Рабочая программа по физике 7

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование «Закаменский район»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дутулурская средняя общеобразовательная школа»




«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО

Рук-ль МО__/Очирова Е.М.

Протокол №______

«____»___________2015г.

«СОГЛАСОВАНО» зам.директора по УР:

_____/Цыдемпилова А.С./

«_____»_________2015 г .

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы:

________/Г.С.Базарова/

Приказ № ___

от «___» _________ 20__г



Рабочая программа


Тип: общеобразовательная (базовый уровень

Предмет: физика

Класс: 7

Учитель: Цыдемпилова Альбина Сергеевна

Категория:-

Стаж работы: 5 лет






с. Дутулур

2015г.

Пояснительная записка

к программе по физике 7 класса

Рабочая программа по физике для 7 класса разработана на основе Федерального Закона об образовании, Примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией А. В. Перышкина, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, Федерального компонента государственного стандарта общего образования.



Обоснование актуальности программы

Программа актуальна для учащихся 7 класса.

Данная программа актуальна, потому что физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Программа по физике адресована учащимся 7 класса. Ориентирована для работы по учебнику для 7-го класса (автор А. В. Перышкин).

Цели обучения физики в 7 классе:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки;

- о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Изучение физики в 7 классе предусматривает решение следующих задач:

Обучения:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

Развития:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

Воспитания:

убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Валеологические:

  • создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);

  • адаптировать личность к жизни в обществе.

  • правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)

  • включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

  • соблюдать комфортный психологический климат на уроке.

Характеристика предмета

Учебный предмет «Физика» является фундаментом естественно-научного образования: философии естествознания и научно-технического прогресса, формирует у учащихся знания о явлениях природы и свойствах пространства и времени, вещества и поля, современной техники и технологии.

Физика - это фундаментальная наука, изучающая наиболее общие закономерности явлении природы, свойства и строения материи, законы ее движения. Основные понятия и законы физики широко используются в естествознании, технике, медицине, быту. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем, гуманитарный потенциал физики трудно переоценить.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии и астрономии. Отсюда школьный курс физики является системообразующим для естественных учебных предметов.

В современном мире значение физических знаний сохраняется, роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Методы и средства физического познания широко востребованы практически в различных областях деятельности людей. Использование знаний и умений по физике необходимо каждому для решения практических задач повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне может стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Физика единая наука без четких граней между разными ее разделами, но в разработанном ядре содержания в соответствии с традициями выделены разделы, соответствующие физическим теориям: «Механика», «Молекулярная физика», «электродинамика», «Квантовая физика». В отдельном разделе «Строение Вселенной» изучаются элементы астрофизики.

Принципы обучения

Чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению навыков самостоятельного пополнения знаний соблюдаются дидактические принципы:

  • принцип научности обучения

  • принцип воспитывающего обучения

  • принцип наглядности обучения

  • принцип систематичности обучения

  • принцип связи теории с практикой

  • принцип сознательности и активности, учащихся в обучении

  • принцип доступности обучения

  • принцип развивающего обучения

  • единство и оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.

Учет возрастных особенностей

Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся. Задания даются с учетом возможностей и индивидуальных особенностей.

Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия: условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02), кабинет физики, температурный и световой режим в соответствии с нормами Сан ПиН, материально-техническое обеспечение программы, личностно-ориентированный подход к учащимся.

Для реализации программы используются разные типы уроков, формы и виды работ, разнообразные средства обучения.



Педагогические технологии и методы обучения

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.)

3. Технологии развивающего обучения (общие основы технологий развивающего обучения, личностно-ориентированное развивающее обучение.

4. Традиционная технология.

В методике обучения физики используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике физики такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

Лекции проводятся при изучении наиболее сложного, малоизвестного учащимся материала. В лекции, как правило, излагается значительный по объему учебный материал, содержащий теоретические положения и следствия из них, факты, широкие обобщения.

Рассказ - это более живое, описательное повествование, раскрывающее историю научного поиска, дающее сведения об ученом, рисующее картины жизни в отдаленные геологические эпохи, современное состояние проблем охраны окружающей среды. Хороший рассказ учителя служит для учащихся моделью идеального ответа.

Беседа - учебная деятельность делится на фрагменты, к которым ставятся вопросы, небольшие проблемы, ориентирующие школьников на творческую познавательную деятельность.

