Программа элективного курса по физике «Физика, человек, природа» 9 классдл

Данный элективный курс “ Физика, человек и природа ” создан  с целью ознакомления учащихся с законами физики, формирования умений применять их для решения качественных и расчетных задач, уметь применять эти законы для объяснения различных явлений, происходящих в жизни. Элективный курс формирует на этой основе интерес учащихся к изучению физики и воспитывает чувство гордости за отечественную науку. Более подробное рассмотрение законов физики помогает  представить основные понятия и законы физики ...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по физике

«Физика, человек, природа»

для учащихся 9 класса.

Автор: Дзина Валентина Викторовна, учитель физики и математики МБОУСОШ № 6 с. Вольного муниципального образования Успенский район Краснодарского края.

1. Пояснительная записка.

Я работаю в МБОУСОШ № 6 с. Вольного муниципального образования Успенский район Краснодарского края учителем физики и математики.

Данный элективный курс " ФИЗИКА, ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА " был разработан мною для учащихся 9 класса и апробирован в 2012 - 13 учебном году в 9 - х классах.

Элективный курс " Физика, человек и природа " создан с целью ознакомления учащихся с законами физики, формирования умений применять их для решения качественных и расчетных задач, уметь применять эти законы для объяснения различных явлений, происходящих в жизни. Элективный курс должен формировать на этой основе интерес учащихся к изучению физики и воспитывать чувство гордости за отечественную науку, рассмотрев вклад российских ученых. Более подробное рассмотрение законов физики помогает представить основные понятия и законы физики в их развитии, объяснять обычные явления, происходящие в жизни. В предлагаемом элективном курсе акцент сделан на законы физики и решение задач (качественных и расчетных).

Считаю, что данный курс был интересен обучающимся. Они активно принимали участие во всех предложенных формах работы изучения данного элективного курса. Большой интерес вызывает изучение не только теоретических вопросов, но и занимательных задач по темам, а так же истории жизнедеятельности ученых физиков.

ВЫВОДЫ (апробирование курса):

1. Повышение интереса предмету, отсюда повышение качества знаний:

  • 1 четверть-30% ,

  • за год - 48 % .

2. Развитие творческих способностей: выполнено учащимися 30 творческих работ, в олимпиаде по физике принимали участие 12 учеников (в школе), а в муниципальном этапе олимпиады участвовали 3-е учеников.

3. Качественное осмысление физических понятий, величин (по результатам зачётов).

4. Улучшение расчётных навыков.

5. Рациональное использование формул для решения задач и их оформления.

6. Улучшения речевых навыков для объяснения физических явлений и качественных задач.

2. Цели и задачи курса:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения человека как физического объекта и самостоятельного приобретения новых знаний;

  • Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения поставленных задач;

  • Применение знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества всё, что необходимо знать для объяснения человека как физического объекта.

  • Использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач.

Основная цель курса:

  • показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих

  • решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знания.

Это достигается средствами

  • предметной интеграции, учитывающей интересы и познавательные возможности учащихся,

  • приводящей к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию.

  • Объект исследования: процесс развития познавательного интереса при наблюдении биологических явлений на примере человека и их физическое объяснение.

Формы обучения:

  • Лекции;

  • Работа в группах;

  • Лабораторные работы;

  • Экскурсии;

  • Проектная деятельность;

  • Практикумы по решению задач;

  • Зачетная система.

3. Содержание программы (17 ч)

1. Движение и силы. Масса тел, плотность. Сила тяжести и вес тела. Трение в живых организмах. Давление жидкостей и газов. Архимедова сила. Законы Ньютона и деформации. Простые механизмы в живой природе.Мощности, развиваемые человеком.

2. Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека. Биоакустика рыб и как животные определяют направление звука. Слуховой аппарат человека. Методы выстукивания - перкуссия и выслушивания - аускультация. Регистрация звуков сердца и лёгких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук и его роль в биологии и медицине. Аппарат-предсказатель шторма.

3. Электрические свойства тканей организма. Поражений деревьев молнией. Биопотенциалы и их регистрация. Биоточный манипулятор. Применение статического электричества. Применение постоянного тока с лечебной целью. Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии. Электрические рыбы.

4. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие ионизирующих излучений.

Практические навыки:

Определить:

1. Время, в течение которого глаза ученика закрыты за урок (время моргания - 0,4 секунды).

2. Длину своего шага.

3. Среднюю скорость из школы домой.

4. Массу своего тела.

5. Силу тяжести и вес вашего тела на горизонтальной поверхности и в покое.

6. Время прохождения звука вдоль тела.

7. Расстояние до молнии при t=20 град., если звук шёл 3 секунды.

8. Частоту вашего голоса и длину ваших голосовых связок.

9. Длину волны вашего голоса.

10. Энергию, поглощённую телом за 30 минут загара.

11. Дозу ультрафиолетового излучения при загаре за 30 минут.

12. Поглощённую дозу радиоактивного облучения за год.

4. Тематическое планирование курса ( 17 часов)

1. Законы взаимодействия и движения тел в жизни живых организмов и человека---5 часов

2. Человек и механические колебания------------------------------------------------------------3 часа

3. Электромагнитное поле и его влияние на животных и человека-------------------------3 часа

4. Атомная энергия в жизни человека-------------------------------------------------------------4 часа

Итого-----------------------------------------------------------------------------------15 часов (2-резерв)

5. Поурочное планирование:

1. Движение и силы. Сила тяжести и вес тела.

2. Сила трения в живых организмах.

3. Давление в жидкостях и газах и их влияние на живые организмы.

4. Законы Ньютона и деформации в природе.

5. Простые механизмы в живой природе. Мощности, развиваемые человеком.

6. Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека.

7. Биоакустика живых организмов и определение ими направление звука. Слуховой аппарат человека.

8. Эхо в живой природе. Ультразук и его роль в биологии и медицине.

Аппараты, предсказывающие шторм.

9. Электрические свойства тканей живых организмов. Поражение деревьев молнией.

10. Биопотенциалы и их регистрация. Биоточный манипулятор.

11. Примеры статического электричества. Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия.

12 - 14. Радиоактивные изотопы: способы их изучения, применения в народном хозяйстве, живых организмах.

15. Радиоактивные излучения: способы регистрации и их биологическое действие.

16 - 17. Резерв.( Защита проектов по тематике курса, например «Физика на отдыхе», «Физика за обедом», «Физика на пришкольном опытном участке» и др.)

6. Литература:

1. .Б.Кац. Биофизика на уроках физики.

2. Д.Кюнцель. Организм человека.

3. А.В.Евграфов. Справочное руководство.

4. Л.Ландсберг. Курс физики(1,2,3).

5. И.В.Ланина. Внеклассная работа.

6. Г.С.Цимерман. Ухо и мозг.

7. Б.В.Петровский. Популярная медицинская энциклопедия.


© 2010-2022