• Преподавателю
  • Физика
  • Проектно -исследовательская деятельности в образовательном процессе для формирования личностных качеств студента на уроках физики

Проектно -исследовательская деятельности в образовательном процессе для формирования личностных качеств студента на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Березниковский строительный техникум











Проектно -исследовательская деятельности в образовательном процессе для формирования личностных качеств студента на уроках физики.



Работа выполнена:

преподаватель физики

Ляшковой Людмилой Васильевной,

Березники,2015



Содержание

Введение ……………………………………………………………….

1.Теоретическая часть …………………………………………………

2.Практическая часть …………………………………………………

Заключение ……………………………………………………………..

Литература………………………………………………………………









Введение.

На сегодняшний день возникло противоречие между потребностями общества и производства (применение инновационных технологий, компьютеризации, структуризации) и уровнем подготовки выпускников среднего профессионального образования (сегодня важно не столько знание предмета студентов, сколько умение преобразовывать среду). В связи с этим в образование изменились приоритеты и изменилась парадигма - от школы знаний мы переходим к школе мышления. Следовательно, появились новые требования к личностным качествам студента, и возникла проблема в их формировании.

Цель моего проекта - формирование личностных качеств студента посредством активизации технологии проектно - исследовательской деятельности на уроках физики в системе СПО.

Задачи:

1.углубить знания студентов по предмету(познавательная)

2.изучить подробней технологию проектной деятельности (познавательная);

3.обучить студентов навыкам проектной деятельности (методическая);

4.использовать метод проекта на экзаменах, научно-технической конференции (методическая);

5.способствовать формированию познавательной активности, самостоятельности, инициативности и мобильности, креативности, мобильности студентов (воспитательная, социальная).

Гипотеза: Если я научу студентов основам проектной деятельности (подбирать информацию, конструировать, выделять цель и задачи, проектировать, экспериментировать, исследовать), то это позволит получить высококвалифицированного рабочего, с качествами личности человека 21 века, отвечающего требованиям сегодняшнего дня.

Предполагаемый результат проектной деятельности:

1. В процессе проектно-исследовательской деятельности между учителем и студентом устанавливаются сотруднические отношения.

2. Вижу использование метода проектов как форму сдачи экзамена по физике, участие в научно-практической конференции.

3. У выпускников сформируется активная жизненная позиция, они будут конкурентоспособными и востребованными на рынке труда (самостоятельными, мобильными, креативными и коммуникативными).

Предполагаю, что к рискам можно отнести:

  • недостаток литературы по основам данной технологии (разумно распечатать дополнительный раздаточный материал)

  • неактивная работа студентов из-за нехватки опыта с этим видом деятельности. Следовательно, необходимо в большей степени акцентировать внимание на отдельных этапах проектной деятельности.

Методы и способы организации деятельности:

1 теоретические - анализ научной литературы, построение гипотезы, моделирование, проектирование

2. социально - педагогические - беседа, интервьюирование, анкетирование.

3. эмпирические - наблюдение, эксперимент, изучение опыта.

Сроки реализации проекта-долгосрочный( рассчитанный на1год)

Ресурсное обеспечение проекта:

1.Информационное - учебники, справочники, методические пособия, Интернет.

2.Материально-технические - бумага, компьютеры.

Участники и соучастники проектной деятельности: преподаватель физики, информатики; студенты.










Теоретическая часть 1.

Проектно исследовательская деятельность (ПИД), одна из технологий, используемых для формирования личностных качеств обучающихся на уроках физики. ПИД в процессе обучения на сегодняшний день-эта норма. Учитель должен уметь заниматься этой деятельностью, так как оценка работы учителя сегодня - не качество знаний предмета, а качество личностных характеристик обучающихся.

