Рабочая программа по физике 11 класс (3 часа в неделю)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.   Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовате...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физике

для 11 класс

1О5 часов (3 часа в неделю)

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа


Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (базовый уровень) и авторской программы Г.Я.Мякишева 2006 года (сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., М. «Просвещение» 2006г.) рекомендованный Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004 г.), с учетом методических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, изложенных в «Методическом письме о преподавании физики в общеобразовательных учреждения Мурманской области 2009-2010 учебном году в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года». Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)


Данный курс физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся, приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие:


  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы»;


  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно - научной информации;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Целями изучения физики

в средней (полной) школе являются:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;


  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;


  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества,


  • эффективного и безопасного использования различных технических устройств;


  • овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у обучающихся в процессе изучения физики, проявляются:

- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

- правильного использования физической терминологии и символики;

- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении физике в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

- в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.

В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться на базовом уровне:

  • в познавательной сфере:

- давать определения изученным понятиям;

- называть основные положения изученных теорий и гипотез;

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

- структурировать изученный материал;

- интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

- применять приобретённые знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • в ценностно-ориентационной сфере - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

  • в трудовой сфере - проводить физический эксперимент; в сфере физической культуры - оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами;

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Физика как учебный предмет является основой естественно - научного образования, философии, естествознания и политехнической подготовки учащихся в условиях научно- технического прогресса.

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта.

Обязательные результаты изучения курса «Физика»:

  • реализация деятельностного и личностно - ориентированного подходов;

  • освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

  • овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой, составленной на основе авторской программы Г.Я.Мякишева.

Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса. Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение темы и демонстрируется еще один аспект единства природы.

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа шире образовательного стандарта, соблюдается преемственность с любым предыдущим курсом физики 7 - 9 класса, ее отличает полнота представления содержания, краткость курса физики, простота и доступность изложения материала.

В предлагаемой программе представлены 6 основных разделов.

Курс начинается с темы «Основы электродинамики», основным содержанием является взаимодействие токов, магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. Вектор магнитной индукции Правило буравчика. Закон Ампера, Сила Ампера. Правило левой руки. Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

В теме «Колебания и волны» учащиеся должны уметь объяснять работу колебательного контура, получение переменного тока и применение, уметь решать задачи по теме.

В разделе «Оптика» учащиеся должны уметь объяснять природу возникновения световых явлений, определения скорости света, понимать смысл физических законов: принцип Гюйгенса, закон отражения света, закон преломления света, выполнять построение в плоском зеркале и линзе, выполнять измерение показателя преломления стекла. Понимать смысл физических явлений: дисперсия, интерференция, дифракция света.

В разделе «Атомная физика» изучаются физические величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс), учащиеся должны знать законы фотоэффекта. Знать строение атома по Резерфорду, понимать квантовые постулаты Бора.

В разделе «Физика атомного ядра» изучаются такие понятия как «атом», «атомное ядро», «ядерные силы», «Энергия связи атомных ядер», «дефект масс», уметь решать задачи по теме.

В разделе «Элементы развития Вселенной» необходимо знать строение Солнечной системы, описывать движение небесных тел, знать смысл понятий: планета, звезда, описывать Солнце как источник жизни на Земле, знать источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Изменения, внесённые в авторскую программу Г.Я.Мякишева. В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 70 часов из расчета 35 рабочих недели, а в 2013-2014 г. выделен 1 ч школьного компонента, то программа составлена на 105 часов.

В связи с увеличением часов на прохождение программы возникла необходимость уменьшить генерализацию. Поэтому использованы названия тем уроков в соответствии с учебником Мякишева Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика 11 класс», Москва, «Просвещение» 2011 и названной программой.

Эти 35 часов используются на решение задач, более глубокое изучение тем, а также в связи с тем, что не изучается астрономия, выделены часы на изучение «Элементов развития Вселенной».

Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю из расчёта 35 рабочих недели).

Срок реализации программы: один год.

Формы, методы, технологии обучения.

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице

Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи

5

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде - в «буквенных» обозначениях;

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Основы электродинамики

Магнитное поле

1.1-1.5. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция

2.1-2.6. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Фронтальные лабораторные работы

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Колебания и волны

3.1-3.6. Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

4.1-4.10. Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

5.1-5.2. Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

6.1-6.4. Механические волны. Продольные и поперечные волны Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

7.1-7.7. Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Фронтальная лабораторная работа

Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Оптика

8.1.-8.10. Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения.

9.1- 9.8. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.

10.1-10.5. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Фронтальные лабораторные работы

Измерение показателя преломления стекла.

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Измерение длины световой волны.

Наблюдение интерференции и дифракции света.

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Основы специальной теории относительности

11.1-11.4. Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

Квантовая физика

12.1-12.7. Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

13.1-13.2. Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

14.1-14.7. Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.