Работа с книгой должна быть направлена на решение конкретной задачи: найти ответ на вопрос, ознакомиться с описанием явления и объяснить его, рассмотреть рисунок и найти в нем проявление закономерности, прочитать небольшой текст и составить схему.

При обучении физики велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.

Усвоение учащимися физической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения. Урок - основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование (Урок лабораторная работа). На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом или с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

Программа составлена на 2014-2015 учебный год для учащихся 7 класса и рассчитана на 2 часа в неделю (всего 70 часов за учебный год).

В рабочей программе регионально-национальный компонент введен при работе над темами: «Атмосферное давление», «Атмосферное давление на различных высотах» и при решение задач с использованием различных данных по Республики Бурятия

Связь программы со смежными дисциплинами

  • Неорганическая и органическая химия

  • Биология

  • Химия

  • Черчение

  • Математика

  • История

Содержание деятельности

Введение. (4 ч)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Взаимодействие тел. (19 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Работа и мощность. Энергия. (12 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Итоговое повторение (6 ч)

Формы текущего и итогового контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.

Формы итогового контроля: тест, контрольная работа.





Ожидаемые результаты

На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть следующими ключевыми образовательными компетенциями, позволяющими ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Социально-трудовые компетенции.

6. Компетенции личностного самосовершенствования.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и охраны окружающей среды.



























Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 70 ч

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Введение

4

1

-

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

-

Взаимодействие тел

19

4

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

2

2

Работа, мощность, энергия

12

2

1

Повторение

6


1

Резервные иуроки

2



Всего

70

10

6



Годовой объем учебного времени составляет 70 часов

Годовой объем кол-ва лабораторных работ 10 часов

Годовой объем кол-ва контрольных работ 6 часов


Содержание учебного предмета

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

Оснащение

Примечание


I Введение


4





1/1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты. ТБ и ПБ на уроках физики.

1


Вопрос - ответ. Кроссворд

Портреты физиков, фото. Термометр, секундомер


2/2

Физические величины. Измерение физических величин.

Точность и погрешность измерений.

1


Фронтальный опрос. Тест

Линейка, мензурка, набор гирь, секундомер, рулетка


3/3

Лабораторная работа № 1

«Определение цены деления измерительного прибора».

1


Лабораторная работа

Мензурка, стакан с водой, колба


4/4

Физика и техника.

1


Обобщение

Таблицы. Модель двигателя. Презентация



II Первоначальные сведения о строении вещества

6



5/1

Строение вещества. Молекулы.

1


Самостоятельная работа

Воздушный шарик, фильтро-вальная бумага, колбы


6/2

Лабораторная работа № 2

«Измерение размеров малых тел».

1


Лабораторная работа

Линейка, горох, иголка


7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1


Тест. Решение задач

Духи, вода, набор пробирок, медный купорос


8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1


Фронтальный опрос. Опыты

Пластилин, полоска резины, стеклянные палочки, горелка


9/5

Агрегатные состояния вещества

1


Беседа

Воздушный шарик, сосуд с поршнем, стеклянные сосуды разной формы


10/6

Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

1


Проверочная работа. Решение задач

Раздаточный материал



III Взаимодействие тел


19



11/1

Механическое движение.

Равномерное и неравномерное движение.

1


Решение задач

Шарик, металлический желоб, горизонтальная опора



12/2

Скорость. Единицы скорости.

Расчет пути и времени движения.

1


Решение задач

Металлический шарик, воздушный шарик. Учебник, презентация, сборник задач


13/3

Решение задач.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


14/4

Явление инерции. Решение задач.

1


Решение задач

Металлический шарик, желоб, песок, брусок


15/5

Взаимодействие тел.

1


Тест

Весы, набор гирь, нитка, упругая пластина


16/6

Масса тела. Измерение массы. Измерение массы тела на весах.

1


Фронтальный опрос.

Весы, набор гирь, нитка, упругая пластина


17/7

Лабораторная работа № 3

«Измерение массы тела на рычажных весах».

1


Лабораторная работа

Весы с гирями, небольшие тела разной массы


18/8

Лабораторная работа № 4

«Измерение объема тела».

1


Лабораторная работа

Цилиндр, сосуд, набор твердых тел


19/9

Плотность вещества.

1


Тест. Вопрос - ответ

Рычажные весы, тела равного объема (шарики)


20/10

Лабораторная работа № 5

«Определение плотности вещества твердого тела».

1


Лабораторная работа

Весы с гирями, мензурка с водой, твердое тело на нити


21/11

Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач.

