Проект Адаптация человека к космическим полетам

В данном проекте исследуется: действие на человека факторов космического полета,что чувствует человек под действием этих факторов и как происходит его адаптация.                                        В работе рассматривается виды и функции адаптации, дана классификация адаптивных форм поведения человека,сравниваются действия законов природы на земле и в космосе,исследуется влияние на человека перегрузок,невесомости,вибраций,шума,космических излучений,барометрического давления.Подробно описывают...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Адаптация человека к космическим полетамПроект Адаптация человека к космическим полетамПроект Адаптация человека к космическим полетамПроект Адаптация человека к космическим полетамПроект Адаптация человека к космическим полетамПроект Адаптация человека к космическим полетамПроект Адаптация человека к космическим полетам

Проект Адаптация человека к космическим полетам

Работу выполняла ученица 8 класса

МБОУ СОШ № 3 г. Донецка Ростовской области.

Гольцева Алена Андреевна.

Руководитель:учитель физики

МБОУ СОШ № 3 г.Донецка Ростовской области.

Оглинда Валентина Петровна.

г.Донецк. Ростовская область.

содержание стр

1.Введение. 3

2. Актуальность темы. 3

3. Цели и задачи исследования. 4 4. Понятие адаптации, ее функции, механизмы, типы реагирования. 5

5. Основные законы природы физики на Земле и в космосе. 7

6. Факторы космического полета. 10

7. Изучение процессов адаптации в космосе. 17

8. Цена адаптации. 25

9. Практические работы 26

10. Заключение 32

11. Список используемой литературы, интернет - ресурсов. 33











«Ничто в природе не вечно; все беспрестанно разрушается и восстанавливается,

перестраивается, изменяется. Силы природы медленно, но беспрерывно работают в двух направлениях: прежнее изменяют или разрушают, новое созидают». А. Э. Брем

1.Введение.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов, это состояние организма, позволяющее человеку в заданных климатических, территориальных, природных и общественных условиях чувствовать себя комфортно со всех точек зрения, а именно с физической, социальной, духовной и психологической. Любому живому организму приходится приспосабливаться т.е. адаптироваться к постоянно меняющимся природным и социальным факторам. Адаптация играет огромную роль в сохранении психологического и физиологического здоровья каждого человека. Она призвана обеспечить сохранность сбалансированной деятельности всех систем организма в изменившихся условиях его жизнедеятельности. Если человек смог успешно адаптироваться к окружающей его среде то он чувствует себя удовлетворенно , комфортно, значит он уже обрел навыки приспособления, получил определенный опыт, способен активно самовыражаться.

Адаптация прочно вошла во все сферы нашей жизни - от приспособления детей к детскому саду ,потом к школе ,институту к работе по выбранной профессии.При этом с возрастом роль адаптации не уменьшается. Вот человек выходит на пенсию, и ему необходимо адаптироваться к новым для него жизненным условиям. Или военнослужащие, уволенные в запас - для них на гражданке начинается совершенно Космические исследования - это не только новый этап в развитии науки о космосе, это эпоха в развитии науки вообще, эпоха значительных успехов многих областей науки и техники.

2.Актуальность темы.

Бесспорно, адаптация играет значимую роль в сохранении психологического и физиологического здоровья каждого человека. Она призвана обеспечить сохранность сбалансированной деятельности всех систем организма в изменяющихся условиях его жизнедеятельности.

Адаптация прочно вошла во все сферы нашей жизни - от приспособления детей к детскому саду до «прилаживания» молодых специалистов к выбранной ими профессии на новом рабочем месте. При этом с возрастом роль адаптации не уменьшается. Так человек выходит на пенсию, и ему необходимо адаптироваться к новым для него жизненным условиям. Или военнослужащие, уволенные в запас - для них на гражданке начинается совершенно иная жизнь, к которой приспособиться сможет далеко не каждый.

Поэтому роль адаптации человека трудно переоценить. Она олицетворяет собой значимое условие в обеспечении наилучшей социализации каждого индивида. Именно благодаря ей, каждому человеку удается успешно проявлять свое отношение к этому миру, окружающим его людям, естественным образом самосовершенствоваться в конце концов. Господь не зря дал человеку силы и возможности для успешного выживания в любых жизненных ситуациях. Каждый человек обладает ими, порой даже не осознавая, насколько они значительны. Ни одна профессиональная деятельность человека не связана с воздействием на него такого количества негативных факторов, как при полетах в космос. Если человек может приспосабливаться к различным земным условиям, токак же проходит его адаптация при подготовке к полету и жизни в космическом корабле. Этот вопрос меня оченьзаинтересовал и я решила найти на него ответ. Информация ,полученная на уроках биологии и физики была для меня недостаточной. Работая над проектом ,я расширила свои знания о космосе ,о нелегкой профессии космонавта. Теперь я знаю,что физические и биологические условия земной жизни весьма существенно отличаются от условий жизни в космосе.

3. Цели и задачи исследования:

  • Изучить, с какими проблемами сталкивается человек в космосе и как их можно решить

  • Узнать, как обеспечивается состояние космонавтов, гарантирующее их работоспособность, адекватность мышления и поведения в условиях высоких психических нагрузок, возникающих в космическом полёте.

  • Познакомиться с видами космической адаптации человека при подготовки и во время полета в космос ;

  • Определение степени выраженности адаптации от уровня тренировки организма.







4 .Понятие адаптации, ее функции, механизмы, типы реагирования.

Адаптация - это физиологическое приспособление строения и функций организма, изменений его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды.

Функции адаптации:

• поддерживает постоянство внутренней среды организма,

• обеспечивает работоспособность и максимальную продолжительность жизни.

Механизмы адаптации:

  • биологические ;

  • внебиологические (социальные ).

Биологическая адаптация - это реакций живых объектов направленная на поддержание динамического равновесия не только в данных условиях среды, но и при их изменении в процессе эволюции, приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции

Биологическая адаптация

Фенотипическая(индивидуальная).

Генотипическая.

Фенотипическая ( индивидуальнаяадаптация)- адаптация, приобретаемая в ходе индивидуальной жизни организма при его взаимодействии с окружающей средой. В настоящее время установлено, что в основе этой адаптации лежит генотип.Так, выходцев из зоны умеренного климата, прибывающих на работу в Арктику или Антарктиду, встречают суровый климат, необычные для средних широт атмосферные явления, резко пониженное количество микроорганизмов в почвах и воздухе, жизнь в относительно малочисленных, скученных коллективах. Как правило, такие люди по прибытии в Заполярье длительное время испытывают болезненные состояния и ощущения, усиливающиеся, например, при смене полярных дня и ночи. Они проявляются в повышении артериального давления и учащении пульса, которые сменяются затем понижением давления (иногда до уровня 70/30 мм рт. ст.) и урежением пульса. Эти явления сопровождаются падением работоспособности.

