Методическая разработка урока по ФГОС по теме Тепловые явления

Методическая разработка урока по ФГОС по теме "Тепловые явления"  Выполнила учитель физики МАОУ СОШ №17 Могильницкая Милана Сергееевна   Общая часть предмет физика класс 8 тема урока кипение   Основная задача урока: вовлечь обучающихся в учебную деятельность ,сформировать понятие кипения как парообразования, выявить основные особенности кипения.   предметные метапредметные личностные Организация учебной деятельности по усвоению частных предметных результатов через урок усвоение понятия кипение; продолжить изучение процесса парообразования, рассмотреть процесс кипения и его особенности: постоянство температуры при кипении жидкости в открытом сосуде и зависимости температуры кипения от внешнего давления. продолжить формировать умение учеников применять основные положения молекулярно-кинетической теории в объяснении физических явлений.     научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять, содействовать развитию внимания, наблюдательности, умений анализировать, сравнивать, делать вывод раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлениями в жизни развитие навыков самостоятельности     воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитание коммуникабельности,  расширение кругозора учащихся Метапредметные связи: математика
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Выполнила учитель физики МАОУ СОШ №17 Могильницкая Милана Сергееевна

Общая часть

предмет

физика

класс

8

тема урока

кипение

Основная задача урока: вовлечь обучающихся в учебную деятельность ,сформировать понятие кипения как парообразования, выявить основные особенности кипения.

предметные

метапредметные

личностные

Организация учебной деятельности по усвоению частных предметных результатов

через урок усвоение понятия кипение;

продолжить изучение процесса парообразования,

рассмотреть процесс кипения и его особенности: постоянство температуры при кипении жидкости в открытом сосуде и зависимости температуры кипения от внешнего давления.

продолжить формировать умение учеников применять основные положения молекулярно-кинетической теории в объяснении физических явлений.

научить

видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять, содействовать развитию внимания, наблюдательности, умений анализировать, сравнивать, делать вывод раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлениями в жизни

развитие навыков самостоятельности

воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитание коммуникабельности, расширение кругозора учащихся

Метапредметные связи: математика

Необходимое оборудование к уроку: термометр, штатив, колба с водой, спиртовка, компьютер, мультимедиа проектор, насос из серии посуды вакси

Прогнозирование результатов основных видов деятельности:дети получают опыт коллективной работы по обобщению индивидуальных результатов измерения

Планирование учебной деятельности

Этапы учебного занятия раздаточный материал оборудование

Деятельность учителя

Детельность учеников

Организационный момент

Приветствую детей подготовка к проверке домашнего задания

Актуализация опорных знаний

Тест по физике

Вариант 1

  1. Испарение происходит…

А. при любой температуре

Б. при температуре кипения

В. при определенной температуре для каждой жидкости

  1. При увеличении температуры жидкости скорость испарения…

А. уменьшается

Б. увеличивается

В. не изменяется

  1. При наличии ветра испарение происходит...

А. быстрее

Б. медленнее

В. с такой же скоростью, как и при его отсутствии

4. Внутренняя энергия при испарении жидкости...

А. не изменяется

Б. увеличивается

В. уменьшается

5. Какое явление называют конденсацией? Это

явление, при котором происходит...

А. испарение не только с поверхности, но и изнутри жидкости

Б. перехода молекул из жидкости в пар

В. перехода молекул из пара в жидкость

Вариант 2

  1. Испарением называют явление...

А. перехода молекул в пар с поверхности и изнутри жидкости

Б. перехода молекул из жидкости в пар

В. перехода молекул из пара в жидкость

  1. Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается…температуры жидкости.

А. понижением

Б. повышением

  1. При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения…

А. не изменяется

Б. увеличивается

  1. В. уменьшаетсяПри конденсации жидкости происходит…энергии.

А. поглощение

Б. выделение

5. Насыщенный пар - это:

А. максимальное количество пара, которое может содержаться в данном объеме при данных условиях
Б. пар, находящийся в равновесии со своей жидкостью

В. и то, и другое верно

Взаимопроверка результатов.

Подготовка к усвоению нового материала.

а) Мотивация

Ре ребята, мы с вами изучили процесс перехода жидкости в газообразное состояние. И в частности, первый способ - испарение. Явления, связанные с испарением - очень красивые явления. И многие поэты описывают их в своих произведениях. Сегодняшний урок будет посвящен также очень интересным явлениям, которые сегодня вы научитесь видеть по- новому.

