- Преподавателю
- Физика
- Использование тестов в методике решения задач
Использование тестов в методике решения задач
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Криницин В.Н. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок на тему: «Методика решения задач на основе тестов»
Цели урока:
Образовательная - умение решать задачи по физике.
Воспитательная - самостоятельность.
Развивающая - развивать логическое мышление, анализировать предлагаемые варианты ответов.
Актуализация.
Обобщение, закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках.
Технология: личностно - ориентированная.
Актуализация:
1.Обычная методика решения задач - всё прописано, остаётся только внимательно читать./ примеры решения задач в учебнике, в пособиях
( Методика решения задач по физике), в разборе задач по материалам ЕГЭ.
Необычная методика решения задач (вы являетесь «пионерами») - при работе с тестом у вас имеется выбор, вы стараетесь понять того, кто составлял тест, ответить на вопросы, запомнить ход решения. Т.е. должны активнее работать сами.
2. Запишите ответы по каждому пункту.
Пробуем…
Методика решения задач на основе тестов.
Урок. Решение задач на теплоту с учётом изменения агрегатных состояний.
Задача 1.
Какое количество теплоты необходимо для превращения 40кг льда, взятого при температуре -10С в воду при 5С?
Решение. Используем фенологическую таблицу и график изменения агрегатных состояний.
Анализ условия: работа с графиком.
-
Какие участки графика соответствуют условию задачи.
-
участки - 1,2,3 (нагревание льда до нуля, плавление, нагревание воды);
-
участки - 3,2,1;
-
участки - 2,3,4;
-
участки - 1,2,3,4.
-
По каким формулам рассчитывается количество теплоты на каждом участке?
-
Формулы - 2,4,5;
-
Формулы - 3,4,2;
-
Формулы - 1,2,3;
-
Формулы - 2,3,4.
-
Изменения температур.
-
1 - (0 - ( -10)); 2 - (0) - не изменяется; 3 - (5 -0);
-
1,2,3 - (5 - ( -10));
-
1,2,3 - (0 - ( -10));
-
-
Общее количество теплоты.
-
-
По фенологической таблице найдём постоянные.
-
6.Формула для расчёта теплоты.
а.
б.
7.Подставляем данные.
а.
б. + постоянные из пункта 5а (см.выше).
Расчёт.
Ответы: 1-а;2-с;3-а; 4-б: 5-а; 6-а; 7-б
Задача 2.
В лунку, объёмом 1 , в тающем льду рыбак наливает кипяток до поверхности льда. Ваш вопрос…? Каким будет объём воды во льду?
И так вы повторили условие. Попытайтесь ответить на вопрос?
а) Уровень воды в лунке после теплообмена . 1.не изменится
2. понизится
3.вода из лунки разольётся
по льду.
Анализ условия задачи и план решения.
-
Какие процессы происходят при теплообмене?
-
Нагревание льда, охлаждение воды;
-
Охлаждение воды от 100С до 0С (температуры плавления льда), плавление льда при температуре плавления;
-
-
Каким будет объём воды в лунке?
-
Начальный объём лунки + объём воды;
-
Начальный объём лунки - объём растаявшего льда;
-
Начальный объём лунки + объём растаявшего льда;
-
Начальный объём лунки + объём воды из растаявшего льда.
-
-
Какие процессы на графике соответствуют условию задачи.
-
1,3;
-
2,3,4;
-
2, обратный 3-му;
-
2 и 3.
-
-
Написать уравнение теплового баланса при теплообмене.
-
в
-
Запишем формулой для расчёта.
-
в
-
-
-
Объём воды.
-
объём лунки + объём воды из льда;
-
b объём лунки - объём воды из льда;
-
Подставим данные в 5 а.
-
b Другие варианты…?
-
Объём воды, полученной изо льда.
-
b
-
Расчёт.
а
b
-
Ответ.
-
Ответы: а)2 1b 2d 3c 4a 5b 6a 7a 8a 9b 10a
Механика
Метод тестов, назовём так - сочинение ниже.
Задача 1 Сколько времени падает сосулька с крыши высотой 10 м и
С какой скоростью упадёт на землю?
План решения:
1 Анализ условия:
* Какое движение совершает сосулька?
Ответы:
а. равноускоренное а =g=10м/с2
в. равномерное
с. равнозамедленное
в. равноускоренное а =g=10м/с2 без начальной скорости
Ось у направим ?
Ответы:
а. вниз
в. вверх, начало отсчёта с уровнем земли.
С. ВНИЗ начало отсчёта с точкой
начала падения
* Выберем формулы для подстановки данных.
1 2 .3. 4.
Ответы:
а. 1 и 3
в. 4 и 1
с. 2 и 4
d. 2 и 3
Ответы к задаче 1,4м и 14м/c
Мальчик прыгает с 5-ти метровой вышки в воду и погружается на 2 метра. Сколько времени длиться до нижней точки.
План решения:
-
Анализ условия.
-
Какое движение на первом участке
-
в воздухе и в воде.?
Ответы:
-
в воздухе - свободное падение g=10м/с2, в воде -замедленное с ускорением = -а;
-
в обоих случаях свободное падение;
-
в воздухе -замедленное с ускорением = -а, в воде - свободное падение g=10м/с2
-
Какие скорости одинаковы при движении?
Ответы:
-
Начальная в воздухе и конечная в воде = 0.
-
Конечная в воздухе и начальная в воде = V.
-
Начальная в воздухе и начальная в воде.
-
Формулы, описывающие движение на первом и втором участке.
1. 2. 3. 4. 5.
В каком порядке используете формулы в расчётах.
Ответы:
-
1 - 2 - 3 - 4 - 5,
-
5 - 4 - 3 - 2 - 1 ,
-
4 - 3 - 1 - 5 ,
-
4 - 3 - 2 - 1.
ваш ответ к задаче графики
1. a(t),v(t),x(t) 2.x(t) a(t)v(t)
Ответы:
-
2с,
-
0,6с,
-
1,4с,
-
2,4с.
-
Проверьте себя и оцените.
-
Графики 1