Именно эта адаптация является основой для тренировки космонавтов к отдельно взятым факторам космического полета или к их комплексу

Генотипическая адаптация.

При генотипической адаптации в организме происходят глубокие морфо-физиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наследственных характеристик популяций, этнических групп и рас и проявляются в преимуществах строения, покровительственной окраске, предостерегающей окраске, мимикрии, маскировке, приспособительном поведении.

Дельфин :

-Обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных

-Предостерегающая окраска выделяет из окружающей среды яркими пятнами или полосами ядовитых, жалящих животных и насекомых (змеи, осы, шмели).

-Мимикрией называется сходство в окраске, форме тела безопасных животных с ядовитыми и опасными животными. Отдельные виды мух, не имеющие жала, похожи на жалящих шмелей и ос, неядовитые змеи - на ядовитых.

-Маскировка - приспособления, при которых форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например, в тропических лесах многие змеи неразличимы среди лиан, лохматый морской конёк похож на водоросль, насекомые на коре деревьев похожи на лишайники.

Типы реагирования на воздействие какого-либо фактора:

  • спринтер - выдерживает воздействие кратковременных сильных нагрузок, но не способен противостоять слабым, длительно действующим раздражителям;

  • стайер - выдерживает длительное воздействие слабых раздражителей и крайне неустойчив при воздействии сильных кратковременных раздражителей;

  • микст - смешанный тип реагирования проявляется в сочетании реакций обоих типов реагирования.

Классификаций адаптивных форм поведения :

  • бегство от неблагоприятного раздражителя;

  • пассивное подчинение ему;

  • активное противодействие (специфические адаптивные реакции).

У человека первого типа может быть ношение одежды, обитание в помещениях, преобразование среды с помощью технических средств, миграции в наиболее благоприятные районы существования и др.

Второй тип состоит в формировании устойчивости функций при изменении силы воздействия экологического фактора по принципу толерантности.

Третий тип - активная адаптация (специфические адаптивные механизмы поддержания гомеостаза) - включается, когда организм не имеет возможности использовать первые два типа адаптивного поведения.

Внебиологическая (социальная) адаптация - процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей. Социальная адаптация включает в себя приспособление прежде всего к условиям и характеру труда (учебы), а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту.

5. Основные законы природы физики на Земле и в космосе.

Выходя в космос, люди вступают в особый мир, где все непохоже на земное, где окружающая обстановка, физические условия и даже характер движений всех предметов и самого человека иные, чем па Земле.

Так уж сложилось, что слова «космос» и «невесомость» стали чуть ли не синонимами - говоря о космических полетах, мы думаем о невесомости, а при упоминании невесомости на ум приходит космос.

Невесо́мость- состояние, при котором нет взаимодействия тела с опорой.Представьте ,что вы находитесь на аттракционе "американские горки", когда сразу после прохождения наивысшей точки ("вершины горки"), когда тележка уже начинает катиться вниз, ваше тело поднимает c сидения? Если бы вы находились в лифте на высоте стоэтажного небоскреба, и произошел обрыв троса, то пока лифт падал, вы бы парили в невесомости в кабине лифта.

Из курса физики я знаю, что все тела обладают массой, а, как известно, массы притягивают друг друга - об этом как раз и говорит открытый Ньютоном закон всемирного тяготения. Вообще, все объекты притягиваются друг к другу, но для такого крупного объекта, как Земля, можно принять утверждение, что притягивает именно она. Благодаря этим силе притяжения к Земле предметыдавят на опоры или растягивают подвесы, на которых они закреплены. Это давление называется весом. Но при этом масса всех этих тел в любом случае остается неизменной. Отсюда можно сделать простой вывод: для создания невесомости достаточно всего лишь убрать эту самую опору из-под тела. Это действительно так - все падающие предметы испытывают состояние невесомости. Поэтому, чтобы испытать на себе отсутствие веса, достаточно спрыгнуть со стула - конечно, в этом случае невесомость будет длиться жалкие доли секунды, но она будет! Неправильно думать, что в открытом космосе действуют какие-то особые законы движения, отличные от тех, с которыми мы встречаемся на Земле. Просто, действуя в иных условиях, они по-иному проявляются. В чем же состоит это отличие?В условиях невесомости невозможно сказать «я выше», «вы ниже», «я поднимаюсь», «вы опускаетесь»; нельзя определить, стоит человек или лежит. Поскольку в этих условиях нет падения, человек не нуждается в опоре. По этой причине становятся непригодными и многие обычные предметы обихода. В условиях невесомости безразлично, в каком положении по отношению к оси корабля мы располагаемся, - необходимо лишь предусмотреть приспособление для закрепления тела, так как в отсутствие фиксации малейшее движение человека будет бросать его в ту или иную сторону. Все неприкрепленные к ракетному кораблю предметы будут срываться с мест при малейшем движении воздуха в связи с перемещением человека и даже его дыханием.

К.Э.Циолковский писал: «Вода не льется из графина, маятник не качается и висит боком. Громадная масса, привешенная на крючок пружинных весов, не производит натяжение пружины, и они всегда показывают нуль. Рычажные весы тоже оказываются бесполезны: коромысло принимает всякое положение, безразлично и независимо от равенства или неравенства грузов на чашках. Золото нельзя продавать на вес».

Интересные примеры действия микрогравитации в космосе.

Вода кипит большим пузырем.

Мы привыкли видеть кипящую воду, на поверхности которой появляется множество маленьких пузырьков. Эксперимент на борту космического аппарата, который показал, что в условиях микрогравитации на поверхности кипящей воды появляется один огромный пузырь. Такое явления объясняют отсутствием процесса конвекции, который состоит в переносе теплоты в жидкости при ее перемешивании, и плавучести. Эти свойства обусловлены существующей на Земле гравитацией.

Ученые надеются, что результат этого эксперимента поможет улучшить охладительные установки космических кораблей и в дальнейшем построить двигательные системы для космических станций. Планируют использовать солнечную энергию для нагрева жидкости, пар которой приведет в движение турбину, которая и станет генерировать электроэнергию.

Пламя в форме шара.

На нашей планете пламя свечи или костра всегда поднимается вверх, в космосе же оно распространяется по всем направлениям одновременно. Благодаря гравитации у поверхности Земли больше молекул воздуха. При вертикальном движении вверх воздух становится более разреженным и давление уменьшается.

