• Преподавателю
  • Физика
  • «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий»

«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий»

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий».

ХАНКАЙСКИЙ ФИЛИАЛ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»




«Инновационные методики и технологии в обучении физике»





Преподаватель физики Рыжих Татьяна Маратовна.

с. Камень - Рыболов, Ханкайского района,

Приморского края.















































Содержание стр.

  1. Информационная деятельность - метод развития

самостоятельности и активности учащихся. 3

  1. Главные цели информационной деятельности учащихся. 3

  2. Презентация - метод развития коммуникативных умений.

  3. Использование ИКТ для изучения вопросов

профессионально - технической направленности. 4

  1. Примеры уроков с применением методики развития

коммуникативных и информационных умений студентов. 5

  • Урок - интервью по теме «Применение электростатики в

различных сферах деятельности человека». 5

  • Урок конференция: «Проблемы и перспективы развития

атомной энергетики». 12

  • Урок изучения нового материала по теме «Влажность». 19

  1. Результаты активных форм обучения на уроках физики. 27

  2. Литература. 28





Информационная деятельность - метод развития самостоятельности и активности студентов на уроках физики.

В настоящее время образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, при которой на первое место выходит активная, самостоятельная познавательная деятельность учащихся. При таком подходе в обучении учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свои информационные и коммуникативные умения:

  • Способность искать необходимую информацию в различных источниках (интернете, справочниках, энциклопедиях и т. д.);

  • Переводить информацию из одного вида в другой (из текста в таблицу или схему, из рисунка, графика - в текст и т. д.);

  • Оценивать и комментировать выступления;

  • Использовать информационные умения при решении учебных задач (подготовка доклада, презентации и т. д.);

  • Публично выступать;

  • Вести диалог;

  • Участвовать в обсуждении.

Информационная деятельность представляет собой познавательную деятельность, так как она направлена на поиск информации с целью познания или преобразования действительности. Полученная информация становится активной: она актуальна для личности; применяется для решения текущей задачи или системы задач; носит универсальный характер; применима в решении разных типов задач. Информационная деятельность отличается высокой степенью активности и самостоятельности. Она позволяет формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах.

Информационная деятельность учащихся выступает как инструмент развития его мотивационной сферы, что является важнейшим регулятором качества образования.

Основные цели уроков с применением информационной деятельности студентов.

Главная цель, которую я ставлю при организации уроков с применением информационно-деятельностной методики - это развитие и творческое совершенствование учащихся, создание основ индивидуального образования и мотивационной среды независимо от уровня достижений учащихся. В процессе работы студенты приобретают следующие навыки:

  • Находить и анализировать информацию о том, что известно об исследуемом явлении;

  • Обосновывать выбор информации;

  • Анализировать информацию;

  • Формулировать выводы;

  • Изучать возможное практическое применение данной информации.

Презентация - метод развития коммуникативных умений учащихся.

Любой информационный материал учащийся должен уметь представлять в виде доклада, сообщения, таблицы, рисунка. С освоением студентами программ Microsoft Word, Microsoft Power Point, Adobe Photoshop студенты получили возможность представлять свою работу в форме презентации. Студенты относятся к компьютеру с точки зрения интереса, поэтому он помогает создавать как на уроке, так и во внеаудиторной деятельности познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение. Студент, имеющий доступ к огромному потоку информации, должен уметь выбирать нужную, важную информацию, чтобы быть современным, гуманным, разумным человеком.

Цель любой презентации - обеспечение максимума наглядности. Студенты учатся размещать и оформлять тексты, картинки, заголовки в едином стиле. Это позволяет решать не только учебные, но и воспитательные задачи урока. Например, воспитываются эстетические чувства в процессе оформления и подачи материала.

Использование ИКТ для изучения вопросов профессионально - технической деятельности.

Физика является важной дисциплиной, необходимой для овладения многими профессиями. В производстве находят применение полупроводниковые приборы, устройства, использующие электрические и магнитные поля. Всё шире внедряются энергосберегающие современные индустриальные технологии, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Поэтому без знаний физики сейчас немыслим современный человек. При изучении природных явлений, поведения животных и человека можно найти много практических и интересных явлений. Множество вопросов встаёт перед человеком, когда он начинает постигать тайны природы. На многие ответы даёт физика - наука о природе. Познание и практическое использование законов природы делает человека образованным, помогает учащимся определиться с будущей профессиональной деятельностью. Поэтому стараюсь на уроках физики рассматривать вопросы, связанные с практическим применением теоретических вопросов. Ниже приведу примеры уроков с применением методики развития коммуникативных умений учащихся с применением ИКТ.

Когда изучается тема « Электрическое поле» прошу ребят подобрать материал об использовании физических знаний темы в разнообразных сферах деятельности человека. Предлагаю учащимся дополнительную литературу. Создаю группу ребят, которые оформляют весь собранный материал при обеспечении максимума наглядности в виде компьютерной презентации.

Собранный материал разрабатываю в виде деловой игры.





Примеры уроков с применением методики развития коммуникативных и информационных умений студентов.

Методическая разработка урока - интервью.

Предмет: физика

Тема: Применение электростатики в различных сферах деятельности человека.

Тип урока: урок систематизации и закрепления знаний.

Вид урока: дидактическая игра.

Цели урока:

  1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с применением теоретических знаний темы «Электрическое поле» в быту, промышленности, сельском хозяйстве;

  1. Развивающие:

  • развивать информационно - коммуникативные способности у учащихся;

  • развивать умения самообразования; любознательность, увлечённость,

  • развивать умения представлять информацию в виде презентации;

  • развивать умения вести диалог;

  • развивать речь учащихся.

  1. Воспитательные:

  • прививать эстетические качества в оформлении и подаче теоретического материала;

  • воспитывать интерес к предмету через изучение его практической значимости.

Задачи урока:

  • вовлечь как можно больше учащихся в самостоятельную активную познавательную деятельность;

  • обеспечить максимум наглядности и связь, изучаемых понятий с жизнью;

  • преподнести материал в сжатой форме, обеспечив его научность и понимание для учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, презентация «Прикладная электростатика», информационные сообщения учащихся.

  1. Мотивация знаний.

Вступительное слово учителя. Очень часто вы задумываетесь и задаёте вопросы:

  1. Зачем та или иная тема изучается в курсе физике?

  2. Где в жизни или на практике приходится сталкиваться с физическими явлениями?

  3. Где в технике безопасности приходиться учитывать законы физики?

Физика является важной дисциплиной, для овладения многими профессиями. Всё шире внедряются энергосберегающие, современные индустриальные технологии, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В медицине используются новые диагностические приборы для обследования людей. При изучении природных явлений, поведения человека и животных можно найти много практических и интересных явлений. Много вопросов встаёт перед вами, когда вы начинают постигать тайны природы. Познание и практическое использование законов природы делает человека образованным, помогает понять, зачем та или иная тема изучается в курсе физики. Сегодня я предлагаю вам представить, что вы приглашены в конференц-зал научно - исследовательского института, в котором будет проходить конференция по проблеме прикладной электростатики. В кабинете отдельно стоят столы с табличками, на которых указаны специалисты, которые принимают участие в конференции. На нашей конференции присутствует корреспондент научного журнала, который будет задавать вопросы специалистам по теме «Прикладная электростатика». Специалисты и корреспондент помогут вам изучить применение электростатики в практической деятельности человека. Начнём работу.

