Конспект открытого урока по физике

Данный конспект урока может быть полезен как начинающим учителям физики, так и преподавателям с опытом работы. Урок предполагает занятость учащихся в двух проектах в течение года, что повышает их интерес к предмету. К данному уроку прилагаются презентации учащихся, которые они готовили заранее в качестве домашнего задания. Учащиеся были объединены в группы по 2-3 человека. Вгруппах они должны были распределить обязанности, связанные со сбором информации и созданием презентации. Предварительно уч...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОУ Заокская ХСОШ





Интегрированный урок по физике, биологии, ОБЖ.

Форма урока: открытый урок-семинар в 11 классе по теме:

«Влияние искусственных и естественных электромагнитных колебаний на живые организмы»



Учитель:

Горинова Елена Алексеевна

Категория:

Высшая









п. Заокский

Цель: показать последствия влияния природных и искусственных электромагнитных колебаний на живые организмы, в частности на человека; познакомиться с основными техническими характеристиками некоторых электроприборов; анализ мер предохранения от вредного воздействия электромагнитных колебаний.

Задачи:

Обучающая:

  • Анализировать и обобщать многоуровневую информацию по теме «Влияние искусственных и естественных электромагнитных колебаний на живые организмы»;

  • Умение оформлять материал в виде презентации, представлять его, вести дискуссию;

  • Систематизировать услышанный материал, умение задавать конкретные вопросы и вопросы с развернутым ответом на примере «тонких» и «толстых» вопросов.

Развивающая:

  • Способствовать развитию аналитического мышления на примере анализа мер предохранения от вредного воздействия электромагнитных колебаний.

Воспитывающая:

  • Понимание ценности жизни и здорового образа жизни.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас с вами необычный урок, так как новый материал вместо меня будете представлять вы в виде презентаций, которые вы приготовили в группах в качестве домашнего задания.

2. Постановка целей и задач урока.

Т.о. наша цель сегодня на уроке познакомиться с последствиями влияния электромагнитных колебаний на живые организмы, и особый акцент мы с вами сделаем на организм человека. А также познакомиться с возможными способами уменьшения вредного воздействия электромагнитных колебаний тех электроприборов, с которыми мы в жизни встречаемся наиболее часто.

Вы уже знакомы с такими понятиями как электромагнитное поле, электромагнитные колебания и волны. Мы изучили с вами основные свойства и характеристики этих понятий. А также познакомились с применением электромагнитных колебаний. Давайте посмотрим, на стенах нашего кабинета размещены таблицы, которые об этом свидетельствуют, вы можете на них также поглядывать. Вы исследовали в своих проектных работах во сколько раз влияние электромагнитных полей приборов, которые вас окружают, превышают предельно допустимый уровень. Кстати, давайте вспомним, что это такое?

Учащиеся: значения параметров ЭМП, которые при ежедневном воздействии в свойственных для данного источника режимах не вызывают у населения, без ограничения пола и возраста, заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования в период облучения или в отдаленные сроки после его прекращения.

Учитель: Чему оно равно?

Учащиеся: 0,2-0,3 мкТл.

Учитель: Результаты, которые у вас получились, показывают, что превышение нормы составляет в среднем в 20 раз! Хотя диапазон очень широк: у кого-то в 5 раз превышает, а у кого-то и в 60 раз!

А сегодня на уроке мы посмотрим, на основании ваших исследований, каков результат от влияния естественных и искусственных электромагнитных колебаний. Ваша задача во время просмотра презентаций заполнять кластеры удобным для вас способом так, чтобы услышанный и увиденный материал был вами выделен по важности и систематизирован. Одновременно с заполнением кластеров, продумайте каждый по 4 «тонких» и 4 «толстых» вопроса по материалам вашей группы. (Вы знаете, что это вопросы с конкретным и с развернутым ответом). Потом у вас будет время, чтобы эти вопросы записать.

Затем в группах вам надо будет выбрать наиболее удачные, которые вы будете задавать учащимся из других групп, чтобы определить, насколько внимательно они вас слушали. Ну, а задача всех быть очень внимательными. Сегодня на уроке вы можете получить 2 отметки: одна - за домашнее задание (презентации), вторая - у вас будет дифференцированной и складываться из балов, которые вы будете получать в процессе урока за вопросы, ответы, кластеры и комментарии ваших одноклассников.



  1. Изучение нового материала.

Все живые организмы на протяжении всего исторического периода развития земли гармонично существовали в естественном электромагнитном поле. Однако в последние десятилетия к природным колебаниям добавились электромагнитные колебания электроприборов, которые повсюду нас окружают. Мы с вами буквально «купаемся» в этих э-м колебаниях.

