ПРограмма физика 7кл

49 г. Улан-Удэ независимо от их профиля обучения и уровня подготовки.Курс физики основной школы (7-9 класс) является базовым курсом для дальнейшего изучения предмета, где рассматриваются основные физические явления: механические, тепловые, электрические, электромагнитные, световые, ядерные. При дальнейшем изучении предмета данные разделы рассматриваются на более фундаментальном уровне. Для успешного изучения физики необходимо хорошее владение математическим аппаратом, особенно алгебраическими и ...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по физике для курса основной школы с учетом примерной программы по физике для основной школы (Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике / Сост.В.А.Коровин. - М.:Дрофа, 2000), программы «Физика. 7-9 классы» (автор Л.Э. Генденштейн).

Программа адресована учащимся 7 классов средней школы № 49 г. Улан-Удэ независимо от их профиля обучения и уровня подготовки.

Программа по физике общим объемом 70 часов изучается в седьмом. Курс рассчитан на 2 часа в неделю лекционно-практических занятий.

Физика как наиболее развитая естественная наука занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь основой современного научного миропонимания. Это определяет значение физики как учебного предмета в системе школьного образования.

Курс физики основной школы (7-9 класс) является базовым курсом для дальнейшего изучения предмета, где рассматриваются основные физические явления: механические, тепловые, электрические, электромагнитные, световые, ядерные. При дальнейшем изучении предмета данные разделы рассматриваются на более фундаментальном уровне. Для успешного изучения физики необходимо хорошее владение математическим аппаратом, особенно алгебраическими и вычислительными навыками.

Физика - фундаментальная наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения. Основные понятия и законы физики широко используются в естествознании, технике, медицине, быту. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем, гуманитарный потенциал физики трудно переоценить.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика даёт объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создаёт основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии и астрономии. Отсюда школьный курс физики является системообразующим для естественных учебных предметов.

В современном мире значение физических знаний сохраняется, роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Методы и средства физического познания широко востребованы практически в различных областях деятельности людей. Использование знаний и умений по физике необходимо каждому для решения практических задач повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне может стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как природоведение, математика, биология, химия, география.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.
При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

  • Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.

  • Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.

  • Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

Курс физики, как один из немногих учебных предметов, имеет многоаспектные связи со многими предметами и предоставляет учителю широкие возможности для интеграции физики с учебными дисциплинами. В приложении 5 рассмотрены примеры таких интеграций с другими предметами (математикой, биологией, химией, географией, технологией, ОБЖ, физической культурой) в рамках реализации программы.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что на начальном этапе изучения физики в 7-9 классе необходимо правильно организовать формирование научного мировоззрения учащихся, опираясь на имеющиеся знания, полученные при изучении естествознания, и жизненный опыт. Учащиеся имеют несистематизированные знания о явлениях окружающего мира на уровне наблюдений, но не владеют знаниями о причинах их возникновения. Рабочая программа по курсу физики 7 класса с элементами дифференциации и здоровьесберегающих технологий позволит систематизировать имеющиеся знания и положит начало формированию научной картины мира.

Отличительными чертами данной программы является ее дифференцированный характер. В программе содержание обучения и требования к подготовке учащихся разбиты на базовый и высокий уровень. Структура программы такова, что ею можно воспользоваться как при работе в профильном классе, так и в общеобразовательном классе. Программа имеет дифференцированный характер: при необходимости из нее можно исключить повышенный уровень или некоторые элементы повышенного уровня. В профильном классе изучаются все элементы программы, а в общем классе учитель сам отбирает из высокого уровня элементы, соответствующие уровню класса. Также отличительной особенностью программы является включение элементов здоровьесберегающих знаний и навыков, способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи. Все это способствует сохранения здоровья учащихся и формированию навыков ЗОЖ.

Особый акцент в программе сделан на использование математических знаний учащихся, знакомство с разными методами решения задач и на развитие практических навыков. Решение физических задач - один из методов обучения физики. С помощью решения задач сообщаются сведения о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, формируются творческие способности.

Эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного или индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

При реализации данной программы необходимо учитывать возрастные и психологические особенности ребят среднего школьного возраста - 12-14 лет. В психологии этот период считается подростковым периодом. Особенности этого возраста рассмотрены в приложение 4.

Для учета физиологических особенностей подростков в процессе обучения можно рекомендовать использовать следующие виды деятельности:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции - контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

  • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.

  • Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.

  • Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).

  • Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание.

В процессе таких форм деятельности учащиеся смогут решать следующие задачи:

  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

  • Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.

  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является формирование у учащихся физического мышления и научного мировоззрения, основанного на знаниях и жизненном опыте.

В ходе ее достижения решаются задачи:

Образовательные задачи:

  • овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов;

  • формирование ключевых предметных компетентностей;

  • формирование навыков применения физических законов в жизни.

Развивающие задачи:

  • формирование и развитие познавательного интереса к физике;

  • развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;

  • развитие мышления, логики учащихся;

  • развитие навыков синтеза, анализа, сравнения и обобщения;

  • формирование и развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.

