- Преподавателю
- Физика
- Методические рекомендации Памятки-инстукции по физике
Методические рекомендации Памятки-инстукции по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чертенкова Е.И. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПАМЯТКИ - ИНСТРУКЦИИ
по оптимизации поисково-творческой деятельности учащихся на занятиях по физике
Как готовиться к уроку-семинару
-
Проанализируйте план, вопросы и задания, пересмотрите рекомендованную литературу, отберите необходимую.
-
Внимательно прочитайте текст, сделайте необходимые выписки на карточках (записи удобнее делать на одной стороне карточки).
-
Во время изучения источников информации найдите в физических словарях, энциклопедиях, словарях иностранных слов объяснение семантики новых или достаточно известных слов, а делая выписку, напишите название источника, укажите автора, год, место издания, издательство, страницы, откуда взята информация.
-
Пересматривая периодическую прессу (если это рекомендовано), выпишите на карточки примеры к семинару или сделайте вырезки и подклейте в тетрадь.
-
Продумайте и выберите, в какой форме вы подготовите ответ на вопрос (если это специально не оговорено в задании). Что это будет: короткий или развернутый план, тезисы, конспект, опорный или сигнал-конспект с удобными для вас условными обозначениями, выделением цветом, шрифтом, структурно-логическая схема (СЛС) и т.д.
-
Проверьте, по всем ли вопросам плана вы подготовили ответ? Умеете ли раскрывать физическое содержание понятий, формул, законов, устанавливать границы их применения? На полях рабочей тетради выпишите вопросы, которые возникли у вас, или подчеркните положения, которые кажутся вам спорными, для того чтобы обговорить их на уроке-семинаре.
Как работать с книгой по физике
-
Ознакомьтесь с аннотацией и содержанием и сформулируйте для себя, о чем пойдет разговор в тексте.
-
Вспомните все, что вы уже знаете по этой теме, и поставьте дополнительные вопросы, на которые в тексте будут даны ответы.
-
Приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием источника, выписывайте непонятные вам термины и высказывания. Попробуйте найти к ним пояснения.
-
Если непонятным является содержание текста, то подумайте, не связано ли это с ранее пройденным, но не усвоенным или плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из ранее изученного материала мешает понимать текст, и повторите его.
-
В течение всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании. Проверяйте свои предположения в процессе целенаправленного чтения. Если вы не можете найти ответ на свои вопросы в тексте, попробуйте найти ответы в других источниках.
-
Читая текст, старайтесь выделять в нем главное и отделить его от второстепенного. Подумайте, в какой части текста выражена главная мысль и что эту мысль объясняет, дополняет, развивает.
-
В процессе чтения текста составляйте план, сжатый или развернутый конспект. Сопровождайте его рисунками, схемами, чертежами, сравнительными таблицами, отображая основные и существенные моменты и мысли текста. В случае необходимости делайте необходимые выписки.
-
Рассмотрите и проанализируйте все приведенные в источнике примеры и придумайте свои.
-
Дайте ответы на вопросы, приведенные в исследуемом источнике или записанные в тетради, предложенные учителем.
-
Ответив на вопросы, проверьте по источнику правильность своего ответа, его глубину и полноту.
Как изучать физические явления
-
Показать явление, выяснить условия его возникновения и течения на качественном уровне. Установить, в чем состоит его сущность. Подчеркнуть его объективный характер, независимость от наших знаний о нем. Обратить внимание на необходимость его анализа. К какому типу взаимодействий принадлежит данное явление? Какие системы взаимодействуют? В чем оно проявляется?
-
Описать явление качественно, выделив существенные стороны.
-
Выбрать систему отсчета, в которой будет проводиться анализ явления. Для этого необходимо посмотреть, как выглядит явление с точки зрения разных наблюдателей, в разных системах отсчета. Определить, какая связь величин выглядит проще и доступнее для экспериментального описания.
-
Ввести количественные характеристики отдельных сторон явления, проследить за их изменениями во времени и пространстве, установить их взаимосвязь - особые закономерности. Какие модели и исследования используются во время объяснения явления?
-
Провести анализ закономерностей (законов), которые описывают явление, используя экспериментальные и теоретические средства. Старайтесь представить закономерности с помощью числовых последовательностей, диаграмм, графиков, аналитических выражений, сопровождая свои рассуждения словесным описанием и формулами.
