Конспект урока физики в 9-м классе по теме «Колебания и волны»

Повторительно-обобщающий урок  по физике в 9-м классе по теме: «Колебания и волны» Форма проведения урока- игра«Что? Где? Когда?» Цели урока: обобщить, систематизировать знания по теме «Колебания и волны», совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор учащихся. Особое место занимают такие вопросы, как  физические явления   в окружающем нас мире  и их объяснение  При подготовке у уроку утверждаются правила игр . Учащиеся участвуют в отборе вопросов. Большое внимание уделяется работе со справочной литературой и интернет- ресурсами при подготовке  урока и во время его проведения.
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока физики в 9-м классе по теме «Колебания и волны»Конспект урока физики в 9-м классе по теме «Колебания и волны»-1-



Повторительно-обобщающий


урок по физике в 9-м классе


по теме:


"Колебания и волны"



Форма проведения урока- игра «Что? Где? Когда?»



Цели урока:

  • обобщить, систематизировать знания по теме «Колебания и волны»,

  • совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор учащихся.


Оборудование:

песочные часы, волчок, билетики с номерами, конверты с вопросами, лабораторное оборудование для демонстрации опытов, игровой стол, столы для зрителей.



-2-




Подготовка к уроку:


  1. перед началом урока-игры оглашаются правила;

  2. назначаются или выбираются капитаны команд;

  3. капитаны на листочках пишут список членов своей команды и проставляют любое двухзначное число;

  4. команда, обозначившая наименьшее число, начинает игру;

  5. вопросы составляет сам учитель или совместно с активом учащихся;

  6. каждый вопрос должен начинаться с одного из слов названия игры что, где, когда, почему и быть интересным;

  7. на все вопросы у ведущего заранее должны быть правильные ответы.

В конце игры участники, набравшие 6 и более очков, получают две пятёрки, 5 очков - оценку «5», 4 очка - «4». Право на оценку в журнале дают только очки со знаком «+», свидетельствующие о самостоятельном полном и правильном ответе;

- Ведущим может быть любой ученик этого или другого класса, либо учитель;

- Во время игры можно пользоваться справочной литературой и учебником.




-3-



Ход игры

Условия игры:

- На обдумывание вопроса даётся 1 минута;

- Если команда, посовещавшись, даёт правильный ответ, то каждый её участник получает одно очко, а отвечавший - очко со знаком "+" плюс означает учёт ответа;

- Если команда не смогла ответить на вопрос, то на него отвечает любой зритель, получая за это тоже очко со знаком "+";

- Высказываться могут все желающие, единственное условие - не повторяться;

- Если и команда, и зрители не ответили на вопрос, он снимается, и ведущий зачитывает правильный ответ;

- Если команда не дала верный ответ на предложенный ей вопрос, она освобождает игровой стол;

- Команда, правильно отвечающая на вопросы, может давать подряд ответы не более чем на 5 вопросов;

- Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнить вопрос и ответ может только ведущий;

- Желающие дополнить ответ, высказать что-то по ходу игры обязаны поднять руку;

- За оригинальные дополнения ведущий может дать говорившему поощрительное очко со знаком "+";

- За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами, записками участники игры в том числе и зрители подвергаются штрафу. У них вычитают одно очко.

-4-

Возможные вопросы:

  1. Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы или из коридора в комнате менее слышен?

Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло.

Закрытые двери и окно заглушают звуки потому, что значительная часть звуковых волн, падающих на их поверхность, отражается назад и количество энергии, попадающей в комнату, значительно уменьшается.

2. Возьмём прочную веревку 60 см и привяжем к ней в середине металлическую ложку, концы веревки привяжем к указательным пальцам. Оба конца имеют одинаковую длину. Заткнув уши пальцами, и наклонившись вперёд, чтобы ложка свободно повисла и столкнулась с краем стола. Послышится звук, напоминающий колокольный звон.

Ударяясь о стол, металл начинает колебаться. Эти колебания по бечёвке передаются ушам. Мы слышим, благодаря тому, что наши уши воспринимают различные колебания. Чтобы издавать звук, предмет должен колебаться. Колебания от него передаются воздуху и распространяются в нём. Колеблющиеся молекулы воздуха ударяются о барабанную перепонку, из-за чего она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше через костную ткань и жидкость в ухе, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.

3.Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью "поёт", если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу?

При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А т.к. бокал - твёрдое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора.


-5-

4. Когда мы держим стакан в руке и размешиваем чай в нем ложкой, то слышим звук. Затем, поставив стакан на стол и продолжая помешивать чай, слышим другой звук.

Звуковые колебания стакана передались столу.

5. Когда гроза, как можно определить на каком расстоянии находится эпицентр грозы?

Увидев вспышку молнии, необходимо по часам засечь время, а потом по часам же определить момент, когда слышны раскаты грома. зная, что молния и гром происходят одновременно, что свет распространяется очень быстро, скорость звука в воздухе при 20*С примерно 343 м/с и время, за которое до него дошёл звук грома, можно рассчитать путь, пройденный звуком. Он равен расстоянию до эпицентра грозы.

6. Почему трубы отопления так хорошо передают звук?

причин - две. Во-первых, трубы твёрдые металлические тела; звук в таких средах распространяется с большой скоростью: скорость звука в стали равна 5000 - 6100 м/с, а в воздухе - 340 м/с.

Во-вторых, в металле звук - а это продольные волны - затухает слабо.

7. Что произойдёт, если, переключая проигрыватель, менять скорость вращения пластинки?

Проигрыватель будет издавать то нормальные, то визгливые звуки, т.к. при изменении частоты вращения пластинки увеличиваются или уменьшаются частоты колебаний иглы и создаваемых иглой звуковых колебаний. Известно, что высота звука зависит от частоты колебаний.

8. Почему кричат?

Чёткость восприятия произнесённой речи обеспечивает попадание в ухо всего пакета произведённых звуковых колебаний. Распространяясь по воздуху, звуковые волны передают часть своей энергии окружающей среде и поэтому затухают: их амплитуда уменьшается, нарушается и периодичность. Кроме того, в среде происходит и дисперсия звука: появляется зависимость скорости распространения волн от их частоты. В результате всего этого в ухо поступает пакет колебаний, отличающийся от испущенного, т.е. весьма искажённый. И чем дальше приёмник звука находится от источника, тем больше это искажение.

-6-


9. Что вы слышите и почему, если на газету насыпать небольшую горку сухого песка и начать катать по нему тяжёлую цилиндрическую гирьку?


Песок поскрипывает. Песчинки имеют неправильную форму, и при трении гирьки о шероховатую поверхность возникает звук; кроме того, под действием приложенной силы некоторые из них разрушаются, тоже издавая звук.

10. Что произойдёт, если пуговицу, через дырки которой продета резинка, прикреплённая к кусочку изогнутой проволоки, завернуть в бумагу?

Конспект урока физики в 9-м классе по теме «Колебания и волны»

При вращении пуговица задевает своими краями за плотную бумагу кулька, та начинает колебаться, издавая звук. Для увеличения громкости нужно увеличить амплитуду колебаний бумаги, например, сделав на боковой поверхности пуговицы зубчики.

Конспект урока физики в 9-м классе по теме «Колебания и волны»Подводятся итоги игры,

выставляются оценки

-7-

Литература и интернет-ресурсы(ссылки):

1) Перышкин А.В. «Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений»

М.: Дрофа. 2013

2) Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 класс» М.: Просвещение, 2011г

  • ru.wikipedia.org/


  • school.xvatit.com/


  • knowledge.allbest.ru/physics/


  • nika-fizika.narod.ru/


  • bibliofond.ru


.


© 2010-2022