Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов

Раздел Физика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Активизация деятельности учащихся на основе развития их познавательных и творческих интересов

Педагогические функции дидактических игр

В педагогике рассматриваются три вида деятельности человека: игра, обучение, работа. Именно они являются действующими факторами формирования мировоззрения личности. Опираясь на какой-либо отдельный вид деятельности ученика, преподаватель должен гармонично объединять эту деятельность с другими ее видами.

Включение в учебный процесс, особенно на первой ступени изучения физики, игровых элементов может быть стимулирующими, так как они хорошо активизируют познавательные возможности учеников. Учебная работа дает наилучшие результаты, если она соединяется с другими способами получения знаний. Среди них игра, стоит на первом месте потому, что еще не так давно она была основным видом их деятельности и хорошо возбуждала активность. Вот как, например, подчеркивал важность знаний учителем дидактических игр и методики их проведения в процессе обучения К. Д. Ушинский: "Мы придаем такое важное значение детским играм, если бы образовали учительскую семинарию, то сделали бы там теоретическое и практическое изучения детских игр одним из главных предметов."

В процессе игры легче помочь каждому ученику избавиться от отрицательных качеств и развить необходимые для обучения положительные, не принуждая их это делать волевыми усилиями. Поэтому и использовать игровые элементы на уроке необходимо так, чтобы проявились их преимущества перед другими видами работ в обучении. В частности, в коллективных играх воспитывается целеустремленность, которая важна в обучении. Здоровый ребенок ощущает естественное стремление к игре, а вместе с тем и к познанию, и такую же естественную потребность к работе.

Объединение этих трех стремлений учеников на одном уроке поднимает в глазах детей значения таких занятий, превращает их из узко учебных упражнений на общевоспитательные, что в значительной мере оказывает содействие активизации познавательных сил учеников.

Игровые задания в учебном процессе

Современный урок физики характеризуется как многогранный процесс. От того, насколько умело учитель внедряет методический потенциал для решения программных требований в системе уроков, объединенных единым содержанием, зависит эффективность обучения. Конечно, преподавание физики имеет свои особенности, которые зависят от специфики предмета; тем не менее значительную часть учебных задач можно успешно реализовать через дидактические игры, использовав их как элемент урока. Например, при формирование знаний о физических величинах, единицах их измерения, сведения об ученых и их открытии.

К рассмотрению возможности запоминания и осмысление трудной физической терминологии и понятий следует подойти с точки зрения, что далеко не все ученики увлекаются физикой. Действительно, в физике есть вопросы довольно сложные и не достаточно привлекательные, но такие, что должны быть усвоенными, так как без них нельзя познать объективную природу, сформировать соответствующее мышление. Вот почему для того, чтобы эти знание запали в сердце ребенка, необходимо на уроке использовать приемы эмоционального восприятия.

Эмоционально воспринятые знания иногда проносятся через всю жизнь. Если ученик не достаточно овладел знаниями на уроке, тогда следует предоставить ему возможность пополнить их во времена досуга. И в этом случае пригодятся дидактические игры, содержанием которых будет физика.

Когда дети играют в познавательные игры, они находят в них отображение своего собственного жизненного опыта, проверяют знание, повторяют и переосмысливают их. Вместе с тем они овладевают и новыми знаниями, прививая себе стойкий интерес к физическим знаниям, к логическому мышлению, укрепляют память и обогащают язык.

На первой ступени изучения физики активная познавательная игра часто заменяет детям работу. И здесь бывает очень тяжело определить ту границу, за которой учебная игра перестает быть для детей развлечением и перерастает в важную учебную работу. В игре дети развиваются, воспитывают в себе те черты характера, которые необходимые для дальнейшего серьезного обучения: выдержку, самостоятельность, волю к победе.

Познавательные игры расширяют общие знания, развивают изобретательность.