1


Решение задач. Тест

Линейка. Кубик, цилиндр, параллелепипед, шар


22/12

Контрольная работа № 1

«Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1


Контрольная работа

Карточки с заданиями


23/13

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

1


Кроссворд

Брусок, горизонтальная опора, 2-3 шара


24/14

Сила упругости. Закон Гука.

1


Фронтальный опрос

Лабораторный динамометр, брусок, пластина


25/15

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1


Фронтальный опрос

Фронтальный опрос


26/16

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1


Лабораторная работа

Динамометр, учебник.


27/17

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

Равнодействующая сил.

1


Фронтальный опрос по карточкам

Диск. Динамометр.


28/18

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

1


Фронтальный опрос

Диск. Динамометр, набор грузов


29/19

Контрольная работа № 2 «Сила тяжести. Вес тела. Закон Гука. Сила трения».

1


Контрольная работа

Карточки с заданиями



IV Давление твердых тел, жидкостей и газов

21



30/1

Давление. Сила давления.

1


Решение задач

Динамометр, набор грузов, две дощечки с гвоздями


31/2

Способы уменьшения и увеличения давления.

1


Фронтальный опрос


32/3

Давление газа.

1


Самостоятельная работа. Опыты

Воздушный шарик, пипетка, резиновая груша


33/4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1


Решение задач

Шар Паскаля. Презентация


34/5

Давление в жидкости и газе.

Кратковременная контрольная работа № 3 «Давление. Закон Паскаля».

1


Контрольная работа

Карточки с заданиями


35/6

Расчет давления на дно и стенки сосуда. Решение задач.

1


Решение задач

Учебник


36/7

Сообщающиеся сосуды.

1


Сообщение из «Книги рекордов Гиннеса»

Учебник, презентация


37/8

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Почему существует воздушная оболочка Земли.

1


Фронтальный опрос

Стеклянный шар с пробкой и резиновым отводом, сосуд с водой , набор гирь


38/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1


Фронтальный опрос

Учебник, презентация


39/10

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах.

1


Фронтальный опрос Решение задач

Таблица «Схема устройства барометра», барометр - анероид, презентация


40/11

Решение задач.

Атмосферное давление.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


41/12

Манометры.

1


Проверочная работа

Учебник, презентация


42/13

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1


Решение задач

Учебник, презентация


43/14

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1


Фронтальный опрос

Шарики(металлический, деревянный, из пенопласта)


44/15

Архимедова сила.

1


Фронтальный опрос.

Штатив, колбы, сосуд, динамометр, набор грузов


45/16

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1


Лабораторная работа

Учебник, набор для работы


46/17

Плавание тел.

1


Тест

Сосуд с водой, кубики, шарики


47/18

Решение задач. Архимедова сила. Плавание тел.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


48/19

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1


Лабораторная работа

Учебник, набор для работы


49/20

Плавание судов. Воздухоплавание.

1


Опыты. Сообщения.

Сосуд с водой, металлический кораблик. Воздушный шарик, набор грузов, весы


50/21

Контрольная работа № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1


Контрольная работа

Карточки с заданиями



V Работа и мощность. Энергия

12



51/1

Механическая работа.

1


Фронтальный опрос.

Учебник, презентация


52/2

Мощность. Решение задач.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


53/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1


Фронтальный опрос

Штатив, набор грузов, блоки, рычаги, динамометр


54/4

Момент силы.

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага».

1


Лабораторная работа

Рычаг на штативе, набор грузов, линейка


55/5

Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку.

1


Фронтальный опрос

Динамометр, набор грузов, неподвижный и подвижный блоки


56/6

Равенство работ при использовании простых механизмов.

Золотое правило механики.

1


Тест

Наклонная плоскость, деревянный брусок


57/7

Решение задач. Простые механизмы.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


58/8

Коэффициент полезного действия механизмов.

Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1


Фронтальный опрос. Лабораторная работа

Модель блока, набор грузов, динамометр. Линейка


59/9

Решение задач. Работа и мощность.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


60/10

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1


Фронтальный опрос

Учебник, презентация


61/11

Превращение одного вида механической энергии в другой.

Закон сохранения полной механической энергии.

1


Фронтальный опрос.

Наклонный желоб, стальной шарик, брусок, мячик


62/12

Контрольная работа №5 «Работа и мощность»

1


Контрольная работа

Карточки с заданиями



VI Повторение.

6



63/1

Повторение.

1

Фронтальный опрос.

Презентация

64/2

Повторение.