  1. Изучение применения темы.

Корреспондент: Современные технологии в промышленности, сельском хозяйстве разнообразны и сложны. Поэтому без знаний физики сейчас немыслим современный рабочий (слайд 2). Ему необходимы знания по физике, чтобы понимать принцип действия оборудования, на которых работает современный человек. Мы живём в сельской местности поэтому свой первый вопрос я хочу задать главному конструктору сельскохозяйственного отдела: «Существуют ли электрические машины по разделению зерна по размерам, массе, степени зрелости?

Главный конструктор: Я расскажу вам о воздушной семяочистительной машине (слайд 3) Зерновая смесь из бункера 4 подаётся в сепарирующий канал 3, где под воздействием электростатического поля и воздушного потока длинные примеси ориентируются перпендикулярно воздушному потоку и выносятся в осадочную камеру 1. Битые и щуплые семена, зарядившись в электрическом поле, попадают на транспортерную ленту 8 . Лента выносит все осевшие на ней примеси в камеру 1. Очищенное зерно попадает на наклонно расположенную сетку 5 и по ней в приёмный бункер 7.

Кроме этой машины существуют зерноочистительная машина камерного типа и барабанный электрический сепаратор. О них расскажут механик и мой заместитель.

Механик: Я расскажу о принципе действия барабанного электрического сепаратора (слайд 4). Электризация сепарируемого материала 1 происходит при контакте с барабаном 2. Величина заряда частицы, зависит от её электроёмкости, поэтому при падении частицы будут двигаться по различным траекториям, разделяясь на фракции. Крупные, тяжёлые семена не удерживаются барабаном и попадут во фракцию I приёмника семян 4. Менее плотные семена попадут во фракцию II. Самые лёгкие семена с меньшей энергией прорастания, а значит и всхожестью, сильнее притягиваются барабаном и снимаются щёткой 3.

Конструктор: Для очистки зерна применяются зерноочистительные машины камерного типа (слайд 5). Разделение зерна на фракции может происходить в вертикальной и горизонтальной плоскости. Зерно из бункера 1 поступает в приёмник-3, где разделяется. Схема б, прогрессивнее, так как для отклонения семян нужно меньшее напряжение между электродами 2 и 4. Семена не отскакивают от проволочной сетки положительного электрода при ударе. На величину электрической силы, действующей на семена, оказывает влияние их форма. На деформированные семена, действует большая сила, чем на круглые и гладкие семена. Например, на круглые семена капусты, засорённые горцем шероховатым, который имеет сплюснутую форму, действует сила в 1,5 раза меньшая, чем на сорняк при прочих равных условиях. Поэтому сорняк и повреждённые семена капусты будут попадать во фракцию III, а сортовые семена капусты-I и II.

Корреспондент делает вывод (слайд 6): Электрические зерноочистительные и сепарирующие машины по сравнению с аналогичными механическими устройствами, имеют более высокую производительность, разделяют зерно не только по физическим, но и биологическим свойствам. Они также улучшают гигиенические условия труда.

Мне известно, что ваш институт занимается и проблемами повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Прошу рассказать агронома о работе в этом направлении.

Агроном: Прибавку на 10%….20% урожая дают семена после того как их пропустят через электрическое поле постоянного тока высокого напряжения. Наилучшие результаты достигаются при обработке семян напряжённостью 5кВ/см, длительность обработки 3с. Электрическое поле активизирует процессы обмена веществ, ускоряет ферментативную деятельность в семенах, что приводит к более интенсивному их прорастанию, повышению устойчивости к неблагоприятным погодным условиям. Отрицательные заряды способствуют накоплению белка, а положительные оказывают противоположное действие. Обработка продовольственного зерна в электрическом поле приводит к увеличению объёмного выхода хлебопродуктов примерно на 30%, а качество хлеба при этом улучшается.

(слайд 7).

Электрическое поле воздействует и на черенки (слайд 8). Воздействие электрического поля стимулирует приживаемость черенков. Электрическое поле активизирует биохимические и физиологические процессы, благодаря чему ускоряется процесс сращивания прививок. Подвергать воздействию электрическим полем можно как привой, так и подвой в отдельности или уже готовые прививки. Опыты показывают, что приживаемость прививок, обработанных электрическим полем напряжённостью 7кВ/см, повышается на 10%.

Корреспондент: А теперь задам вопрос слушателям нашей конференции. Вы заслушали представителей сельскохозяйственного отдела, пожалуйста, сделайте вывод о том, какие законы и понятия электростатики используются в сельском хозяйстве?

Ответ. Используется закон взаимодействия зарядов. А так же понятия напряжённости и электроёмкости.

Корреспондент: Известно, что электрическое поле используется и в и пищевой промышленности. Кто из специалистов приведёт пример технологического применения электрического поля?

Технолог: Я с помощью слайда 9 объясню процесс копчения рыбы. При копчении продукт пропитывают древесным дымом. Пропитывание продукта частицами дыма придаёт им оригинальный вкус и предохраняет рыбу от порчи. При электро-копчении частицы дыма заряжают положительно, а тушку рыбы отрицательно. Заряженные частицы дыма оседают на её поверхности и поглощаются тушкой. Всё электрическое копчение длится несколько минут, раньше копчение продуктов длилось долго.

Корреспондент: Следующий вопрос я хочу задать инженеру. Мы слышали о применении электрического поля в типографии и автомобильной промышленности. Что вы можете сказать по этому поводу?

Инженер: Слайд 10 поясняет технологию окрашивания автомобилей. Автомобиль движется на конвейере. Его корпус подсоединяют к положительному электроду, а частицы краски заряжают отрицательно. Отрицательно заряженная краска притягивается положительно заряженным корпусом автомобиля. Краска ложится равномерным , тонким и плотным слоем.

Хочу задать вопрос нашим слушателям. «Почему слой краски при окрашивании автомобилей получается равномерный и плотный?

Инженер: (слайд 11) Положительно заряженный алюминиевый цилиндр покрыт селеном, который электризуется отрицательно под действием света Области цилиндра, освещаемые светом, становятся нейтральными. Не освещённая, положительная часть цилиндра притягивает отрицательно заряженный чёрный порошок. Порошок фиксируется нагретыми роликами на положительно заряженной бумаге.

Кто из слушателей может назвать законы электростатики, применяемые при копировании?

Корреспондент: В последнее время геологи для разведки залежей металлических руд в недрах земли используют электрическое поле. В чём состоит этот метод?

Геолог: Прежде чем пояснить разведку залежей руд с помощью электрического поля я попрошу вас вспомнить, какая поверхность называется эквипотенциальной? ( Слайд 12).Один полюс источника тока присоединяют к рудному телу, другой заземляют. Вокруг рудного тела возникает электрическое поле. Изучая с помощью вольтметра форму и размеры эквипотенциальных линий на поверхности земли, можно определить проекцию на эту поверхность рудного тела. Если рудное тело не выходит на поверхность земли, то приходится бурить скважину.