Именно из-за отсутствия атмосферного давления пламя распространяется в виде шара, что очень непривычно для глаза обычного человека.

На Земле воздух, нагреваясь, расширяется и становится значительно легче холодного воздуха, который в свою очередь давит на молекулы горячего воздуха. Большее давление оказывают при этом они на нижнюю часть пламени, это и заставляет его подниматься вверх.

Давление молекул при отсутствии гравитации не происходит, и пламя распространяется шарообразно во все стороны одновременно.

Быстрое распространение бактерий.

В состоянии микрогравитации бактерии растут заметно быстрее и некоторые даже становятся опаснее, так показали соответствующие эксперименты. У сальмонеллы, например, в космосе мутировали 167 генов. После возвращения на подопытных бактерий на землю, они в три раза чаще становились причиной заболевания мышей, чем их земные сородичи.

Объясняется быстрый рост бактерий, согласно одной из версий, наличием большего пространства. Изменения, произошедшие в генах, связывают с реакцией на стрессовую ситуацию протеина Hfq, который и делает бактерии более опасными. Это является реакцией на изменение движения жидкости в клетках бактерий из-за гравитации. Исследования, проведенные в космосе, возможно помогут ученым понять, как бактерии реагируют на сопротивление человеческого иммунитета.

Изменения запаха

В космосе также в качестве эксперимента выращивали цветы. Оказалось, что там они выделяют другие ароматические компоненты. Происходит это из-за отличных от земных условий влажности и температуры.

Усиленное потоотделение.

Микрогравитация устраняет возможность для конвекции, поэтому пот не испаряется, как это происходит на Земле, а так и остается на теле космонавта. Организм начинает выделять больше пота для охлаждения. Влага собирается на теле человека.

6. Факторы космического полета.

Космическая биология и авиакосмическая медицина изучают влияние различных космических факторов на человека и особенности жизнедеятельности организма человека при действии этих факторов. В космическом полете на человека действуют три основные группы факторов. Под их влиянием человек подвергается суровым испытаниям, встречается с такими ситуациями, когда необходимо предельное напряжение духовных и физических сил, умение хорошо переносить интенсивные нагрузки.

.

Проект Адаптация человека к космическим полетам

Первая группа факторов.

Первая группа факторов зависит от физического состояния космического пространства. К этой группе факторов следует отнести: крайне низкие степени барометрического давления, отсутствие молекулярного кислорода, необходимого человеку для дыхания, ионизирующие излучения (космическая, ультрафиолетовая, корпускулярная радиация и др.), метеорную опасность, неблагоприятные температурные условия и т.д.

1).Барометрическое давление. При быстром падении барометрического давления с подъемом на высоту происходит резкое расширение газов, заполняющих полые органы и полости тела. Вследствие этого наблюдаются толчкообразное выхождение воздуха из легких, вздутие живота, выпячивание барабанной перепонки среднего уха. Внезапное относительное повышение внутрилегочного давления во время вдоха может вызвать механическое повреждение легочной ткани. Расширение газов в желудочно-кишечном тракте часто сопровождается болевыми ощущениями, а также механическими и рефлекторными нарушениями дыхания и кровообращения, причем степень этих явлений находится в прямой зависимости от скорости и степени падения атмосферного давления.

Проект Адаптация человека к космическим полетам

Расстройства, возникающие у человека при резком падении барометрического давления, могут привести к возникновению сильных, иногда труднопереносимых болей и к резкому нарушению работоспособности, при этом не может быть исключено появление и более тяжелых расстройств с полным нарушением функций организма.В герметической кабине космического корабля или спутника барометрическое давление воздуха чаще всего поддерживается на уровне 760 мм рт. ст.

Обеспечение кислородом.

Нормальное значение содержания кислорода в крови лежит в пределах 94 - 98 %, а при снижении до 88 % уже требуется медицинская помощь и назначение дыхательной кислородотерапии.

При подъеме на высоту одновременно со снижением атмосферного давления уменьшается давление составляющих воздух газов: кислорода, азота, углекислоты.

Проект Адаптация человека к космическим полетам

Высотные пороги (гипоксия) кислородной недостаточности можно разделить по 4 зонам высоты, разграниченным порогами эффектов.

Проект Адаптация человека к космическим полетам

Нейтральная зона.До высоты 2000 м каких-либо заметных изменений в самочувствии человека не наблюдается, хотя объективно и возникают некоторые нарушения (понижается острота зрения).

Зона полной компенсации. На высотах между 2000 и 4000 м даже в покое становится заметной реакция на пониженное снабжение кислородом: несколько возрастают частота сокращений сердца, сердечный выброс и минутный объем дыхания.

Зона неполной компенсации(зона опасности).С высоты 4000 м вследствие наступает кислородное голодание. Характерными признаками кислородной недостаточности на большой высоте являются: снижение волевого начала, сонливость, потеря аппетита, одышка, головокружение, рвота, головная боль и апатия), снижается артериальное давление, постепенно затуманивается сознание, ухудшается координация движений, сильно падает физическая работоспособность, а также ослабевает способность к реакции и принятию решений. Эти изменения обратимы. В зависимости от предрасположенности данного человека и от конкретной обстановки эти симптомы могут выявляться по одному или в различных комбинациях.

Критическая зона.Начиная с 7000 м и выше, парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе становится ниже критического порога-30-35 мм рт. ст. (4,0-4,7 кПа). Наступают потенциально летальные расстройства центральной нервной системы, сопровождающиеся бессознательным состоянием и судорогами; эти нарушения обратимы при условии быстрого повышения кислорода во вдыхаемом воздухе. Если гипоксия продолжается слишком долго, происходят нарушения в регулирующих звеньях ЦНС и наступает смерть.

Уже на высоте 5 км над уровнем моря у нетренированного человека появляется кислородное голодание и без адаптации работоспособность человека значительно снижается. Здесь кончается физиологическая зона атмосферы. Дыхание человека становится невозможным на высоте 15 км, хотя примерно до 115 км атмосфера содержит кислород. Для поддержания нормальной жизнедеятельности космонавта в герметической кабине существенное значение имеет концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе. Нижним пределом содержания кислорода в атмосфере гермокабины следует считать 17-18% при нормальном барометрическом давлении, что соответствует парциальному давлению кислорода, равному 130-136 мм рт. ст.

Метеорные тела.

