Методические рекомендации Памятки-инстукции по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







ПАМЯТКИ - ИНСТРУКЦИИ

по оптимизации поисково-творческой деятельности учащихся на занятиях по физике












Как готовиться к уроку-семинару


  1. Проанализируйте план, вопросы и задания, пересмотрите рекомендованную литературу, отберите необходимую.

  2. Внимательно прочитайте текст, сделайте необходимые выписки на карточках (записи удобнее делать на одной стороне карточки).

  3. Во время изучения источников информации найдите в физических словарях, энциклопедиях, словарях иностранных слов объяснение семантики новых или достаточно известных слов, а делая выписку, напишите название источника, укажите автора, год, место издания, издательство, страницы, откуда взята информация.

  4. Пересматривая периодическую прессу (если это рекомендовано), выпишите на карточки примеры к семинару или сделайте вырезки и подклейте в тетрадь.

  5. Продумайте и выберите, в какой форме вы подготовите ответ на вопрос (если это специально не оговорено в задании). Что это будет: короткий или развернутый план, тезисы, конспект, опорный или сигнал-конспект с удобными для вас условными обозначениями, выделением цветом, шрифтом, структурно-логическая схема (СЛС) и т.д.

  6. Проверьте, по всем ли вопросам плана вы подготовили ответ? Умеете ли раскрывать физическое содержание понятий, формул, законов, устанавливать границы их применения? На полях рабочей тетради выпишите вопросы, которые возникли у вас, или подчеркните положения, которые кажутся вам спорными, для того чтобы обговорить их на уроке-семинаре.

Как работать с книгой по физике


  1. Ознакомьтесь с аннотацией и содержанием и сформулируйте для себя, о чем пойдет разговор в тексте.

  2. Вспомните все, что вы уже знаете по этой теме, и поставьте дополнительные вопросы, на которые в тексте будут даны ответы.

  3. Приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием источника, выписывайте непонятные вам термины и высказывания. Попробуйте найти к ним пояснения.

  4. Если непонятным является содержание текста, то подумайте, не связано ли это с ранее пройденным, но не усвоенным или плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из ранее изученного материала мешает понимать текст, и повторите его.

  5. В течение всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании. Проверяйте свои предположения в процессе целенаправленного чтения. Если вы не можете найти ответ на свои вопросы в тексте, попробуйте найти ответы в других источниках.

  6. Читая текст, старайтесь выделять в нем главное и отделить его от второстепенного. Подумайте, в какой части текста выражена главная мысль и что эту мысль объясняет, дополняет, развивает.

  7. В процессе чтения текста составляйте план, сжатый или развернутый конспект. Сопровождайте его рисунками, схемами, чертежами, сравнительными таблицами, отображая основные и существенные моменты и мысли текста. В случае необходимости делайте необходимые выписки.

  8. Рассмотрите и проанализируйте все приведенные в источнике примеры и придумайте свои.

  9. Дайте ответы на вопросы, приведенные в исследуемом источнике или записанные в тетради, предложенные учителем.

  10. Ответив на вопросы, проверьте по источнику правильность своего ответа, его глубину и полноту.

Как изучать физические явления


  1. Показать явление, выяснить условия его возникновения и течения на качественном уровне. Установить, в чем состоит его сущность. Подчеркнуть его объективный характер, независимость от наших знаний о нем. Обратить внимание на необходимость его анализа. К какому типу взаимодействий принадлежит данное явление? Какие системы взаимодействуют? В чем оно проявляется?

  2. Описать явление качественно, выделив существенные стороны.

  3. Выбрать систему отсчета, в которой будет проводиться анализ явления. Для этого необходимо посмотреть, как выглядит явление с точки зрения разных наблюдателей, в разных системах отсчета. Определить, какая связь величин выглядит проще и доступнее для экспериментального описания.

  4. Ввести количественные характеристики отдельных сторон явления, проследить за их изменениями во времени и пространстве, установить их взаимосвязь - особые закономерности. Какие модели и исследования используются во время объяснения явления?

  5. Провести анализ закономерностей (законов), которые описывают явление, используя экспериментальные и теоретические средства. Старайтесь представить закономерности с помощью числовых последовательностей, диаграмм, графиков, аналитических выражений, сопровождая свои рассуждения словесным описанием и формулами.

