• Преподавателю
  • Физика
  • Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества – кипении и конденсации

Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества – кипении и конденсации

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жомартова Эльмира Жакашевна Портфолио учителя КСП

Средняя школа-гимназия №14 Уровень 2

Город Талдыкорган 24.11.2015года


Открытый урок по физике 8 класс

Жомартова Эльмира Жакашевна

Средняя школа-гимназия №14

Город Талдыкорган

Незнающие пусть научаться,
а знающие пусть вспомнят еще раз.
Античный афоризм

Тема урока: "Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества - кипении и конденсации"

Цели урока.

1. Усвоение личностью опыта предшествующих поколений:

а) проверка и закрепление знаний по теме "Агрегатные состояния вещества";
б) формирование умений применять знания к решению задач на нахождение количества теплоты при парообразовании и конденсации;
в) формирование умений определять по графикам изменения температуры тела со временем, характер тепловых процессов: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание, парообразование и конденсация.

2. Развитие функциональных механизмов психики:

а) развитие зрительного и слухового восприятия;
б) развитие памяти;
в) развитие воображения;
г) развитие наблюдательности, умения объяснять наблюдаемые явления с физической точки зрения.

3. Формирование обобщённых типологических свойств личности:

а) развитие общих способностей;
б) воспитание эстетического восприятия мира.

4. Развитие индивидуальных свойств личности:

а) развитие способностей к физике;
б) развитие интересов к физике;
в) формирование мотивов учения.

Тип урока: практическая работа

Методы обучения: работа в группах, диалогический метод, использование частично-поисковых, наглядных методов.

Оборудование и основные источники информации: раздаточный материал, учебник.

Ход урока.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент -

Создание атмосферы сотрудничества

  1. мин

Оборудование:

-термометр;

-сердечки;

-большое сердце

Проверка готовности учащихся к уроку.

Создание благоприятной обстановки, атмосферы сотрудничества, для эффективности последующей совместной работы

Тренинг «От чистого сердца».

Проверяет наличие принадлежностей, учебников.

Я вместе с учениками, мне ученики дарят свое сердце.

Чем измеряем температуру тела?

физическая разминка:

-Почему в медицинских термометрах используют ртуть, а не спирт или эфир?

Подготовка к уроку.

Учащиеся стоят в кругу в центре класса взявшись за руку, передавая тепло друг другу. И на листке в форме сердечка написаны пожелания своим одноклассникам, и прикрепить на большое сердце.

Термометр.

У ртути большая теплопроводность и меньшая теплоемкость, а это сокращает время измерения

Формирование групп- 2мин

Для проведения групповой работы

Группы распределены по агрегатному состоянию вещества (вода, пар, лед)

Ученики должны растопить мое ледяное сердце

Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать:

Распределяются по группам.

(вода, пар)

"Это всё умею я"

Сообщение темы урока. 2мин

Девиз нашего сегодняшнего урока - Незнающие пусть научаться, а знающие пусть вспомнят еще раз.

Постановка целей урока для учащихся

Оценивание- Листочки:

- зеленый -нет ошибок

-желтый-1 ошибка

-красный-2-3 ошибки

Цели урока:

1. Отработать навыки расчёт количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.

2. Научиться читать и строить графики изменения температуры при переходе вещества из одного состояния в другое.

Работать будем в группах, у нас две команды - в каждой группе у нас будет капитан команды, который будет принимать основные решения и распределять работу в группах. Работа на уроке будет оцениваться листочками, та группа, которая набирает на уроке максимальное количество листочков получает за урок оценку положительную оценку.

Запись в тетрадях даты, темы

Стадия «Вызов» - 7 мин.


Постановка и решение проблемной задачи. (Приложение 1, слайд №2)

Почему со временем нарушается равновесие весов?

(На одной чаше весов влажная салфетка, весы уравновешены. Через время равновесие весов нарушается)

Какое явление мы наблюдаем?

Объясни?

  • Как будет происходить испарение, если над жидкостью будет дуть ветер?

  • Почему вода из тарелки испаряется быстрее, чем из миски?

  • Можно ли скипятить воду в бумажном стакане?



(Приложение 1, слайд №3,4,5)

Дем.видеофильма

Проверка домашнего задания-5 мин




Проверка и закрепление знаний по теме



Вспомни формулы.

Работа с тестом

(Приложение 1, слайд № 6)

Затем проверяем с помощью экрана (правильные ответы выделяются другим цветом)

Приложение 1, слайд № 7

В тетрадях самостоятельно выполняем тест.

(Критериальное оценивание)

Оценка: «5»-5; «4»-4; «3»-3

«2-1»-2

Оценивание- Листочки:

- зеленый -нет ошибок

-желтый-1 ошибка

-красный-2-3 ошибки

Стадия «Осмысление» - 17 мин

способствовать в изучении учащимися пройденной темы

  1. Заполненить таблицу

Вовлечение всех в групповую работу через заполнение таблицы

Назначает тайм-менеджера.

Координирует, помогает, подсказывает.

Проверка ответа по слайдам

Групповая работа. Заполняют таблицу

(Приложение 1, слайд № 8,10)

Оценивание- Листочки:

- зеленый -нет ошибок

-желтый-1 ошибка

-красный-2-3 ошибки


  1. Решение качественных задач.

Ребята, тепловые явления о которых мы с вами говорим сегодня, очень часто встречаются в природе. Это очень красивые явления. И поэты описывают их в своих произведениях. Я предлагаю вам проанализировать стихи с физической точки зрения.