Корреспондент: С помощью законов физики, в современной медицине создаются высокотехнологические методики, которые позволяют лечить людей. Помогает ли электрическое поле следить за здоровьем человека?

Врач: Я объясню, как электрическое поле помогает следить за здоровьем человека, и какие законы электростатики применяются в этой методике. А сначала вы ответьте на вопрос: « Что называют разностью потенциалов»?

Посмотрите картину эквипотенциальных поверхностей электрического поля сердца человека (слайд 13) Это - суммарное поле зарядов, возникающих на клетках сердечных мышц. При работе сердца разность потенциалов между любыми двумя точками тела, не лежащими на одной эквипотенциальной поверхности, меняется со временем. График изменения со временем носит периодический характер и называется электрокардиограмма. Для снятия кардиограммы электроды, приведённые в контакт с телом, присоединяют к прибору самописцу. На рисунке приведён общий вид одного периода электрокардиограммы, полученной при здоровом сердце. Характерные пики и горбы кардиограммы изменяются при патологических отклонениях, что позволяет установить диагноз заболевания.

Корреспондент: Особое внимание сейчас уделяется очищению воздуха от вредных для человека и окружающей среды загрязнений. Поэтому следующий вопрос я хочу задать экологу. Каким образом с помощью электрического поля вы добиваетесь очистки воздуха?

Эколог: Воздух в промышленных зонах необходимо очищать от вредных для человека газов. Посмотрите слайд 14. После моего рассказа перечислите понятия электростатики, которые используются в этом процессе? Современная очистка промышленных газов производится с помощью электрического поля. Электродами являются проволока Б и стенки трубы В. Газ в трубе ионизируется. Частицы дыма поступают через вход А, «прилипают» к отрицательным ионам газа. Электрическое поле заставляет частицы дыма двигаться к стенкам трубы и осаждаться на ней. Очищенный газ направляется к выходу Д. Когда тубу встряхивают, осевшие частицы попадают в специальный бункер Б. Электрические фильтры улавливают до 99% золы.

Корреспондент: Свой последний вопрос я хочу задать криминалисту. Какими современными технологиями из области электростатики вы пользуетесь?

Криминалист: Объясню технологию с помощью слайда 15. А вы вспомните, как взаимодействуют между собой заряженные тела? Положительно заряженные частицы белка притягивают отрицательно заряженные частицы золотой пыли, наносимой на купюру, создавая видимые отпечатки.

Корреспондент: Спасибо всем специалистам за данное интервью. Мы видим, что электростатика нашла широкое применение в различных областях сферы деятельности человека.

  1. На этом же уроке в группах по профессии « Автомеханик» разбираем вопросы с применением конденсаторов в профессионально-технической деятельности студентов. Заслушиваем сообщения о применении конденсаторов, предварительно обсудив вопросы:

  1. Какой прибор называется конденсатором?

  2. От каких величин зависит емкость конденсаторов?

Сообщение о применении ёмкостных датчиков.

Зависимость электроёмкости системы, состоящей из двух проводников, от её геометрических размеров и электрических свойств среды используется в ёмкостных датчиках, применяемых для контроля давления в двигателях внутреннего сгорания, измерения вращающих моментов, автоматического контроля размеров обрабатываемых деталей на различных станках, измерения толщины масляной плёнки в подшипниках, измерении влажности сыпучих тел и пр. Например, при определении влажности семян используется зависимость ёмкости конденсатора от влажности семян, помещаемых между его обкладками. Обкладки представляют цилиндрические поверхности, между которыми при измерениях помещается зерно. С увеличением влажности зерна его диэлектрическая проницаемость возрастает, следовательно, будет возрастать и электроёмкость конденсатора.

Сообщение о применении конденсаторов в системе батарейного зажигания двигателей внутреннего сгорания.

Параллельно контактам прерывателей в системах батарейного зажигания и магнето двигателей внутреннего сгорания включают конденсатор ёмкостью 0,17…0,35мкФ. Конденсатор уменьшает подгорание контактов и повышает напряжение между электродами искровой свечи зажигания. Энергия, которая пошла бы на образование искры между контактами, идёт на зарядку конденсатора. В момент разрядки конденсатора повышается напряжение на свече зажигания, возникает искра и топливо воспламеняется.

Контроль знаний.

Решение качественных задач

  1. Слайд 16. На рисунке дана несложная схема электрофильтра для очистки воздуха в животноводческих помещениях. Объясните принцип действия фильтра.

  2. Слайд 17. Объясните назначение металлической скобы 1, концы которой подложены под головку болта и гайку на фланцевом соединении 2 металлического трубопровода, предназначенного для перекачки нефтепродуктов.

Вопросы к дидактической игре «Ромашка». Заранее рисуется две ромашки на лепестках, которых записаны вопросы. Студенты отрывают лепестки, обдумывают ответ, и отвечают на вопросы. Группу можно разделить на две команды.

1. Почему перед заполнением ёмкостей нефтепродуктами их обязательно осматривают и удаляют все посторонние предметы, и в первую очередь те, которые могут всплыть на поверхность?

2. Зачем цистерны, топливозаправщики и другие средства, предназначенные для слива и транспортировки нефтепродуктов во время перекачки, хорошо заземляют, а во время транспортировки к раме подвешивают цепочку, касающиеся поверхности земли?

3. Для чего резиновые и прорезиненные рукава, предназначенные для слива (налива) нефтепродуктов, обвивают медной или алюминиевой проволокой, концы которой заземляют?

4. С какой целью в топливных баках тракторов делают перегородки?

5. Почему стирка шерстяных, шёлковых или синтетических тканей в бензине может вызвать вспышку смеси паров бензина с воздухом?

6. В пустые ёмкости сначала медленно наливают тонкий слой нефтепродукта, который позволит погрузить в него конец сливной трубы, и только после этого увеличивают скорость заполнения ёмкости. Чем это вызвано?

7. Почему правила пожарной безопасности требуют открывать и закрывать люки резервуаров и цистерн, а также пробки бочек, где хранятся нефтепродукты, осторожно, не допуская ударов?

8. С какой целью при ремонтных работах на нефтескладах пользуются омеднённым инструментом?

9 Электрические провода крепятся к столбам с помощью фарфоровых держателей, а не прямо к металлическим крюкам? Зачем это делают?

10. Одножильный бронированный кабель можно рассматривать как конденсатор цилиндрической формы. Что является обкладками конденсатора? Что служит диэлектриком этого конденсатора?

11. На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Зачем для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создаётся повышенная влажность?

12. Почему наблюдается искрение между шкивами и приводным ремнём? Как ликвидируют искрение?

13. Для чего к корпусу самоходного комбайна прикреплена цепь, часть которой тянется по земле?

14. При окраске кузовов часто используется электрическое поле . Краска подаётся к распылителю, заряженному отрицательно, окрашиваемое изделие заряжается положительно. Почему такое покрытие прочное?

15.Однажды зимой в универмаге всех напугала женщина в синтетической шубе, которая колола всех якобы хитро спрятанным шприцем. Когда разобрались, то оказалось, что колола шуба. Почему это произошло?

16.Какой канистрой для бензина следует воспользоваться? Металлической или полиэтиленовой?

17. Иногда мы пользуемся одеждой из синтетической ткани. Она сильно загрязняется. Почему?