1

Тест

Карточки с заданиями

65/3

Повторение.

1

Фронтальный опрос.

Учебник, сборник задач

66/4

Повторение.

1

Решение задач

Учебник, сборник задач

67/5

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа

Карточки с заданиями

68/6

Повторение.

1

Блицтурнир «Физика в живой природе»

Презентация, карточки с заданиями

69-70

Резервные уроки

2



Общее число часов по курсу

70


Результативность

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.















Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


Литература для учителя

  1. Примерная программа основного общего образования по физике.

  2. Учебник. А.В. Перышкин, Физика-7 кл, 2013, М., Дрофа

  3. В.И. Лукашик, Сборник задач по физике7-9кл., 2010, М., Просвещение

  4. «Я иду на урок физики» : 7 класс Часть1,2,3., 2010, М, Первое сентября

  5. Физика - 7 методические материалы. Л.А. Кирик, 2011 г., М., Илекса

  6. Тестовые задания по физике 7-9 классы. Н.Н. Тулькибаев, А.Э. Пушкарев, 2012, М., Просвещение

  7. Физика. Тесты. 7-9 классы. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., 2010, М., Дрофа





Литература для учащихся

  1. Учебник «Физика-7», А. В. Перышкин, 2013 г.

  2. Физика 7. Рабочая тетрадь, А. В. Перышкин, 2013 г.

  3. Сборник задач по физике, В. И. Лукашик, 2011 г.













Контрольная работа №1

Вариант 1

  1. Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?

  2. Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?

  3. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?

  4. Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.

Вариант 2

  1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным?

  2. Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?

  3. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами есть промежутки?

  4. Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»

Вариант 1

  1. Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, поворачивает налево?

  2. Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.

  3. Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3

  4. Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3

Вариант 2

  1. Зачем при торможении автомобиля водитель включает задний красный свет?

  2. Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.

3. Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.

4. Найдите силу тяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска 4000 кг/м3


Контрольная работа №3 по теме
«Давление жидкостей, газов и твердых тел»

II вариант

1 . На рисунке 1 изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами 1, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно?

Рабочая программа по физике 7

Рис. 1

2. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды?(Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3) Ответ объясните.

3. Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви 280 м2?

4. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 300 см2 С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 3 м ? (Плотность воды 1000 кг/м3)

I вариант

1. Одинаковые ли давления
производят на стол кирпичи
( см. рис.)? Ответ объясните.Рабочая программа по физике 7

2. В стеклянном сосуде под поршнем находится газ. Как, не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?

3. Найдите давление воды на глубине
25 м. Плотность воды 1000 кг/м3

4. Масса лыжника 60 кг.Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее ширина -10 см?

Контрольная работа № 4 по теме «Плавание тел, воздухоплавание»
Вариант 1

  1. Почему горящий керосин нельзя тушить водой? Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3

  2. Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3

  3. Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см2. На него действует сила 200 Н. Площадь большего поршня 200 см2. Какая сила действует на больший поршень?

  4. Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20 х 40 х 50 см3. Плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3

Вариант 2.

  1. Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин? Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3

2. Дубовый брусок объемом 50 дм3, имеющий форму параллелепипеда, опустили в бензин. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок. Плотность бензина 710 кг/м3

3. Поршень гидравлического пресса площадью 360 см2 действует с силой 18 кН. Площадь малого поршня 45 см2. С какой силой действует меньший поршень на масло в прессе?

4. Воздушный шар имеет объем 80 см3. Он наполнен горячим воздухом, плотность которого 1,06 кг/м3, а находится в воздухе плотностью 1,29 кг/м3.

А) Чему равна подъемная сила воздушного шара?

Б) Как и почему изменится подъемная сила шара при увеличении пламени горелки?

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»

Вариант 1

1. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч

2. На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.

3. Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м? Плотность гранита 2600 кг/м3

Вариант 2

1. Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со скоростью 85 км/ч

2. На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина 50 см. Какая сила действует на левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?

3. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 3 м3 на высоту 5 м за 5 минут. Плотность воды 1000 кг/м3

Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

  1. Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?

  2. Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.

  3. Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут?
    Постройте график движения.

  4. Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при его погружении наполовину в воду.

  5. Найдите работу насоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м3

Вариант 2.

  1. Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?

  2. Мопед «Рига - 16» весит 490 Н. Какова его масса?
    Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.

  3. С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км. Постройте график скорости.

  4. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2

  5. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 мин. Плотность воды 1000 кг/м3


© 2010-2022