Проект Адаптация человека к космическим полетам

Большую опасность для космонавта представляет нарушение целостности герметической кабины в случае ее пробоя, кпримеруметеором.Метеорное вещество(частицы космических тел) входит в атмосферу со скоростью около 15 км/сек. Нагреваясь от трения, частицы среднего размера испаряются, давая вспышку видимого света. Если экипаж корабля не будет одет в защитную одежду, то в зависимости от размеров отверстия в кабине космонавты через 15-30 секунд потеряют сознание. Поэтому при полетах в мировое пространство для большей безопасности космонавты должны быть одеты в специальные скафандры. Герметическая кабина должна иметь отдельные отсеки. При разгерметизации отсека космонавты в скафандрах смогут перейти в другой отсек или же устранить повреждение. В скафандре можно выполнять работу вне кабины.

Космическое излучение.

Верхние слои атмосферы нашей планеты непрерывно бомбардируются потоками атомных ядер, движущимися с огромными скоростями и носящими название космического излучения. Клеточные структуры, ткани живого организма повреждаются при действии радиации, так как происходит образование ионов, нарушающих нормальное течение биохимических реакций живого организма.

Проект Адаптация человека к космическим полетам



Температура.

Воздействие на человека высокой температуры приводит, прежде всего, к функциональным нарушениям системы терморегулирования организма. При температуре наружного воздуха 30-33°С теплообмен с окружающей средой практически прекращается, и тепловое равновесие поддерживается только благодаря интенсивному потоотделению, но оно при ограниченных запасах воды чревато угрозой дегидратации (обезвоживания) организма. Если температура воздуха и окружающих стен превышает 60°С, организм человека не способен сохранять тепловой баланс даже за счет обильного потоотделения, вследствие чего начинается процесс накопления тепла в организме. Если неблагоприятный температурный фактор действует продолжительное время, то у человека резко снижается переносимость всего комплекса факторов космического полета. Следовательно, для человека в кабине космического аппарата необходимо поддерживать оптимальные температурные условия.

Вторая группа факторов.

Вторая группа объединяет факторы, которые обусловлены самим полетом на ракетном летательном аппарате (вибрации, шум, перегрузки и невесомость).

Вибрации.

Почти каждый из нас испытывал на себе в малых дозах действие вибрации. Бывает, что в автобусе или трамвае вдруг начинает что-то дребезжать, пол и стены вибрируют, и все это неприятно отдается в теле, пронизывая его от ног к голове, а зубы иной раз тихонько выбивают дробь. Уже через несколько секунд мы с нетерпением ждем, когда же кончится это неприятное состояние. Так мы переносим очень слабую вибрацию. Работающие двигатели космического корабля вызывают несравненно более сильную вибрацию, колебания корпуса корабля доходят до 20 в секунду. Вибрации, действуя на вестибулярный аппарат ,вызывают ощущение дискомфорта, раздражение, тошноту и другие неприятные ощущения появляется чувства тревоги и страха, удушья, болей в области живота и позвоночника, общего утомления, затрудненного дыхания, головной боли, зуда и глухоты .Связь вестибулярного аппарата с мышцами дает возможность человеку выравнивать положение тела при угрозе потери равновесия. Функция вестибулярного аппарата тесно связана со зрением, слухом и двигательными актами. Длительные слабые его раздражения способствуют накапливанию возбуждения в вестибулярных центрах. В результате возникают рефлексы на сердце и сосуды (учащение или замедление пульса, изменение артериального давления), на желудок(тошнота и рвота), потовые железы (усиленное потоотделение), дыхательный аппарат. Это и есть«морская» или «воздушная» болезнь.

Шум.

Вредное влияние на человеческий организм, подобное влиянию вибрации, оказывают также шумы; грохот мощных реактивных двигателей и шум, вызванный прохождением ракеты сквозь толщу атмосферы. Исследования показали, что даже не очень сильные шумы могут вызвать быструю утомляемость, снижение трудоспособности и нарушения в работе мозга. Под влиянием шума быстро наступают изменения в ритме сердцебиения и дыхания, пищеварительных функциях и в общем обмене веществ.

Шум в 160 дБ может вызывать механические повреждения и необратимую глухоту в результате разрыва барабанной перепонки и смещения слуховых косточек в среднем ухе. При 140 дБ человек ощущает сильную боль, а продолжительное воздействие шума в 90-120 дБ может привести к повреждению слухового нерва. В особенности чувствительно среднее ухо. Появляются боли в ушах, головные боли, наступает общая слабость и возникают трудности при выполнении простейших действий. Если шум увеличивается еще больше, нарушается жизнедеятельность всего человеческого организма.

Во время старта ракеты непосредственно около реактивных двигателей сила звука достигает 200 децибелов. Таким образом, если бы здесь очутился человек, он погиб бы на месте. В верхней части ракеты сила звука составляет около 140 децибелов, то есть остается все еще опасной; как раз в этом месте находится кабина космонавтов.

Шумы возникают и во время приземления космического корабля, когда он попадает в плотные слои атмосферы. Эти шумы достигают уровня 145 децибелов, причем длятся дольше, чем во время старта ракеты.

Человеческий организм плохо переносит шум, что отнюдь не значит желательность создания для него полной тишины. Абсолютная тишина столь же неприятна и труднопереносима, как и длительный шум. Ведь человек привык к постоянному звуковому общению с окружающим миром, к неустанному шуму смешанных звуков. Это равным образом относится как к жителям шумных городов, так и тихих деревень, где вопреки установившемуся мнению полная тишина бывает весьма редко. В деревне постоянно слышатся голоса животных, птиц, шум листвы деревьев, движимой ветром и т. п. Конструкторам космических кораблей удалось успешно решить задачу звукоизоляции кабины космонавтов путем облицовки ее стен звукопоглощающими материалами и изоляции кабины и ракеты-носителя. Шумы подавляются космическими скафандрами, в частности, шлемами специальной конструкции. Благодаря всем этим предосторожностям и мероприятиям, космонавты во время старта и приземления не ощущают звуковых перегрузок и даже могут свободно вести переговоры с Землей.

Перегрузки.

