- Преподавателю
- Физика
- Урок физики в 7 классе по теме: «Плотность вещества. Решение задач. »
Урок физики в 7 классе по теме: «Плотность вещества. Решение задач. »
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Субботина В.А. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок физики
в 7 классе
по теме: «Плотность вещества. Решение задач.»
Учитель физики ДОШ №2
Субботина В.А.
2013 г.
Урок физики №___
Цели урока:
-
Формирование понятий плотности вещества, массы и объёма тела.
-
Развитие навыков решения задач.
-
С целью воспитания обратить внимание на использование знаний о плотности вещества в жизни и технике.
Оборудование: весы с разновесами, тела одинаковой массы и одинакового объёма, брусок, линейка, таблица «Плотность вещества».
Тип урока: комбинированный.
План урока:
-
Повторение темы: «Масса тела. Агрегатные состояния вещества».
-
Самостоятельная работа: «Масса. Агрегатные состояния вещества», 10-12 минут.
-
Новый материал: «Плотность вещества».
-
Обобщение и закрепление выученного материала.
-
Решение задач.
-
Домашнее задание.
Конспект урока.
-
Повторение. Фронтальный опрос:
Учитель задает вопросы, ученики отвечают с места, поднимая руку, дополнят друг друга, исправляют ошибки отвечающего:
-
-
Какие агрегатные состояния вещества вам известны?
-
Дайте краткую характеристику:
-
Газообразного состояния вещества;
-
Жидкого состояния вещества;
-
Твёрдого состояния вещества.
-
-
Какие вещества называются кристаллическими?
-
Какие вещества называются аморфными?
-
-
Самостоятельная работа.
Выполняется на листочках или в контрольных тетрадях по желанию учителя. Проверяется методом взаимоконтроля. Правильные ответы даны в Приложении 3. Содержание тестов в 2 вариантах дается или на медиадоске, или на карточках (см. Приложения 1-2). Методические рекомендации к оцениванию работы: за задание 5 ученик получает 3 балла, если правильно указывает 2 ответа, иначе за это задание он не получает баллов. Это необходимо сообщить ученикам ещё до начала работы.
-
Новый материал. Учитель предлагает ученикам ответить на следующие вопросы:
-
Все ли тела одинаковой массы имеют одинаковый объём?
-
Все ли тела одинакового объёма имеют одинаковую массу?
-
Учитель проводит опыты с весами и с телами одинаковой массы и одинакового объёма и т.д. 1-2 ученика помогают ему. Обсуждение этих опытов и примеров, приводимых учениками, позволит прийти к выводу: масса однородного тела зависит не только от его объёма, но и от вещества, из которого оно состоит, для всех однородных тел из одного и того же вещества отношение массы к объёму одно и то же (например, если взять тело в два раза большего объёма, то и массу оно будет иметь вдвое большую).
Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятая в единице объёма (в 1 м3 или в 1 см3).
Плотность - физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму, обозначается греческой буквой ρ.
Формула .
Единица плотности - в системе СИ, или , ,
.
Учитель: Что означает плотность железа равняется 7800 ?
Измерения плотности твёрдых тел чаще всего являются непрямыми: измеряют массу и объём, а затем рассчитывают плотность вещества. Для прямого измерения плотности вещества существует прибор - ареометр, принцип действия которого изучается позже.
Затем проводится работа с таблицей плотностей: ученики определяют вещества с наибольшей и наименьшей плотностями.
Учитель: почему плотность газа значительно меньше плотности жидкости или твердого тела?
В
ыводятся формулы , . Можно посоветовать пользоваться таким удобным способом, как "треугольник": закрывая обозначение искомой величины, можно просто прочитать нужную формулу:
-
Обобщение и закрепление выученного материала. Беседа с контрольными вопросами:
-
Как изменяется плотность твёрдого тела или жидкости при нагревании?
-
Расширяется или сжимается вода во время замерзания? Обоснуйте свой ответ, используя справочные таблицы.
