Рабочая программа по физике для 9 класса к учебнику Перышкина А. В

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пусошурская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании школьного

методического объединения

протокол № от

Принято на заседании Педагогического совета

протокол № от

Утверждаю:

Директор А.Г.Баженов

приказ № от

Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования











Рабочая программа по предмету

«Физика»

9 класс

Составитель: Князев Андрей Серафимович











2015-2016 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Обучение ведется по учебникам: «Физика»Перышкин А.В. М.,Дрофа 2011. Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год). В программе возможна перестановка тем уроков.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

В результате изучения физикив 9 классе ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

9 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название темы

Кол.

Час

1

Законы взаимодействия и движения тел

21

2

Механические колебания и волны. Звук

9

3

Электромагнитное поле

15

4

Строение атома и атомного ядра

8

5

Итоговое повторение

3

6

Лабораторные работы

6

7

Контрольные работы

6

Итого

68





















Дата

п/п

Тема урока

Минимум объема информации на тему урока

Уметь

Вид

контроля


  1. Законы движения и взаимодействия тел (25 часов)


1

1.Повторный инструктаж по ТБ в кабинете физики. ИОТ №4/1. Материальная точка. Система отсчета.

Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Материальная точка.

Наблюдать, описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение. Проводить простые опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения расстояния, промежутка времени, массы, силы. Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков зависимости скорости от времени, пути от времени. Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. Приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях. Решать задачи на применение изученных физических законов. Объяснять механические явления на основе на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения.

Опрос


2

2.Перемещение

Путь. Перемещение.

Опрос


3

3.Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Координата движущегося тела. Скорость прямолинейного равномерного движение.

Тест


4

4.Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение

Тест


5

5.Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

Опрос


6

6.Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Сам-я работа


7

7.Решение задач

Путь. Перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Скорость. График скорости.

Решение задач


8

8. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». ИОТ № 13

Инструктаж № 13 . Выполнение работы.

Отчет по работе


9

9.Решение задач по теме «Основы кинематики»

Путь. Перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Скорость. График скорости.

Тест


10

10. Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Проверка ЗУН по теме «Основы кинематики»

К/Р №1


11

11. Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Инерция. Первый закон Ньютона. . Относительность движения.

Опрос


12

12. Второй закон Ньютона

Второй закон Ньютона

Опрос


13

13. Третий закон Ньютона

Третий закон Ньютона

Тест


14

14. Свободное падение тел

Свободное падение. Сила тяжести

Сам-я работа


15

15. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Сила тяжести. Свободное падение. Невесомость.

Опрос


16

16. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения». ИОТ № 19

Инструктаж № 19. Выполнение работы.

Отчет по работе


17

17. Закон всемирного тяготения

Закон всемирного тяготения.

Тест


18

18. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

Ускорение свободного падения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира

Решение задач


19

19. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Движение по окружности.

Опрос


20

20. Искусственные спутники Земли

Первая, вторая и третья космические скорости

Опрос


21

21. Импульс тела. Закон сохранения импульса

Импульс. Закон сохранения импульса

Решение задач


22

22. Реактивное движение. Ракеты

Реактивное движение.

Сам-я работа


23

23. Закон сохранения механической энергии

Закон сохранения механической энергии

Опрос


24

24. Решение задач по теме «Основы динамики»

Первый, второй, третий законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии

Тест


25

25. Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

Проверка ЗУН по теме «Основы динамики»

К/Р №2


  1. Механические колебания и волны. Звук 11 часов


26

1. Колебательное движение. Колебательные системы.

Механические колебания. Колебательное движение. Колебательные системы. Период колебаний. Маятник

Наблюдать, описывать и объяснять физические явления: механических колебаний и волн. Проводить простые опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимостей: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения расстояния, промежутка времени. Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков зависимости периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины.

Опрос


27

2. Величины, характеризующие колебательное движение

Период, частота, амплитуда колебаний

Опрос


28

3. Математический маятник. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити». ИОТ № 19

Математический маятник. Инструктаж № 19. Выполнение работы. Измерять период колебаний маятника

Отчет по работе


29

4. Решение задач

Период, частота, амплитуда колебаний

Решение задач


30

5.Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

Кинетическая и потенциальная энергии. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс

Тест


31

6. Механические волны. Продольные и поперечные волны

Механические волны. Продольные и поперечные волны

Сам-я работа


32

7. Длина и скорость распространения волны

Длина волны. Скорость распространения волны.