Вопрос: Давайте проанализируем каждую строчку стихотворения с физической точки зрения.

Вопрос: Снег - это какое вещество? И в каком состоянии оно находится?

Осуждение в группе, ответ спикеров

Оценивание- Листочки:


  1. Работа «Читаем график»

По данному графику расскажите, что происходит с телом на каждом участке, и какое это вещество?

Осуждение в группе, ответ члена группы

Оценивание- Листочки:

(Приложение 1, слайд № 13,14,15)

Разминка - 2 мин

Здоровьесберегающие технологии

Разминка


  1. Решение задач

При записи условия задачи возникает проблемная ситуация: в условии числовых значений нет, а нужно производить вычисления.

Задание группам в

2 варианта

Проверка ответов «Алгоритм решения»

Осуждение в группе, ответ члена группы

Оценивание- Листочки:

(Приложение 1, слайд № 16,19)

Стадия

«Рефлексия»

2 мин

Интеллектуальная рефлексия.

Выбери верное утверждение:

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

Подведение итогов -2

Подведение итогов урока;

достигли ли целей урока?

Незнающие пусть научаться,
а знающие пусть вспомнят еще раз.

ВЫВОД: На сегодняшнем уроке мы:
• повторили основные понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация), повторили формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации и применили их к решению задачи;

Какая группа больше способствовала для того чтобы растопить мое ледяное сердце, своими положительными ответами и блестящими знаниями?

Оценивание -2мин

Подсчет листочков

Оценивание учащихся

Домашнее задание.

2 мин.

Развитие навыков исследовательской работы

Запись д/з на доске:

Параграф, раздать задания всем ученикам

Запись в дневники























Дополнительный материал.

Туман - скопление капель у поверхности Земли, образующихся из перенасыщенных паров в результате конденсации.

Снег - атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок.

Иней - тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, растениях и наземных предметах в результате их охлаждения. Возникает в тихие ясные ночи, когда велико земное излучение.

Тучка легкая - скопление легких капель воды в атмосфере.

Роса - капли воды образованные в результате конденсации водяного пара на почве, растениях в результате их охлаждения в ясные безветренные ночи (сильное излучение земли).

Узоры из ледяных кристаллов образуются из-за неровностей на стеклах и микротрещин на нем. Для осени характерно то, что большое количество капель воды находится в атмосфере во взвешенном состоянии, отсюда густые туманы, тучи без конца, частые дожди. Одним словом - осень плаче.

Интересный факт

Гелий - газ, который сжижается при 4 К, т. е. при температуре, близкой к абсолютному нулю. Жидкий гелий замечателен тем, что, как бы ни понижали температуру при нормальном давлении, он не переходит в твердое состояние. Это единственное вещество с такой особенностью. Другое замечательное свойство жидкого гелия в 1932 г. открыл нидерландский физик Биллем Хендрик Кеезом. При понижении температуры жидкого гелия после точки кипения (до » 2,2 К) кипение жидкости внезапно прекращалось, ее поверхность становилась абсолютно гладкой, и дальнейшее испарение шло без признаков кипения. Кеезом назвал это явление сверхтеплопроводностью.

Советский ученый П.Л.Капица также заинтересовался удивительными свойствами жидкого гелия. Экспериментируя, он обнаружил сверхтекучие свойства жидкого гелия. Петр Леонидович о своем открытии говорил так: «Мне в жизни в первый раз удалось найти такое фундаментальное свойство вещества. Я много делал экспериментов в разных областях, но это уже вопрос везения или невезения. Когда такой случай подвернулся, нельзя было его упускать. Таких интересных явлений в природе еще немало. Чем явление непонятнее, чем больше оно противоречит современным взглядам, тем оно значительнее. Распутывать эти явления и должна передовая наука». В 1978 г. П. Л. Капице была присуждена Нобелевская премия.



Вода

Вода

Вода

Пар

Пар

Пар

Вода

Вода

Вода

Пар

Пар

Пар

Вода

Вода

Вода

Пар

Пар

Пар







Вода









Пар



1) Я сам не смог справиться с затруднением

2) У меня не было затруднений

3) Я только слушал предложения других

4) Я выдвигал идеи….





Д/Ж «Найдите ошибки в тексте»

Проснувшись рано с утра, я вспомнил, что договорился с Витей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Морозный воздух клубами врывался в комнату и поднимался под потолок. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там весь снег уже стаял, и только на крышах домов он еще лежал мохнатыми шапками.

Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул - по всему телу разлилось тепло. Зайдя на кухню, я понял, что слишком увлекся - чайник кипел уже не одну минуту. Кипяток был просто обжигающий - градусов 120. Мне пришлось долго ждать прежде, чем он остыл, и я смог попить чаю. Покушав, я побежал на улицу. Опаздывал.

Витя был уже там. «Вот погодка сегодня! - вместо приветствия восхищенно произнес он. - Солнце какое, а температура с утра минус 2 0С». «Нет, минус 4 0С» - возразил я. Мы заспорили, потом Витя сообразил, в чем дело. «У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя в укромном месте, поэтому и показывает больше». Мы пошли по улице, бодро шлепая по лужам.

1.Сколько спирта нужно сжечь для того, чтобы нагреть 100 г воды, взятой при температуре 0° С, и испарить ее. Внешними потерями энергии пренебречь.

2.Сколько тепла необходимо для плавления куска олово массой 600 г, находящегося при температуре 200С.

3.Сколько энергии выделится при кристаллизации и остывании от температуры плавления до температуры 250С серебрянной ложки массой 50 г.

© 2010-2022