- Преподавателю
- Физика
- Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества – кипении и конденсации
Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества – кипении и конденсации
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жомартова Э.Ж. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Жомартова Эльмира Жакашевна Портфолио учителя КСП
Средняя школа-гимназия №14 Уровень 2
Город Талдыкорган 24.11.2015года
Открытый урок по физике 8 класс
Жомартова Эльмира Жакашевна
Средняя школа-гимназия №14
Город Талдыкорган
Незнающие пусть научаться,
а знающие пусть вспомнят еще раз.
Античный афоризм
Тема урока: "Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества - кипении и конденсации"
Цели урока.
1. Усвоение личностью опыта предшествующих поколений:
а) проверка и закрепление знаний по теме "Агрегатные состояния вещества";
б) формирование умений применять знания к решению задач на нахождение количества теплоты при парообразовании и конденсации;
в) формирование умений определять по графикам изменения температуры тела со временем, характер тепловых процессов: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание, парообразование и конденсация.
2. Развитие функциональных механизмов психики:
а) развитие зрительного и слухового восприятия;
б) развитие памяти;
в) развитие воображения;
г) развитие наблюдательности, умения объяснять наблюдаемые явления с физической точки зрения.
3. Формирование обобщённых типологических свойств личности:
а) развитие общих способностей;
б) воспитание эстетического восприятия мира.
4. Развитие индивидуальных свойств личности:
а) развитие способностей к физике;
б) развитие интересов к физике;
в) формирование мотивов учения.
Тип урока: практическая работа
Методы обучения: работа в группах, диалогический метод, использование частично-поисковых, наглядных методов.
Оборудование и основные источники информации: раздаточный материал, учебник.
Ход урока.
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный момент -
Создание атмосферы сотрудничества
-
мин
Оборудование:
-термометр;
-сердечки;
-большое сердце
Проверка готовности учащихся к уроку.
Создание благоприятной обстановки, атмосферы сотрудничества, для эффективности последующей совместной работы
Тренинг «От чистого сердца».
Проверяет наличие принадлежностей, учебников.
Я вместе с учениками, мне ученики дарят свое сердце.
Чем измеряем температуру тела?
физическая разминка:
-Почему в медицинских термометрах используют ртуть, а не спирт или эфир?
Подготовка к уроку.
Учащиеся стоят в кругу в центре класса взявшись за руку, передавая тепло друг другу. И на листке в форме сердечка написаны пожелания своим одноклассникам, и прикрепить на большое сердце.
Термометр.
У ртути большая теплопроводность и меньшая теплоемкость, а это сокращает время измерения
Формирование групп- 2мин
Для проведения групповой работы
Группы распределены по агрегатному состоянию вещества (вода, пар, лед)
Ученики должны растопить мое ледяное сердце
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать:
Распределяются по группам.
(вода, пар)
"Это всё умею я"
Сообщение темы урока. 2мин
Девиз нашего сегодняшнего урока - Незнающие пусть научаться, а знающие пусть вспомнят еще раз.
Постановка целей урока для учащихся
Оценивание- Листочки:
- зеленый -нет ошибок
-желтый-1 ошибка
-красный-2-3 ошибки
Цели урока:
1. Отработать навыки расчёт количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.
2. Научиться читать и строить графики изменения температуры при переходе вещества из одного состояния в другое.
Работать будем в группах, у нас две команды - в каждой группе у нас будет капитан команды, который будет принимать основные решения и распределять работу в группах. Работа на уроке будет оцениваться листочками, та группа, которая набирает на уроке максимальное количество листочков получает за урок оценку положительную оценку.
Запись в тетрадях даты, темы
Стадия «Вызов» - 7 мин.
Постановка и решение проблемной задачи. (Приложение 1, слайд №2)
Почему со временем нарушается равновесие весов?
(На одной чаше весов влажная салфетка, весы уравновешены. Через время равновесие весов нарушается)
Какое явление мы наблюдаем?
Объясни?
-
Как будет происходить испарение, если над жидкостью будет дуть ветер?
-
Почему вода из тарелки испаряется быстрее, чем из миски?
-
Можно ли скипятить воду в бумажном стакане?
(Приложение 1, слайд №3,4,5)
Дем.видеофильма
Проверка домашнего задания-5 мин
Проверка и закрепление знаний по теме
Вспомни формулы.
Работа с тестом
(Приложение 1, слайд № 6)
Затем проверяем с помощью экрана (правильные ответы выделяются другим цветом)
Приложение 1, слайд № 7
В тетрадях самостоятельно выполняем тест.
(Критериальное оценивание)
Оценка: «5»-5; «4»-4; «3»-3
«2-1»-2
Оценивание- Листочки:
- зеленый -нет ошибок
-желтый-1 ошибка
-красный-2-3 ошибки
Стадия «Осмысление» - 17 мин
способствовать в изучении учащимися пройденной темы
-
Заполненить таблицу
Вовлечение всех в групповую работу через заполнение таблицы
Назначает тайм-менеджера.
Координирует, помогает, подсказывает.
Проверка ответа по слайдам
Групповая работа. Заполняют таблицу
(Приложение 1, слайд № 8,10)
Оценивание- Листочки:
- зеленый -нет ошибок
-желтый-1 ошибка
-красный-2-3 ошибки
-
Решение качественных задач.
Ребята, тепловые явления о которых мы с вами говорим сегодня, очень часто встречаются в природе. Это очень красивые явления. И поэты описывают их в своих произведениях. Я предлагаю вам проанализировать стихи с физической точки зрения.