Задачи образования 21 века:

1.Научить познавать мир (уметь учиться, владеть ИКТ)

2.Научить создавать (практически преобразовывать среду)

3.Научить жить (научиться быть здоровым)

4.Научиться жить вместе (быть толерантным, владеть и использовать на практике методы бесконфликтного коммуникативного взаимодействия)

Качества личности человека 21 века:

1.Личностное и жизненное самоопределение

2.Устойчивая познавательная мотивация

3.Потребность трудиться

4.Потребность в преобразовательной деятельности (владение технологией проектной и исследовательской деятельности)

5.Глобализм и проективное мышление

6.Внутренняя культура и нравственные ценности

7.Инициативность и мобильность

8.Творческий подход к решению проблем

9.Сознательность

10.Толерантность

11.Ответственность

12.Коммуникативность

13Экологическая сознательность

14.Владения ИКТ и компьютерной техникой

Одним из способов решения этих задач и формирования качеств личности и является использование технологии проектной деятельности в обучении. Введем понятие «проект»

Проект-план, замысел (толковый словарь) ПРОЕКТ - это деятельность, направленная на создании чего-либо нового.

Проект-комплекс мероприятий, предназначенных для достижения конкретных целей. Проект-это способ выражения задач, идей, мер и действий по достижению намеченных целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идей.

Проектирование - это такая деятельность, которая связана с придумыванием нового способа решения проблемы, преодоление трудностей.

Часто в жизни складывается такая ситуация, при которой то, что мне хочется - этого у меня нет, т.е возникает противоречие между «есть» и «надо». В этой ситуации нужен проект - надо придумать способ, как я могу получить то, что мне надо, как я могу исправить ситуацию, меня не устраивающую. Необходимо придумать как это сделать, т.е придумать проектную идею. Пример:

Студент не готов к контрольной работе, но он не хочет получать двойку.(противоречие между «есть» и «надо» Пути решения проблемы :

а) внезапно заболел

б) сбежал с урока

в) сбежал с предыдущего урока и выучил тему

г) сел на урок с «хорошистом»










Практическая часть 2.

Организационный этап.

С первых дней сентября делаю установку студентов на работу по проектам.

На первой консультации рассказываю (или напоминаю) студентам про проект и проектирование. Рассматриваю с ними структуру процесса проектирования.

(Исследование => Проблема =>Цель => Задачи =>Методы =>Шаги => Бюджет =>Оценка) Рассматриваю пошаговый ход ПД

Шаг 1. Исследование, постановка проблемы.

Для того чтобы начать ПД необходимо произвести исследование. Результатом такого изучающего процесса должно стать выявление противоречий «есть» и «надо», противоречий между необходимым, желанным и действительным. Выявление противоречий приводит к постановке проблемы. Важно ,что выдвижение студентами проблемы для своего научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию студентом для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.

Шаг 2. Определение цели проекта.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижении которого направлены действия человека

Цель-это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Цель-это общий итог проекта, желаемый результат. Цель должна быть одна. Она формулируется с помощью существительного: выявление, обоснование, создание, построение, формирование , получение.

Шаг 3. Постановка задач.

Задачи - это частные цели или миницели. Это конкретизация общей цели, шаги на пути ее достижения. Задача в проекте- это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать или это действие, которое необходимо предпринять , чтобы достичь цели проекта. Задач в проекте может быть несколько. Она формулируются глаголами совершенного вида : подготовить, уменьшить, увеличить организовать, изготовить, проанализировать, структурировать и т.д.

Шаг 4. Определение методов

Методы - это мероприятия, проводимые в ходе проекта. Какими методами будут решаться задачи? Методы:

а) теоретические - анализ научной литературы, анализ документации, построение гипотез, моделирование

б)социальные-беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование

в)эмпирические- наблюдение, эксперимент, изучение опыта

г)обработка данных - статистический анализ, математический анализ, графический анализ

Шаг5. Ресурсное обеспечение

Ресурсы - учебники, справочники, бумага, компьютеры, оборудование, условия и т.д. Ресурсы - это компоненты позволяющие осуществлять действия по реализации проекта и имеющие определенную значимость. Предполагается анализ ресурсного обеспечения. В том числе материального, финансового, информационного и т. п.