-
Три шарика (свинцовый, алюминиевый и железный) имеют одинаковые размеры и одинаково покрашены. Сможете ли вы без использования каких - либо приборов отличить железный шарик?
-
-
Решение задач:
-
Сколько керосина входит в пятилитровую бутыль?
Дано:
Решение.
Найти: m-?
Ответ: 4 кг.
-
Кусок металла массой 461,5 г имеет объём 65 см3. Что это за металл?
-
Чугунный шар имеет массу 800 г при объёме 125 см3. сплошной или полый этот шар?
-
-
Домашнее задание - записывается на доске и в дневниках §§ 10, 11, 12(1), задачи 2,3 из раздела V, если не успели в классе.
Приложение 1. Масса. Агрегатные состояния вещества.
Вариант I.
-
( 1 балл) В результате нагревания изделий из железа их объём:
-
Увеличивается;
-
Уменьшается;
-
Не изменяется;
-
Может и увеличиваться и уменьшаться.
-
-
-
-
-
(1 балл) изменение объёма твердого тела при изменении температуры происходит потому, что:
-
-
-
-
-
-
-
-
Изменяются размеры молекул;
-
Изменяются сами молекулы;
-
Изменяются расстояния между молекулами;
-
Изменяются размеры молекул и расстояния между ними.
-
-
-
-
-
-
-
-
(2 балла) молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по сравнению с размерами молекул), слабо взаимодействуют между собой, двигаются хаотически. Какое это тело?
-
-
-
-
-
-
-
-
Газ;
-
Жидкость;
-
Твёрдое тело;
-
Такого тела нет.
-
-
-
-
-
-
-
-
(2 балла) В каких состояниях может находиться ртуть:
-
-
-
-
-
-
-
-
Только в жидком;
-
В жидком и в твёрдом;
-
В жидком и газообразном;
-
Во всех трёх агрегатных состояниях.
-
-
-
-
-
-
-
-
(3 балла) Какие из указанных свойств принадлежат твёрдым телам?
-
-
-
-
-
-
-
-
Трудно изменить форму;
-
Занимают весь предоставленный объём;
-
Легко изменяют форму;
-
Трудно сжать.
-
-
-
-
-
-
-
-
(3 балла) Лёд расплавили и превратили в воду. Эту воду нагрели до кипения и превратили в пар. Изменились ли молекулы вещества вследствие этих превращений? Что изменилось в характере движения и взаимодействия молекул?
-
-
-
Вариант II.
-
(1 балл) Вследствие нагревания изделий из алюминия из объём:
-
-
Увеличивается;
-
Уменьшается;
-
Не изменяется;
-
Может увеличиться или уменьшится.
-
-
(1 балл) изменение объёма жидкости при изменении температуры происходит потому, что…:
-
-
Изменяются размеры молекул расстояния между ними;
-
Изменяются расстояния между молекулами;
-
Изменяются размеры молекул;
-
Изменяются сами молекулы.
-
-
(2 балла) Молекулы плотно упакованы, сильно притягиваются друг к другу, и каждая из молекул колеблется около определённого положения. Что это за тело?
-
-
Газ;
-
Жидкость;
-
Твердое тело;
-
Такого тела нет.
-
-
(2 балла) В каких состояниях может находиться кислород?
-
-
Только в газообразном;
-
В газообразном и жидком;
-
В газообразном и твёрдом;
-
Во всех трёх агрегатных состояниях.
-
-
(3 балла) какое из указанных свойств принадлежит газам?
-
-
Трудно изменить форму;
-
Занимают весь предоставленный объём;
-
Не имеют собственной формы;
-
Трудно сжать.
-
-
(3 балла) Сравните жидкое и газообразное состояние вещества. Что между ними общего и в чём различия между этими состояниями?
Приложение 2.
1
2
3
4
5
Вариант I
а
в
а
г
а, г
Вариант II
а
б
в
г
б, в