  6. Установить взаимосвязь закономерностей (законов), которые изображают явление, и получить новые зависимости и связи теоретическим и экспериментальным путем.

  7. Попробовать представить изображение явления в разных системах отсчета, то есть сравнить их характеристики, числовые значения, характер изменений, закономерности (законы). Выяснить, что остается постоянным, одинаковым, а что изменяется и каким образом. Сделать соответствующий вывод, аргументировав его.

  8. Сформулировать сущность явления, используя разные средства изображения, и попытаться обобщить отдельные закономерности в более общей формуле - теории явления. Полезно попробовать на основе этой теории явления дать объяснение отдельным фактам.

  9. Проверить соответствие теории и полученных в ходе исследования данных.

  10. Показать научное значение теории явления, указав на сильные и слабые стороны, область применения той модели, что ею описывается. Раскрыть ценность её использования на практике.

Как изучать физические понятия


  1. Четкое выделение рассмотренного свойства или объекта, определенной стороны явления - качественное описание сущности (в чем она состоит); демонстрация общности для группы однофазных предметов; доказательство на опытах и теоретическое обоснование реальности его существования, необходимость понятия, которое отражает рассматриваемое свойство.

  2. Выбор системы отсчета, в которой будет происходить введение данного понятия и величин, которые его характеризуют. Скалярные это величины или векторные? Как в этом убедиться?

  3. Поиск количественной меры понятия. Мера дает способ количественной оценки понятия и во многих случаях может служить видовым признаком определения.

  4. Словесная формулировка определения должно содержать ближайшее родственное понятие, которое показывает, что данная величина характеризует и видовые признаки, которыми могут служить его меры названия.

  5. Условные обозначения и запись формулы определения.

  6. Определение единиц измерения. Примеры числовых значений и их определение.

  7. Способы практического измерения. По какой формуле (формулам) можно определить. Связь с какими величинами выражает формула?

  8. Связь данной величины с другими, личными характеристиками объекта и явлений, её математическое выражение, которое показывает от чего и как она зависит. Изображение этих связей графически, диаграммами, эмпирически, таблицами и т.п.

  9. Границы применения понятия (они могут быть как качественными, так и количественными).

10.Практическое и теоретическое значение понятия.

Как проводить наблюдения по физике


  1. Осознать цель наблюдения.

  2. Создать условия, необходимые для проведения наблюдения, познакомиться с объектом наблюдения.

  3. Поставить и сформулировать проблему, продумать виды деятельности во время проведения наблюдения.

  4. Провести наблюдение (в случае необходимости несколько раз).

  5. Обнаружив побочные факты и факторы, учтите их.

  6. Зафиксируйте результаты наблюдения, тщательно продумав рациональный способ фиксации.

  7. Провести анализ данных проведенного наблюдения, установить связи, систематизировать и обобщить результаты.

  8. Сформулировать выводы практического и теоретического характера.

Как выполнять физические эксперименты


  1. Сформулировать цель эксперимента.

  2. Определить оптимальные условия, необходимые для его проведения.

  3. Разработать принципиальную схему эксперимента, его технологическую карту.

  4. Обосновать план проведения эксперимента, способ фиксации результатов.

  5. Собрать установку для проведения эксперимента. Знать назначение, устройство и принцип действия используемых приборов.

  6. Провести эксперимент (в случае необходимости несколько раз), зафиксировав при этом результаты измерений. Знать единицы измерения физических величин, их обозначение.

  7. Во время проведения эксперимента учитывать посторонние факторы и устранять их вредное воздействие (или уменьшить). Уметь фиксировать результаты измерений, выбирать рациональный способ записи результатов измерений, анализировать результаты измерений, интерпретировать их.

  8. Сделать качественный и количественный анализ полученных данных, сделать выводы из эксперимента.

Как использовать физические модели


  1. Какая физическая система или явление моделируются?

  2. Какая это модель - идеальная или материальная?

  3. На основании каких экспериментальных данных вводится модель?

  4. В чем состоит сущность модели? Каковы её свойства?

  5. Классическая она или квантовая? Математическая или материализованная? Микро- или макроскопичная?

  6. Во время изучения какой теории явлений она используется?

  7. Какие выводы можно сделать об адекватности модели? Каковы её недочеты? Достоинства?