Когда космический корабль стартует космонавта прижимает к креслу сила, иногда в 8-9 раз превышающей вес его собственного тела. В эти минуты трудно пошевелить рукой или ногой, даже самое простое движение - поворот головы - требует больших усилий. Во время взлета перегрузки действуют в течение 4-5 минут. При действии перегрузок в направлении от головы к ногам затрудняется приток крови от сердца к головному мозгу, тогда как отток ее от мозга облегчается. Это обусловливает появление у человека потемнения в глазах, ощущения серой или черной пелены перед глазами и даже временной потери сознания, происходит деформация внутренних органов. При продолжении действия перегрузки в этих условиях у человека может наступить частичная или полная потеря сознания. Действие перегрузок может вызвать смещение и деформацию внутренних органов, что, в свою очередь, вызовет нарушение их нормальной деятельности. В этих условиях от деформированных тканей и органов начинает поступать в кору головного мозга поток необычных нервных импульсов. В результате могут наступить изменения высшей нервной деятельности, временная дезорганизация психических процессов: понижение сообразительности, внимания. Сердце делает 150-180 ударов в минуту, человек как бы теряет власть над собственным телом: движения делаются неточными. Считается, что без особых расстройств организмом могут переноситься перегрузки до 8 крат продолжительностью в среднем до 3 сек, и до 5 крат продолжительностью в среднем 12-15 сек. При мгновенном действии (меньше 0,1 сек.) так называемых ударных перегрузок, (при катапультировании) человек переносит двадцатикратные (и большие) перегрузки.

Невесомость.

Но вот космический корабль закончил взлет и вышел на орбиту. Действие перегрузок прекратилось и наступило состояние невесомости т.е. все предметы, окружающие космонавта в кабине, и его собственное тело ничего не весят, они больше не подвластны земному притяжению. Мускулы человека приспособлены носить вес тела, поднимать руки, ноги, двигать головой. Человеческие органы - сердце, желудок, вестибулярный аппарат, словом все части тела привыкли работать в условиях тяготения, то есть при наличии силы тяжести. В условиях невесомости невозможно сказать «я выше», «вы ниже», «я поднимаюсь», «вы опускаетесь»; нельзя определить, стоит человек или лежит. Поскольку в этих условиях нет падения, человек не нуждается в опоре. Явление невесомости вызывает хаос в слаженной работе множества органов и приводит к разрегулированию многих существенных функций организма.

У космонавтов, находившихся некоторое время в состоянии невесомости, наблюдался ряд функциональных нарушений: падали пульс и давление крови, уменьшалась деятельность органов желудочной секреции, увеличивалось мочеиспускание, росло потребление кислорода и количество удаляемой углекислоты. Наблюдались также изменения в составе крови: увеличивалось содержание кальция, фосфора и серы при одновременном уменьшении количества этих элементов в костях. Отмечались и психические явления, вызванные в основном тем, что мозг стал получать меньшее количество информации, либо совершенно новую, неизвестную ему ранее информацию так как в нормальных условиях мозг человека привык получать впечатления с учетом повсеместного действия силы тяжести. Нарушается нормальный процесс анализа впечатлений, появляется чувство неуверенности, страха, раздражения, угнетения.

Третья группа факторов.

Эту группу составляют факторы, связанные с пребыванием в герметическом помещении малого объема с искусственной средой обитания: своеобразные газовый состав и температурный режим в помещении, гипокинезия, изоляция, эмоциональное напряжение, изменение биологических ритмов и т.п. Разработка искусственной газовой атмосферы для обитаемых кабин летательных аппаратов предполагает изучение физиологических эффектов длительного пребывания в атмосфере различного газового состава, как эквивалентной земной атмосфере, так и при замене азота гелием или в моногазовой искусственной атмосфере. Формирование газовой среды кабин летательных аппаратов в процессе полета непосредственно связано с вопросами ее загрязнения. Источниками загрязнения могут быть конструкционные материалы, технологические процессы, а также продукты жизнедеятельности человека. В этой связи изучение биологического воздействия загрязнений атмосферы космического корабля представляет важное звено в общем комплексе физиологических и гигиенических исследований.

7. Изучение процессов адаптации в космосе.

Адаптации в космосе на животных.

Животные очень часто используются в научных целях. В космонавтике животные стали испытателями космической техники. Уже на втором советском спутнике, запущенном 3 ноября 1957 года, находилось живое существо - собака Лайка. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. На автоматических кораблях-спутниках за животными следят дистанционно, при помощи телеметрии - особых приборов, передающих на землю сведения о состоянии здоровья животного. До полёта людей в космос в целях изучения биологического воздействия космических путешествий в орбитальные и суборбитальные полёты в космическое пространство запускали наиболее близких к человеку по физиологии многочисленных обезьян. Этим животным вживляли различные датчики в мышцы и сухожилия, с помощью которых регистрировались ЭМГ-активность мышц и движения. Им также вживляли электроды в мозг. В процессе подготовки к полетам ученые выяснили, что обезьянки для полета в космосе осваивают задание всего за 2 месяца и действительно кое в чем превосходят людей. Например, в скорости реакции. На выполнение упражнения «тушение мишеней» обезьянке требовалось 19 минут. А человеку на то же задание - час!

Благодаря опытам на собаках, кроликах, мышах и других «братьях наших меньших» был накоплен большой материал о влиянии факторов космического полета на различные стороны жизнедеятельности организма. С помощью лабораторных животных были установлены основные факторы, действующие на организм человека в космическом полете, а именно перегрузки, вибрации, шумы, ограничение подвижности, изоляция в замкнутом пространстве и, конечно, невесомость.

Но до того,как полеты в космос удались, 18 собак погибли при испытаниях. Их смерть не была бесполезной. Только благодаря животным полеты в космос стали возможны и человеку

Этапы адаптации космонавта во время космического полета.

Первый этап.

Впервые дни пребывания в условиях микрогравитации у космонавтов часто наблюдаются проблемы с желудком, космическая «болезнь движения», сильная головная боль. Но на этом изменения не заканчиваются. На двадцать шесть процентов уменьшается способность засыпать, фаза быстрого сна становится короче, поэтому человек не может видеть сны. Работать крайне неудобно, движения становятся медленные и вялые. Справится с проблемой сна космонавтам помогают специальные лекарства.

Второй этап.

За первые шесть недель происходит привыкание к условиям микрогравитации, движения становятся более уверенные, а еще через шесть недель наступает уже полная адаптация к новым условиям жизни.

Третий этап.

Этот период характеризуется подавленным настроением. Космонавту кажется, что на станции все стало очень унылым и скучным. Мотивация пропадает, заметны проявления апатии. Повышается артериальное давление и звуковая чувствительность, изменяются даже музыкальные предпочтения. Появляется раздражительность, человек может легко вспылить, если его коллега, например, возьмет без разрешения его вещь или не положит ее на место. Наблюдается также снижение аппетита и нарушения сна.

Четвертый этап.

Приближения конца пребывания вдали от дома часто отмечено чувством беспокойства, волнения и потерей контроля над собой. Это символическая кульминация третьего этапа, но добавляется ожидания скорейшего возвращения домой.

Адаптация космонавтов к действию космических факторов.

Адаптация к вибрациям -вестибулярная тренировка.