  1. Подведение итогов, выставление отметок, обсуждение вопросов:

  1. Какую новую информацию вы получили сегодня на уроке?

  2. Перечислите основные законы электростатики, которые нашли применение в технологических процессах, изученных сегодня на уроке?

  3. Нужны ли вам знания по электростатике?

Можно отметить, что при подготовке к такому уроку все студенты заняты познавательной деятельностью. Студенты получили задания для внеаудиторной работы с различными источниками информации. Сообщения нужно было представить наглядно, для этого выполнялись рисунки, подбирались картинки. Студенты приобрели знания о прикладном характере электростатики в ходе активной мыслительной деятельности, что прививает интерес к предмету физика, к процессу познания её законов и явлений. Студенты учатся применять знания в новых конкретных ситуациях.

Конференции.

Конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого студента (подготовка сообщения, выступление с ним) с активной работой всей группы (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений). При изучении темы «Атомная энергия» я провожу урок-конференцию по теме «Проблемы и перспективы использования атомной энергии». Несложный и интересный материал данной темы студенты подготавливают самостоятельно. Тема является межпредметной, она затрагивает биологическое действие излучения на человека и применение атомной энергетики в разных сферах деятельности человека. Теоретический материал темы выходят далеко за пределы учебника физики, и для его раскрытия требуется поиск разных материалов в различных информационных источниках. Свои выступления студенты сопровождают слайдами из презентации, которую создают перед уроком.

Урок - конференция.

Тема «Проблемы и перспективы развития атомной энергетики».

Цели урока.

  1. Образовательные:

  • Обеспечить усвоение учащимися знаний о проблемах, связанных с размещением атомных станций, хранением радиоактивных отходов, демонтажем АЭС;

  • Сформировать представления о влиянии радиоактивного излучения на человека и окружающую среду;

  • Сформировать представления о ядерном взрыве и его последствиях.

  1. Развивающие. Развивать умения:

  • работать с дополнительной литературой;

  • представлять информацию в виде презентации;

  • публично выступать;

  • вести диалог;

  • участвовать в обсуждении прослушанного материала.

Методическое обеспечение урока: Компьютер, проектор; презентация « Атомная энергия», Электронные уроки и тесты по теме «Элементы ядерной физики», видеофрагмент « Ядерный взрыв».

Содержание урока.

Мотивация изучения темы.

Заслушивается сообщение о необходимости развития атомной энергии.

Современная цивилизация немыслима без электроэнергии, потребности в которой неуклонно возрастают. Межу тем угля нефти и газа надолго не хватит. Конечно, нужно и можно использовать энергию ветра, Солнца, земного тепла, морского прибоя. Но эти источники, даже вместе взятые могут дать в ближайшее десятилетие лишь несколько процентов от общей потребности в электроэнергии. Поэтому не случайно многие государства задумываются о возрождении атомной энергии, так как величина энергии, выделяемая при ядерной реакции огромна (слайд 2).

Необходимо учитывать и предостережения экологов о том, что увеличение выработки энергии на угольных ТЭЦ может иметь в перспективе серьёзные негативные последствия из-за усиления « парникового эффекта». А из-за роста содержания в атмосфере углекислого увеличивается количество «кислотных дождей». Угольные электростанции ежегодно выбрасывают в атмосферу миллионы тонн серы, двуокиси углерода, оксидов металлов вредных для природы и здоровья людей. Но вместе с дымом в атмосферу попадают и радиоактивные элементы, содержащиеся в угле. Их тепловые станции выбрасывают за год в 4 раза больше, чем нормально работающие АЭС. Так, что небезопасны и топливные, и атомные электростанции. А поскольку без энергии не обойтись, надо обеспечивать их высокую надёжность.

Энергетических ядерных реакторов на планете насчитывается около 400. Во Франции, к примеру, около 70% электроэнергии вырабатывают именно АЭС. В нашей стране принята программа повышения безопасности АЭС. Разрабатываются новые конструкции реакторов, вносятся усовершенствования в действующие, создаются центры подготовки операторов АЭС, где на тренажёрах проигрываются всевозможные аварийные ситуации. И к технике и к людям, которые работают на АЭС, предъявляются серьёзные требования.

Изучение нового материала.

  1. Учитель перечислят основные темы конференции (слайд 3).

  2. Учитель перечисляет применение атомной энергией (слайд 4).

  3. Сообщение о принципе действия реактора, с помощью слайдов 5,6,7,8.

  4. Сообщение о проблеме размещения АЭС.

Известно, что выбор площадки для строительства АЭС должен производиться с учётом санитарных, метеорологических, сейсмических и гидрогеологических условий района. Но большинство станций находится в европейской части страны к западу от линии Волга - Волго-Балтийский канал, то есть там, где живёт около 60% населения и особенно высока его плотность. Это промышленные и сельскохозяйственные районы; здесь сосредоточены громадные историко-культурные, природные и ландшафтные ценности. Странно, но факт, что мощные АЭС расположены в верховьях основных источниках питьевых вод, то есть в наиболее уязвимых с экологической точки зрения местах. В свете громадных разрушений, вызванных землетрясением в Армении и остановкой Армянской АЭС (во время землетрясения она не пострадала), особенно важным выступает требование к сейсмической безопасности района строительства АЭС. Многие специалисты утверждают, что даже двухбалльное землетрясение в том или ином регионе делает сооружение АЭС недопустимым. Там где есть тектонические разломы, щели и трещины, строить АЭС нельзя.

Между тем Армянская АЭС стоит как раз на разломе в зоне с сейсмичностью 9,5 балла! Из-за высокой сейсмичности района были прекращено проектирование и строительство АЭС В Азербайджане, Грузии, Краснодарском крае.

Как известно, топливный цикл АЭС включает: добычу руды, извлечение из неё урана, переработку сырья в ядерное топливо (обогащение урана), использование его в ядерных реакторах, транспортировку и химическую регенерацию отработанного топлива, очистку последнего от реактивных примесей и, наконец, захоронение отходов. Такой цикл очень сложен, дорог, энергоёмок.

При добыче урановых руд возникают экологические проблемы:

  • выводятся из сельскохозяйственного оборота земли,

  • изменяется гидрология территории,

  • загрязняется радионуклидами вода.

  1. Изучение проблемы хранения радиоактивных отходов (слайды 9,10)

Отработанное ядерное топливо должно перезагружаться в так называемый бассейн выдержки, размещённый в реакторном зале, и находиться там несколько десятков лет

( столь долгая выдержка нужна, чтобы снизить радиоактивность). В один реактор, мощность которого равна 1000 МВт, загружают 180 т топлива. И за 5 лет работы только одного энергоблока на территории АЭС скапливается около 300 т радиоактивных отходов. Многие важные технологические процессы, например обезвреживание отходов, находятся в стадии исследования, эксперимента и инженерной разработки. Хранить долго отработанное ядерное топливо очень опасно. Возникает трудноразрешимый вопрос: «Где и как хранить радиоактивные отходы, которые останутся опасными для здоровья людей многие сотни тысячи лет»? Захоронение радиоактивных отходов академик П. Л. Капица считал самой сложной задачей ядерной энергетики. Считается, что наиболее подходимыми условиями для захоронения радиоактивных отходов являются континентальные геологические формации. Например, в гранитных и базальтовых толщах земли, расположенных на глубине несколько сот и более метров. По расчётам специалистов расходы на захоронение радиоактивных отходов составляют 75% от стоимости всех других процессов топливного цикла. А это делает атомную энергию дорогостоящей. Подобные хранилища представляют собой сложные огромные инженерные сооружения.

Некоторые специалисты отдают предпочтение размещению радиоактивных отходов в соляных шахтах. Соляные шахты долгое время не контактировали с водой. Можно предположить, что этого не произойдёт и в будущем.

Перед хранением радиоактивные отходы прессуют, скручивают в жгуты, уменьшая их размеры. Затем их помещают в медный контейнер, который заливается свинцом. Свинец слабо подвержен коррозии. Когда в металле начнут возникать свищи, содержимое капсулы уже будет не опасно.

К сожалению, некоторые страны успели забросить на дно океана довольно много контейнеров с радиоактивными отходами, которые губят обитателей океанских глубин. Такое решение губительно и для самого человечества.

  1. Сообщение о демонтаже АЭС.

Жизнь атомного реактора незначительна. Срок эксплуатации АЭС оценивается в 30-40 лет, после чего её надо разбирать. Но сама АЭС отслужившая отведённый ей срок, - это своего рода «ядерных отход». Поэтому проблема её демонтажа очень сложна. Это целая наука и целое производство, стоимость разборки по заключениям экспертов будет равна стоимости её строительства. Это один из мало известных широкому кругу людей парадоксов ядерной энергетики. Был единственный в истории демонтаж ядерного реактора. Его произвели в США. Это реактор Элк Ривер. На строительство реактора затратили 6 миллионов долларов, а на его демонтаж ушло 6,9 миллиона. Чтобы свести к минимуму облучение рабочих, его резали под водой, с помощью плазменной горели. Это происходило давно, да и мощность установки на Элк Ривер была в десятки раз меньше, чем у современных реакторов. Поэтому опыт этой работы нельзя считать значительным, чтобы использовать его на сегодняшний день.

  1. Сообщение об использовании различных атомных силовых установок по слайдам 11,12,13,14,15 презентации.

  2. Применение радиоактивных изотопов.

Обсуждение вопросов:

  • Какова важная особенность радиоактивного излучения?

Вывод: Большая проникающая способность радиоактивных изотопов (слайд 16).

  • Кто впервые обнаружил радиоактивность урана? Как это свойство можно использовать?

  • Изучение применения радиоактивных изотопов с помощью слайдов 17, 18 и материалов электронных уроков по теме «Элементы ядерной физики»:

- Урок № 3 стр.4. Изучение видеофрагмента об использовании углеродного метода;

- Урок №3 стр. 6. Изучение материала об использовании изотопов в лечебных целях;

- Урок №3 стр. 7. Изучение материала об использовании изотопов в диагностических целях;

- Урок №3 стр.8. Изучение промышленного применения изотопов.

9. Изучение ядерного взрыва, его видов с помощью слайдов 19, 20, 21, 22, 23. Демонстрация видеофрагмента «Ядерный взрыв».

10. Сообщение учащегося о ядерном оружии третьего поколения.

К ядерному орудию третьего поколения относятся специальные заряды, в которых энергия взрыва перераспределяется в пользу одного из поражающих факторов, а также обеспечивается её фокусировка в определённом направлении. Наиболее известным образцом такого оружия служит американская нейтронная бомба. На её основе в США развёрнуто строительство ещё одного вида ядерного оружия третьего поколения - «Супер - ЭМИ» - устройство (заряда), обеспечивающего выход мощного электромагнитного излучения. С помощью «Супер - ЭМИ» его конструкторы рассчитывают получить напряжённость у поверхности Земли (на территории противника) до сотен и даже тысяч киловольт на метр. По их расчётам эффективность такого оружия такова: если взорвать один заряд мощностью 10 Мт на высоте 300-400 км, например, над географическим центром США (штат Небраска), то это приведёт к нарушению работы радиоэлектронных средств почти на всей территории страны в течение времени, необходимого для срыва ответных действий.

Другой вид ядерного оружия третьего поколения - рентгеновские лазеры с ядерной накачкой. Они считаются противоракетным оружием ХХI века и создавались как средство против ракет на участке их разгона до разделения боеголовок. В простейшем виде, лазерное оружие можно представить в виде боеголовки, на поверхности которой укреплены до 50 лазерных стержней. В простейшем виде, лазерное оружие можно представить в виде боеголовки ,на поверхности которой укреплены до 50 лазерных стержней, каждый из которых может быть автономно наведён любую точку пространства. Внутри боеголовки находится мощный ядерный заряд, который служит источником энергии для накачки лазеров, и система прицеливания с быстродействующим компьютером. Уничтожает ракету противника чрезвычайно интенсивное рентгеновское излучение, сфокусированное в достаточно узкий пучок.

Существует ещё одна разновидность ядерного оружия - так называемая ядерная шрапнель. В основе проекта этого оружия находится использование энергии ядерного взрыва для разгона до высоких скоростей (десятки километров в секунду) мелких плотных частиц. При высоких скоростях такие маленькие частицы (массой менее 1 гр.) обладают большой кинетической энергией и, следовательно, пробивной способностью. Их предлагают использовать в космосе для борьбы с летящими боеголовками и ложными целями противника. При попадании «шрапнели в объект обстрела она может пробить или повредить его оболочку, и даже в том случае, если оболочка при попадании в плотные слои атмосферы будет невредима, в результате больших механических и тепловых нагрузок она разрушится. Американские специалисты изменили в последние годы состав материалов, из которых изготавливаются оболочки ядерных зарядов, Эти материалы подбирались так, чтобы обеспечить создание в результате ядерного взрыва осадков, выпадающих потом на землю, со сравнительно короткоживущими изотопами, обладающими высокой радиоактивностью. Основная идея применения ядерного оружия с такими материалами заключается в том, что радиоактивное заражение местности, промышленных предприятий, различных военных объектов должно привести к поражению живой силы противника, без разрушения сооружений и материальных ценностей, которые достаточно быстро станут радиоактивно безопасными. Большую известность среди видов оружия третьего поколения получил проект «кобальтовой бомбы», который состоит в том, что вокруг заряда создаётся оболочка из природного кобальта, Во время взрыва в результате её облучения нейтронами, образуется обладающей сильной радиоактивностью изотоп кобольта-60 с периодом полураспада 5,7 лет. Выпадая вместе с другими продуктами взрыва, он создаёт интенсивное заражение местности, поражающее всё живое. Рассмотренные виды ядерного оружия не исчерпывают весь его арсенал, и что каждый его вид имеет ещё разнообразные модификации, например, путём изменения конструкции заряда создают боеголовку, у которой основная часть энергии взрыва идёт на образование ударной волны или гамма излучений. Это свидетельствует о том, что предела совершенствования ядерного оружия не существует, возможно, появление всё новых образцов.

11. Изучение материала о биологическом действии радиоактивного излучения.

  • Демонстрация слайдов 24, 25.

  • Сообщение о биологическом действии радиоактивных изотопов.

Воздействие радиации на живое очень индивидуально. Одна и та же доза радиации, поступившая в организм с различными изотопами, по-разному действует на живое: может поразить мембрану, ядро или цитоплазму. К тому же по-разному воздействует она и на различные органы. Наиболее опасно поражение ядра - в нём находится генетический материал клетки. Радиоактивные вещества выпадают на самые разные ландшафты и почвы. На сёла, леса, болота, сельскохозяйственные угодья. Например, в воздух в Чернобыле было выброшено около 450 типов радионуклидов. Из них львиная доля приходилась на короткоживущий изотоп йод-131. Он давал буквально 80-90 процентов радиоактивности в первые дни аварии. Постепенно с прекращением выбросов радиоактивность падала. Вымирали короткоживущие изотопы. На смену выступали долгоживущие изотопы. Например, рутений, радий и другие. В настоящее время содержание этих изотопов заметно уменьшилось. На первом месте оказались цезий 137 и стронций 90. Кроме того обнаружены трансурановые элементы: плутоний, америций и некоторые другие. Следует назвать оксиды и карбиды некоторых редких металлов Они плохо смываются водой с поверхности растений и почвы. Растения поглотить их не могут, и эти частицы становятся вечными странниками. Их подхватывает ветер и переносит с места на место. Всё это создало специфические ранее не встречавшиеся типы загрязнений. Таким образом, чернобыльская авария не была похожа ни на одну из подобных аварий в мире не только по масштабу, но и по качеству загрязнений территории. Всё это создаёт большие трудности для анализа последствий катастрофы.

После Чернобыльской трагедии в Киеве появилось большое количество дохлых крыс и мышей. Отдельные повреждения организма проявляющееся через месяцы, годы или десятилетие после облучения, - результат в основном нарушения эндокринного баланса. Но, как ни странно, в результате этих поражений развиваются некоторые «обычные» заболевания типа воспаления лёгких, инфарктов (при поражённых сосудах), нервные заболевания. Кстати это наиболее вероятные последствия такого рода аварии. Во время аварии были выбросы радиоактивного йода, который накапливался в щитовидной железе, вызвав изменение в её работе. Это влияло на гипофиз, который регулирует иммунные ответы организма. У животных ослаблялся иммунитет, и они погибали не от радиации, а от вспыхнувшей среди них эпидемии.

Такая же история может происходить и с людьми, к счастью не с столь трагическими последствиями. Эпидемии не было, но был отмечен некоторый ост заболеваний. В том числе воспаление лёгких, тяжелее протекает эпидемия гриппа.

12. Сообщение о радиопротекторах.

Есть, например, вещества, которые увеличивают устойчивость организма к радиации. Их называют радиопротекторами. Некоторые радиопротекторы создают в клетке недостаток кислорода и клетка делится не так активно, и количество повреждений о радиации значительно уменьшается Это могут быть различные группы витаминов, пептиды, янтарная кислота, каротин, содержащийся в моркови. Самые эффективные радиопротекторы увеличивают сопротивляемость радиации примерно в два раза. Во время аварии возросло потребление алкоголя. Это было вызвано тем, что многие люди узнали, что этиловый спирт является радиопротектором. Это далеко не так. Дело в том, что спирт увеличивает устойчивость против радиации в 1,13 раза, но одновременно разрушает молекулы витаминов, которые сами являются радиопротекторами. То есть эффективность спирта скорее отрицательна. Гораздо лучше пить морковный сок или другие соки, в которых содержится каротин.

При определённых загрязнениях почвы нужно повышать дозы удобрений и извести. Например, цезий ведёт себя по отношению к растениям, так же как и калий. Если вносить калийные удобрения, то при определённых условиях можно ослабить поступление в растения цезия. Поэтому нужно заботливо относиться к калийному питанию растений. А с помощью кальция выводится стронций. При радиоактивном заражении почвы нужно применять подкормки, которые уменьшают интенсивность всасывания радиоактивных веществ.

Население должно располагать индивидуальными дозиметрическими приборами. Например, японцы все ходят на рынок со счётчиками и меряют радиоактивность капусты и рыбы. Есть значительная вероятность попадания на стол не контролируемой сельскохозяйственной продукции. Даже из самых удалённых районов может поступить продукция с повышенным радиоактивным заражением, например грибы. То же самое происходит и с водой. Вы можете измерить уровень радиоактивности воды, и он будет в норме, но накипь в нашем чайнике будет радиоактивна.

Обсуждение презентации.

После просмотра презентации, заслушивания сообщений студенты задают вопросы докладчикам. Студенты оценивают выступления, учитывая полноту содержания, актуальность темы, качество оформления слайдов.

Подведение итогов урока.

Обсуждение вопросов:

  • Какие важные проблемы мы обсудили сегодня на уроке?

  • Какой материал урока у вас оставил наибольшее впечатление?

  • Какие другие применения радиоактивных изотопов вам известны?

Урок по методике практико-ориентированной деятельности

Современный урок должен быть развивающим. Он строиться на деятельной основе, где студенты самостоятельно «добывают» и систематизируют знания, приходя к новому знанию под руководством учителя.

Приведу пример применения практико-ориентированных технологий, на конкретных уроках, которые предполагают в образовательном процессе изменения в учебной деятельности, а именно уменьшения доли репродуктивной деятельности и увеличения самостоятельной работы учащегося. Процесс усвоения готовых знаний меняется на самостоятельную, активную, познавательную деятельность каждого учащегося, с учетом его особенностей и возможностей. Он осознает, что в образовательном процессе является центральной фигурой. Самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными. Размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание, имеют значение для развития личности учащегося.

Тема «Влажность».

Цели урока.

  1. Образовательные:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний об основных характеристиках влажности: абсолютной, относительной;

  • сформировать представления о парциальном давлении и точке росы;

  • научить измерять относительную влажность;

  • научить пользоваться психрометрической таблицей.

  1. Развивающие:

  • развивать у учащихся информационные умения: работать с текстом учебника и электронным пособием, рисунком, прибором, инструкционной картой, таблицей;

  • развивать практические умения: измерять относительную влажность с помощью психрометра и термометра;

  • развивать мыслительные компетенции: умения анализировать, систематизировать, конкретизировать учебный материал.

  1. Воспитательные: показать учащимся практическое значение темы; формировать ответственность и самостоятельность при изучении новой темы.

Задачи урока:

  • Сделать учащихся активными участниками изучения нового материала;

  • Вовлечь учащихся в самостоятельную активную познавательную и практическую деятельность;

  • Обеспечить максимум наглядности и связь изучаемых явлений с жизнью.

Тип урока: изучение нового материала на информационно - деятельностной основе.

Оборудование: электронное пособие: «Уроки физики Кирилла и Мефодия» (урок 7, стр.10 -14); учебник физики 10 Мякишев Г. Я. стр.198; учебник физики для профтехучилищ под редакцией В.Ф. Дмитриевой; приборы к фронтальному эксперименту: термометр, стакан с водой комнатной температуры, вата; психрометрическая таблица; раздаточный материал: инструкции к фронтальному эксперименту, рисунки с психрометром и таблицей для решения задач.

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация

Цель: создать мотив к изучению влажности

1.Задаёт вопрос: Для чего нужны знания о влажности?

2. Подкрепляет высказывания учащихся о необходимости изучения темы стихотворением «Светлая вода», П. Дудника (см. приложение 1).

3. Организует работу учащихся с учебником стр. 198 по изучению информации о % содержании воды.

Высказывают свои мысли.

Слушают стихотворение.

Зачитывают информацию о % содержании воды в атмосфере Земли и живых организмов.

Изучение нового материала.

1. Изучить основные характерис-тики влажности:

Абсолютная влажность;





Парциальное давление







Относитель-ная влажность воздуха и её физический смысл.













Точка росы

Изучить, что называют точкой росы









2.Изучить приборы для измерения влажности:

Изучить устройство психрометра;









Изучить устройство психрометрической таблицы;



Научить измерять относительную влажность.

Изучить устройство и принцип действия гигрометра

1.Сообщает учащимся, что такое влажность - содержание водяного пара в воздухе.

2. Называет основные характеристики влажности: абсолютная влажность, относительная влажность, точка росы

3. Организует работу учащихся по изучению абсолютной влажности, формулирует задания для учащихся:

  • Прочитать информацию, содержащуюся в слайде 10; найти ответ на вопрос: Что называют абсолютной влажностью?

  • Записывает на доске математическое выражение ρ = «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». , поясняет физические величины, входящие в формулу.

4. Организует фронтальную беседу с учащимися по повторению понятия атмосферное давление.

Вопросы к беседе:

  • Что собой представляет атмосферный воздух?

  • Какое влияние оказывает каждый из газов на находящиеся в нём тела?

  • из чего складывается атмосферное давление воздуха,

  • Найдите в учебнике на стр. 199, как называется давление водяного пара в воздухе, если бы остальные газы отсутствовали?



  1. Задаёт вопрос: от чего зависит потеря влаги живыми организмами и интенсивность испарения воды?

  2. Ставит проблему - Можно ли судить о том, близок ли пар в воздухе к насыщенному, по парциальному давлению и абсолютной влажности?



  1. Делает вывод о том, что нужно ввести физическую величину, которая бы показывала, насколько водяной пар близок к насыщенному пару. Такой величиной является относительная влажность.

  2. Организует изучение определения относительной влажности по электронному пособию:

  • В слайде 11 найти определение относительной влажности;

  • Записывает обозначение относительной влажности -

  • Записывает формулу

  • Задаёт вопрос, каков же физический смысл относительной влажности?

  • Предлагает найти ответ на вопрос в слайде.

Предлагает прочитать информацию, содержащуюся, а в слайде 12, затем проводит беседу по материалам слайда.

Задаёт вопросы:

  • Что нужно сделать с паром, находящимся в воздухе, чтобы он стал насыщенным?

  • Какую температуру называют точкой росы?

  • Что происходит с водяным паром при охлаждении его до точки росы?

Информирует учащихся о том, что зная точку росы по специальным таблицам стр. 164 с/з. под редакцией А. П. Рымкевич можно определить абсолютную влажность и затем по формуле можно определить относительную влажность. Этот метод определения относительной влажности изучим на следующем уроке.

Сообщает учащимся, что относительную влажность можно измерить с помощью специальных приборов: психрометров и гигрометров

Предлагает изучить информацию слайда 13.

Организует беседу по вопросам:

  • Как устроен психрометр?



  • Одинаковые ли показания у термометров?



  • Почему показания влажного термометра ниже сухого?

  • Для определения относительной влажности, что ещё нужно к

психрометру?

  • От чего зависит разность показаний термометров?

  • В каком случае эта разность будет большей?

Предлагает открыть сборники задач и найти на стр. 164 сб./з. психрометрическую таблицу 7.

Организует беседу по изучению устройства таблицы. Предлагает ответить на вопросы:

  • Какие показания отмечают по вертикали таблицы?

  • Какие показания отмечают по горизонтали таблицы?

  • Какие показания находятся в плоскости таблицы?

Объясняет измерение влажности по психрометру (рисунок на слайде 13).



Предлагает открыть учебник под редакцией Дмитриева для технических специальностей стр. 150.

Организует работу по учебнику:

  • Рассказывает о принципе действия гигрометра по рисунку;

  • Организует изучение гигрометра по рисунку;

  • Задаёт вопрос: Какую относительную влажность показывает гигрометр на рисунке?

  • Рассказывает историю с Ньютоном и пастухом овец (приложение 2).



Слушают и записывают в тетрадь основные характеристики влажности.

Самостоятельно изучают слайд. Вслух зачитывают определение абсолютной влажности - Плотность водяного пара в воздухе.

Делают записи в тетради





Отвечают на вопросы





Отвечают - парциальное давление



Отвечают на вопрос. (На сколько водяной пар в данных условиях близок к насыщенному пару?)

Высказывают свои предположения



Заслушивают информацию.



Изучают информацию, находят определение, зачитывают его вслух.

Записывают пояснения учителя в тетрадь.



Зачитывают физический смысл относительной влажности.







Отвечают на вопросы:

охладить при постоянном давлении;

температуру, при которой водяной пар становится насыщенным;

водяные пары конденсируются, выпадает туман, появляется роса.

Слушают учителя.





Слушают учителя.



Отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы:

Два термометра, резервуар одного обмотан тряпочкой и опущен в воду.

У влажного термометра показания меньше.

Влага испаряется, тепло забирается.

Психрометрическая таблица.

От влажности воздуха

Чем меньше влажность воздуха, тем больше разность.



Изучают таблицу, отвечают на вопросы:

Показания сухого термометра;

Разность показаний сухого и влажного термометров;

Относительная влажность.

Записывают tсух. = 200С, tвл. = 140С,

∆t = tсух. - tвл. = 200С - 140С =60С,





Изучают рисунок, слушают пояснения учителя.

Читают вслух устройство гигрометра

Измеряют относительную влажность по рисунку.



Слушают учителя.

Закрепление и углубление знаний.

Проверить умения учащихся пользоваться психрометром.

Научить измерять относитель-ную влажность с помощью термометра.



Показать учащимся большое практическое значение, изучаемой темы.







Научиться решать задачи по психрометрической таблице



  1. Организует самостоятельную работу по карточкам:

Предлагает учащимся определить относительную влажность (приложение 3).



  1. Ставит проблему: если нет психрометра, то, как можно измерить относительную влажность?

  2. Предлагает продумать план эксперимента по измерению относительной влажности в классе.

  3. Организует выполнение учащимися фронтального эксперимента с использованием инструкции (см. приложение 4).

Обращает внимание на правила измерения температуры.

Организует изучение последнего абзаца слайда 13.

Предлагает ответить на вопросы:

  1. Назовите наиболее благоприятную влажность для человека?

  2. Назовите, в каком производстве необходимо учитывать относительную влажность?

Предлагает заслушать сообщения учащихся о влиянии влажности на жизнедеятельность растительных и животных организмов, её роль при уборке зерновых культур, хранении сельхозпродукции (по Галузо «Физика в среднем ПТУ»).

Организует работу по решению задач

Снимают показания, находят относительную влажность по таблице.



Возможно, отвечают - с помощью термометра.

Рассказывают план эксперимента.

Выполняют эксперимент по инструкции,

Вслух каждая микрогруппа сообщает о температуре, измеренной в классе.







