Выступление на тему Самостоятельная работа учащихся на уроках Физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дроновская средняя общеобразовательная школа











САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ




Учитель физики

МБОУ Дроновская СОШ

Кузенова А.В.






















Оглавление.



  1. Введение.

Роль самостоятельной работы в обучении при переходе на новые ФГОС.

  1. Основная часть.

Виды самостоятельных работ, используемые на уроках физики.

  • Учебно-исследовательская деятельность учащихся.

  • Решение физических задач.

  • Использование метода кейс - технологий.

  • Использование метода проектов.



  1. Заключение.

Введение. Роль самостоятельной работы в обучении при переходе на новые ФГОС.

Суть новизны современных образовательных технологий состоит в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности учащихся в постижении знаний. Ведь потеря интереса к обучению на каком-то этапе рождает безразличие и апатию, безразличие порождает лень, а лень - безделье и потерю способностей. Вот почему важно построить урок так, чтобы он был интересным, содержание - современным, будило мысль и развивало способности, а также открывало пути, как в научную, так и в практическую деятельность.

Самостоятельность - это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Задача учителя научить учащихся этому.

Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая приобретается в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ.

Курс физики в средней школе подразумевает освоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Речь идет не только о самостоятельном выполнении учащимися домашних заданий, а о самостоятельности в поисках информации, самостоятельности мышления, самостоятельности наработки навыков решения задач и т.д.

Поэтому одна из основных задач учителя - организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия.

В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам:

- по дидактическим целям,

- по уровню самостоятельности учащихся,

- по степени идивидуализации,

- по источнику и методу приобретения знаний,

- по форме выполнения,

- по месту выполнения.

  1. Виды самостоятельных работ, используемые на уроках физики.

Согласно этим признакам на уроках можно использовать следующие виды самостоятельных работ:

- подбор тестовых вопросов,

- составление кроссвордов,

- защита рефератов,

- составление рассказа по рисунку или схеме,

- рисование физического явления,

- составление опорного конспекта,

- вывод формулы,

- преобразование формулы,

-составление алгоритма,

- проведение научных наблюдений,

- придумывание физических вопросов,

- анализ физических ситуаций,

- проведение доказательства,

- выдвижение гипотезы,

- проведение сравнений,

- выделение главного,

- проведение анализа ответа ученика,

- объяснение факта,

- установление причинно-следственных связей,

- составление простого плана параграфа учебника или статьи,

- составление тезисного плана,

- выделение частей текста: а) обосновывающих введение понятия, б) определения, в) доказательства, г) вывод формулы и др.,

- иллюстрирование текста рисунками,

- группировка приборов, относящихся к одной теме,

- деление приборов по теме на демонстрационные и лабораторные,

- составление к прибору инструкции по технике безопасности,

- составление сравнительной характеристики однотипных приборов,

- и т.д.

Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы:

  1. Принцип обязательности. Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: решить задачу, сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, работать с учебником и т. д.

  2. Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в "зоне ближайшего развития" ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.

  3. Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы. В 7-м классе нужно начинать учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваивать все более сложные методы самостоятельной работы.

  4. Принцип интересности. Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку, идти путем, который ему больше нравится. Одни дети с удовольствием решают задачи, другие любят практическую работу. Надо разрешать детям преимущественно использовать их любимый метод, грамотно направляя их.

  5. Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

  6. Принцип использования эмоций. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

  7. Принцип поощрения. Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации. Для разных детей значимы разные поощрения, например высокие оценки, публичное признание их хорошей работы, помещение работ на выставку и т.д.

В ходе нашей встречи мне бы хотелось попытаться дать ответ на вопрос: Как должен работать учитель, чтобы привлечь ребёнка к активному процессу познания, как раскрыть талант каждого ученика, развить его умения и навыки, приучить к самостоятельной работе на уроках физики? Изучением данного вопроса занимается каждый учитель. Я читаю методическую литературу, использую Интернет ресурсы и пытаюсь построить свои уроки так, чтобы на них не было пассивных наблюдателей, а были только активные участники познавательной деятельности.

Активные методы обучения это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Эти методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение учителем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Остановлюсь на некоторых методах, которые я использую на своих

уроках.

  1. Учебно-исследовательская деятельность учащихся.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимают деятельность учащихся, которая связана с решением творческих,

исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием.

Исследовательская деятельность может осуществляться как в урочной, так

и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию

исследовательских умений способствует учебный эксперимент, который

позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как

планирование исследования, его проведение, обработку и анализ

результатов, их представление. Класс делю на группы, и каждая группа

проводит свое исследование. На этом этапе степень самостоятельности

работы может быть разной:

  • группа может получить четкие инструкции, что и как делать,

самостоятельно формулируются лишь выводы;

  • группа может сама спланировать эксперимент, отобрать приборы для

его проведения, провести опыт и необходимые измерения, сформулировать вывод.