//class-fizika.narod.ru/vid.htmсайт

youtube.com/watch?v=cj7IrONkCgAопыт с кастрюлей

гейзер

б) Формулировка темы урока

Давайте посмотрим на изображения, представленные на экране:

Скажите, что вы видите? (над водоёмом пар)

Что видим здесь? (кипит вода, над водой пар)

На этом изображении что наблюдаете? (гейзер, пар)

Что объединяет все просмотренные изображения ( пар)

И так, скажите:1. Какой процесс называют парообразованием?

2. Какие два вида парообразования вы знаете?

3. Что такое испарение?

А можете ли вы мне сейчас сказать, что такое кипение?

Значит, мы сегодня будем изучать процесс…? (кипение)

в) Постановка цели урока

Я надеюсь, что утром перед школой каждый из вас выпил чашечку кофе или чаю.

Ритуалу чаепития посвящены восточные трактаты и главы в специальных книгах. И все же, посмотрев на этот процесс под несколько иным углом зрения, в нем можно найти множество интересных физических явлений, объяснения которым нет даже в самом толстом кулинарном руководстве. Перед тем, как заварить чай, воду предварительно кипятят. Кипение тоже физическое явление. Цель нашего урока - выявить основные особенности кипения.

Деятельностный этап а) Экспериментальная работа 1.

Работают консультанты ставят баллы за правильные ответы

Учитель: Начнем нашу работу с наблюдения за процессом кипения воды в прозрачном чайнике.

опыт кипение

Демонстрация процесса кипения воды в прозрачном чайнике. Наблюдения: пузырьки, которые поднимаются вверх и исчезают, шум, пузырьки лопаются на поверхности. Постоянно измеряем температуру воды в чайнике.

1.Учитель: Мы видим, что вода нагревается и поднимается вверх. Почему? 2.Учитель: При дальнейшем повышении температуры в воде, что мы видим?

3.Учитель: Ваши предположения, откуда берутся пузырьки?

4.Учитель: Почему пузырьки увеличиваются и поднимаются вверх?

5.Учитель: Почему слышен шум?

6.Учитель: Вода продолжает прогреваться. Пара в пузырьках становится больше. Размеры их увеличиваются. Пузырьки всплывают. Непосредственно перед кипением пузырьки пара перестают лопаться даже в верхних слоях воды. Давление в пузырьках становится больше внешнего, и пузырьки взрываются и пар выходит наружу. Вода закипает.

7.Учитель: Вода в чайнике закипела. Термометр показывает 100ºС, значит температура кипения воды 100ºС.

Что образуется над чайником?

8.Учитель: Обратите внимание, что при кипении пар образуется над поверхностью жидкости и в пузырьках. Так что же такое кипение?

9.Учитель: Испарение это тоже переход жидкости в пар. Чем же кипение отличается от испарения?

10.Учитель: Мы составили определение для кипения. А теперь найдите его в учебнике §18, прочитайте.

Найдите определение tкип. Ниже определения курсивом написан очень важный вывод. Прочитайте его. То, что температура жидкости во время

кипения не изменяется, мы можем проверить, посмотрев на термометр. На нем опять 100ºС. На что же расходуется энергия, подводимая жидкости во время ее кипения?


1.Ученик: Плотность горячей воды меньше, чем холодной, поэтому вследствие конвекции потоки теплой жидкости поднимаются вверх.

2.Ученик: В воде образуются пузырьки воздуха.

Если ученики не догадались, то учитель подсказывает, что в воде в результате диффузии растворяется воздух.

3.В ходе беседы выясняется, что внутрь пузырька испаряется жидкость, объем пузырька увеличивается, выталкивающая сила становится больше силы тяжести и пузырек всплывает.

4.В ходе беседы выясняется, что одновременно с испарением в пузырьке происходит процесс конденсации. Образуется насыщенный пар.

5.Пузырек, наполненный насыщенным паром, поднимается в верхние более холодные слои жидкости, давление насыщенного пара уменьшается и пузырек "схлопывается". Этот процесс сопровождается характерным шумом.

7.Ученик: Интенсивно образуется пар.

8.Ученик: Это переход жидкости в пар.

9.Ученик: Кипение происходит при определенной температуре Парообразование происходит и с поверхности жидкости и внутри, по всему объему жидкости.

10.Ученик: На парообразование

Работа при помощи цор

Строим график на экране проектора

б) Экспериментальная работа 2.

Температура кипения у различных жидкостей различна.