Заслушивают небольшие сообщения учащихся: (см. приложение 5)

  1. Значение влажности при уборке зерновых.

  2. Влажность семян при хранении.

  3. Влажность воздуха при хранении овощей и плодов.

  4. Влажность в инкубаторе.

  5. Знаете ли вы.

Заполняют таблицу.

tсух.,0С

tвл. ,0С

∆t,0С

%

1

24

22

?

?

2

8

?

?

51

3

?

?

4

42

Домашнее задание

Записывает §72 на доске.

Рефлексия

Подводит итоги урока, задаёт учащимся вопросы:

Как вы считаете, важную ли тему мы изучили сегодня на уроке?

Чему вы научились сегодня на уроке?

С какими приборами для измерения влажности вы познакомились сегодня на уроке?

Какие задания вы выполняли сегодня с интересом?

Какие задания вызвали у вас затруднения?

Отвечают на вопросы, тем самым подводят итоги своей деятельности на уроке.

Эпиграф к уроку: «Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!»

( Сент-Экзюпери).

Приложение 1.

«Говорят, что на восемьдесят процентов

Из воды состоит человек.

Из воды - добавлю - родных его рек,

Из воды - добавлю - дождей, что его напоили.

Из воды - добавлю - из древней воды родников,

Из которых его и деды и прадеды пили…»



Знаете ли вы?

  1. Растительный покров ускоряет испарение влаги из почвы, т. к. листья и стебли значительно увеличивают площадь испарения, например, гектар овса испаряет за вегетационный период до 1600 т. воды.

  2. При раздельной уборке хлебов осуществляется два процесса:

  • Скашивание хлеба и просушка его в валках в течение 2 - 3 дней;

  • Подборка скошенного хлеба его обмолот.

При таком способе уборки зерно получается сухим и его вкусовые качества повышаются. При непосредственной уборке хлеба комбайнами зерно часто бывает более сырое и требует дополнительной сушки на коках и в специальных сушилках.

  1. В увлажнённых местах раздельная уборка хлебов производится на более высоком срезе.

  2. Различные растения за вегетационный период испаряют неодинаковое количество воды.

Например, один стебель кукурузы за лето испаряет более150л. воды.

Одно растение подсолнуха испаряет 100л. - 150л.

Со всего пшеничного поля площадью 1га за лето испаряется 300 - 400т. воды.

  1. Правильная и своевременная обработка почвы уменьшает испарение на 25 - 30%. Настолько же уменьшается испарение влаги из почвы при наличии полезащитных лесных полос.

Приложение 5

Влажность при уборке зерновых.

Большое значение имеет влажность воздуха при уборке зерновых. Зерно легко поглощает влагу из воздуха и отдаёт обратно в атмосферу. Сухое зерно при обмолоте дробится, влажное деформируется. Необходимо учитывать, что в течение дня влажность измеряется в широком диапазоне (на 10- 15%). Утром и вечером она более высокая, чем в середине дня. Поэтому молотильное устройство комбайна необходимо регулировать рано утром, днём и вечером.

Хранение семян.

При длительном хранении семян относительная влажность воздуха не должна быть больше 70%, повышение её до 75% приводит к самосогреванию семян, прорастанию, большому расходу питательных веществ, развитию микроорганизмов и грибков.

Повышение в хранилище температуры воздуха при постоянной влажности приводит к высыханию семян. Если температура воздуха и относительная влажность остаются постоянными, то между хранящимися семенами воздухом наступает состояние гигроскопического равновесия. Государственными стандартами на сортовые и посевные семена установлена предельная влажность семян для различных культур при хранении.

Культура

Влажность, %, не более

  1. Пшеница, рожь, ячмень, овёс.

  2. Тоже для районов Сибири, Севера.

  3. Фасоль.

  4. Рис.

  5. Гречиха, горох.

15,5%

17%

15%

14 - 15%

14 - 17%

Непосредственно при посеве влажность не играет особой роли, важно, чтобы сохранилась их сыпучесть.

Хранение овощей.



Как показывают наблюдения, овощи лучше всего сохраняются при относительной влажности от 80% до 95% (в зависимости от культуры). Для хранения лука и чеснока требуется более сухой воздух, с относительной влажностью 65% - 75%. Наиболее благоприятной температурой для хранения овощей и плодов является температура около 00С.





Влажность в инкубаторе.

Для создания нормальных условий в инкубаторе при выводе цыплят необходимо поддерживать заданную температуру 37,80С и относительную влажность 60%. Постоянная влажность поддерживается автоматическим реле влажности.

Приложение 3



Определите относительную влажность.

  1. Снимите показания сухого и влажного термометров.

  2. Найдите разность показаний.

  3. По психрометрической таблице определите относительную влажность.

«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий».«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий».























Решите задачи, используя психрометрическую таблицу.





tсух.,0С

tвл. ,0С

∆t,0С

%

1

24

22

?

?

2

16

?

?

54

3

?

?

4

62

Результаты уроков по развитию информационных умений учащихся.

Учащимся даётся широкая картина информации при высокой степени наглядности.

Ребята показывают свои умения работать с дополнительной литературой.

Приводят примеры применения изученного материала в быту, технике, медицине, экологии, своей профессии.

Повысился уровень информационных умений учащихся; особенно это проявилось в поиске материала в Интернете.

Вырос интерес к занятиям по физике, мотивация и познавательная активность учащихся.

Использование информационных компьютерных технологий в преподавании физики имеет большой развивающий потенциал.

Учащиеся учатся активно и творчески применять знания, полученные на уроке.

Конечный результат труда (презентация) позволяет им испытывать чувство удовлетворения и побуждает к дальнейшей творческой деятельности.

Литература.

  1. Материалы Интернета.

  2. Учебник физики 10 под редакцией В.А. Касьянова. М.: Дрофа,2003г.

  3. Газета « Первое сентября» №1 за 2008г.

  4. Уроки физики в профтехучилищах. В. Н. Комиссаров. Москва, «Высшая школа»

1990г.

5.Физика в среднем сельском ПТУ. И. В. Галузо. Минск «Высшая школа» 1984г.

6.Физика. Дидактические материалы ч.1. А. А. Фадеева, П.И. Самойленко. Москва «Высшая школа» 1988г.

7.Электронные уроки и тесты по теме «Элементы ядерной физики».

8. Молекулярная Физика. Модели уроков. Ю. А. Сауров, Г.А. Бутырский. Москва «Просвещение»1998г.



















Слайды презентации к уроку-интервью: «Применение электростатики в различных сферах деятельности человека».

«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий».«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий».2, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 3, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 4, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 5, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 6, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 7, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 8, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 9,

«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий».10, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 11, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 12, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 13, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 14, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 15, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 16, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 17





Слайды к уроку-конференции «Проблемы и перспективы развития атомной энергетики».

«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий».1, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 2, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 3, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 4, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 5, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 6, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 7, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 8, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 9, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 10 «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 11, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 12 «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 13,«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий».14,«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий».15

«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий».16, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 17, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 18,

«Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий».19, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 20, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 21, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 22, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 23, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 24, «Развитие информационных и коммуникативных умений учащихся на уроках физики, изучающих практическое применение теории с использованием компьютерных технологий». 25



36


© 2010-2022