После этапа самостоятельной работы происходит поочередное

представление исследований:

  • сообщается, какая цель была поставлена перед группой;

  • рассказывается о том, как было проведено исследование, с помощью

каких приборов;

  • докладываются полученные результаты;

Систематическое формирование исследовательских умений на уроках

физики в значительной степени развивает мышление ученика и такие

надпредметные умения, как

  • вести наблюдения;

  • планировать исследование;

  • производить измерения и производить подсчеты;

  • представлять результаты исследования в различных знаковых

системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул, и др., а также

делать логически выстроенное сообщение;

  • пользоваться специфическим языком данной науки;

  • работать в команде;

  • навыки публичного выступления.

Особый интерес учащихся вызывают составляемые мной и предлагаемые к индивидуальному выполнению экспериментальные задачи. Ученики-«экспериментаторы» занимают места за первой партой, где подготовлены приборы, инструменты, необходимые для решения задач. Задания выполняются парами в течение 7-8 минут, затем происходит публичный отчёт о проделанной работе в течение 1-2 минут.

Пример экспериментального задания для учащихся 7-го класса, предлагавшегося при изучении темы «Рычаги». Ученики-теоретики использовали простые физические приборы, ученики - практики работали с известными им инструментами, и научились видеть в физике не просто теоретическую науку, но и сумели найти физические явления и законы в окружающих предметах.

Также интересны учащимся задания, в ходе которых они изготавливают игрушки, простейшие физические приборы, материалы для проведения лабораторных работ.

  1. Решение физических задач.

В 7 классе ученики впервые знакомятся с физическими задачами. Физическая задача - это небольшая проблема, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся.

Привитие умения самостоятельно решать задачи - одна из наиболее трудных проблем, требующих постоянного пристального внимания учителя. Приучать к самостоятельному решению задач нужно учащихся постепенно, начиная с выполнения отдельных несложных операций, затем переходя к выполнению более трудных операций, а уж потом к самостоятельному решению задач.

Включение элементов самостоятельной работы по решению задач нужно осуществлять в последовательности, соответствующей постепенному нарастанию трудностей. На основе специально имеющегося опыта рекомендуются следующие этапы этой работы.

1. Вначале необходимо научить школьников самостоятельно анализировать содержание задач, ознакомить их с наиболее рациональными способами краткой записи содержания и способами их решения. Для этого нужно периодически вызывать учащихся к доске, предлагая им кратко записывать условия задачи, а затем путем коллективного обсуждения находить наиболее рациональные способы записи.

2. Следующий этап в привитии навыков самостоятельной работы по решению задач - выработка умения выполнять решение в общем виде и проверять правильность его, производя операции с наименованиями единиц измерения физических величин.

3. Важным элементом в подготовке к вполне самостоятельному решению задач по физике является выработка у учащихся умения производить приближенные вычисления. Такие умения первоначально получают на уроках математики, но их необходимо закреплять на уроках физики. С этой целью при решении первых физических задач в VII классе полезно предлагать учащимся самостоятельно выполнять расчеты после коллективного обсуждения способов решения и записи плана решения на доске.

4. После усвоения учащимися приемов краткой записи условия задач, а также приемов преобразования единиц измерения физических величин и действий с наименованиями можно включить в самостоятельную работу поиски путей решения задач.

При обучении детей решению задач я использую метод составления блок - схем, делающих этапы решения задач более очевидными для каждого ученика. Особое внимание необходимо уделить переводу единиц в систему СИ и правильному оформлению решения задач.

5. Большой самостоятельности требует от учащихся отыскание наиболее рационального способа решения задачи. Поэтому полезно систематически предлагать им несколько вариантов решения одной и той же задачи с тем, чтобы они научились самостоятельно находить новые способы решения. Это особенно важно практиковать при решении сложных задач. При этом нужно иметь в виду, что решение одной и той же задачи несколькими способами служит одним их методов проверки правильности решения. Научить учащихся пользоваться этим методом очень важно.

После того как учащиеся освоят все виды работы, связанные с решением физических задач, можно предлагать им самостоятельно выполнять полное решение задачи, включая проверку и анализ полученных результатов. Самостоятельная работа должна иметь место на каждом уроке, посвященном решению задач.

Практически на каждом уроке я использую индивидуальные задания, которые подготовлены к каждой теме школьного курса.

За время работы учителем физики я накопила и систематизировала по темам и классам комплекты карточек для проведения самостоятельных и контрольных работ. Все работы проводятся по 4 вариантам, имеющим различный уровень сложности.

  1. Использование метода кейс-технологий.

Формирование универсальных учебных действий учащихся зависит и

от их активности. Выполняю с учениками такие задания, которые имеют не

только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего

ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Поэтому

использую в своей работе кейс-метод - обучение на основе реальных

ситуаций. Кейс-метод - это обсуждение ситуаций, основанных, как правило,

на реальных событиях, что вынуждает учащихся к проведению анализа и

принятия решения (нахождения выхода из создавшейся ситуации).

Типы кейсов:

  • «Практические» кейсы, которые отражают абсолютно реальные

жизненные ситуации;

  • «Обучающие» кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

  • «Первооткрывательские» кейсы - это научно-исследовательские

кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской

деятельности.

Использую в основном практические кейсы.

Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Разрабатывая кейс, выделяю три части:

1.Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса.

2.Описание конкретной ситуации.

3.Задания к кейсу.