Не так уже редко встречаются случаи, когда ученики воспринимают открытие ученых поверхностно, со стороны его содержательного или экспериментального любопытства, не углубляясь в созданные физиком возможности для развития физики вообще. Возможности учителя за один час ознакомить учеников с этими положениями ограниченные, так как больше времени отводится изучению явлений, законов, формул, выводов. Такие сведения можно подать ученикам во внеурочное время, предложив им соответствующие игровые развлечения. (Нарисовать газету, придумать головоломку). Тогда, рассматривая, скажем, карточку, на которой нанесено в зашифрованном виде фамилия ученого-физика и иллюстрацию его открытия, ученик, каждый по-своему, прочитает то, что изображено на рисунке. Один прочитает фамилию ученого, а потом припомнит им открытый закон, иллюстрированный рисунком, другой припомнит закон, а потом прочитает фамилию. Так воспитывается внимательное отношение учеников к рисункам, помещенным в учебнике, прививается вкус к воспроизведению в воображении явлений и законов, которым они подлежат, развиваются пространственные представления. Такая органическая связь урока с предыдущей и следующей работой учеников вне урока на основе дидактических игр - незаменимый компонент учебно-воспитательной работы учителя физики в школе.

Введение игровых элементов предусматривает гибкость методики преподавания, а также творческого подхода к ведению урока.

Игровой момент на уроке - это не только учебная проблема, а в значительно большей мере проблема воспитательная.

Использование игровых элементов открывает перед учителем неограниченные возможности разнообразить структуру уроков, обогатить их соответствующими связями между объяснением нового материала в классе и самостоятельной работой учеников над новыми понятиями. Вследствие таких занятий ученики приобретают возможность самостоятельного ориентирования в учебном материале, приучаются отвечать нестандартными фразами на вопрос. Так, например, в организационной части обобщающего урока учитель может использовать игровой момент для обеспечения готовности учеников к уроку. Для этого можно провести коллективную игру отгадывания тематического кроссворда или ответить на тесты.

При изучении нового материала можно использовать игру для восстановления в памяти учеников терминологии прежде изученного. Обеспечивается сознательное восприятие и крепкие знания учеников, усиливается познавательная активность.

При систематизации и обобщении знаний учитель может использовать игровой момент для выделения главных мыслей темы и установление логических связей между ними. Особого значения приобретает организация самостоятельной работы учеников над учебным материалом дома. Игровые элементы, предложенные учителем, имеют целью не только закрепить изученное в классе, а и побуждать учеников к осмыслению усвоенного, к развитию памяти и внимания, к усовершенствованию учебных умений и привычек, стать стимулом к работе над следующим учебным материалом.

Но какого бы типа не был урок, - игровой элемент используется как средство влияния на учеников в направлениях:

  • развития познавательных возможностей и их способностей;

  • эмоционального восприятия учебного материала;

  • активизации и возбуждение умственной деятельности на основе повышения интереса к предмету;

  • развития умений и привычек самостоятельного умственного труда.

На эти особенности положительного влияния игры в учебном процессе на учеников должен взвесить учитель, который добросовестно готовит каждый урок, старается сделать его нестандартным, приятным и поучительным для учеников и творческим для себя. Целенаправленное использование в практике учителя игровых элементов повысит эффективность обучения, обогатит и поднимет на более высокий уровень процесс преподавания.

Дидактические игры как средство воспитания внимания интереса к изучению физики

К особенностям учебно-воспитательной работы с учениками, которые изучают физику на первой ступени, следует отнести необходимость формирования внутренней готовности ученика к восприятию качественно нового содержания науки о природе. Из первых уроков физики дети должны воспринимать информацию, на первый взгляд легкую и простую для понимания, подобный которой они осмысливали и к изучению предмету, но теперь им нужно приобретенный раньше собственный опыт корректировать, переосмысливать, то или другое понятие в соответствии с полученными знаниями. Эта работа требует значительных волевых усилий и развитого внимания.

Важную роль в начальном изучении физики сыграет процесс формирования личности ребенка на уроках из системы предметов, которые изучаются в школе в начальных классах. Именно в начальных классах зарождаются у учеников такие качества, как целеустремленность, активность учебного восприятия, направленность познавательных нужд и интересов, элементы творчества и прочие. Главное, развивается способность воспринимать содержание учебного материала, связанное с природой так, чтобы он вызвал у того, кто его изучает, глубокие личные переживания, заставлял задумываться над ним. Тогда усиливается воспитательное влияние физики. При этих условиях необходимые для сознательного изучения предмета черты формируются и развиваются и в будущем, во время активного включения учеников в учебный процесс

