- Преподавателю
- Физика
- Статья. Проблема развития материально-технической базы, пути их решения
Статья. Проблема развития материально-технической базы, пути их решения
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ратникова Т.Б. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор Ратникова Татьяна Борисовна, преподаватель,
ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно - экономический колледж»
Проблема развития материально-технической базы, пути их решения.
К одним из основных задач обучения физике относятся: овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, о возможностях применения физических законов в технике и технологии, решение которых невозможно решить полностью без наличия учебного кабинета, оснащенного мебелью, соответствующим оборудованием, приспособлением, различными наглядными пособиями. Физика - экспериментальная наука. Для успешной реализации экспериментального метода обучения необходима достаточная учебно-материальная база, которая формируется в школьном кабинете физики. Современный кабинет должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Кабинет нельзя создать за короткое время. Кабинет создается постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет. Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета должно отвечать определенным требованиям. Проведя анализ состояния кабинета физики за период 2004-2010 учебных годов и 2010-2013 учебных годов, я сделала следующие выводы: - на протяжении ряда лет материально-техническая база кабинета физики не обновлялась; - имеющееся оборудование устарело и не отвечает современным требованиям; - оформление, озеление кабинета отсутствовало. Вместе с тем мною отмечены и следующие недостатки:
- захламлённость шкафов кабинета физики, в большом количестве имеется неисправное оборудование, устаревшие технические средства обучения, которые подлежат списанию;
- отсутствие перспективных планов развития кабинетов физики;
- слабое использование в учебном процессе электронных учебных пособий, отсутствие компьютерной техники;
- недостаточная обеспеченность оборудованием по всем разделам физики;
- отсутствие аптечки для оказания первой медицинской помощи учащимся.
Анализируя данный аспект, я пришла к выводу: необходимо разработать такой проект, который позволит провести эффективную работу по созданию современного кабинета физики. Разработанный мною проект предполагает целенаправленную, эффективную работу по планированию, оформлению, озеленению и оснащенности соответствующим современным учебным оборудованием кабинета физики муниципального образовательного учреждения «Саранского государственного промышленно-экономического колледжа» и будет эффективен в том случае, если:
- будет удовлетворять современным требованиям к учебному кабинету физики; - способствовать повышению качества образования учащихся.
Проект «Кабинет физики» отвечает требованиям сегодняшнего дня и ориентирован на решение описанных выше проблем.
Цель проекта:
создание кабинета физики, отвечающего современным требованиям
Задачи проекта:
- выявить соответствие средств обучения современным требованиям к кабинету физики, к оснащению кабинета;
- изучить динамику развития материально - технической, наглядно - демонстрационной, дидактической базы кабинета физики;
- -провести инвентаризацию, списать устаревшее неисправное оборудование;
- провести инвентаризацию методических, дидактических материалов, систематизировать их по темам;
- обновить инструкции по правилам техники безопасности при работе в кабинете физики как для учителей, так и для учащихся ;
- стремиться более эффективно использовать оснащение кабинета в учебном процессе;
- журналы по технике безопасности вести в соответствии с требованиями;
- подготовить план работы кабинета на каждый учебный год
Механизм реализации проекта
Проект реализован в четыре этапа:
I этап (подготовительный) - составление рабочего плана работы кабинета физики, плана реализации проекта;
II этап (основной) - проведение запланированных мероприятий;
III этап (итоговый) - анализ предварительных итогов реализации проекта;
IV этап - создание электронного сборника по проекту.
Для эффективной реализации проекта необходимо:
1. Разработать план работы «Кабинет физики»;
2. Перспективный план развития кабинета;
3. Проанализировать итоги реализации проекта «Кабинет физики», сделать определенные выводы.
Рабочий план реализации проекта
Ценностью данного проекта является совместная, эффективная и систематическая работа администрации СГПЭК, учителя физики по созданию современного кабинета физики, которая даст возможность повышения качества образования по физике.
В результате реализации проекта сделано:
- оформление интерьера кабинета и его и озеленение;
- составление перспективного плана кабинета;
- оснащение кабинета современным оборудованием; (приложение №1)
-создание сборника материалов по проекту и размещение его на сайте колледжа;
-систематизация методических материалов по темам;
-оснащение учебным оборудованием (приложение №2);
Организация работы учебного кабинета:
-
Требования к кабинету физики:
1. Наличие паспорта и плана работы учебного кабинета на учебный год.
2. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
3. Укомплектованность кабинета оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения.
4. Соответствие оборудования и учебно-методического комплекса средств обучения профилю кабинета.
5. Наличие в кабинете комплекса материалов для диагностики качества обучения по профилю кабинета.
6. Обеспеченность кабинета учебниками, дидактическими и раздаточными материалами по его профилю.
7. Наличие в кабинете стендового материала, который носит обучающий характер:
• рекомендаций по выполнению домашних работ;
• рекомендаций по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен).
8. Расписание работы учебного кабинета.
-
Документация учебного кабинета
1. Паспорт учебного кабинета.
2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3. Инструкция по правилам техники безопасности при работе в учебном кабинете (в кабинетах физики, химии, биологии, учебных мастерских, спортивном
4. График работы учебного кабинета.
5. Приборы изготовленные студентами на факультативных занятиях (приложение №3)
6. Презентаций к учебным занятиям.
-
Расписание уроков:
-
Индивидуальные занятия, факультативы, курсы, кружки. (расписание)
-
Работа по совершенствованию учебно-методического обеспечения кабинета за прошедший учебный год
-
. Учебно-методическое обеспечение кабинета
1.Укомплектованность: учебным оборудованием;
учебно-методическими комплексами (методической литературой, книгами для учителя, рабочими тетрадями);
техническими средствами обучения.
2. Наличие комплекта: дидактических материалов, типовых заданий, тестов, текстов контрольных работ, раздаточных материалов, слайдов, таблиц, учебников, других материалов.
-
Оформление кабинета
1.Оптимальность организации пространства кабинета: места педагога; ученических мест.
2.Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стенды дают:
рекомендации по выполнению домашних работ;
рекомендации по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен).
-
Соблюдение в кабинете:
-
Правил техники безопасности.
-
Санитарно-гигиенических норм: освещенность, состояние мебели, состояние кабинета в целом (пол, стены, окна).
3. Оценка кабинета по итогам проверки готовности к новому учебному году. Акт готовности кабинета физики к новому учебному году. Технические средства обучения: персональный компьютер, телевизор, интерактивная доска.
4. Комплект электроснабжения кабинета
5. Приборы для демонстрации опытов (приложение №5)
- общего назначения, по молекулярной физике, по электричеству, по оптике, по квантовой физике.
6. Компьютерная измерительная система.
7. Лабораторные принадлежности: материалы, посуда, инструменты.
8. Статистические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели.
9. Печатные пособия: таблицы, плакаты, раздаточные материалы.
10. Экранно-звуковые средства
От качественного оборудования, от качественной работы по оснащению и организации в кабинете, от разнообразия представленных макетов, демонстрационных и лабораторных предметов зависит стремление студентов постичь такую науку, как физика.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3