  8. Известны ли другие модели данной физической системы? В чем их сущность?

  9. Какие недостатки модели воздействуют на границы применения результатов теории?

  10. Во время изучения каких вопросов курса физики можно использовать данную модель.

Как изучать физические законы


  1. Показать реальность связи сторон явления, исходя из наблюдений, экспериментальных исследований или теоретических размышлений. Выяснить, в чем состоит эта связь в разных условиях; показать необходимость его количественного описания.

  2. Представить и выделить количественные и качественные характеристики сторон исследуемого явления, обговорив их содержание и значение, условные обозначения, единицы измерения, способы практического определения. Выбрать систему отсчета, в которой будет рассматриваться исследуемый закон.

  3. Установить связь между рассмотренными (исследуемыми) величинами, отыскать математическую формулу связи, записав её в условных обозначениях и аналитической форме. Связь между какими явлениями выражает закон? Для какого типа взаимодействия он установлен?

  4. Дать словесную формулировку закона и проанализировать его. Можно ли данный закон сформулировать иначе?

  5. Попробовать дать объяснение закона с позиции более общих положений теории. Выяснить, возможны ли какие-либо другие его формулировки. Установить связь с другими законами.

  6. Представить вид закона в разных системах отсчета, для чего рассмотреть, как изменяются величины, которые есть в законе, сам вид закона при переходе из одной системы отсчета в другую.

  7. Попробовать выяснить сферу и условия применения закона. Обычно границы применения того или иного закона могут быть установлены путем сопоставления с экспериментальными данными, с выводами теории, из которой следует, от чего и как зависит та или иная величина. Исходя из этого, попробуйте определить границы применения исследуемого закона.

  8. Рассмотрев научное и практическое значение закона, сделайте основные выводы. Какие способы применения закона на практике?

Как изучать физические теории


  1. Указать основные исследуемые факты в виде явлений и их закономерностей и показать необходимость обобщения в единую систему знаний о данном классе явлений природы. Обратить внимание на историю возникновения теории и роль ученых, которые принимали участие в её разработке, и на общие исторические условия развития теории.

  2. Представить качественную модель рассмотренного класса явлений, выделив основные признаки, которые необходимо характеризовать количественно.

  3. Вывести количественные характеристики объектов и явлений, дать с их помощью описание основных положений предыдущего пункта.

  4. Какая это теория: а) классическая, квантовая или релятивистская; б) феноменологическая или макроскопическая?

  5. Выявить существенные исследуемые закономерности из общих теоретических положений и объяснить их. Выяснить, что нового вносит теория в понимание эксперимента, а именно: в понимание физических величин, их связей, чем они определяются и почему. Используя теорию, попробовать получить числовые коэффициенты и сравнить их с полученными в ходе эксперимента.

  6. Проанализировать соответствие теоретических данных и данных, полученных в ходе эксперимента с целью определения границ применения теории, используя в полном объеме возможности количественной модели. Попробовать выяснить причины расхождений, если они существуют, и возможности их устранения.

  7. Необходимым элементом анализа теории является рассмотрение её основных положений в разных системах отсчета, поиск инвариантных величин и выражений. Результаты обсуждения помогут полнее представить границы и сферы рационального применения теории.

  8. Показать на примерах возможность применения теории для описания явлений, которые входят в сферу действия теории.

  9. С какими другими теориями связана?

  10. Назвать основные следствия из теории. Какие законы, которые вытекают из неё, могут быть сформулированы дедуктивным путем?

Как измерять физические величины


  1. Знать назначение, принцип действия прибора, его возможности, уметь подобрать дополнительную опору, шунт для расширения границ, измерения прибора, подготовить его к работе.

  2. Знать единицы измерения физических величин, их определения.

  3. Уметь дать исчерпывающую характеристику измерительного прибора по его внешнему виду.

  4. Определить точность, цену деления прибора, границу измерения, ошибки.

  5. Снять правильно показания приборов. Зафиксировать результаты измерений.

  6. Выбрать наиболее рациональный способ записи результатов измерений, обосновать его.

  7. Проанализировать результаты измерений, интерпретировать их, сделать выводы, сформулировать выявленные закономерности.

Составитель: Чертенкова Елена Ивановна, заведующая заочным отделением Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна


© 2010-2022