Опрос


33

8. Повторный инструктаж по ТБ. ИОТ №4/1. Источники звука. Звуковые колебания.

Звук. Громкость звука и высота тона.

Тест


34

9. Распространение звука. Скорость звука

Скорость звука.

Опрос


35

10. Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук»

Эхо. Отражение звука. Звуковой резонанс

Тест


36

11. Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук»

Проверка ЗУН по теме «Механические колебания и волны. Звук»

К/Р №3


  1. Электромагнитное поле 17 часов


37

1.Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Взаимодействие магнитов

Наблюдать, описывать и объяснять физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, отражение, преломление и дисперсия света. Объяснять устройство и принцип действия амперметра, вольтметра, электрогенератора. Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков зависимости угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света. Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. Решать задачи на применение изученных физических законов. Осуществлять самостоятельный поиск информации

Опрос


38

2.Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Магнитное поле тока. Правила буравчика и правой руки

Опрос


39

3. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током. Опыт Эрстеда

Тест


40

4.Индукция магнитного поля. Магнитный поток

Электромагнитная индукция. Магнитный поток

Решение задач


41

5.Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор.

Сам-я работа


42

6.Явление самоиндукции. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» . ИОТ № 2

Явление самоиндукции. Инструктаж № 2. Выполнение работы.

Отчет по работе


43

7.Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние

Тест


44

8.Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Опрос


45

9. Конденсатор.

Конденсатор. Формула для определения емкость конденсатора.

Тест


46

10. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

Колебательный контур. Электромагнитные колебания

Опрос


47

11. Принципы радиосвязи и телевидения

Принципы радиосвязи и телевидения

Опрос


48

12. Электромагнитная природа света.

Свет - электромагнитная волна

Тест


49

13. Преломление света.

Преломление света. Закон преломления света. Физический смысл показателя преломления

Опрос


50

14. Дисперсия света.

Дисперсия света. Цвета тел

Тест


51

15. Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

Правила буравчика и правой руки. Правило левой руки. Формула для определения емкость конденсатора.

Решение задач


52

16. Подготовка к контрольной работе

Законы преломления и отражения света

Решение задач


53

17. Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

Проверка ЗУН по теме «Электромагнитное поле»

К/Р №4


  1. Строение атома и атомного ядра 11 часов


54

1.Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма- излучения.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. использования физических знаний о механических явлениях. Решать задачи на применение изученных физических законов. Наблюдать и описывать оптические спектры различных веществ, их объяснять на основе представлений о строении атома. Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, ресурсов Интернет)

Опрос


55

2.Модели атомов. Опыт Резерфорда

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома

Тест


56

3. Радиоактивные превращения атомных ядер

Ядерные реакции. Период полураспада.

Опрос


57

4. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра

Состав атомного ядра. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Решение задач


58

5.Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс.

Опрос


59

6. Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Деление ядер урана. Цепная реакция. Выполнение работы.

Отчет по работе


60

7.Ядерный реактор. Атомная энергетика

Ядерная энергетика. Ядерный реактор.

Тест


61

8. Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Выполнение работы.

Отчет по работе


62

9. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Отчет по работе


63

10. Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика»

Термоядерная реакция. Ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс. Источники энергии Солнца и звезд

Решение задач


64

11. Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика»

Проверка ЗУН по теме «Строение атома и атомного ядра». Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности

К/Р №5


  1. Итоговое повторение 4 часа


65

1.Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики»

Механическое движение. Путь. Скорость. Ускорение. Законы Ньютона. Законы сохранения

Решать задачи на применение изученных физических законов

Тест


66

2. Повторение материала по теме «Механические колебания и волны»

Механические колебания и волны

Тест


67

3. Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»

Законы отражения и преломления

Тест


68

4. Итоговая контрольная работа

Проверка ЗУН по темам данного курса физики

К/Р №6















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. - 2004. № 24-25.

2. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с. ил.

3. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.

4. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9 класс / Сост. Н.И. Зорин. -- М.: ВАКО, 2012.-- 96 с.

5. Лебедева О.И., Гурецкая Н.Е. Физика. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 7-9 классы. -- М.: ВАКО, 2013. -- 96 с

6. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. -- 3-е изд., стереотип. -- М.: Дрофа, 2010. -- 334, [2] с.

7. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

8. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

9. Рабочая тетрадь для 9 класса.

10. Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007 . -207 с.

11. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.


КОЛЛЕКЦИЯ ЭОР

1. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. 9 класс

2. Презентации к урокам

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. gomulina.orc.ru (Интернет-ресурсы по физике)





© 2010-2022