Подготовка к пребыванию в невесомости называется вестибулярной тренировкой. Космонавтам необходимо приучать свой организм к вибрации. Это очень неприятный вид тренировок. Они призваны облегчить период адаптации к невесомости в первые несколько суток полёта и сделать его как можно короче. Подобные тренировки проводятся при помощи вибростенда, на котором установлено кресло испытуемого.Самые известные приспособления, предназначенные для этой цели, - "кресло Барани" и "качели Хилова". Качели в отличие от обычных, которые "летают" по дуге, перемещаются параллельно полу. К креслу подведены многочисленные электроды от регистрирующих приборов, позволяющие врачам контролировать состояние испытуемого, следить за отклонениями функций его организма, судить о том, насколько успешно идет подготовка. Испытание проходит по следующей схеме: минута вращения - минута отдыха. Во время вращения космонавт должен медленно опускать и поднимать голову, в результате сложения этих движений возникает ускорение, которое неблагоприятно воздействует на вестибулярный аппарат - орган, информирующий мозг о положении тела в пространстве. Может появиться тошнота, начаться рвота, обильное потоотделение. Нужно выдержать 15 вращений, а неприятности нередко возникают уже на пятом.

Проект Адаптация человека к космическим полетамПроект Адаптация человека к космическим полетамПроект Адаптация человека к космическим полетам

Испытания нервно-психической устойчивости космонавтов

(испытание тишиной).

Психику космонавтов тренируют в сурдокамере, где основные органы чувств человека искусственно лишают внешних «раздражителей».

Сурдокамера- специальное герметичное звукоизолированное помещение со слабым искусственным освещением и звуконепроницаемыми стенками для проведения физиологических, психологических и прочих исследований. Замкнутое пространство, осознание оторванности от Земли - серьезная психологическая нагрузка, которая усугубляется непреходящим стрессом от ожидания опасности.

Человеческий организм плохо переносит шум, но и абсолютная тишина столь же неприятна и труднопереносима, как и длительный шум. Ведь человек привык к постоянному звуковому общению с окружающим миром, к неустанному шуму смешанных звуков.

. Проект Адаптация человека к космическим полетам Проект Адаптация человека к космическим полетам

Реакцию на изоляцию человека от внешних раздражителей определяют визуально или с помощью специальной аппаратуры. Эти испытание для космонавтов являются весьма тяжелыми. Космонавты с трудом переносят длительное пребывание в сурдокамере и только благодаря большим усилиям воли остаются в камере до конца испытаний. При выходе из сурдокамеры космонавты были так нервно истощены, что любой звук воспринимали с такой радостью, как глоток свежего воздуха после пребывания под водой, или глоток воды после длительной жажды.

Адаптация к температурам.

Проект Адаптация человека к космическим полетамТренировки в термокамере.

Проверка устойчивости кандидата в космонавты к воздействию высоких температур проводится в термокамере. Сначала испытание проходило при температуре 70 °С. За состоянием испытуемого по приборам и визуально наблюдает врач.

Температура 0С

70

80

90

Время выдержки (мин)

70

55

40



Данная работа требует большого физического напряжения, организм человека выделяет много тепла. Скафандр снабжён системой терморегулирования, но иногда, чтобы завершить запланированное, космонавтам приходится работать на пределе возможностей системы жизнеобеспечения. Испытания проводятся при температуре 60° С и влажности 50 % в течение одного часа.

Адаптация к невесомости и перегрузкам.

Человеческий организм может быстро адаптироваться к изменившимся условиям существования, мобилизует свои защитные силы, и после начальных нарушений старается по возможности быстро вернуться к нормальной работе.

Проект Адаптация человека к космическим полетамПроект Адаптация человека к космическим полетамПроект Адаптация человека к космическим полетам

Адаптации космонавтов к действию перегрузок достигается тренировкой мышц. Когда они напряжены, просвет кровеносных сосудов сокращается, а чем уже просвет кровеносных сосудов, тем меньше и возможность перемещения крови. Но что бы мышцы были в состоянии быстро и резко напрягаться в ответ на действие перегрузок, необходима тренировка, постепенное привыкание к увеличивающимся перегрузкам. Важнейший способ повышения сопротивляемости организма действию больших перегрузок - это закаливание организма с помощью различных физических упражнений Особое значение в этом деле имеют такие упражнения, в которых на организм действует перегрузка и которые поэтому тренируют сердечно-сосудистую систему и, в частности, способность сосудов сжиматься и быстро обеспечивать нужное перераспределение крови в организме.

К ним относятся вращающиеся качели, подкидная сетка, перекладина, гигантские шаги, брусья, кольца, коньки, горно-лыжный спорт, преодоление полосы препятствий и т. д. Большое значение имеет укрепление кровеносных сосудов с помощью водных процедур: купанья в реке, обтираний и т. д.

Примерные значения перегрузок, встречающихся в жизни

Человек, стоящий неподвижно 1

Пассажир в самолёте при взлёте 1,5

Парашютист при приземлении со скоростью 6 м/с 1,8

Парашютист при раскрытии парашюта до 10,0

Космонавты при спуске в космическом корабле «Союз» до 3,0-4,0

Лётчик спортивного самолёта при выполнении фигур высшего

пилотажа от -2…-3 до +12

Перегрузка (длительная), соответствующая пределу физиологических возможностей человека 8,0-10,0

Наибольшая (кратковременная) перегрузка автомобиля, при которой человеку удалось выжить 179,8

Проект Адаптация человека к космическим полетам

Чтобы выяснить степень переносимости нагрузок и для повышения устойчивости организма космонавта к перегрузкам испытания в предельных для человека условиях используют барокамеры, центрифуги и тренажеры, разработанные на их основе. Кроме того, на основании полученных данных определялись резервные возможности человека, его запас прочности.

Невесомость можно преодолевать с помощью специальных устройств. Для того чтобы легче перенести эти ощущения в космосе, на земле существуют специальные тренажеры, имитирующие невесомость.

Также космонавты много времени проводят в барокамере, в которой создается давление большее или меньшее, чем атмосферное. Во время полёта на космическом корабле создаётся искусственная атмосфера, параметры которой могут заметно меняться в случае каких-либо нештатных или аварийных ситуаций (например, снизится содержание кислорода или произойдёт резкий перепад давления). В таких ситуациях очень хорошо выявляются и скрытые патологии, и резервные возможности организма.Наиболее эффективный способ моделирования невесомости - создание гидроневесомости. Хотя невесомость в гидросреде сильно отличается от её прототипа на орбите, испытатель может находиться в ней практически неограниченное время и свободно перемещаться в любом направлении.