-
Установить взаимосвязь закономерностей (законов), которые изображают явление, и получить новые зависимости и связи теоретическим и экспериментальным путем.
-
Попробовать представить изображение явления в разных системах отсчета, то есть сравнить их характеристики, числовые значения, характер изменений, закономерности (законы). Выяснить, что остается постоянным, одинаковым, а что изменяется и каким образом. Сделать соответствующий вывод, аргументировав его.
-
Сформулировать сущность явления, используя разные средства изображения, и попытаться обобщить отдельные закономерности в более общей формуле - теории явления. Полезно попробовать на основе этой теории явления дать объяснение отдельным фактам.
-
Проверить соответствие теории и полученных в ходе исследования данных.
-
Показать научное значение теории явления, указав на сильные и слабые стороны, область применения той модели, что ею описывается. Раскрыть ценность её использования на практике.
Как изучать физические понятия
-
Четкое выделение рассмотренного свойства или объекта, определенной стороны явления - качественное описание сущности (в чем она состоит); демонстрация общности для группы однофазных предметов; доказательство на опытах и теоретическое обоснование реальности его существования, необходимость понятия, которое отражает рассматриваемое свойство.
-
Выбор системы отсчета, в которой будет происходить введение данного понятия и величин, которые его характеризуют. Скалярные это величины или векторные? Как в этом убедиться?
-
Поиск количественной меры понятия. Мера дает способ количественной оценки понятия и во многих случаях может служить видовым признаком определения.
-
Словесная формулировка определения должно содержать ближайшее родственное понятие, которое показывает, что данная величина характеризует и видовые признаки, которыми могут служить его меры названия.
-
Условные обозначения и запись формулы определения.
-
Определение единиц измерения. Примеры числовых значений и их определение.
-
Способы практического измерения. По какой формуле (формулам) можно определить. Связь с какими величинами выражает формула?
-
Связь данной величины с другими, личными характеристиками объекта и явлений, её математическое выражение, которое показывает от чего и как она зависит. Изображение этих связей графически, диаграммами, эмпирически, таблицами и т.п.
-
Границы применения понятия (они могут быть как качественными, так и количественными).
10.Практическое и теоретическое значение понятия.
Как проводить наблюдения по физике
-
Осознать цель наблюдения.
-
Создать условия, необходимые для проведения наблюдения, познакомиться с объектом наблюдения.
-
Поставить и сформулировать проблему, продумать виды деятельности во время проведения наблюдения.
-
Провести наблюдение (в случае необходимости несколько раз).
-
Обнаружив побочные факты и факторы, учтите их.
-
Зафиксируйте результаты наблюдения, тщательно продумав рациональный способ фиксации.
-
Провести анализ данных проведенного наблюдения, установить связи, систематизировать и обобщить результаты.
-
Сформулировать выводы практического и теоретического характера.
Как выполнять физические эксперименты
-
Сформулировать цель эксперимента.
-
Определить оптимальные условия, необходимые для его проведения.
-
Разработать принципиальную схему эксперимента, его технологическую карту.
-
Обосновать план проведения эксперимента, способ фиксации результатов.
-
Собрать установку для проведения эксперимента. Знать назначение, устройство и принцип действия используемых приборов.
-
Провести эксперимент (в случае необходимости несколько раз), зафиксировав при этом результаты измерений. Знать единицы измерения физических величин, их обозначение.
-
Во время проведения эксперимента учитывать посторонние факторы и устранять их вредное воздействие (или уменьшить). Уметь фиксировать результаты измерений, выбирать рациональный способ записи результатов измерений, анализировать результаты измерений, интерпретировать их.
-
Сделать качественный и количественный анализ полученных данных, сделать выводы из эксперимента.
Как использовать физические модели
-
Какая физическая система или явление моделируются?
-
Какая это модель - идеальная или материальная?
-
На основании каких экспериментальных данных вводится модель?
-
В чем состоит сущность модели? Каковы её свойства?
-
Классическая она или квантовая? Математическая или материализованная? Микро- или макроскопичная?
-
Во время изучения какой теории явлений она используется?