Фронтальная лабораторная работа

Изучение треков заряженных частиц.

16.1-16.4. Строение и эволюция Вселенной

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

15.1. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.

Фронтальная лабораторная работа

Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.

Обобщающее повторение

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

Список контрольных работ:

Контрольная работа №1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция »

Контрольная работа №2 «Электромагнитные колебания и волны»

Контрольная работа №3 «Геометрическая оптика»

Контрольная работа №4 по теме «Элементы специальной теории относительности и квантовой физики»

Контрольная работа №5 по теме «Атом и атомное ядро»

Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение самостоятельных и тестовых работ, занимающих от 10 до 25 минут.

Список лабораторных работ:

Лабораторная работа №1 по теме «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Лабораторная работа № 2 по теме «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа № 3 по теме «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

Лабораторная работа № 4 по теме «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа № 5 по теме «Определение оптической силы линзы и фокусного расстояния собирающей линзы»

Лабораторная работа № 6 по теме «Измерение длины световой волны»

Календарно - тематическое планирование по физике в 11 классе


№ п/п

Раздел

программы

Тема урока

Кол-во уроков

Основные

виды

учебной

деятельности

обучающихся

Дата

План

Факт

Основы электро-

динамики

14

1/1

Глава 1. Магнитное поле

Вводный инструктаж по ТБ. Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

5

Применять правило буравчика для определения направления линий магнитного поля и направления тока в проводнике.

2.09.

2/2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Проведение эксперимента.

Работа в парах.

2.09.

3/3

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.

Понимать смысл закона Ампера и силы Ампера как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Ампера (линий магнитного поля, направления тока в проводнике)

6.09.

4/4

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

Уметь вычислять F Лоренца и определять ее направление, особенности действия Fл

9.09.

5/5

Решение задач по темам сила Ампера, сила Лоренца

Систематизация знаний

9.09.

6/1

Глава 2. Электро-

магнитная индукция

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток.

8


13.09.

7/2

Направление индукционного тока. Правило Ленца

Понимать смысл явления электромагнитной индукции, закона электромагнитной индукции, магнитного потока как физической величины.

Правило Ленца

16.09.

8/3

Закон электромагнитной индукции.


16.09.

9/4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Проведение эксперимента.

Работа в парах.

20.09.

10/5

ЭДС индукции в движущихся проводниках.


23.09.

11/6

Самоиндукция. Индуктивность.

1) Сущность явления самоиндукции - объяснение закона электромагнитной индукции и правило Ленца

2) понятие индуктивности - физ. смысл

3) ε самоиндукции

4) уметь привести примеры учета и применения

23.09.

12/7

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.


Понимать смысл физических величин и понятий: энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

27.09.

13/8

Обобщение. Подготовка к контрольной работе.

Систематизация знаний

30.09.

14


Контрольная работа №1 « Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

1


30.09.


Колебания и волны


28


15/1

Глава 3. Механические колебания

Анализ контрольной работы.

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний. Математический маятник.

7

Демонстрация учащимися свободных и вынужденных колебаний при помощи математического маятника, наблюдение резонанса на макете с математическими маятниками

4.10.

16/2

Динамика колебательного движения.

7.10.

17/3

Гармонические колебания.

7.10.

18/4

Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях.

11.10.

19/5

Вынужденные колебания. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним.

14.10.

20/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

Ведение эксперимента.

Работа в парах.

14.10.

21/7

Решение задач по теме «Механические колебания»

Систематизация знаний

18.10.

22/1

Глава 4. Электро-

магнитные колебания

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

9


21.10.

23/2

Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний.

Применение формулы Томсона к решению задач.

21.10.

24/3

Решение задач.

Систематизация знаний

25.10.

25/4

Переменный электрический ток.


28.10.

26/5

Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения.

Составление сводной таблицы

28.10.

27/6

Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока

1.11.

28/7

Решение задач.


11.11.

29/8

Резонанс в электрической цепи.


11.11.

30/9

Обобщение по теме «Электромагнитные колебания»

Систематизация знаний, составление сводной таблицы по пройденной теме.

15.11.

31/1

Глава 5. Производство, передача и использование электрической энергии

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

2

Изучение видов трансформаторов.

18.11.

32/2

Производство, использование и передача электроэнергии.

Работа с таблицей

18.11.

33/1

Глава 6. Механические волны

Волновые явления. Распространение механических волн.

4

Наблюдение волны при помощи волновой машины.

Решение задач

22.11.

34/2

Длина волны. Скорость волны. Уравнение гармонической бегущей волны.

25.11.

35/3

Распространение волн в упругих средах.


25.11.

36/4

Решение задач.

Систематизация знаний

29.11.

37/1

Глава 7.

Электромагнитные волны

Что такое электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн.

5

Просмотр видеоролика опытов Герца

2.12.

38/2

Изобретение радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи.