Метод CASE STUDIES предполагает:

  • подготовленный в письменном виде пример кейса;

  • самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;

  • совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;

  • следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

  1. Использование метода проектов.

На уроках физики ребёнок много видит и слышит, даже что-то делает своими руками. Но все-таки в основном он пассивный наблюдатель.

Как привлечь ученика к активной деятельности на уроке? Что наиболее интересно современному ребёнку?

Я думаю, это компьютер и всё, что с ним связано. Именно поэтому на следующем этапе работы со своими классами я привлекаю детей к самостоятельной деятельности по изучению физики.

Формирование компетентностей или метапредметности обучающихся, то

есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации,

является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.

Практика показывает, что одной из образовательных технологий,

поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод

проектов.

В основе этого метода лежит формирование:

а) познавательных УУД:

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- постановка и формулировка проблемы;

-моделирование;

-универсальные логические действия.

б) регулятивных УУД:

-умение учиться и способность к организации своей деятельности;

- умение действовать по плану;

-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной

деятельности.

в) коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-инициативное сотрудничество в сборе информации и др.

Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:

-планировать;

-производить измерения;

-представлять результаты в различных знаковых системах;

-делать логически выстроенное сообщение;

-работать в команде.

При подготовке докладов и сообщений у учащихся развивается умение работать с книгой, компьютером, искать информацию в сети Интернет, составлять план своего сообщения. Умение излагать свои мысли успешно развивается при обсуждении докладов, вопросов учителя.

Многие ученики уже в 7-8 классах достаточно хорошо умеют создавать компьютерные презентации и активно занимаются данной работой под руководством учителя. В процессе этой деятельности у них возникает необходимость повторения теоретического материала, закрепления уже изученного.

Такие презентации содержат много интересного дополнительного материала, они хорошо иллюстрируют проявления какого- либо физического явления или закона в природе, технике, жизни человека.

Преимущества метода проектов на лицо: ученик вовлечен в активный

творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот

вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в

процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению

предмета; приобретает исследовательские навыки.

Результаты работы над проектом защищаются в классе на уроке-конференции.

Конференции служат для привлечения внимания и пробуждения интереса к изучению явлений окружающего мира, а, следовательно, к изучению естественных наук. Игровая форма, применяемая при проведении конференций в младших классах, помогает сделать научное, серьёзное содержание интересным и доступным. При подготовке конференций учащиеся под руководством учителя изучают теорию, готовят демонстрации и иллюстрации.

В качестве примера организации такой конференции можно привести заседание учащихся 7-х классов по теме «Воздухоплавание», которое состоялось в школе в апреле 2012 года в рамках «Недели физики». Учениками были подготовлены сообщения и презентации по вопросам: биографии братьев Монгольфье, шары-рекордсмены, дирижабли Цеппелина, использование дирижаблей в годы ВОВ, сегодняшние перспективы использования дирижаблей для научных исследований. Не менее интересные и разнообразные материалы можно подобрать по темам «Волшебный мир фонтанов», «Плавание тел», «История создания тепловых двигателей» и др.

Использую и такие виды самостоятельной работы обучающихся, как подготовленные в форме слайд-презентаций или WEB-страниц сообщения, выступления на семинаре, конференции, рефераты, доклады; составленные в электронном виде библиографии, тематические кроссворды. Практикую подготовку студентами опережающих заданий в виде слайд - презентаций по основным темам уроков, контрольных тестовых заданий, подготовку презентаций к контрольным и итоговым занятиям по дисциплинам.

ФГОС третьего поколения определили задачи образовательного учреждения по подготовке современного специалиста, а значит и задачи преподавателя:

- обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления со стороны учителя;

- обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

- предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;

- во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый человек обладает какими-то способностями. Нужно помочь ребёнку в процессе учёбы изучить себя, свои способности. Физика в этом отношении открывает большие возможности и для тех, кто склонен к логическому мышлению, и для тех, у кого умелые, чуткие руки, и для тех, кто обладает чувством прекрасного и склонен к занятиям искусством.

Свою основную задачу как учителя я вижу в том, чтобы показать учащимся, что человек, вооружённый знаниями физики, сможет объяснить не только то, как протекают явления (это видят все!), но и ПОЧЕМУ они протекают именно так, а не иначе. Вопрос «ПОЧЕМУ?» - главный вопрос в физике. Если дети часто задают Вам этот вопрос, значит, Вы - хороший учитель. Именно те, кого вопрос «почему?» мучает всю жизнь, и становятся физиками.

Список использованной литературы


  1. Муравьев А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. - М., 1985.

  2. Каменский С.В., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в

средней школе. - М., 1985.

  1. Гайдучок К.М. Управление самостоятельной работой

школьников.//Физика в школе, 1986, № 2.

  1. Лырчикова В.И. Обучение учащихся методам самостоятельной

работы.//Физика в школе, 1987, № 2.

  1. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений и

навыков.//Физика в школе, 1987, № 1.

  1. Шилов. Организация самостоятельной работы учащихся с

учебником.//Физика в школе, 1994, № 4.

  1. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности.// Открытая школа, 1998, № 2.

2



© 2010-2022