Воспитательные задачи:

  • развитие навыков коллективной (групповой) деятельности;

  • развитие целеустремленности к самообразованию, саморазвитию;

  • развитие способности оценивать результаты деятельности (самооценка, взаимооценка);

  • развитие толерантности;

  • формирование способности к целеполаганию любой деятельности;

  • развитие волевых качеств (усидчивости, дисциплинированности, настойчивости)

Валеологические задачи:

  • обеспечить гигиенические условия для занятий, соответствующие нормам САНПиН (приложение № 1);

  • соблюдать валеологические требования к уроку (приложение № 2);

  • создание комфортного психологического климата в процессе обучения;

  • избегать перегрузки учащихся за счет дозирования домашнего задания;

  • учитывать возрастные и психологические особенности детей;

  • использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;

  • организация целесообразного чередования учебной нагрузки, смены видов деятельности;

  • применение разнообразных форм, методов и средств обучения;

  • организация подвижных пауз в ходе урока, минуток релаксации, проведение эмоционально отвлекающих разрядок на уроках и гимнастики для глаз (приложение № 6);

  • формирование знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни, знакомство с санитарно-гигиеническими правилами и нормами, и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий в виде домашних практических, исследовательских работ, проектов.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы.






















Содержание программы для 7 класса


Часы

Тема

Содержание темы

Базовый уровень

Элементы здоровьесберегающих технологий

Демонстрации

Фронтальные лабораторные работы

3

Введение

Предмет и методы физики. Экспериментальный и теоретический методы изучения природы. Физические величины и их измерение. Физические приборы. Погрешность измерения. Международная система единиц.

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Простейшие физиологические измерения (масса, рост, частота пульса, температура).

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические измерительные приборы с различными шкалами.

Показ набора тел и веществ.

Определение цены деления измерительного прибора.

7

Первоначальные сведения о строении вещества

Гипотеза о дискретном строении вещества. Непрерывность и хаотичность движения частиц. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории.

Диффузия в живой природе, ее роль в питании и дыхании человека и живых организмов. Назначение бинтов и ваты и их замена подручными средствами при травмах во время похода или на природе.

Увеличение объема тела при нагревании. Растворение краски в воде. Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сжатие и распрямление упругого тела. Сваривание в племени спиртовки двух стеклянных палочек. Смачивание. Несмачивание. Принцип действия термометра.

Измерение размеров малых тел

19

Взаимодействие тел

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека. Тормозной путь автомобиля. Необходимость ремней безопасности. Безопасное поведение на дорогах во время гололеда и дождя.

Механическое движение. Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Весы разных типов и измерение массы тела взвешиванием. Сравнение масс тел, имеющих одинаковый объем. Сравнение объемов тел, имеющих одинаковую массу. Динамометры разных типов и измерение сил. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Сложение сил. Сила трения. Сравнение силы трения качения и силы трения качения. Зависимость силы трения от рода поверхности соприкасающихся тел, от качества обработки поверхности, от нагрузки. Способы увеличения и уменьшения трения.

Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема тела. Измерение плотности твердого тела. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

21

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления твердыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавления тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Безопасная работа с режущими и колющими инструментами. Первая медицинская помощь при резаных и колющих ранах. Глубоководные погружения с аквалангом и требования безопасности. Правила безопасного поведения на воде. Применение и принцип работы медицинских банок, шприца, пипетки. Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие человека. Кессонная болезнь. Правила тушения бензина и спирта. Средства спасения утопающего на воде в теплое и холодное время года.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Изменение давления в жидкости с глубиной. Устройство манометра. Сообщающиеся сосуды.

Модель фонтана. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления. Устройство и принцип действия барометра. Устройство и принцип действия гидравлического пресса и тормоза. Устройство и принцип действия насосов. Действие архимедовой силы при погружении тела в жидкость или газ. Закон Архимеда. Равенство архимедовой силы весу вытесненной жидкости.

Плавание тел.

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

12

Работа и мощность

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Рычаги в теле человека


Устройство и принцип действия простых механизмов (наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки, винт, полиспасты, лебедка и пр.) Равновесие рычага. Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Выяснение условия равновесия рычага.
Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

6

Резерв









Учебно-тематический план для 7 класса

Тема

Всего

часов

В том числе

теория

практика

л/р

к/р

1

Введение

3

2

0

1

0

2

Первоначальные сведения о строении вещества

7

5

1

1

0

3

Взаимодействие тел

19

10

4

4

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

12

5

2

2

5

Работа и мощность

12

7

2

2

1

6

Резерв

6

1

5

0

0


Итого

68

37

17

10

4


Для проверки качества изучения программы используются следующие формы текущего и итогового контроля.


Текущий контроль

Итоговый контроль

Оценка разных форм конспектов, рабочих тетрадей

Контрольные срезы

Познавательные задачи

Оценка проектов, творческих работ, рефератов, докладов

Компьютерное тестирование

Компьютерное тестирование

Проблемные задания

Зачет

Тесты

Экзамены в профильных классах (зимняя и летняя сессия) Приложение 9

Физические диктанты

ГИА

Заполнение таблиц, составление схем


Фронтальные опросы


Физические сочинения


Лабораторные работы


Исследовательские задачи


Самостоятельные работы


Контрольные работы


При оценивании работ учащихся необходимо придерживаться требований к оценке знаний учащихся (приложение № 11).В результате изучения курса учащиеся должны овладеть ключевыми, предметными компетенциями, универсальными учебными действиями (Приложение №10).

Для реализации данной программы используются следующие ресурсы образовательного процесса: учебная литература, методическая литература, авторские разработки, видеоматериалы и электронные образовательные ресурсы (приложение 7), медиа-ресурсы (приложение 8).

В ходе реализации программы используются следующие педагогические технологии: предметно-ориентированная, технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ), личностно-ориентированная, педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации, новые информационные технологии (Приложение №12).

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический (Приложение № 13).



7

© 2010-2022