Шаг 6.Планируемые результаты

Ожидаемые результаты проекта - это то, что предполагается достичь, воплотив проект в жизнь. Результаты всегда должны быть положительными, а иначе, зачем проект, зачем планирование? (Но в проекте могут быть риски.) Одна из заповедей автора любого проекта: проект начинается с цели, а цель с вопроса «Чего же я хочу добиться?» Следовательно, проектирование начинается с осмысления результата.

Практический этап

Один из основных этапов, который включает в себя ряд частных педагогических и ученических проектов, направленных на достижение поставленной цели. На начальных этапах работы над проектом я помогаю студенту в определении цели проекта. Во время планирования и непосредственно исследования, предлагаю идеи, высказываю предположения, наблюдаю за работой над проектом, советую, косвенно руковожу деятельностью учащихся.

После объяснения структуры проектирования объявляю студентам общую тему нашей работы «Мы за безопасную жизнь». На следующую консультацию ребята приходят с выбранной темой и определенным запасом информации. Составляем план работы и начинаем пошагово ее выполнять. Темы проектов, выбранные студентами разнообразны:

-Влияние сотовых телефонов на организм человека.

-Компьютер и человек.

-Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

-О чем звучат колокола.

-Чусовское озеро Пермского края.

В каждом проекте существует практическая часть. Студенты, изучив теорию, проводят наблюдения, домашние эксперименты, опыты. Взаимодействуют с магазинами техники, медицинскими учреждениями, природоохранными организациями. В их работе имеется раздел посвященный мерам предосторожности, правилам поведения, рекомендациям, которые они формулируют по итогам своих исследований по заданной теме. Эту часть информации они излагают через тесты, игру. Далее они готовят презентацию на свою работу.

Для студента существует некий алгоритм работы над научной проблемой:

• выбор проблемы;

• сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;

• анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;

• разработка концепции и планирование исследования;

• подбор методов и методик осуществления исследования;

• проведение исследования;

• обработка полученных данных;

• письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста;

• представление работы на рецензирование;

• представление к защите и защита работы.

Создание проектов осуществляется в течение всего учебного года.

Обобщающий этап

С полученным продуктом студенты: а) принимают участие в работе научно-практической конференции, б) выступают с докладом во время недели спец, дисциплин, в) используют его при сдаче экзамена, г) участвуют в уроке - конференции.

При защите проекта я выступаю в роли рядового участника: слушаю, задаю целесообразные вопросы, при необходимости направляю процесс анализа. Оцениваю усилия студентов, качество отчета, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.






Заключение

Формирование личностных качеств обучающихся и следовательно, повышение качества образования требует от нас поиска таких образовательных технологий, которые бы в наибольшей степени обеспечивали студентам возможности для саморазвития, самореализации, готовности к творческой деятельности на протяжении всей жизни. Проектно-исследовательская деятельность-это деятельность, направленная на решение данной цели, данных задач .

Результаты внедрения проекта:

-100%успеваемость по предмету

-Высокое качество знаний предмета

-Студенты овладели технологией проектной деятельности (выступление с готовым продуктом на конференции, сдача экзамена)

-Использование технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках физики способствует развитию личностных качеств студента и закреплению у обучающихся общих компетенций

-способности к анализу и синтезу

-способности к организации и планированию;

-способности к решению проблем;

-способности к исследованию-

-способности к обучению







Литература:

1.Беспалько В.П Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.;1995

2.Гуминская Т.А. Метод проектов как форма организации самостоятельной деятельности учащихся./ Народная асвета. -2002,№94.

3.Кукушкина В.С. и др. Педагогические технологии. - Издательство «МарТ», 20063.

4.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.; Просвещение,1975.

5.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в образовании. М.; 2005.





© 2010-2022