Первые уроки физики качественно отличаются от уже знакомых ученикам. Это отличие заключается в том, что уроки физики насыщены не только обычной информацией, но и экспериментом, решением расчетных и качественных задач, лабораторными и практическими роботами, наблюдением явлений природы и проверкой их с помощью опытов со следующими формированиями выводов, изучением и запоминанием символов. А также умение записывать с помощью символов формул, пониманием функциональной зависимости физических величин, которые входят в формулы, запоминанием единиц измерения, их систематизации, умением находить табличные величины, знать приборы, которыми измеряются они, и т.п. Этот далеко не полный перечень видов работ ученика на уроке физики. Все это тяжело для детей. Вследствие многоразового переключения с одного вида работы или объекта на другого внимание подавляющего большинства детей становится неустойчивым. Если к этому прибавить, что преподавание физики часто бывает сухим, то это со временем вызывает равнодушие учеников сначала к учебному материалу, а потом и к физике вообще.

Вот что, например, каждый учитель физики может наблюдать у себя на уроке. Познавательная деятельность подростков протекает по-разному. В те моменты, когда мозг ученика хорошо отображает все то, что происходит в классе, он внимательно работает, анализирует вместе с учителем явления природы, прислушается к выводам, думает над ними, старается запомнить наиболее точные определения, законы. К сожалению, такая напряженная работа не по силам всем ученикам. Поэтому при изменении ситуации в классе некоторые ученики рассеянно скользят взглядом по демонстрационным приборам, записи из доски автоматически переносят в тетради, некоторые занимаются своими делами. Эти ученики уже не могут сосредоточиться на вопросе, который изучается в классе, не вдумываются в то, о чем неоднократно повторяется. Это сразу оказывается при поэтапном закреплении знаний, так как ответы учеников недостаточно полные и точные. Другие ученики как бы застывают в недвижимой позе, начинают активно обдумывать поставленное учителем вопросы и частично отвечают на них лишь при помощи учителя или же учеников. Есть и такие, которые теряются и не могут повторить определение после многоразового повторения в классе.

Все эти примеры показывают, что у большинства детей подросткового возраста преобладает невольное внимание, которого недостаточно для активного восприятия физики. Ведь возникает потребность на уроках физики продолжить развитие именно произвольного внимания, которое связано с проявлением учениками некоторого волевого усилия в восприятии учебного материала. Тогда ученики будут усваивать наиболее существенные выводы, а не только те, которые волнуют их интересными деталями.

Необходимо построить учебный процесс так, чтобы он был основан не только на элементах, которые вызывают произвольное внимание. Такое обучение будет связано с постоянным напряжением, будет безрадостным и неэмоциональным, а потому быстро наскучит детям. Во избежание этого, надо процесс обучения физике сделать не только достаточно привлекательным, интересным и эмоциональным, а и таким, что будет приучать детей преодолевать трудности, видеть и настойчиво добиваться цели. Этой цели должна помогать и внеклассная работа. Ведь важно направить внеклассную работу на развитие интереса у детей к физике, вызвать в них активность.

Игра в дошкольном возрасте была основным видом деятельности ребенка и это приносило хорошие результаты. Использовав положительный потенциал игры, предлагаем детям дидактические игры, в которых совмещаем интересное и серьезное, добровольное и обязательное. Именно добровольность игры помогает учителю включить энергию учеников в умно организованную, интересную работу, культурный отдых и захватывающие развлечения. Наряду с этим интересная дидактическая игра есть одним из важных средств развития интеллекта ученика, воспитание внимания и умение поддерживать в себе внимательность к самостоятельному обучению. Мастерство учителя заключается в том, чтобы он, умело пользуясь невольным вниманием детей, воспитывал в них способность к произвольному активному вниманию.

Опыт показывает, что игра имеет чрезвычайно широкие возможность для развития внимания у детей прежде всего потому, что:

  • она сопровождается чувством приятного, а это постоянно поддерживает интерес к изучаемому материалу;

  • при наличии интереса повышается трудоспособность, которая укрепляет внимание, делает ее стойкой, напряженной, сосредоточенной;

  • при наличии интереса усталость наступает не так быстро;

  • вызывает чувство удовлетворения от достигнутых успехов, которое приносит уверенность в своих силах;

  • разнообразие игр дает возможность установить связи между известным и неизвестным, расширить мировоззрение;

  • легко побуждает детей к работе, которая не вызывает интереса на уроке;

  • стимулирует внимание.

Конечно, физические игры наиболее целесообразно использовать во внеклассной работе, но некоторые из них могут помочь учителю поддержать внимание учеников и на уроке.



Игровые задания для всестороннего развития учеников в процессе изучения физики

Дидактические игры и методические рекомендации к ним.

Кто больше прочитает слов в слове?

Учитель предлагает детям физический термин, например "термодинамика". Из букв этого слова необходимо составить другие физические термины, не прибавляя новых букв. Буквы, которые есть в предложенном слове, можно использовать один раз. Так, из букв слова "термодинамика" можно составить такие слова: динамик, аммиак, камин, мина.

Игру целесообразно проводить со словами, которые плохо запоминаются. Если учеников разделить на две группы, можно выявить победителя. Поочередно из каждой группы ученики поднимают руки и отвечают. Побеждает та группа, которая составит больше слов.

Физические тематические термины

Предлагаем ученикам, которые принимают участие в игре, записать на листах бумаги физические термины, которые используются в данной теме. Это могут быть названия явлений, фамилии ученых, названия физических величин, единицы их измерения, и т.п.. Через определенное время учитель прекращает записывание слов и предлагает одному из учеников зачитать записанные им слова. Другие вычеркивают те названия, которые повторяются. Ученик, у которого окажется больше записанных слов и является победителем. Игру целесообразно проводить для разминки, например, перед проверкой качества знаний учеников.

Физическое лото

Для организации этой игры на листы бумаги записывают большими буквами формулы темы или раздела физики. Потом лист разрезают так, чтобы на каждой части остались буквы, которыми обозначаются физические величины. Клочки бумаги перемешивают на столе в двух экземплярах. Учитель вызывает к столу двух учеников и предлагает составить формулы. Победителем выйдет тот, кто лучше знает формулы. На выполнение работы отводится определенное время. Игру можно использовать как один из способов проверки знаний формул.

Фамилии ученых в картинках

Перед игрой необходимо изготовить соответствующие картинки. Для иллюстраций можно использовать рисунки учебника. Необходимо брать те иллюстрации, которые четко иллюстрируют открытие ученого. Важным элементом работы является то, что оригинальная шифровка некоторое время удерживает внимание ученика.

Ломоносов Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов Ньютон НьютонАктивизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов

ФренкельАктивизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересовЦельсий Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов



Ребусы

Это известная игра, и использованная в обучении, она приносит хорошие результаты. Ученики увлекаются разгадыванием и составлением ребусов на физическую тематику. Работая с ребусами, они приучаются концентрировать внимание на учебном материале, учатся без потерь времени организовывать свою работу, не отвлекаться посторонними делами. При этом важно то, что в таких занятиях принимают участие разные органы чувства. Составление ребусов - работа внеклассная.

Напомню несколько правил, которые использованы для составления учебных ребусов.

1. Слова читаются в именительном падеже.

2. Используются слова-синонимы. Например: лес - роща, дерево - дуб.

3. Если в слове откидывается первая буква, тогда перед ним относится знак «,», а если не читается последняя « , ». Слова могут быть заменены рисунками.

Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов4. Если за буквой или несколькими буквами записанная одна или несколько букв, тогда читаем так:

ЗАВОД

5. Если в букве записанные другие буквы, тогда читаем так:

Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересовВОЛЬТ

6. Если возле рисунка написанная зачеркнутая буква и рядом написана другая, тогда в слове, которое означает рисунок, необходимо убрать зачеркнутую букву и читать ту, что записанная рядом.

Примеры

  1. Ватт Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов


  1. Вольт Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов


  1. Вебер Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов


4. Вес. Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов



Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов5. Вакуум .Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов


  1. Завод.


7. Закон Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов


8. Заряд Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов


9. Запас Активизация деятельности учащихся на основе развития их творческих интересов

Нелогические игры со словами

Тест предназначен для исследования вербального (словесного) интеллекта - одного из видов формально - логического мышления. Оно связано с работой левого полушария головного мозга и противопоставляется образному мышлению, соответственно относящемуся к правому полушарию.

Цель: Тест предназначен для оценки интеллектуальных способностей, определения того, в какой мере ученик обладает нестандартным мышлением. Тест можно проводить на итоговых уроках в 11 классах. Частями тест можно использовать на начальном этапе урока, при актуализации опорных знаний.

Материалы: Бланк теста

Инструкция: Вашему вниманию предлагается ряд заданий, которые вам предстоит решить. Время ограничено. Вам дается 30 мин на выполнение всех заданий, поэтому не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Большинство заданий поддается решению, если вы проявите немного настойчивости. Ответ на задание может состоять из одной буквы или слова. Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассматривать несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется.


Тест

1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

Ткань ( * * * ) состояние вещества.

  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово:

Т Е Р М

Д А С Е У Н К

М М Г Р А Л И К О

Т А Т В

  1. Найдите начало для всех следующих слов:

* * * *

* * РОМЕТР

* * *

* * *

  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово:

У П Ь Т

С А С М А

Р Е Щ Е Е П Е М Н И Е

А Т О С Ы В

К А Т А О О Р И Д Н

  1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

Часть одежды ( * * * * * ) грузоподъемный механизм

  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово:

К Е Н И В Л Ь

С К А П А Ь Л

Л Ь Ц Е Й И С

Т Й Е Г Т Н Е Р А Ф

  1. Найдите начало для всех следующих слов:

ТЕРМИЧЕСКИЙ

* * * ХОРНЫЙ

БАРНЫЙ

  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово:

К О С Р О Ь Т С

У С Н И Е Е Р К О

М Я В Е Р

С А Л И

П Е М Е Р Е Н И Е Щ Е


  1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

Рыба ( * * * * ) наклонная поверхность.


  1. Вставьте слово, которое служили бы окончанием первого слова и началом второго.

З А Р ( * * ) Р О

  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово:

А С Л И

Б А Т А Р О

М Щ О С Ь Т Н О

А Д Л В Е Н И Е


  1. Найдите общее начало для следующих слов:

ДИНАМИКА

ПАРА

* * * * * РЕЗИСТОР

БАТАРЕЯ


  1. Вставьте буквы, которые служили бы окончанием первого слова и началом второго.

О Б Ъ ( * *) К О С Т Ь

  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово

Р О Т П Н О

Т О Р Н Н Е Й

Э Л К Е Р Т Н О

Н О Т О Ф

  1. Найдите общее начало для следующих слов:

ОБМЕН

ПЕРЕДАЧА

* * * * * ПРОВОДНОСТЬ

ТА

  1. Вставьте буквы, которые служили бы окончанием первого слова и началом второго.

О С ( * * * ) Т

  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово:

С И П А Е Р И Е Н

И К Е П Н И Е

С Б У И Л М А И Я Ц

Т Е В Р С О Ь Д Т

  1. Найдите общее начало для следующих слов:

МЕТРИЯ

ГРАФИЯ

* * * * ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ

Н


  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово:

А Ф Р Д А

Г Н Е И Р

Р Е Б Е В

Т Л А Е С

Б О Ь Л Й

  1. Найдите общее начало для следующих слов:

ЛИТ
ЛИЗ

* * * * * * * ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ

ДИНАМИКА


  1. Вставьте буквы, которые служили бы окончанием первого слова и началом второго.

С ( * * * ) И О Н

  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово:

Е М Р Т

М Й Ю Д

У Ф Т

К О Л О Ь Т




  1. Найдите общее окончание для всех следующих слов:

П Р О Н

Ф О Т

И * *

КУЛ

МЕЗ

  1. Вставьте буквы, которые служили бы окончанием первого слова и началом второго.

Т ( * * *) О М Б И Н А Ц И Я

  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово:

О В Ь Л Т

О М Ь Л

У К О Л Н

М А Е П Р


  1. Найдите общее начало для следующих слов:

О
АН
* * * * ОАКТИВНОСТЬ

ОВОЛНЫ

  1. Вставьте буквы, которые служили бы окончанием первого слова и началом второго.

