ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Слабовидящие дети не всегда адекватно осознают свой дефект.Трудности и неудачи, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, при общении неправильно оцениваются ими, обижают и раздражают. Появляется почва для возникновения нарушений в эмоционально – волевой сфере – агрессивности, враждебности, тревожности, страхов и т.д.В последнее время возрастает количество детей с нарушениями психо - эмоционального развития: психофизический инфантилизм, эмоциональная нестабильность, отклонения в поведен...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Тарских С.Д.

кандидат педагогических наук


Анализируя особенности психического отражения человеком действительности, Л.С. Выготский выделял в ней два взаимосвязанных, но вместе с тем и отличающихся друг от друга уровня. При этом автор указывал, что один уровень отражает окружающий человека предметный мир, где единицами отражения он называл образами, представлениями, понятиями, а второй, наиболее важный, с нашей точки зрения, это взаимоотношения его с окружающей действительностью. В этом случае Л.С. Выготский выделял единицы отражения переживания и подчеркивал, что именно оно является результатом оценки самим же организмом своего соотношения со средой, напрямую побуждает его к активности, стимулирует и регулирует его взаимодействие с этой средой, осуществляет всякий раз как диктатуру поведения. Это, по мнению автора, центральное звено в психическом развитии индивида.

Слабовидящие дети не всегда адекватно осознают свой дефект. Трудности и неудачи, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, при общении неправильно оцениваются ими, обижают и раздражают. Появляется почва для возникновения нарушений в эмоционально - волевой сфере - агрессивности, враждебности, тревожности, страхов и т.д.

В наиболее острых случаях разного рода затруднения в общении приводят, как правило, к тому, что ребенок «выпадает» из совместной жизни и деятельности дошкольного коллектива, что отрицательно сказывается на развитии в целом. Конфликты в отношениях ребенка со сверстниками могут быть обусловлены у него или недостаточной сформированностью коммуникативных умений и навыков, или теми или иными недостатками в развитии когнитивных процессов (восприятии, мышлении), мотивационной стороны коммуникативной деятельности.

В последнее время возрастает количество детей с нарушениями психо - эмоционального развития: психофизический инфантилизм, эмоциональная нестабильность, отклонения в поведении, невротические расстройства и другие. Их причинами являются не только экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность общества, негативно влияющие на растущую и формирующуюся личность ребенка. Негативное влияние оказывают также причины социально-педагогического генеза, связанные с недостатками семейного и общественного дошкольного воспитания. В то же время воспитатели дошкольных учреждений слабо вооружены методами и приемами психологической коррекции подобных нарушений.

Анализ психолого - педагогической литературы (Н. Абрамова, М. Ермолаева, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, В. Кормилина, Л.И. Лисина, А.Г. Рузская, и др.) показал, что развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками - одна из основных составляющих познавательного и социального развития ребенка.

Под эмоциональным неблагополучием ребенка с нарушением зрения понимается его отрицательное самочувствие в различных социальных ситуациях. Недостаток общения с родителями и сверстниками, тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводят к формированию у ребенка с поражением зрения тревожно-пессимистических личностных ожиданий, и как следствие, неуверенности ребенка, чувства незащищенности, иногда страха в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Проведенное нами обследование слабовидящих детей (СВ) и детей с нормальным зрением (НЗ) подготовительных к школе групп г. Екатеринбурга, (в обследовании принимало 106 детей, из которых 53 человека - дети СВ и 53 человека - дети с НЗ) позволило нам выявить эмоциональное неблагополучие детей с нарушением зрения, связанное с трудностями в общении и основные формы поведения.

Для выявления социального статуса детей СВ в группе детского сада мы использовали социометрическую методику под условным названием «Кино».

Анализ полученных данных показал, что социальный статус детей СВ в группе детского сада не однороден, а именно «звезды» составили 9 % (дети с НЗ - 13,2%), «популярные» дети 32 % (дети с НЗ - 51%), «предпочитаемые» - 42 % (дети с НЗ - 26,4%). Дети, не набравшие ни одного выбора, т.е. которых мы отнесли к группе «отверженных» детей составили 17 %, что на 7,6 % больше, чем в группе детей с НЗ (9,4%). При этом количество взаимных отрицательных и положительных выборов как у детей СВ, так и у детей с НЗ практически не имеют серьезной разницы.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в группе детей СВ эмоциональный климат группы для каждого воспитанника менее благоприятный, уровень благополучия взаимоотношений можно определить как низкий, т.к. в группе преобладают дети с неблагоприятным статусом - 59%.