Значительный рост всех отраслей народного хозяйства требует перемещения информации за короткие сроки. Снабжение городов и отдалённых районов, где не проедет автомобиль и не пролетит самолёт, линиями телефонов и электричества. Поэтому новая эра техники создаёт компьютеры, сотовые телефоны и другую технику передающую информацию на тысячи километров за доли секунд и обеспечивает фирмы, предприятия и семьи информацией, которую раньше даже нельзя было узнать через год. Однако сейчас это возможно. Во-первых берегут время, а во-вторых получают большое количество информации. Но вся эта техника, провода и разные другие приборы создают электромагнитные поля, которые воздействуют на биосистему всех живых существ, в том числе и людей.

Итак, приглашается докладчик от первой группы.

Презентация №1. « Электромагнитные поля сотовых телефонов»

Комментарии к презентации.

  • Участки мозга имеют неравномерную проводимость, и поэтому неравномерно нагреваются, где-то сильнее, где-то слабее. Те участки, которые нагреваются сильнее, могут нагреться до такой степени, что свариваются, спекаются, т.е. происходит нарушение синопсисов (контактами между нервными клетками). Клетки этих участков становятся чужеродными для организма. Отсюда - ухудшается память, внимание, и развитие онкологических заболеваний.

Давайте повторим, что из перечисленных мер уменьшения вреда от э-м полей телефона мы можем для себя использовать?

Презентация №2. «Персональный компьютер»

Комментарии к презентации.

  • Из уроков биологии вы знаете, что в мембране клетки создается разность потенциалов, благодаря которому происходит синтез АТФ - молекулы, участвующей во всех энергетических процессах в организме. В результате воздействия э - м колебаний на эти клетки происходит изменение концентрации ионов в мембране и синтезируется уже не молекула - энергоноситель, а молекула с измененными функциями. От суда следует состояние постоянной усталости у человека. Т. е. человек вроде бы и ничем тяжелым и трудоемким не занимался, а уже устал. Пример про поездки в поездах.

Давайте повторим, что из перечисленных мер уменьшения вреда от э-м полей компьютера мы можем для себя использовать?

Момент релаксации

Учитель: Давайте сейчас сделаем небольшой перерыв и отдохнем, но сделаем это с пользой. Мы сейчас поработаем с терминологией и понятиями. Я буду читать определение и предлагать вам 4 варианта ответов, вы должны ответить, что из перечисленного является верным. Обдумывая правильный ответ, вы можете работать индивидуально, можете использовать учебник или в группах.

Вопрос №1.

От чего в основном зависит излучательная способность простого колебательного контура

А) простоты;

Б) красоты;

В) частоты;

Г) высоты?

Вопрос №2.

Поле с замкнутыми векторными линиями называется

А) кольцевое;

Б) обручальное;

В) кучерявое;

Г) вихревое?

Вопрос №3.

Геометрическое место точек волны, до которых дошли возмущения в данный момент времени, называется

А) фронт;

Б) тыл;

В) передовая;

Г) да какая разница?

Презентация №3. «Телевизор»

Комментарии к презентации.

  • Э-м поля угнетают Т - макрофаги (клетки иммунной системы Т и В макрофаги. Т - клетки осуществляют поиск чужеродных клеток и вирусов, а В - клетки их пожирают. Вы должны из курса биологи это тоже знать, т.о. если Т- клетки оказались в угнетенном состоянии, то они свою функцию уже не могут выполнять. Тогда В - макрофаги начинают поедать что попало. Это есть развитие ауроиммунных заболеваний: аллергия, может поражаться какой - то орган и др.)

Давайте повторим, что из перечисленных мер уменьшения вреда от э-м полей телевизора мы можем для себя использовать?

Презентация №4. «Электромагнитные поля бытовой техники»

Комментарии к презентации.

  • Ученые установили, что наибольшую опасность для организма представляет длительное облучение в течение нескольких лет. Страшнее всего, если человек застигнут врасплох - ночью, во время сна. Именно в это время в шишковидной железе головного мозга вырабатывается особый гормон - мелатонин. Его недостаточное количество в организме провоцирует образование у женщин рака груди. На сегодняшний день имеется ряд научных работ, которые весьма убедительно доказывают: магнитное поле промышленной частоты с уровнем 0,3 - 0,4 мкТл сильно угнетает выработку этого гормона.

Давайте повторим, что из перечисленных мер уменьшения вреда от э-м полей бытовой техники мы можем для себя использовать?

Презентация №5. «Чипы»

Комментарии к презентации.

Все, что сегодня мы с вами услышали о вредном воздействии э-м колебаний на организм человека относится и непосредственно к чипам. При воздействии на чип э-м колебаниями одной частоты можно определить идентификационный номер человека. При другой частоте - воздействовать на нервную систему, вызывая состояния стресса, гнева, агрессии, или , наоборот, подавленности, апатии. Т.о. в таких обстоятельствах говорить о свободе выбора, свободе вероисповедания уже не имеет смысла. Это удобная возможность формирования зомбированных рабов. При определенной частоте можно даже вызвать остановку сердца человека, т.е. легкий способ уменьшить численность населения или убрать неугодных.

Презентация №6. «Полезное действие э-м колебаний»


  1. Закрепление материала

Учитель: А теперь мы поработаем в рабочих тетрадях у вас есть 10 минут, чтобы продумать и записать в рабочих тетрадях 4 «тонких» и 4 «толстых» вопроса по теме вашего доклада. Затем выберите из них по 5 вопросов каждого вида. По окончании предоставленного времени вы их зададите по одному из каждого вида каждой команде.

Учащиеся задают по одному вопросу каждого вида каждой из команд. У команд есть 5 минут для обсуждения полученных вопросов.

Момент релаксации.

Давайте немного отдохнем, а потом продолжим. Предлагаю вам опять активный отдых и вопросы с вариантами ответов.

Вопрос №1

Расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебаний, называется

А) длина;

Б) ширина;

В) высота;

Г) глубина;

Вопрос №2

Первое устройство для передачи электромагнитных волн изобретено

В 1888 г. Впервые был сделан открытый колебательный контур

А) Герцем;

Б) Перцем;

В) Горцем;

Г) сам появился.

Вопрос №3

Электромагнитна волна представляет собой распространяющиеся в пространстве с течением времени

А) влияние;

б) слияние;

в) колебание;

г) звучание.

Вопрос №4 (резерв)

Свойствами электромагнитных волн является

А) поглощение;

Б) преломление;

В) отражение;

Г) поляризация

Теперь вы отдохнули, давайте продолжим работать. Представитель из каждой команды должен задать по одному вопросу каждого вида каждой из команд.

Учащиеся задают другим командам вопросы, а затем у каждой из команд будет 5 минут для обдумывания ответов на эти вопросы. После обсуждения, представитель от каждой команды отвечает на полученные вопросы.

Теперь я предоставляю представителю из каждой команды возможность прокомментировать наиболее удачный, понравившейся ответ на их вопрос.


  1. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели влияние электромагнитных колебаний на живые организмы. Обсудили способы уменьшения вреда на организм человека. Теперь у вас есть выбор, воспользоваться или нет, советами, которые мы с вами получили. Самое главное, помните, что здоровье - это величайший дар, который мы с вами имеем, и если мы сами не позаботимся о том, чтобы его сохранить, то уже не будет никакой возможности его восстановить. Есть поговорка: береги платье с нову, а честь с молоду. Я перефразирую его немножко так: береги платье с нову, а здоровье с молоду. Давайте будем с вами об этом помнить!


  1. Выставление отметок

Мне понравились все ваши презентации, и все, кто участвовал в из приготовлении, получают отметки «отлично».

Также хочу особо отметить выступление, комментарии, работу на уроке ученика ______Ф.И._________.

Меня порадовали ответы ________Ф.И.__________.

Итак, как я уже сказала, окончательную отметку мы обсудим на следующем уроке, после того, как я проверю ваши кластеры.

Есть небольшие замечания по поводу вашего распределения в группах. Вы молодцы, что смогли равномерно распределить нагрузку по приготовлению презентаций между членами групп. Но, к сожалению, Ирина оказалась одна, так что из группы, где более 2-х человек, могли бы к ней присоединиться. Будьте на будущее более внимательны друг к другу.

Выставление отметок, комментарии работ и ответов учащихся. Конечная отметка будет выставлена после проверки кластеров и обсуждение состоится на следующем уроке.


  1. Домашнее задание.

Повторить основные понятия и формулы из главы____. Знать все ответы на вопросы из списка вопросов к зачету.

Резерв.


  1. Про ЛЭП: Электрические и магнитные поля являются очень сильными факторами влияния на состояние всех биологических объектов, попадающих в зону их воздействия. Например, в районе действия электрического поля ЛЭП у насекомых проявляются изменения в поведении: так у пчел фиксируется повышенная агрессивность, беспокойство, снижение работоспособности и продуктивности, склонность к потере маток; у жуков, комаров, бабочек и других летающих насекомых наблюдается изменение поведенческих реакций, в том числе изменение направления движения в сторону с меньшим уровнем поля.

У растений распространены аномалии развития - часто меняются формы и размеры цветков, листьев, стеблей, появляются лишние лепестки.


  1. Рассказать про поджигание фольги, облитой бензином, сотовым телефоном.

Дополнительные вопросы к минуткам релаксации:

Расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебаний, называется

А) длина;

Б) ширина;

В) высота;

Г) глубина;

Первое устройство для передачи электромагнитных волн изобретено

В 1888 г. Впервые был сделан открытый колебательный контур

А) Герцем;

Б) Перцем;

В) Горцем;

Г) сам появился.

Электромагнитна волна представляет собой распространяющиеся в пространстве с течением времени

А) влияние;

б) слияние;

в) колебание;

г) звучание.

Свойствами электромагнитных волн является

А) поглощение;

Б) преломление;

В) отражение;

Г) поляризация.


© 2010-2022