Законы геометрической оптики план урока по теме

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Законы геометрической оптики план урока по темеУРОК ФИЗИКИ в 9 классе

"Оптические явления во сне и наяву"

Дата проведения урока: «17» февраля 2012 г.

Учитель: Романова О.В., высшая квалификационная категория

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: Обобщение и повторение материала по теме «Отражение и преломление света. Плоское зеркало».

Задачи:

Общеобразовательные:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме;

  • продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование информационных технологий, технологий проблемного обучения и экспериментальных заданий;

  • обратить внимание обучающихся на межпредметные связи физики, биологии, геометрии.

Воспитательные:

  • продолжить формирование навыков общения при работе в коллективе;

  • показать связь физики с окружающим миром;

  • создать условия для реальной самооценки обучающихся.

Развивающие:

  • развивать навыки обучающихся самостоятельно решать экспериментальные задачи;

  • формировать умения анализировать, сравнивать, систематизировать;

  • развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, набор «Оптика», зеркало, монета, мензурка.


Ход урока

Запускается презентация «Оптика»

Вступительное слово учителя:

Мы живём, словно во сне неразгаданном,
На одной из удобных планет.
Много здесь, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, - нет…

На уроках физики мы изучаем явления природы. Особенно красочно, эффектно и наглядно они представлены в разделе «Оптика». Именно эта область физики позволяет нам увидеть красоту окружающего нас мира, а также учит умению видеть и правильно объяснять повседневные явления, которые происходят вокруг нас в природе и в быту. Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по темам «Отражение и преломление света. Плоское зеркало» с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволят нам:

  • все этапы урока провести мобильно,

  • использовать видеоматериал и презентации,

  • провести физический диктант,

  • продемонстрировать подготовленные выступления и презентации учащихся.

План урока:

  1. Физический диктант.

  2. Экспериментальные задачи.

  3. Выступления учащихся по изучаемой теме.

Учитель: Но вначале я хотела бы показать вам видеоролик и в конце урока нам необходимо ответить на вопрос «Может ли свеча гореть в воде?»

Видеоролик №1

Учитель: Ваши гипотезы по просмотренному отрывку? Ответы учащихся

Учитель: А мы начинаем наш урок с проверки домашнего задания:


  1. «Физический диктант»

«Физический диктант» составлен в форме презентации, каждый вопрос озвучивается учителем. На слайдах записаны задания. Учащиеся отвечают в листке самооценки, затем обмениваются листочками и проходит взаимопроверка с устными ответами. Выставляется полученный балл, записывается в листе самооценки (отдельное окошко).

Вопросы:

  1. Запишите закон отражения (),

  2. Когда Луна при своем движении вокруг Земли полностью или частично закрывает Солнце, то возникает … (Солнечное затмение)

  3. Из двух сред та, в которой скорость света меньше, называется … (Оптически более плотной)

  4. Угол между преломленным лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке падения луча называется … (углом преломления)

  5. Если изображение получается в результате пересечения не реальных лучей света, которых за зеркалом нет, а и х воображаемых продолжений, то такое изображение называется … (мнимым)


  1. Экспериментальные задачи.

Сегодня на уроке мы используем лабораторное оборудование, поэтому повторим инструкцию по технике безопасности.

Инструктаж по технике безопасности


  1. Угол падения 30°. Его увеличили на 20°. Чему равен угол отражения? (50°)
    Смоделируйте данную задачу с помощью набора «Оптика», который находится у вас на столах. Для этого вам понадобится зеркало, лазерная указка, транспортир, линейка и карандаш.

Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе.


  1. У вас на столах находится пиала, монета и мензурка с водой. Положите монету в пиалу так, что бы ее не было видно. Как сделать так, что бы увидеть монету, при этом пиала должная находиться на своем месте, т.е. ее нельзя двигать и нельзя менять точку наблюдения.

Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе.

Учащиеся должны налить воду в пиалу и в результате покажется монета. Переходя из воды в воздух, отраженные от монеты лучи света преломляются таким образом, что угол преломления получается больше угла падения света и отраженные лучи света достигают сетчатки глаз.

Релаксация:

Учитель: Ребята, скажите, где в природе вы можете видеть очень красивое явление преломление и отражение света. (Радуга)

Посмотрите на экран (Слайд - шоу «Радуга») и послушайте прекрасную музыку А. Вивальди.

Физкультминутка: глаза, пальцы, уши

Учитель: А теперь, вернемся к нашему уроку.


  1. Теперь мы используем два зеркала и свечу.

Вам необходимо с помощью зеркал получить 2 изображения свечи, затем 4. Что необходимо сделать для этого? Как располагаются зеркала? Почему так происходит?

Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе

Необходимо уменьшать угол между зеркалами.


  1. Опустите ложку в стакан с водой. Увидим преломление ложки. Почему это наблюдается?
    Происходит преломление световых лучей при переходе среды вода-воздух.


  1. Луч падает из воды в среду, при этом угол падения 60°, а угол преломления 30°. Определите показатель преломления второй среды. Показатель преломления воды равен 1,33.

Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе

Задача решается по закону преломления (Закон Снелиуса)


  1. Выступления учащихся с минипроектами.

Учитель: Вам было дано предварительное задание, объяснить и рассказать о природных явлениях, которые вас больше всего поражают.

  1. Красикова А., Юн К. «Северное сияние»

  2. Асриев Н. «Радуга»

  3. Карганян Г. «Сумерки»


  1. Подведение итогов

Вам необходимо суммировать все баллы с листа самооценки и разделить на 6, получиться оценка за урок.

Давайте посмотрим, что получилось: сколько «5»? сколько «4»? и т.д.

Сдайте листы самооценки, я выставлю оценки в журнал и в дневники.

Те учащиеся, кто подготовили и выступили с проектами, получают дополнительную оценку «5».

Давайте все вместе ответим на вопрос, который я поставила в начале урока «Может ли свеча гореть в воде?».

Ваши мнения? Ответы учащихся

Видеоролик №1

V. Домашнее задание:

  • составить кроссворд по теме "ОПТИКА";

  • придумать и решить задачу по теме "Световые явления";

Дополнительно:

  • изготовить самодельный перископ;

  • изучить устройство и принцип действия детского калейдоскопа.

VI. Заключительное слово.

Итак, мы сегодня выяснили физическую сущность природных явлений, которые видим каждый день. В этом помогли наши знания по законам отражения, преломления, прямолинейного распространения световых лучей. Также наши умения работать с информацией на разных носителях. Спасибо всем, кто готовил проекты.

Вам понравился урок?

Какие выводы из этого урока можно сделать?

Отвечая на этот вопрос, я еще раз хочу возвратиться к словам Гете:

Мирозданье постигая, все познай, не отбирая:

Что - внутри, во внешнем сыщешь;

Что - вовне, внутри отыщешь.

Так примите ж без оглядки

Мира внятные загадки.

Спасибо всем за урок!

4


© 2010-2022