-
Какие выводы можно сделать об адекватности модели? Каковы её недочеты? Достоинства?
-
Известны ли другие модели данной физической системы? В чем их сущность?
-
Какие недостатки модели воздействуют на границы применения результатов теории?
-
Во время изучения каких вопросов курса физики можно использовать данную модель.
Как изучать физические законы
-
Показать реальность связи сторон явления, исходя из наблюдений, экспериментальных исследований или теоретических размышлений. Выяснить, в чем состоит эта связь в разных условиях; показать необходимость его количественного описания.
-
Представить и выделить количественные и качественные характеристики сторон исследуемого явления, обговорив их содержание и значение, условные обозначения, единицы измерения, способы практического определения. Выбрать систему отсчета, в которой будет рассматриваться исследуемый закон.
-
Установить связь между рассмотренными (исследуемыми) величинами, отыскать математическую формулу связи, записав её в условных обозначениях и аналитической форме. Связь между какими явлениями выражает закон? Для какого типа взаимодействия он установлен?
-
Дать словесную формулировку закона и проанализировать его. Можно ли данный закон сформулировать иначе?
-
Попробовать дать объяснение закона с позиции более общих положений теории. Выяснить, возможны ли какие-либо другие его формулировки. Установить связь с другими законами.
-
Представить вид закона в разных системах отсчета, для чего рассмотреть, как изменяются величины, которые есть в законе, сам вид закона при переходе из одной системы отсчета в другую.
-
Попробовать выяснить сферу и условия применения закона. Обычно границы применения того или иного закона могут быть установлены путем сопоставления с экспериментальными данными, с выводами теории, из которой следует, от чего и как зависит та или иная величина. Исходя из этого, попробуйте определить границы применения исследуемого закона.
-
Рассмотрев научное и практическое значение закона, сделайте основные выводы. Какие способы применения закона на практике?
Как изучать физические теории
-
Указать основные исследуемые факты в виде явлений и их закономерностей и показать необходимость обобщения в единую систему знаний о данном классе явлений природы. Обратить внимание на историю возникновения теории и роль ученых, которые принимали участие в её разработке, и на общие исторические условия развития теории.
-
Представить качественную модель рассмотренного класса явлений, выделив основные признаки, которые необходимо характеризовать количественно.
-
Вывести количественные характеристики объектов и явлений, дать с их помощью описание основных положений предыдущего пункта.
-
Какая это теория: а) классическая, квантовая или релятивистская; б) феноменологическая или макроскопическая?
-
Выявить существенные исследуемые закономерности из общих теоретических положений и объяснить их. Выяснить, что нового вносит теория в понимание эксперимента, а именно: в понимание физических величин, их связей, чем они определяются и почему. Используя теорию, попробовать получить числовые коэффициенты и сравнить их с полученными в ходе эксперимента.
-
Проанализировать соответствие теоретических данных и данных, полученных в ходе эксперимента с целью определения границ применения теории, используя в полном объеме возможности количественной модели. Попробовать выяснить причины расхождений, если они существуют, и возможности их устранения.
-
Необходимым элементом анализа теории является рассмотрение её основных положений в разных системах отсчета, поиск инвариантных величин и выражений. Результаты обсуждения помогут полнее представить границы и сферы рационального применения теории.
-
Показать на примерах возможность применения теории для описания явлений, которые входят в сферу действия теории.
-
С какими другими теориями связана?
-
Назвать основные следствия из теории. Какие законы, которые вытекают из неё, могут быть сформулированы дедуктивным путем?
Как измерять физические величины
-
Знать назначение, принцип действия прибора, его возможности, уметь подобрать дополнительную опору, шунт для расширения границ, измерения прибора, подготовить его к работе.
-
Знать единицы измерения физических величин, их определения.
-
Уметь дать исчерпывающую характеристику измерительного прибора по его внешнему виду.
-
Определить точность, цену деления прибора, границу измерения, ошибки.
-
Снять правильно показания приборов. Зафиксировать результаты измерений.
-
Выбрать наиболее рациональный способ записи результатов измерений, обосновать его.
-
Проанализировать результаты измерений, интерпретировать их, сделать выводы, сформулировать выявленные закономерности.
Составитель: Чертенкова Елена Ивановна, заведующая заочным отделением Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна