Конспект урока физики по теме: Простые механизмы

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока физики по теме: Простые механизмыКонспект урока физики по теме: Простые механизмыКонспект урока физики по теме: Простые механизмыКонспект урока физики по теме: Простые механизмыКонспект урока физики по теме: Простые механизмыКонспект урока физики по теме: Простые механизмыКонспект урока физики по теме: Простые механизмыКонспект урока физики по теме: Простые механизмыКонспект урока физики по теме: Простые механизмыМБОУ ВЕРЕЩАГИНСКАЯ ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ. УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ РЫЧАГА.

Учитель физики: Завьялова Л.А.

2012год


Тема урока: ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ. УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ РЫЧАГА.

Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о простых механизмах их видах и применении.

Задачи:

- обучающие

сформировать понятие простые механизмы, рычаг-простой механизм;

рассмотреть устройство рычага;

выяснить условия равновесия рычага.

-развивающие

способствовать развитию логического мышления;

развивать умение наблюдать и делать выводы;

-воспитательные

воспитывать внимание, наблюдательность, интерес к предмету, применять знания в быту.

Тип урока - урок изучения нового материала с использованием ИКТ

Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом,

Необходимое техническое оборудование:

мультимедиа-проектор,экран, модели простых механизмов (наклонная плоскость, лаб. рычаг на штативе), динамометр, набор грузов, линейка.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Планируемая деятельность учащихся

Время

(в мин.)

1

Организационный момент.

Учитель приветствует ребят.

1 мин.

2

Контрольно-оценочный.

Опрос по домашнему материалу

Проверка качества усвоения знаний

Учитель предлагает ребятам заполнить тест.

Работают письменно над тестом

9 мин.

3.

Самопроверка

Оценить работу по предложенной шкале.

Проверяет получение оценки визуально

Задают вопросы по заданиям, вызвавшим наибольшее затруднение.

4

Мотивационно-целевой

Обосновать значимость рассматриваемых вопросов посредством задаваемых вопросов.

Диалог с учащимися:

-Скажите, достаточно ли большую работу может совершить человек?

-Приведите примеры работ, которые вам по силам совершить.

Приводят примеры, отвечая на вопросы учителя.

Высказывают свои версии.

Вывод: силы человека ограничены.

3 мин

5

Определение темы урока

Создание условий для формирования умения делать умо -заключения через установление причинно-следственной связи .

Тема сегодняшнего урока : Простые механизмы. Рычаг.

Для чего человеку механизмы?

Предлагают разные варианты:

«Способы увеличения человеческой силы», «Устройства для увеличения силы»,

«Устройства для получения выигрыша в силе»

1 мин

6

Изучение нового материала

Сформировать понятие «выигрыш в силе».


Выигрыш в силе

Учитель предлагает решить задачу: как поднять тяжёлый камень?

Предлагают свои способы решения


10 мин

Формирование понятия «простые механизмы».

Простые механизмы Учитель объясняет новый материал о простых механизмах.

-Какие еще простые механизмы существуют?

-Где их используют?

Слушают учителя, делают краткие записи в тетрадь.

Отвечают на вопросы.


Знакомство с рычагом - видом простых механизмов, разновидностью рычагов.

Вводит понятие рычага, плечо силы.

Опытное установление условия равновесия рычага. Проводит необходимые демонстрации.

Работа с учебником.


Помогают учителю проводить опыт. Заполняют таблицу. Делают вывод.

Записывают условие равновесия в тетрадь.

7

Закрепление полученных знаний

Отработка условия равновесия рычага при решении расчетной задачи

Предлагает решить задачу №747 (Л)

Один ученик решает задачу на доске (владеющий хорошими знаниями), остальные - осмысленно записывают решение в свою тетрадь.

Те, кто может решают задачу самостоятель-но.

10 мин

8

Проверка уровня усвоения. Коррекция знаний.

Проверка уровня усвоения материала, адекватности оценки степени усвоения материала учащимися. Коррекция знаний.

Предлагает решить качественные задачи из сборника задач по физике Лукашик В.И.

№ 627, 630, 631

Качественные задачи по рисункам решают устно.

10 мин

9

Подведение итогов.

Домашнее задание

Предоставить возможность каждому учащемуся проверить при выполнении дом. работы степень усвоения материала, отработать приёмы решения задач.

Подводит итоги, комментирует дом. задание:

§55, 56, вопросы после параграфа.

№ 750, 751 (Л)

Записывают домашнее задание в дневники.

1 мин




Ход урока

1. Организационный момент.

2. Опрос по домашнему материалу.

Ученики работают с тестом

3. Самопроверка

Ученики проверяют работы соседа . Правильные ответы даны на слайде. Критерии оценки записаны на доске.

СЛАЙД 2

3. Мотивационно-целевой момент.

Вопросы:

- Скажите, достаточно ли большую работу может совершить человек?

- Приведите примеры работ, которые вам по силам совершить.

Вывод: силы человека ограничены, поэтому с давних времён он вынужден использовать устройства, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую силу.

4. Определение темы урока:

Тема сегодняшнего урока: Простые механизмы. Рычаг.

Вопрос:

- Для чего человеку механизмы?

Ученики предлагают разные варианты:

«Способы увеличения человеческой силы»,

«Устройства для увеличения силы»,

«Устройства для получения выигрыша в силе»

СЛАЙД 1,3

5. Изучение нового материала

Механизм - от греческого слова mechane - орудие, сооружение.

Машина от латинского слова machina - сооружение.

Блок от английского слова block -часть подъемного механизма в виде колеса с желобом по окружности.

Различные простые механизмы человек использует с древних времён. Так, например, в Египте более 4-х тысяч лет тому назад были построены пирамиды.

СЛАЙД 4

Каждому известно, что тяжелый предмет сдвигают с места при помощи длинной и прочной палки - рычага.

СЛАЙД 5

Во многих случаях для того, чтобы поднять груз на некоторую высоту, его поднимают с помощью блоков или же втаскивают по наклонной

Плоскости

СЛАЙД 5,6

или используют блоки

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ МЕХАНИЗМЫ

НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ ПЛОПЛОСКОСТЬПЛОСКОСТЬ

БЛОК

ВОРОТ

ВИНТ

КЛИН

РЫЧАГПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМ





Простые механизмы имеются в быту, в сложных заводских машинах, автоматах, печатных счетных машинах.

Вопрос:

- Скажите, в каких бытовых приборах и устройствах вы видели простые механизмы.

Ответы : Весы рычажные (рычаг), мясорубка (винт), ножницы (рычаг),

нож (клин), топор (клин) и т.д..

Сегодня мы остановимся подробно на изучении рычага.

Рычаг - это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры (оси).

СЛАЙД 9

Задача: У нас есть тяжёлая коробка. Как её передвинуть?

СЛАЙД 10

Рычаг 1-го рода Рычаг 2-го рода

Силы приложены по обе

стороны от точки опоры

Силы приложены по одну

сторону от точки опоры.

СЛАЙД 11

Плечо силы - это кратчайшее расстояние от точки опоры (оси) до линии, вдоль которой действует сила.

Экспериментальное задание: Определить условие равновесия рычага.

Ученики: Помогают учителю проводить опыт. Заполняют таблицу. Делают вывод. Записывают условие равновесия в тетрадь.

1 опыт: F1= F2=

L1= L2=

2 опыт: F1= F2=

L1= L2=

Вывод: Правило равновесия рычага:

Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.

F1/F2 = L2/L1

L2/L1 - выигрыш в силе

СЛАЙД 12


6. Закрепление полученных знаний

Решить задачу № 747 (Л)

Дано; СИ Решение:

L1= 5 см 0,05 м F1/F2 = L2/L1 - условие равновесия рычага

L2= 30 см 0,3 м F2 = F1· L1 / L2

F1=12 H F2 = 12H · 0,05м / 0,3 м =2 Н

F2 -? Ответ: 2 Н

7. Проверка уровня усвоения. Коррекция знаний.

Вопрос: Почему ручки у двери располагают с краю?

Ответ: Чтобы увеличить плечо силы и этим облегчить открывание двери.

СЛАЙД 14

Вопрос: Как влияет положение груза на величину силы с которой надо удерживать палку в равновесии?

СЛАЙД 15

Ответ: Чем ближе груз к плечу, тем меньше сила , с которой надо держать палку.

Многие устройства, которые мы используем в быту и на производстве являются простыми механизмами.

СЛАЙДЫ 16,17,18,19,20

Скелет человека и животных содержит рычажные элементы. Например, стопа и плечо

СЛАЙД 21

8. Подведение итогов. Домашнее задание

§55, 56, вопросы после параграфа. № 750, 751 (Л)

СЛАЙД 23,24.

Если осталось время, то СЛАЙД 22

8.


© 2010-2022