А М ( * * * ) И О Д


  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово:

О В О Р Т

Л К О Б

Н И Л К

В Н Т И

Д Я О Р

  1. Найдите общее начало для следующих слов:

ВЕКЦИЯ
* * * ДЕНСАТОР
ДЕНСАЦИЯ


  1. Вставьте буквы, которые служили бы окончанием первого слова и началом второго.

Т Е М ( * * ) О М

  1. Решить анаграмму и исключить лишнее слово:

З А Г

Е В Ы С

Ж Д И О К Ь С Т

П А Л З А М

  1. Найдите общее начало для следующих слов:

ОД

* * ПОЛЬ

ОПТРИЯ

  1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

З А ( * * * ) В Е К Ц И Я

  1. Найдите общее окончание для всех следующих слов:

АТ

БР

ХР * *

ГР


ОТВЕТЫ

  1. ГАЗ

  2. ВАТТ ( не СИ:)

  3. ПСИХ-, БА-, ГИГ-, МИК-.

  4. МАССА ( не измеряется в М)

  5. ВОРОТ

  6. ПАСКАЛЬ ( не единица температуры)

  7. ИЗО -

  8. ВРЕМЯ ( не векторная величина)

  9. СКАТ

  10. ЯД

  11. СИЛА ( вектор)

  12. ТЕРМО -

  13. «ЕМ»

  14. ФОТОН ( не часть ядра)

  15. ТЕПЛО -

  16. «МОС»

  17. ТВЕРДОСТЬ ( не процесс)

  18. ФОТО -

  19. БОЙЛЬ ( не единица величены)

  20. ЭЛЕКТРО -

  21. «КАТ»

  22. МЕТР ( единица СИ: )

  23. - ОН

  24. «РЕК»

  25. МОЛЬ ( единица не электричества)

  26. РАДИ -

  27. «ПЕР»

  28. ЯДРО ( не простой механизм)

  29. КОН -

  30. «БР»

  31. ВЕСЫ ( не состояние вещества)

  32. ДИ -

  33. «КОН»

  34. «ОМ»

Выделение существенных признаков, или главное и второстепенное

Цель: Тест используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждой ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками. Слова в задачах подобраны таким образом, чтобы учащийся продемонстрировал свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий, и отказался от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция: Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках 5 слов на выбор. Тебе надо из этих 5 слов выбрать только 2, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - «куб», а в скобках слова « углы, чертеж, сторона, камень, дерево». Куб не может быть без углов и сторон. А вот без остальных слов может существовать. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова - «угол» и «сторона».


Тест

1.ЖИДКОСТЬ (ВОДА, СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕМА, ТЕКУЧЕСТЬ, ОКЕАН,

КОНДЕНСАЦИЯ)

2.ТВЕРДЫЕ ТЕЛА ( ЖЕЛЕЗО, СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕМА, ПЛАВЛЕНИЕ,

МОНОКРИСТАЛЛЫ, СОХРАНЕНИЕ ФОРМЫ)

3.КРИСТАЛЛЫ( АНИЗОТРОПИЯ, АЛМАЗ, ТЕМПЕРАТУРА ПЛАВЛЕНИЯ,

ПОЛИКРИСТАЛЛ, АТОМНЫЙ)

4. КОНВЕКЦИЯ ( ИСПАРЕНИЕ, ЖИДКОСТЬ, КИПЕНИЕ, ГАЗ, СУБЛИМАЦИЯ)

5. КОЛЕБАНИЕ (ПЕРИОД, ФИЗ. МАЯТНИК, ЗЕМЛЕТРЕСЕНИЕ,

АМПЛИТУДА, КАЧЕЛЬ)

6. АТОМ (ЯДРО, ЧАСТИЦА, МОЛЕКУЛА, ЭЛЕКТРОН, ФОТОН)

7. ПСИХРОМЕТР ( ПРИБОР, ТЕРМОМЕТРЫ, ПСИХРОМЕТРИЧЕСКАЯ

ТАБЛИЦА, ЖИДКОСТЬ, ИСПАРЕНИЕ)

8.ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (НАЛОЖЕНИЕ, ВОЛНА, СВЕТ, КОГЕРЕНТНОСТЬ,

ДИСПЕРСИЯ)

9. ВЕЩЕСТВО ( ГАЗ, КРИСТАЛЛ, СТОЛ, ПЛАЗМА, ТКАНЬ)

