным



© 2010-2022