В 1965 г. в Центре подготовки космонавтов построили гидробассейн и создали гидролабораторию - сложное сооружение с целым комплексом технологического оборудования, специальных систем, аппаратуры и механизмов. Скафандры, используемые для тренировок, почти не отличаются от штатных. Ранец системы жизнеобеспечения имитируется макетом, размеры которого соответствуют реальным.

Проект Адаптация человека к космическим полетамГидробассейн.

Воздух для дыхания и вода для системы терморегулирования подаются по шлангам. Работы под водой обычно связаны с определённой опасностью, поэтому космонавтов и испытателей страхуют аквалангисты. По эмоциональному напряжению и энергозатратам тренировки в гидросреде близки к реальным условиям космического полёта.

8. Цена адаптации.

Цена адаптации - это энергия, которую организм тратит на восстановление своей жизнеспособности.

С каждым годом все острее становится проблема цены адаптации, в том числе отдаленных неблагоприятных последствий космических полетов. В силу того что освоение человеком космического пространства началось сравнительно недавно, мы не имеем пока достаточного объема научных данных по этой проблеме. Ее актуальность объясняется перспективой увеличения длительности, усложнения многочисленных выходов космонавтов в открытый космос и высадок на небесные тела.

При этом наиболее информативными показателями биологической цены адаптации могут быть такие критерии, как способность к воспроизведению, темпы старения и продолжительность жизни еще одна примечательная особенность, подмеченная врачами, отвечающими за здоровье космонавтов. По словам доктора Геннадия Селезнева, много лет встречающего космонавтов, приземляющихся в Казахстане после длительных полетов вокруг Земли, организм людей очень быстро приспосабливается к условиям невесомости. Уже через день-два начинала нормально работать пищеварительная система, происходил вывод лишней жидкости из крови, приспосабливался и вестибулярный аппарат, возникший в условиях воздействия постоянной силы тяжести. А вот обратный процесс адаптации к земной жизни затягивается на недели. Совсем уж неправдоподобная особенность человека, появляющаяся в условиях космических полетов. Космонавт превращается в монстра. По словам космонавта-испытателя Сергея Кричевского, практически все люди, побывавшие в космосе, как бы подключаются к непонятной, невероятной информации, трансформирующей сознание. Космонавт, например, превращается в сверхъестественное животное. Он отчетливо ощущает свои огромные синие когти, чешую, видит перепонки между пальцами, бродит по какой-то планете и так далее.

Но не только в далекие миры "переносились" космонавты. Некоторые из них получали предупреждения об угрожающей им опасности. Был случай, когда один из космонавтов получил в таком необычном состоянии информацию о технической неисправности, произошедшей на борту космического корабля. Он обследовал опасное место. И если бы не вовремя поступившее предупреждение, экипаж мог погибнуть.

9. Практические работы

для определения уровня физического состояния.

Физическое развитие позволяет определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма.

Физическое развитие во многом обусловлено свойствами и качествами, которые переданы человеку родителями по наследству (генотип ), а также приобретенными ним после рождения в определенных условиях индивидуального развития (фенотип), что в большей степени зависит от условий жизни и воспитания.

Для проведения испытаний были выбраны ученики 9 класса: спортсмен - дзюдоист Дерябкин Никита (срок занятий 6лет) и Манченко Сергей -нетренированный.

Для проведения практических работ использовали медицинское оборудование»Армис".

Практическая работа№1 «Исследование силы мышц при помощи динамометром»

Оборудование: ручной (кистевой) динамометр.

При помощи ручного (кистевого) динамометра измеряют силу мышц кисти .

Испытуемые

Индекс силы (%)

Тренированный (дзюдоист)

74

нетренированный

42

Высоким показателем силового индекса считается величина, составляющая 70 % массы тела.

Вывод : мышечной силы кисти у Никиты больше почти в 2 раза,

Практическая работа №2 «Исследование функциональной устойчивости вестибулярного аппарата».

Оборудование: секундомер.

Ход работы

Испытуемый, стоя с закрытыми глазами, выполняет обороты головой в одну сторону в темпе 2 движения за 1 с. Определяют время сохранения равновесия тепа.

Испытуемый

время сохранения равновесия (с)

Тренированный (дзюдоист)

52

нетренированный

24

Нетренированные лица сохраняют равновесие в течение 27- 28 с, хорошо тренированные спортсмены - до 90 с.

Вывод: вестибулярная устойчивость Никиты выше ,чем нетренированного Сергея почти в 2 раза

Практическая работа №3 «Исследование некоторых функций двигательного анализатора».

Оборудование: угломер (самодельный).

Ход работы

Испытуемый под контролем зрения выполняет 10 раз сгибание предплечья на 90°. Затем то же движение выполняет с закрытыми глазами. Во время контроля амплитуды движения в каждом повторе отмечают величину отклонения (ошибку).

В ходе эксперимента ошибка отклонения у спортсмена 5-70 ,

у нетринерованного 15-200.

Вывод: уровень мышечно-суставного ощущения для выполнения движений заданной амплитуды выше у тренированного ученика .

Практическая работа №4 «Определение тренированности спортсмена по оценке устойчивости к гипоксии»

Пробы дыхания (Штанге и Генчи) - это методы исследования устойчивости организма к гипоксии, что является одним из характерных признаков тренированности организма.

Оборудование: секундомер.

Ход работы

1. Сделав вдох, испытуемый задерживает дыхание как можно дольше (нос зажат пальцами). В этот момент включают секундомер и фиксируют время задержки дыхания. С началом выдоха секундомер останавливают (проба Штанге).

2. Сделав выдох, испытуемый задерживает дыхание, из этого момента включают секундомер и фиксируют время задержки дыхания (проба Генчи). С началом вдоха секундомер останавливают.

Испытуемый

проба Штанге(вдох)

(сек)

Проба Генчи(выдых)

(сек)

Тренированный (дзюдоист)

56

45

нетренированный

32

28

Норма оценки.

Оценка пробы при вдохе:

менее 34 сек - неудовлетворительно;

35-39 сек - удовлетворительно;

Свыше 40 сек - хорошо.

Оценка пробы при выдохе:

при разности не более 5 - хорошо;

от 5 до 10 - удовлетворительно;

более 10 - неудовлетворительно.

Вывод: Значения гипоксических проб (Штанге и Генчи) свидетельствуют о более высоком уровне обменных процессов и степени адаптации дыхательного центра к гипоксии у спортсмена, занимающегося дзюдо, по сравнению с нетренированным.

Практическая работа №5 «Оценка состояния тренированности по данным сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма».

Проба Руфье предназначается для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.

