- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка урока по теме «Экспериментальное исследование силы трения скольжения. Способы изменения этой силы»
Методическая разработка урока по теме «Экспериментальное исследование силы трения скольжения. Способы изменения этой силы»
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Боркова Т.Б. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока по теме
«Экспериментальное исследование силы трения скольжения. Способы изменения этой силы»
учителя физики Борковой Т.Б.
МОУ лицей №1 г. Тутаева, Ярославской области
Предмет, класс , УМК
Физика, 7 класс, УМК Пёрышкин А.В.
Цели урока.
1) Образовательная: сформировать у учащихся знание о зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей и от силы нормального давления, познакомить учеников с формулой для расчета силы трения и способами изменения этой силы.
2) Развивающая: развивать умение измерять силу трения, планировать эксперимент, сравнивать и обобщать результаты эксперимента, формировать навыки коллективной работы.
3) Воспитательная: воспитание наблюдательности, самостоятельности, целеустремленности.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: сформировать познавательный интерес, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Предметные: сформировать умение из экспериментальных фактов выводить физические законы, правила ; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, развитие, умения анализировать, сравнивать, делать выводы; умение решать физические задачи на применение открытого правила; сформировать коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, кратко и точно отвечать на вопросы.
Метапредметные: формирование навыков организации учебной деятельности, постановки целей, планирования и оценки результатов своей деятельности; развитие речи, умения выражать свои мысли; формировать умение перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах; формирование умений работать в группе.
Оборудование: динамометры, деревянные доски с разным качеством обработки поверхностей, листы наждачной бумаги, стеклянные пластинки, деревянные бруски, наборы грузов.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащиеся
Организационный
Самоопределение к деятельности
Актуализация знаний, фиксация затруднения в деятельности
Постановка учебной проблемы.
«Открытие» нового знания.
Закрепление знаний.
Рефлексия деятельности,
итог урока
мотивирует учеников к учебной деятельности на уроке, организует беседу:
- Сегодня на уроке мы продол-жим разговор о силе трения; вам предстоит работать в группах, проводить экспериментальное исследование. Желаю всем успеха в нашей совместной работе.
Организует диалог, направленный на актуализацию знаний, достаточных для построения нового знания:
- Какие виды трения вам из-вестны?
- Какую силу называют силой трения покоя? Скольжения? Качения?
- Приведите примеры проявления этих сил.
- Для чего при спуске воза с горы одно колесо тележки иногда закрепляют так, чтобы оно не вращалось?
- Как этот факт используют в технике?
- Каковы причины появления си-лы трения?
- Брусок тянут равномерно с по-мощью динамометра. Какая по величине сила трения при этом действует на тело, если сила упругости возникшая в пружине 3Н?
-Расскажите, как можно измерить силу трения.
Организует подводящий к теме урока диалог:
- Требуется перетащить волоком по полу тяжелый брус. Как легче тянуть, поставив его на ребро или положив плашмя?
- Как вы думаете, почему воз-никли разные мнения? Что мы не знаем о силе трения?
- А каким образом это можно уз-нать?
- Значит, какой будет тема на-шего урока?
С помощью подводящего диалога, помогает учащимся построить и реализовать проект учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели:
- Итак, от каких факторов, по вашему мнению, могла бы зависеть сила трения?
- А почему вы так думаете?
- Какие еще есть идеи? От каких факторов, кроме указанного, мо-жет зависеть эта сила?
- Кто еще желает высказать пред-положения?
- Почему сила трения должна за-висеть от материала, из которого сделаны тела?
- Какая сила в данном случае является силой давления?
Записывает высказанные учени-ками гипотезы.
На доске:
Сила трения может зависеть:
1.от площади трущихся поверхностей;
2. от силы давления;
3. от рода трущихся поверхностей.
- Какие приборы и материалы потребуются для исследования?
-Можно ли одновременно ус-тановить влияние на силу трения всех факторов, записанных на доске?
- Как же следует поступить?
- Как будем проверять первую гипотезу? Какие условия надо соблюдать при этом?
-Какое оборудование вам потребуется?
- Итак, приступайте к выполне-нию первого задания.
Наблюдает за работой групп, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднение при выполнении задания.
Организует обсуждение резуль-татов исследования.