Исследуя межличностные отношения детей со взрослыми (родителями, воспитателями) и сверстниками мы использовали методику Рене Жиля (адаптированный вариант).

Проанализировав данные мы выявили, что 19% детей СВ наиболее эмоционально комфортно чувствуют себя общаясь с обоими родителями, 31 % детей СВ душевную близость больше испытывают к матерям и предпочитают чаще общаться именно с этим членом семьи и 23% - общаются с отцом. Однако, 27% детей СВ располагают членов семьи на картинках напротив себя, что предполагает внутреннее противоречие к этим членам семьи как к родителям и этот показатель на 12% больше, чем в группе детей с НЗ.

Из всех опрошенных детей с нарушением зрения 66,4% выбрали на картинках места максимально приближенные к воспитателю, а также 45, 3% -проявляют интерес к тому, что воспитатель им рассказывает и показывает, т.к. об этом свидетельствует выбор места на картинке рядом с дидактическими наглядностями. 18% детей СВ находясь среди своих сверстников предпочитают занимать лидирующую позицию, которая является характеристикой такой черты характера как любознательность, а также большинство детей СВ предпочитают играть с детьми своего возраста (61%) и младше их (31%), остальные дети СВ (8%) со старшими ; дети же с НЗ больше любят играть с детьми старше себя (23%) и своего возраста (77%). Многие дети СВ, а именно 25% склонны уединяться от других детей и взрослых, т.е. любят большую часть времени находиться в одиночестве.

Склонность детей СВ к физической агрессии по отношению к своим сверстникам составляет (51%), которая выражается в частых драках, причиной которых является непонимании чувств и смысла поведения других и т.д. Однако этот показатель меньше, чем у детей с НЗ (60%), хотя 36% детей СВ используют в конфликтных ситуациях вербальную агрессию и 13% - предпочитают не замечать агрессивность своих сверстников. Не смотря на эти результаты 59% детей СВ испытывают психологическое состояние, возникающее в ситуации неосуществления какай - либо значимой для него потребности, в данном случае - это неумение найти выход из конфликтной ситуации, а также испытывают трудности в общении и эмоциональном контакте со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, мы выявили некоторые нарушения общения у детей СВ, которые затрудняют развитие когнитивных и коммуникативных процессов, а именно невнимательность к интересам и ценностям тех, с кем они общаются, неумение найти продуктивный взаимовыгодный выход из ситуации конфликта и строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

Исследуя личностное поведение детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками, мы выявили следующие результаты. Доминирующей формой поведения у 40% CВ детей (34% у детей НВ) является положительное подчинение, которое характеризуется проявлением доброжелательности к окружающим.

Эти дети являются общительными и легко вступают в контакт, доверяются своим друзьям, ищут поддержку у них и признание. Успех сверстников и свой личный успех в выполнении практических заданий, решение познавательных задач воодушевляет их, побуждая к активному взаимодействию.

У 11% CВ детей (15% детей с НЗ) наблюдается положительное доминирование. Дети, для которых характерна эта форма поведения, пользуются популярностью у сверстников. Они активны, любознательны, самокритичны, проявляют к сверстникам доброжелательность и отзывчивость. Разнообразные знания, наличие умений и навыков выполнения различных видов деятельности притягивают к ним ребят. Оказывая помощь, эти дети объективно оценивают успехи и неудачи других, умеют похвалить, подбодрить, подсказать выход из сложной ситуации, не ущемляя при этом достоинство сверстников. Их наставления принимаются детьми без обиды. Эти дети наиболее предпочитаемы и любимы в коллективе.

Отрицательное доминирование как ведущую форму отношения детей к окружающим людям мы выявили у 21% CВ детей (у 13% детей НВ). Эти дети стремятся везде и всегда быть первыми и самыми главными, часто не имея для этого достаточно оснований. Эти дети требуют выполнения своих желаний от сверстников в приказном порядке, заставляя их подчиняться своей воле, часто незаслуженно обижают их.

Сочетание нескольких форм личностного поведения мы отметили у 9% CВ детей (15% детей с НЗ) - положительное и отрицательное подчинение; у 15% CВ детей (4% детей с НЗ) - положительное и отрицательное доминирование; у 4% CВ детей мы отметили сочетание таких форм личностного поведения как отрицательное доминирование и положительное подчинение. В зависимости от ситуации эти дети могут проявлять к сверстникам доброжелательность и отзывчивость в сочетании со стремлением быть первыми и самыми главными. По этой причине могут заставлять других детей подчиняться своей воле и желаниям.

Другой значимой причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира.

© 2010-2022