1.Оценки реакции сердечно-сосудистой системы (индекс Руфье).

Оборудование: секундомер, прибор для регистрации АД, суховоздушный спирометр,

Ход работы

В испытуемого, который находится в положении лежа на спине в течение 5 мин, определяют ЧСС за 15 с (Р1). Затем в течение 45 с он выполняет 30 приседаний, после этого ложится и у него опять подсчитывают ЧСС за первые 15 с (Р2), а потом - за последние 15 с первой минуты восстановления (Р3).

Индекс Руфье - показатель сердечной деятельности (ПСД) вычисляется по формуле: рассчитывается по формуле: 4(Р1 +Р2+Р3)-200/ 10

Расчеты индекса.

Для спортсмена : Индекс Руфье = 4(16 +24+20)-200/ 10=4

Для нетренированного ученика :Индекс Руфье = 4(24 +32+27)-200/ 10=13.2

Значение индекса Руфье

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы

0. 1<

Атлетическое сердце

Сердце среднего человека:

0,1-5,0

очень хорошо

5,1-10,0

хорошо

Сердечная недостаточность:

10,1-15,0

средней степени

15,1-20,0

высокой степени





Вывод: Оценка реакции сердечно-сосудистой системы тренированного ученика- хорощо,у нетренированного ученика сердечная недостаточность средней степени.

Работоспособности сердца при физической нагрузке выше у тренированного ученика почти в 3 раза.

2. Оценка уровня функционального резерва сердца (Индекс Руфье-Диксона ).

Показатель сердечной деятельности (ПСД)индекс Руфье-Диксона вычисляется по формуле:(4Р2 - 70) +(4Р3-4Р1)/ 10

Расчеты: (4*24- 70) +(4*20-416) / 10=4.2 (тренированный)

(4*32 - 70) +(4*27-4*24) / 10=7 (нетренированный)

Оценка функционального резерва сердечной деятельности (ПСД).

Индекс Руфье-Диксона

Оценка уровня резерва сердца

0-2.9

отлично

3-6

хорошо

6-8

удовлетворительно

Более 8

плохо

Вывод: функциональный резерв сердечной деятельности тренированного ученика оценивается на хорошо, у нетренированного ученика на удовлетворительно.

Практическая работа № 6 «Определение показателей сердечно-сосудистой системы (АД, ЧСС)».

Медицинское оборудование «Армис.физическое оборудование Sensor Lab.

Артериальное давление позволяет объективно судить о состоянии системы кровообращения. Частота сердечных сокращений (пульс ЧСС) - важный объективный показатель работы сердечно-сосудистой системы.

Нормой считается величина ЧСС 60 - 80 уд./мин. Значения ниже 60 уд./мин отмечаются у хорошо тренированных людей (брадикардия).

У людей с ослабленной сердечно-сосудистой системой размеры сердца снижены. Поэтому их сердцу приходится биться чаще для перекачки того же объема крови. Значения больше 80 уд/мин. называются тахикардией.

Испытуемый

ЧСС(уд.в мин.)

Артериальное давление

до нагрузки.

после

до нагрузки

после

Тренированный

63

62

113/68

113/71

нетренированный

74

98

110/70

134/73

Вывод:

1.У нетренированного человека артериального давления после нагрузки увеличивается, а у спортсменапочти не изменилось.

2. У нетренированного человека после нагрузки ЧСС выше, чем до нагрузки У спортсменов после нагрузки ЧСС увеличивается незначительно .

3.На восстановление ЧСС необходимо:

Тренированный человек - 1 мин . Нетренированный к концу 2.5 мин.

Практическая работа №7 « Определение резерва системы дыхания».

Оборудование : спирометр,вата,спирт.

Функциональные резервы системы дыхания оценивается метода спирометрии .

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) состоит из дыхательного объема легких, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха.

Испытуемый

Жизненная емкость легких

спирометр

норма

Тренированный (дзюдоист)

3850мл

4.2

3800

3.5-5

нетренированный

4850

3.3

5050

3.3-5





Вывод:

У тренированного ученика результаты свидетельствуют о хорошо развитой системе дыхания.

У нетренированногоученика результаты свидетельствуют о недостаточно развитой системе дыхания.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) состоит из дыхательного объема легких, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размера тела и тренированности. ЖЕЛ составляет в среднем у женщин 2,5-4 л, а у мужчин - 3,5-5 л. Под влиянием тренировки ЖЕЛ возрастает, у хорошо тренированных спортсменов она достигает 8 л.

Эксперимент « Проверка реакции сосудов на изменение давления ».

Проделайте следующий опыт: встаньте перед зеркалом, расставив ноги несколько шире плеч, и перегнитесь вперед в пояснице до отказа, наклонив голову. Постояв так 5-10 сек , быстро выпрямьтесь и посмотрите в зеркало. Если ваши сосуды достаточно хорошо реагируют на изменение кровяного давления, то в тот момент, когда вы наклонитесь и кровь прильет к голове, они рефлекторно сократятся и после выпрямления вы заметите только незначительное покраснение лица. Но если ваши сосуды слабы, то ваше лицо резко покраснеет, а при выпрямлении перед глазами может появиться туман или мелькание и может даже закружиться голова. Но включите такое упражнение в вашу утреннюю зарядку и отнеситесь к зарядке несколько внимательнее и через некоторое время вы убедитесь, что ваши сосуды натренировались и уже способны преодолевать механическое перемещение крови.

10. Заключение.

Человек, как и другие виды живых организмов, способен приспосабливаться к условиям окружающей среды, в том числе условиям космического пространства. Человек в замкнутом объеме станции является объектом постоянного исследования воздействия условий космоса, адаптации его организма к непривычному состоянию невесомости, поддержания его психофизиологической устойчивости в составе экипажа и при взаимодействии со специалистами управления полетом. Поскольку в перспективе человечества полеты к другим планетам, встает проблема воспроизведения себе подобных как важнейшее свойство любого организма.

Только творческая деятельность человека может быть жизненной силой, поддерживающей человека в нелегких условиях длительного космического полета, позволяя переносить сложные психологические нагрузки с сохранением высокой работоспособности и взаимопонимания.





11. Список используемой литературы, интернет - ресурсов.

1.epizodsspace.narod.ru/bibl/borisenko

2. salat.zahav.ru/ArticlePage

3. scorcher.ru/journal

4. lgz.ru/archives

5. openclass.ru/dig

6. galspaсe.spb.ru /index

7. mysciencestyle.blogspot

8.Человек и его потребности. Шиповская Л.П. Альфа-М 2009

8. С Жуков «Как стать космонавтом»



26



© 2010-2022