- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока Различные виды теплопередачи. Теплопроводность
Разработка урока Различные виды теплопередачи. Теплопроводность
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Титов С.Н. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Физ 8
Тема. Виды теплопередачи. Теплопроводность.
Цель: - формировать знания о теплопроводности как способе передачи внутренней энергии; формировать умение объяснять теплопроводность тел с точки зрения строения вещества; на примере изучаемого материала обсудить применение на практике веществ, имеющих различную теплопроводность.
- развивать умения наблюдать и объяснять физические явления, любознательность и познавательный интерес учащихся, научное мировоззрение, мышление и память;
- воспитывать организованность, рациональную организацию бюджета времени, сознательное отношение к учебе.
Тип: изучение нового материала
Методы: исследовательский, проблемных вопросов, словесный.
Оборудование: сухое горючее, свеча на подставке - 3 шт, штатив с металлическим стержнем, пластилин, спички, сухая пробирка, пробирка со льдом и водой, зажим для пробирки, два ледяных снеговика, металлические и деревянные предметы, компьютер, проектор.
Ход урока.
-
Оргмомент.
Знакомство с учащимися. Создание благоприятной психологической обстановки и настроя на работу. Знакомство со своими помощниками - снеговиками.
Проблемный вопрос: Какой из них похудеет к концу урока больше?
-
Актуализация материала.
-
На экране демонстрируется рисунок расположение молекул воды в трех разных состояниях.
-
Вопрос: На экране показано расположение молекул воды в трех разных агрегатных состояниях. Соотнесите номер рисунка с агрегатным состоянием воды. Почему вы так считаете?
-
На экран выводится схема: Способы изменения внутренней энергии.
Вопрос: Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете?
-
Изучение нового материала
-
Предложить одному из учащихся попробовать на ощупь металлический и деревянный предметы.
-
Вопрос: Какой из них на ощупь холоднее? Так ли это на самом деле? Одинакова ли их температура? Почему же металл кажется холоднее?
- Всему виной различие в их теплопроводности. Что же такое теплопроводность? Дело в том, что теплопередача может осуществляться тремя способами: теплопроводностью, конвекцией и излучением (Демонстрация способов на экране). Предлагаю сегодня поговорить о теплопроводности.
-
Формулировка темы и целей урока.
Знать: что такое теплопроводность.
Уметь: объяснять процесс теплопроводности на молекулярном уровне, объяснять различие теплопроводности твердых тел, жидкостей и газов, обосновывать применение на практике веществ, имеющих различную теплопроводность.
-
Проведение эксперимента с железным стержнем и спичками на нем. Учащимся предлагается самим объяснить увиденное.
-
Записать определение теплопроводности: Явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте называется теплопроводностью.
-
Объяснение явления теплопроводности на молекулярном уровне: скорость колебательного движения частиц металла увеличивается в той части стержня, которая ближе расположена к пламени. Поскольку частицы постоянно взаимодействуют друг с другом, то увеличивается скорость движения соседних частиц. Начинает повышаться температура следующей части стержня. Таким образом происходит перенос внутренней энергии. (Демонстрация молекул)
-
Вопрос: Как вы думаете, происходит ли при теплопроводности перенос вещества от одного конца тела к другому? Конечно же, нет. Запомните эту особенность.
-
Рассмотрим теперь теплопроводность жидкостей. Эксперимент с пробиркой наполненной льдом и водой. Вывод: теплопроводность жидкостей невелика. (Выводится на экран)
-
Наконец исследуем теплопроводность газов. Эксперимент с нагреванием сухой пробирки. Вывод: теплопроводность у газов еще меньше. В вакууме теплопроводность осуществляться не может. (Выводится на экран)
-
Проведение интерактивной игры, объясняющей различие теплопроводностей твердых тел, жидкостей и газов. Вывод: одна из причин различия теплопроводностей твердых тел, жидкостей и газов заключается в различии их молекулярного строения и разных расстояниях между молекулами.
-
Следует отметить, что в одном и том же агрегатном состоянии различные вещества имеют разную теплопроводность. Видеоэксперимент с нагреванием стержней из разных материалов.
-
Демонстрация применения материалов с различной теплопроводностью:
-
С хорошей теплопроводностью:
-
- радиаторы отопления
- радиаторы автомобилей
- кухонная посуда
-
С плохой теплопроводностью:
- строительный материал
- теплая одежда
- облицовка корпуса космических кораблей
-
Закрепление изученного материала.
Демонстрация вопросов на экране:
-
Что такое теплопроводность?
-
Объясните процесс теплопроводности на молекулярном уровне.
-
Объясните различие теплопроводности твердых тел, жидкостей и газов.
-
Распределите вещества с хорошей и плохой теплопроводностью?
-
Подведение итога урока.
Давайте обратим внимание на наших помощников. Какой же из них похудел к концу урока больше? Почему? Давайте посмотрим действительно ли это так.
Сегодня на уроке вы убедились, что теплопроводность играет важную роль в нашей жизни. Я хочу пожелать вам, чтобы для добра, любви, красоты ваши души обладали хорошей теплопроводностью, а для негативных эмоций плохой теплопроводностью.
Спасибо за урок.