Вопрос: Давайте проанализируем каждую строчку стихотворения с физической точки зрения.
Вопрос: Снег - это какое вещество? И в каком состоянии оно находится?
Осуждение в группе, ответ спикеров
Оценивание- Листочки:
-
Работа «Читаем график»
По данному графику расскажите, что происходит с телом на каждом участке, и какое это вещество?
Осуждение в группе, ответ члена группы
Оценивание- Листочки:
(Приложение 1, слайд № 13,14,15)
Разминка - 2 мин
Здоровьесберегающие технологии
Разминка
-
Решение задач
При записи условия задачи возникает проблемная ситуация: в условии числовых значений нет, а нужно производить вычисления.
Задание группам в
2 варианта
Проверка ответов «Алгоритм решения»
Осуждение в группе, ответ члена группы
Оценивание- Листочки:
(Приложение 1, слайд № 16,19)
Стадия
«Рефлексия»
2 мин
Интеллектуальная рефлексия.
Выбери верное утверждение:
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
Подведение итогов -2
Подведение итогов урока;
достигли ли целей урока?
Незнающие пусть научаться,
а знающие пусть вспомнят еще раз.
ВЫВОД: На сегодняшнем уроке мы:
• повторили основные понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация), повторили формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации и применили их к решению задачи;
Какая группа больше способствовала для того чтобы растопить мое ледяное сердце, своими положительными ответами и блестящими знаниями?
Оценивание -2мин
Подсчет листочков
Оценивание учащихся
Домашнее задание.
2 мин.
Развитие навыков исследовательской работы
Запись д/з на доске:
Параграф, раздать задания всем ученикам
Запись в дневники
Дополнительный материал.
Туман - скопление капель у поверхности Земли, образующихся из перенасыщенных паров в результате конденсации.
Снег - атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок.
Иней - тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, растениях и наземных предметах в результате их охлаждения. Возникает в тихие ясные ночи, когда велико земное излучение.
Тучка легкая - скопление легких капель воды в атмосфере.
Роса - капли воды образованные в результате конденсации водяного пара на почве, растениях в результате их охлаждения в ясные безветренные ночи (сильное излучение земли).
Узоры из ледяных кристаллов образуются из-за неровностей на стеклах и микротрещин на нем. Для осени характерно то, что большое количество капель воды находится в атмосфере во взвешенном состоянии, отсюда густые туманы, тучи без конца, частые дожди. Одним словом - осень плаче.
Интересный факт
Гелий - газ, который сжижается при 4 К, т. е. при температуре, близкой к абсолютному нулю. Жидкий гелий замечателен тем, что, как бы ни понижали температуру при нормальном давлении, он не переходит в твердое состояние. Это единственное вещество с такой особенностью. Другое замечательное свойство жидкого гелия в 1932 г. открыл нидерландский физик Биллем Хендрик Кеезом. При понижении температуры жидкого гелия после точки кипения (до » 2,2 К) кипение жидкости внезапно прекращалось, ее поверхность становилась абсолютно гладкой, и дальнейшее испарение шло без признаков кипения. Кеезом назвал это явление сверхтеплопроводностью.
Советский ученый П.Л.Капица также заинтересовался удивительными свойствами жидкого гелия. Экспериментируя, он обнаружил сверхтекучие свойства жидкого гелия. Петр Леонидович о своем открытии говорил так: «Мне в жизни в первый раз удалось найти такое фундаментальное свойство вещества. Я много делал экспериментов в разных областях, но это уже вопрос везения или невезения. Когда такой случай подвернулся, нельзя было его упускать. Таких интересных явлений в природе еще немало. Чем явление непонятнее, чем больше оно противоречит современным взглядам, тем оно значительнее. Распутывать эти явления и должна передовая наука». В 1978 г. П. Л. Капице была присуждена Нобелевская премия.
Вода
Вода
Вода
Пар
Пар
Пар
Вода
Вода
Вода
Пар
Пар
Пар
Вода
Вода
Вода
Пар
Пар
Пар
Вода
Пар
1) Я сам не смог справиться с затруднением
2) У меня не было затруднений
3) Я только слушал предложения других
4) Я выдвигал идеи….
Д/Ж «Найдите ошибки в тексте»
Проснувшись рано с утра, я вспомнил, что договорился с Витей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Морозный воздух клубами врывался в комнату и поднимался под потолок. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там весь снег уже стаял, и только на крышах домов он еще лежал мохнатыми шапками.
Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул - по всему телу разлилось тепло. Зайдя на кухню, я понял, что слишком увлекся - чайник кипел уже не одну минуту. Кипяток был просто обжигающий - градусов 120. Мне пришлось долго ждать прежде, чем он остыл, и я смог попить чаю. Покушав, я побежал на улицу. Опаздывал.
Витя был уже там. «Вот погодка сегодня! - вместо приветствия восхищенно произнес он. - Солнце какое, а температура с утра минус 2 0С». «Нет, минус 4 0С» - возразил я. Мы заспорили, потом Витя сообразил, в чем дело. «У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя в укромном месте, поэтому и показывает больше». Мы пошли по улице, бодро шлепая по лужам.
1.Сколько спирта нужно сжечь для того, чтобы нагреть 100 г воды, взятой при температуре 0° С, и испарить ее. Внешними потерями энергии пренебречь.
2.Сколько тепла необходимо для плавления куска олово массой 600 г, находящегося при температуре 200С.
3.Сколько энергии выделится при кристаллизации и остывании от температуры плавления до температуры 250С серебрянной ложки массой 50 г.