• Преподавателю
  • Физика
  • Программа ориентационного курса по физике в 9 классе Свет-удивительное чудо природы

Программа ориентационного курса по физике в 9 классе Свет-удивительное чудо природы

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа ориентационного курса
«Свет - удивительное чудо природы»

18 часов

Физика - биология - экология - химия


Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих естественнонаучный профиль обучения в старшей школе. Курс строится на материале темы по физике, связанной с оптикой и оптическими явлениями; биологией живых организмов и экологией. Курс дополняет изучаемый материал в школьной программе, прививает интерес к изучению физики.

Цель курса

Социально- психологическая:

  • оказать учащимся помощь в принятии решения о выборе профиля дальнейшего обучения.

Академическая:

  • развитие интереса к изучению естественных дисциплин;

  • формирование умений работать в группе;

  • развитие мышления, навыков наблюдения, способностей делать выводы;

  • формирование практических умений.

Задачи курса:

  • - формирование умения планировать свою деятельность;

  • - формирование умений групповой работы;

  • - способствовать развитию интереса к изучению дисциплин естественного цикла;

Резюме

В процессе обучения Вы научитесь:

  • наблюдать и изучать природные явления;

  • описывать результаты наблюдений;

  • доказывать или опровергать полученные результаты;

  • применять источники искусственного света;

  • проводить теоретическое обоснование некоторых явлений.

Программа


Тема 1. История оптики. Природа света. Ньютон и Гюйгенс о свете. Источники света.

Тема 2. Световой поток. Освещенность. Гигиена освещенности.

Практическая работа «Освещенность классных комнат».

Тема 3. Кривые зеркала. Комната смеха. Профессии, в которых используются зеркала (врач, шофер, таможенник, автоинспектор и т.д.).

Практическая работа «Исследование столовой ложки (ёлочной игрушки) как оптического прибора.

Тема 4. Преломление света.

«Приподнятость» предметов почти на треть глубины. Как видят водолазы.

Примерные варианты проектов: Неопытные купальщики. Невидимая булавка (опыт). Мир из-под воды.

Лабораторная работа: «Изготовление калейдоскопа»

Тема 5. Зрительно-мозговая деятельность человека.

Зрение двумя глазами. Принцип бинокулярного зрения. Зрение животных и насекомых. Гигиена зрения. Сетчатка и фоторецепторы. Зрительные пигменты. Химия мышечного сокращения.

Тема 6. Оптические приборы. Их назначение.

Лабораторные работы: «Конструирование перископа с изменяющимся полем обзора», «Создание модели бинокля»

Презентация исследовательской деятельности в малых группах.

Тема 7. Цветоощущение и цветодиагностика.

Цвет и настроение. Цвет поднимает настроение. Цвет и темперамент. Цвет в одежде. Тест «Цветомедитация». Цветодиагностика. Цветовое оформление и его воздействие на человека.

Тема 8. Свет служит человеку. Искусственный свет. Люминесцентные лампы, их устройство и работа. Использование источников искусственного света человеком в медицине, в промышленности и сельском хозяйстве. Экономия света. Экологические проблемы использования искусственных источников света человеком.

Проекты: «Расчёт КПД ламп накаливания и газоразрядных ламп»

Тема 9. Свет - голос атомов и звёзд.

Проекты: «Составить диаграмму спектр- светимость для голубых и белых звёзд».

Тема 10. Свет в автоматике. Использование световых пучков для безопасной работы человека на предприятии.

Проекты:

«Сортировка деталей с помощью фотореле»

«Фотоэлектронные устройства охраны»

« Использование фотосопротивления в полиграфической промышленности».

Тема 11. Химия стекла. Производство стекла. Стекло для оптических приборов.

Защита проектов.

Литература


  1. И.Леонидов. Свет несущие.

  2. С.Г. Суворов. О чём рассказывает свет.

  3. Детская энциклопедия.

  4. Г. Шпрокхоф. Эксперимент по курсу элементарной физики.

  5. А.А.Покровский. Физический эксперимент в школе.


© 2010-2022