- Какой вывод вы сделали на основе опытов?
- Кто же был прав в начале урока, во время обсуждения вопроса о том, как легче тянуть брус?
- Как проверить вторую ги-потезу? Какие условия при этом необходимо соблюдать?
- Как будете определять силу давления?
- Как удобно записать результаты измерений?
- Приступайте к выполнению второго задания.
Наблюдает за работой групп.
Организует обсуждение резуль-татов исследования.
- Какой вывод вы сделали на основе опытов?
- Как направлена сила давления по отношению к поверхности соприкосновения тел?
- Верно, поэтому эту силу назы-вают силой нормального дав-ления.
- Нам осталось проверить послед-нюю гипотезу. Как будете про-водить исследование?
- Какую таблицу составите для записи результатов?
Наблюдает за работой групп.
Организует обсуждение резуль-татов исследования. Дает зада-ние:
- Попробуйте представить сде-ланные вами на основе экспе-риментов выводы с помощью схемы.
- Составьте отношение силы тре-ния к силе нормального давления, обозначив это отношение буквой µ, и найдите его значение, ис-пользуя результаты измерений; запишите полученные значения µ в дополнительные графы ваших таблиц.
- Что можно сказать об отно-шении силы трения к силе нормального давления для двух данных поверхностей?
-Это отношение называют коэф-фициентом трения скольжения.
- По результатам ваших расче-тов, сделайте вывод: от чего зависит коэффициент трения?
- Таким образом, что можно сказать о силе трения на ос-новании наших исследований?
- Выразите силу трения через коэффициент трения и силу давления.
- На основании полученной фор-мулы скажите, что нужно делать для уменьшения силы трения?
- А каким способом для данных материалов можно уменьшить коэффициент трения?
- Приведите примеры, когда не-обходимо уменьшить силу трения.
- Что следует делать для увели-чения силы трения?
- Приведите примеры, когда не-обходимо увеличить силу трения.
- А теперь уточните тему урока.
Организует решение следующих качественных и расчетных задач на «открытое» правило:
1.На шляпке гвоздя имеется насечка в виде сетки, а под нею на стержне - несколько попереч-ных рисок. В чем их назначение?
2. Гвоздь легко можно выдернуть из сухой доски и трудно из набухшей. Почему?
3. Изучая зависимость силы тре-ния деревянного бруска по дере-вянной дощечке, мальчик полу-чил данные, на основе которых заполнил таблицу. Какова была сила трения при равномерном движении бруска весом 3Н?
Р, Н
1Н
2Н
3Н
4Н
F,Н
0,5Н
1Н
?
2Н
4. По графику зависимости силы трения от веса тела определите коэффициент трения (график дан на доске).
Организует рефлексию и самооценку учениками их учебной деятельности на уроке.
- - Достигнута ли нами цель, поставленная в начале урока?
- Каким способом достигли этого?
- В чем заключается открытое вами правило?
- Что с помощью данного правила научились определять?
- Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
Задает домашнее задание:
§30, §32(до конца). Составить опорный сигнал, отражающий способы изменения силы трения.
Для желающих: если трение вдруг исчезнет, что будете кри-чать: «Ура!» или «Караул!»? Напишите небольшое сочинение на эту тему.
слушают, участвуют в беседе
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, приводят примеры, решают качественные задачи.
Называют виды трения.
Формулируют определение каждой силы.
Приводят примеры.
- Увеличивают трение, т.к. сила трения скольжения больше силы трения качения.
Рассказывают о применении подшипников и об использовании колеса.
Рассказывают о причинах появления трения.
- Сила трения равна 3Н, т.к. рав-номерное движение возможно тогда, когда равнодействующая сил равна нулю, а это может быть в том случае, если сила упругости равна силе трения.
Рассказывают правило измерения силы трения.
Участвуют в диалоге, выявляют место и причину затруднения, формулируют тему урока.
Высказывают разные мнения.
-Мы не знаем от чего и как зависит эта сила.
- С помощью эксперимента.
- Экспериментальное исследование силы трения скольжения.
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: формулируют цель экспериментов, составляют план экспериментов, подбирают необходимое оборудование.
Выдвигают гипотезы:
- От площади трущихся поверх-ностей.
- Так как на поверхности с большей площадью находится больше бугорков и других неровностей.