солёная вода

В кипящую воду насыпают поварённую соль. Вода перестаёт кипеть. Добавляют соль и перемешивают стеклянной палочкой, получают насыщенный раствор. Через некоторое время солёная вода закипает, и термометр показывает температуру выше 100°С

Учитель: Ребята, найдите в учебнике таблицу. В ней указаны температуры кипения разных жидкостей. Обратите внимание на название таблицы. Прочитайте вслух.

Учитель: Последняя фраза очень важна. Так как при уменьшении внешнего давления температура кипения жидкости понижается, а при увеличении внешнего давления - повышается. Вот это мы и проверим экспериментально

Вывод: у различных жидкостей температура кипения различна.

Ученик: Температуры кипения различных жидкостей при нормальном атмосферном давлении.

в) Экспериментальная работа 3.

Кипение воды в посуде вакси или опыт по цор

Видео кипение при пониженном давлении

кипение при пониженном давлении

Первичная проверка полученных знаний

Тест кипение

Тест

Кипение.

Вариант 1

1.Почему перед началом кипения воды слышен характерный шум?

а) всплывающие пузырьки с насыщенным паром лопаются

б) шум объясняется очень быстрым ростом пузырьков

в) шум объясняется отрывом пузырьков от дна сосуда

2. При кипении температура жидкости

а) увеличивается

б) уменьшается

в) не меняется

3. Может ли вода кипеть при температуре более 1000 С?

а) не может, т. к. 1000 С - это температура кипения воды

б) может, если нагреватель выделяет очень много тепла

в) может, если атмосферное давление больше нормального

4. Что находится в пузырьках, всплывающих после начала нагревания воды?

а) насыщенный пар

б) насыщенный пар и воздух

в) воздух

5. В каком состоянии внутренняя энергия вещества при температуре кипения больше?

а) жидком

б) твёрдом

в) парообразном

6. Будет ли кипеть вода в пробирке, опущенной в сосуд с кипящей водой?

а) будет, т.к. вода в пробирке нагревается до температуры кипения

б) будет, т.к. давление над водой в пробирке равно атмосферному

в) не будет, т.к. при равенстве температур энергия к воде в пробирке не поступает

Тест

Кипение.

Вариант II

1. Что находится в пузырьках, всплывающих после начала нагревания воды?

а) воздух

б) насыщенный пар

в) насыщенный пар и воздух

2. При какой температуре кипит вода в герметично закрытом сосуде (например в скороварке)?

а) больше, чем 1000 С

б) при 1000 С

в) меньше, чем 1000 С

3.Может ли при нормальном давлении не кипеть вода, если её температура превышает 1000 С?

а) не может

б) может, если нагреватель выделяет мало тепла

в) может, если в воде нет посторонних примесей

4. На что расходуется подводимая к жидкости энергия во время её кипения?

а) на поддержку постоянной температуры

б) на образование пузырьков пара

в) на отрыв молекул от поверхности жидкости

5.Каковы главные особенности кипения?

а) образование пузырьков воздуха с паром на стенках сосуда; начало кипения при определенной температуре.

б) кипение при определенной для каждой жидкости температуре; парообразование по всему объему жидкости.

в) схлопывание воздушных пузырьков с паром на поверхности жидкости; парообразование при высокой температуре.

6. Каков результат наблюдений за температурой кипящей жидкости?

а) температура жидкости во время кипения остается постоянной

б) при кипении жидкости ее температура уменьшается.

в) по мере выкипания жидкости ее температура возрастает.

Оценивание учащихся

Учитель выставляет оценки по маршрутному листу

1 оценка тест №1

2 оценка

Устные ответы

3 оценка

Тест №2

рефлексия

Поставьте любой знак рядом со ступенькой, наиболее точно, по - вашему мнению, отражающую степень вашего понимания материала урока.

Методическая разработка урока по ФГОС по теме Тепловые явления

Домашняя работа

Составить кроссворд по темам испарение кипение конденсация

Лукашик устно 1106-1111

Литература: 1)Учебник Перышкин 2)Чеботарева тесты по физике

3) Ссылки на эор:

1) youtube.com/watch?v=cj7IrONkCgAкастрюля с водой

2) elisapeyron.livejournal.com/269918.htmlкипение

3)презентацияnsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/09/kipenie

4)гейзер class-fizika.narod.ru/vid.htm

5)кипение при пониженном давлении youtube.com/watch?v=j--cMLQaRAU

6)соленая вода elisapeyron.livejournal.com/269918.html



© 2010-2022