Подготовка индивидуальных сообщений

2.12.

39/3

Свойства электромагнитных волн.


6.12.


40/4

Распространение радиоволн. Радиолокация.

Работа с таблицей

9.12.


41/5

Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

9.12.


42


Контрольная работа №2 «Электромагнитные колебания и волны»

1


13.12.



Оптика






43/1

Глава 8. Световые волны

Анализ контрольной работы. Скорость света.

15

Работа с книгой - знакомство с развитием теории взглядов на природу света.

16.12.


44/2

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

Демонстрация отражения света. Выполнять построение изображений в плоском зеркале. Решение задачи.

16.12.


45/3

Закон преломления света. Полное отражение.

Демонстрация преломления света

20.12.


46/4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления»

Индивидуальная работа

23.12.


47/5

Решение задач.

Систематизация знаний

23.12.


48/6

Линза. Построение изображений, даваемых линзами. Формула тонкой линзы.

Построение изображений, даваемых линзой

27.12.


49/7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Определение оптической силы линзы и фокусного расстояния собирающей линзы»

Индивидуальная работа

13.01.


50/8

Контрольная работа №3 «Геометрическая оптика»


13.01.


51/9

Анализ контрольной работы. Дисперсия света


17.01.


52/10

Интерференция механических волн.


20.01.


53/11

Интерференция света. Некоторые применения интерференции.

Понимать смысл физических явлений: интерференция, дифракция.

Получать спектр с помощью дифракционной решетки.

20.01.


54/12

Дифракция механических волн. Дифракция света. Дифракционная решётка.

24.01.


55/13


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны»

Индивидуальная работа

27.01.


56/14


Поперечность световых волн и электромагнитная теория света


27.01


57/15


Обобщение по теме «Световые волны»


31.01.


58/1

Глава 10. Излучение и спектры

Виды излучений. Источники света. Спектральный анализ.

3

Знать свойства инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Работа со шкалой электромагнитных волн

3.02.


59/2

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.

3.02.


60/3

Шкала электромагнитных излучений.

Обобщающее занятие.

7.02.


61/1

Глава 9. Элементы теории относительности

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности.

3


10.02.


62/2

Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности.

Решение задач на относительность движения.

10.02.


63/3

Элементы релятивистской динамики.


14.02.



Квантовая физика


21




64/1

Глава 11. Световые кванты

Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

3

Решение задач на фотоэффект

17.02.


65/2

Фотоны.


17.02.


66/3

Решение задач.

Решение задач.

21.02.


67


Контрольная работа №4 по теме «Элементы специальной теории относительности и квантовой физики»

1


24.02.


68/1

Глава 12. Атомная физика

Анализ контрольной работы.

Строение атома. Опыты Резерфорда.

2

Работа с таблицей

24.02.


69/2

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.


28.02.


70/1


Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности.



3.03.


71/2

Глава 13,14. Физика атомного ядра. Элементарные частицы

Альфа-,бета- и гамма-излучение. Радиоактивные превращения

15

Индивидуальное сообщение

3.03.


72/3

Закон радиоактивного распада. Изотопы.


7.03.


73/4

Решение задач.


10.03.


74/5

Открытие нейтрона.


10.03.


75/6

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

Рассмотрение модели строения атомного ядра

14.03.


76/7

Решение задач

Систематизация знаний

17.03.


77/8

Ядерные реакции.

Решение ядерных реакций

17.03.


78/9

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

Работа с таблицей

21.03.


7910

Ядерный реактор

4.04.


80/11

Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии


7.04.


81/12

Биологическое действие радиоактивных­ излучений.

Индивидуальные сообщения

7.04.


82/13

Три этапа в развитии физики элементарных частиц

11.04.


83/14

Решение задач

Систематизация знаний

14.04.


84/15

Контрольная работа №5 «Атом и атомное ядро»


14.04.



Астрономия


11




85/1

Глава 15. Солнечная система

Анализ контрольной работы.

Видимые движения небесных тел. Законы движения планет.

3

1. Изучение модели Земля-Луна.

2. Составление сводных таблиц

3. Подготовка индивидуальных сообщений.

18.04.


86/2

Система Земля-Луна.

21.04.


87/3

Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

21.04.


88/1


Солнце


25.04.


89/2

Глава 16. Солнце и звёзды

Основные характеристики звёзд

28.04.


90/3

Внутреннее строение Солнца и звёзд главной последовательности.

4

2.05.


91/4

§123 Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.

5.05.


92/1

Глава 17. Строение Вселенной

§124 Млечный Путь - наша Галактика.

3

5.05.


93/2

§125 Галактики

12.05.


94/3

§126 Строение и эволюция Вселенной

12.05.


95/4

§127 Единая физическая картина мира.


16.05.



Повторение




19.05.







19.05.







23.05.

































































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:


  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:


  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

23

© 2010-2022