- От силы давления, т.к. чем больше сила, прижимающая трущиеся тела, тем сильнее будут цепляться друг за друга неровности, находящиеся на поверхности тел.
- Может зависеть от материала, из которого сделаны тела и от обработки их поверхности.
-Одной из причин появления трения является притяжение частиц, из которых состоят соприкасающиеся тела, а силы взаимодействия между частицами разных веществ различны.
- В нашем случае силой давления является вес тела, движущегося по поверхности.
- Динамометр, набор грузов, дере-вянный брусок, разные поверхности, по которым будем двигать брусок.
- Нет, так как в этом случае не сможем выяснить, какой именно фактор вызвал изменение силы трения.
- Сначала надо изменить что-нибудь одно, а все остальное оставить прежним.
- Надо динамометром измерять силу трения сначала при одной площади соприкосновения, а потом - при другой, но прежними оставаться должны материалы поверхностей и сила давления тела на поверхность.
- Можно использовать деревянный брусок и деревянную доску.
Работают в группах, используя карточки, следующего содержания:
Задание 1.
1.Сформулируйте и запишите цель исследования.
2.Подберите и запишите не-обходимое для исследования обо-рудование.
3. Измерьте силы трения при разном значении площади соприкасающихся поверхностей; результаты измерений запишите в тетрадь.
4. Сделайте вывод: зависит ли сила трения от площади трущихся поверхностей?
- Сила трения не зависит от пло-щади трущихся поверхностей.
- Все не правы, т.к. сила трения от площади соприкосновения тел не зависит.
- Надо изменять только силу дав-ления, для этого на брусок можно ставить грузы, постепенно уве-личивая эту силу, и каждый раз измерять силу трения.
- Ее можно определить, взвесив брусок с грузами с помощью ди-намометра.
- С помощью таблицы: в первую графу - значение силы давления, а во вторую - значение силы трения.
Работают в группах, используя карточки, следующего содержания:
Задание 2.
1. Сформулируйте и запишите цель исследования.
2. Подберите и запишите необ-ходимое для исследования обору-дование.
3. Измерьте силу трения при раз-ных значениях силы давления и измерьте силу давления; резуль-таты измерений запишите в таблицу.
4. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения от силы давления?
5. Постройте график зависимости силы трения от силы давления.
6. Сделайте вывод: каков харак-тер зависимости силы трения от силы давления?
- Сила трения прямо пропор-циональна силе давления.
- Она направлена перпендикулярно.
- Будем перемещать брусок сначала по необструганной деревянной дос-ке, потом по наждачной бумаге, затем по стеклу, оставляя постоян-ной силу давления.
Предлагают вид таблицы.
Работают в группах, используя карточки, следующего содержания:
Задание 3.
1. Сформулируйте и запишите цель исследования.
2. Запишите оборудование.
3.Измерьте силу трения при движении бруска по разным поверхностям, результаты измере-ний запишите в таблицу.
4. Сделайте вывод: зависит ли си-ла трения от материала, из которого сделаны тела и качества обработки их поверхностей?
Предлагают схему, оформляют её на доске и в тетрадях.
Составляют указанное отношение и находят его значения.
- Это отношение для данной пары трущихся поверхностей одинаково, не зависит ни от силы давления, ни от силы трения.
Записывают: µ - коэффициент тре-ния скольжения.
- Он зависит от материала, из ко-торого сделаны тела и качества обработки их поверхностей.
- Она зависит от значения коэф-фициента трения и от силы нор-мального давления.
Получают формулу: Fтр.= µ Fдав.
- Надо уменьшать силу давления и подбирать материалы, для которых мал коэффициент трения.
- С помощью смазки.
Приводят примеры.
- Надо увеличивать силу давления и подбирать материалы с большим коэффициентом трения.
Приводят примеры, уточняют тему урока
- Способы изменения силы трения.
Решают устно качественные задачи:
-Риски увеличивают силу трения между гвоздем и древесиной. А насечка нужна, чтобы увеличить трение при ударе молотка о шляпку гвоздя.
- В этом случае сила давления увеличивается, а значит, увели-чивается и сила трения.
Оформляют решение задач на дос-ке и в тетрадях, комментируют решение.
Отвечают на вопросы, соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.
25