10. ПРОСТРАНСТВО ( ТРЕХМЕРНО, ВРЕМЯ, МИР, ИЗОТРОПНО, ПОЛЕ)

ОТВЕТЫ

  1. Текучесть, сохранение объема

  2. Сохранение объема, сохранение формы

  3. Анизотропия, температура плавления

  4. Жидкость, газ

  5. Период, амплитуда

  6. Ядро, электрон

  7. Термометры, испарения

  8. Наложение, когерентность

  9. Газ, плазма

  10. Трехмерно, изотропно



Исключение лишнего

Цель: Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

Материал: Бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

Инструкция: Здесь в каждой строчке написано 5 слов, из которых 4 можно объединить в одну группу, а одно слово к этой группе не относится. Исключить лишнее слово.

Преподаватель вместе с ребенком решают и разбирают первое задание. Остальные ребенок по мере возможности разбирает самостоятельно. Некоторые дети делают ошибочное обобщение по несуществующему признаку, который внешне кажется доминирующим и отвлекает от существенного. Но иногда, если привлечь внимание ребенка к выяснению причинно - следственных отношений, он может изменить свой ответ на правильный. Это бывает у детей с неустойчивым мышлением. Если ребенок при правильном решении затрудняется мотивировать свой ответ и сформулировать понятие, это указывает на неосознанность его мышления.

Тест

  1. САНТИМЕТР, МЕТР, КИЛОГРАММ, КИЛОМЕТР, МИЛЛИМЕТР

  2. МЕТР, ЛИТР, СЕКУНДА, АМПЕР, МОЛЬ

  3. ПУТЬ, ТРАЕКТОРИЯ, ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, ВЫСОТА, КООРДИНАТА

  4. РЫЧАГ, БЛОК, ВЕСЫ, ВОРОТ, КЛИН

  5. КОСМОНАВТ, АСТРОНАВТ, ПИЛОТ, САМОЛЕТ, СТЮАРТ

  6. ЖИДКОСТЬ, ГАЗ, МАТЕРИЯ, ПЛАЗМА, ТВЕРДОЕ ТЕЛО

  7. ВОЛЬТ, МОЛЬ, АМПЕР, КУЛОН, ОМ

  8. ИСПАРЕНИЕ, КИПЕНИЕ, ПЛАВЛЕНИЕ, ОСМОС, КОНДЕНСАЦИЯ

  9. СКОРОСТЬ, УСКОРЕНИЕ, СИЛА, ИМПУЛЬС, ЭНЕРГИЯ

  10. МАШИНА, ВЕЛОСИПЕД, САМОКАТ, ПЛОТ, СКЕЙТ

  11. ПЕРИОД, ЧАСТОТА, КОЛЕБАНИЕ, ФАЗА, АМПЛИТУДА

  12. ГАЛЬВАНОМЕТР, ДИНАМОМЕТР, АМПЕРМЕТР, ВОЛЬТМЕТР

  13. ИОННЫЕ, АТОМНЫЕ, КРИСТАЛЛЫ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ, МОЛЕКУЛЯРНЫЕ

  14. БОТИНКИ, САПОГИ, ШНУРКИ, ВАЛЕНКИ, ТАПОЧКИ

  15. ПРОТОН, НЕЙТРОН, ПОЗИТРОН, ФОТОН, ЭЛЕКТРОН

  16. ЗАРЯД, ИМПУЛЬС, ЭНЕРГИЯ, РАБОТА, МОМЕНТ ИМПУЛЬСА

  17. КЕЛЬВИН, ПАСКАЛЬ, ЦЕЛЬСИЙ, ФАРЕНТГЕЙТ

  18. КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, КОРИЧНЕВЫЙ, СИНИЙ

  19. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ, ДИФРАКЦИЯ, ДИСПЕРСИЯ, ПОЛЯРИЗАЦИЯ, СУБЛИМАЦИЯ

  20. МЕХАНИЧЕСКАЯ, ВНУТРЕННЯЯ, ЭНЕРГИЯ, ХИМИЧЕСКАЯ, СВЕТОВАЯ

  21. АЛЬФА, БЕТА, ГАММА, ЛАМБДА

  22. ЛУПА, СТЕКЛО, МИКРОСКОП, БИНОКЛЬ, ТЕЛЕСКОП

  23. ФАРАД, ВЕБЕР, ИНДУКЦИЯ, ГЕНРИ, ТЕСЛА

  24. ТОЧЕЧНЫЙ, ЛИНЕЙНЫЙ, ДВУМЕРНЫЙ, ТРЕХМЕРНЫЙ, ДЕФЕКТ

  25. РАСТЯЖЕНИЕ, АНИЗОТРОПИЯ, СЖАТИЕ, ИЗГИБ, КРУЧЕНИЕ

ОТВЕТЫ:

  1. килограмм (не единица длины)

  2. литр (единица не системы СИ:)

  3. траектория

  4. весы (не простой механизм)

  5. самолет

  6. материя (не состояние вещества)

  7. моль

  8. осмос

  9. энергия (не векторная величина)

  10. плот (не имеет колес)

  11. колебание

  12. динамометр

  13. кристаллы

  14. шнурки

  15. фотон

  16. работа (нет закона сохранения)

  17. Паскаль

  18. коричневый (не входит в состав спектра)

  19. сублимация

  20. энергия

  21. ламбда (нет такого распада)

  22. стекло (не является прибором)

  23. индукция (все остальное физические величины)

  24. дефект

  25. анизотропия


Оценка результатов

Тест можно использовать как целиком, так и частями. Можно использовать при актуализации опорных знаний, при изучении нового материала.




Методика Мюнстерберга

Цель Направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при изучении нового материала.

Инструкция. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

Текст

.Любаяаяаямеханическаяссимсистемаоаоестремитсямнмнзанятьолнтакоеонпрположениедотвкоторомсекееепотенциальнаяпронтэнергиянаименьшая.мемолекулыманеобразующиеторорповерхностныйтттирслойлортобладаютьрогдополнительнойбьюлпотенциальнойдлшоторэнергиейьтипопрнемсравнениюсбвеапрмолекулами,ьтипнюбьлшгртьнаходящимисятипмкавнутрибднежидкости.типеквиипКогдабьтогнепижидкостьбсавкепинаходитсялорпавсвободномдлорпасостояниипрнонадлорппринимаетбьтимформубьтишара,бьтитактимсчкакбьвэтоммимсчслучаеьтимпотенциальнаяьтимэнергияьтимееждлоюбьтимсапроповерхностноголорпаввывсмппслояждлошгнекаитгнмнаименьшая.

Кипениепранпрпроцесспранимеапррррароылроортипарообразования,праоаоаопроисходящийпрнатминкрриииаоосповерхностиммжидкостиааааивнутриитмрапнененрпузырьковрпнартигггегевоздуха,роророрасположенныхзизизизпоиииивсемуапапапобъемужидкости.итпрентиКипениеллорприпроисходитлпопрпррпрпприаппрнррртакойпрпнптитититтемпературекккккпрнкогдаитрпнермтмтдавлениебьтимсспнготнасыщенныхждлорппаровэждоорсравниваетсяждлоррпсэждлорордавлениемэждловнутриддлорижидкости.температуралорпеннеэждлрьтисчяизменяетсяждлововремяюбьтивсегоюбьтипроцессабкипения



Список литературы


  1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1994. - 284 с.

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1987,- 144 с.

  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. - М.: Наука: Гл. ред. физ-мат. литературы. - В 2-х ч.- Ч. 1.- 21-е изд., испр. и доп. - 1982.-224 с.

  4. Горбань М. М. На уроке и после… Чернигов «Десна» 1992, -111с

  5. Алексанян С.Е. Викторины по истории физики и техники. Физика в школе. - № 2.

  6. Римский Р. Р. Практическая психология в тестах Москва «АСТ-ПРЕСС»1999, - 383 с

  7. Журнал «Позакласна робота з фізики» Харків Видавнича група «Основа» 2006

  8. Журнал «Тиждень фізики в школі» Харків Видавнича група «Основа» 2006

  9. Журнал «Позаурочна робота з фізики» Харків Видавнича група «Основа» 2007

  10. Лучшие психологические тесты. Пер. С анг Е. А. Дружининой. - Харьков. 1994. - 320 с.



© 2010-2022