Урок решения экспериментальных задач по теме

Урок физики в 7 классе на тему"Решение экспериментальных задач по теме "Плотность" проводится после выполнения лабораторной работы "Измерение плотности твердого тела".Класс делится на группы по 3-4 ученика, каждая группа получает задание, составляет план действий, производит измерения, вычисляет плотность, делает выводы. Задания: найти плотность молока, шоколада, зубной пасты, яблока,гороха и т.д.Разработка содержит презентацию и конспект урока. В составе презентации тест, в котором содержатся з...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Информация об участнике.

    1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Елимбетово муниципального района Стерлибашевский район.

Адрес: Стерлибашевский район, с. Елимбетово, ул. Парковая,1.

  1. Абдулманова Альфия Нуровна.

Стаж педагогической работы: 25 лет.

  1. Телефон: 8(347) 26725, 8(347) 26318, 89649641892.

  2. Программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкина из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.

Учебник: Пёрышкин, А.В. Физика. 7 кл. М.: Дрофа, 2010 г

Тема урока: Решение экспериментальных задач по теме «Плотность»

Класс: 7 (общеобразовательный)

    1. Номинация: «Лучший урок естественно-научного цикла»

    2. Дата посещения урока: 26 ноября 2014 года.

  1. Методическая разработка (сценарий) урока, включающий

  1. Цели и задачи урока.

  2. Содержание учебного материала урока.

  3. Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.




Тема урока: Решение экспериментальных задач по теме « Плотность».

«Наука начинается там, где начинают измерять».

Д.И.Менделеев

Цель урока:

Образовательная:

  • Повторение и обобщение знаний по теме «Плотность» и самостоятельное применение полученных знаний при проведении опытов по определению плотности тел и веществ по методу проектов и в группе;

  • Закрепить практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с помощью различного вида заданий.

  • Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.

Развивающая:

  • Способствовать развитию речи школьников через организацию диалогического общения на уроке;

  • Развивать умение обобщать знания о целостности представлений о веществе; закрепить навыки перевода единиц измерения физических единиц: массы, объема и плотности;

  • Развивать познавательные способности и интересы учащихся, развивать самоконтроль, развивать культуру логического мышления, развивать умения и навыки применять полученные знания на практике; способствовать формированию чувства ответственности за результаты своего труда.

  • Развивать самостоятельность при решении физических задач как аналитически, так и экспериментально;

Воспитательная:

  • Воспитывать познавательный интерес к новым знаниям;

  • Воспитывать культуру логического мышления и активность мышления;

  • Воспитание коммуникабельности (работа в группе), аккуратности, ответственности, активности

Задачи урока:

  • Использование системно-деятельностного подхода для закрепления имеющихся и получения знаний;

  • Знакомство с методами и этапами научного познания;

Учебно-методическое обеспечение: Физика 7 класс, Перышкин А.В., Гутник Е.М., М. ,«Дрофа», 2009 г.

Время реализации урока: 45 минут

Необходимое оборудование и материалы для урока:

компьютер, проектор, экран,

Оборудование для экспериментальных заданий: весы, мензурка, линейка, тела, плотность которых нужно определить: молоко, шоколад, яблоко, зубная паста, мыло, горстка гороха.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

  1. Организационный момент

2 мин

  1. 1.Актуализация опорных знаний

2. Постановка проблемы

5 мин

  1. Основная часть.

  1. Теоретическое и практическое обоснование поставленных задач.

  2. Совместное составление плана действий.

  3. Выполнение экспериментальных задач.

25 мин

  1. Подведение итогов.

1. Составление таблицы плотностей по итогам измерений и вычислений.

10 мин

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

3 мин

Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание комфортной психологической обстановки.

  1. Актуализация опорных знаний

1.Выполнение теста. (Приложение 1 (Слайды 3-8).

Постановка проблемы.

Учитель: Для чего нужно вычислять плотность тел?

Ученики: Нужно знать плотность тел для применения на практике. (Слайд 9)

Теоретическое и практическое обоснование поставленных задач.

Учитель: Как можно вычислить объем тела?

Ученик: Для того чтобы вычислить плотность тела, нужно массу этого тела разделить на его объем.

Учитель: Как можно найти массу тела?

Ученик: Измеряя с помощью весов.

Учитель: Как можно измерить объем?

- Учитель: Как можно измерить объем?

Ученики: с помощью мензурки.

Учитель: в каких случаях прибегаем к использованию мензурок?

Ученик: при измерении объема жидкостей. (Другой может добавить при измерении объема тел неправильной формы, вспомнить лабораторную работу.)

Учитель: А если тело имеет правильную форму. Как быть в этом случае?

Ученик: можно использовать формулу известную нам из математики, вычислять через длину, ширину и высоту. (Если вспомнят, на доске пишут формулу.)

Учитель: Некоторые физические величины можно измерить с помощью приборов. Такие измерения называются прямыми. А некоторые физические величины можно только вычислить через другие. Например, плотность. Такие измерения называются косвенными. (Слайд 10)

Совместное составление плана действий.

Учитель: Как вы думаете, что вы будете делать сегодня на уроке.

Ученик: Вычислять плотность разных веществ.

Учитель: Прежде чем начинать работу, составим план действий.

Итак, чтобы измерить плотность тела вы должны:

  1. Измерить массу

  2. Измерить объем.

  3. Вычислить плотность тела. (Слайд 11).

Выполнение экспериментальных задач.

Учитель раздает учащимся задания. Ребята работают группами по 4 человека. Составляют план действий применительно к конкретным задачам.

Задача №1. Найти плотность молока. (С помощью мензурки измерить объем, массу молока измерить вместе со стаканом, потом вычесть массу пустого стакана).

Задача №2. Найти плотность зубной пасты. (На упаковке зубной пасты записаны объем и масса)

Задача №3. Найти плотность яблока. ( Вырезать яблоко в форме кубика, измерить его размеры, найти объем, измерить массу)

Задача №4. Найти плотность плиточного шоколада. (Измерить массу, линейные размеры шоколада, вычислить объем)

Задача №5. Найти плотность камня неправильной формы. (С помощью мензурки найти объем камня, измерить массу).

Задача №6. Найти плотность сыпучих продуктов. (Измерить массу, объем с помощью мензурки)

Ученики выполняют измерения и вычисляют плотность тела. Вычисленную плотность вводят в сводную таблицу на доске. Учитель выполняет роль консультанта. После выполнения заданий представители от каждой группы знакомят с решением экспериментальной задачи весь класс.

Составление таблицы плотностей по итогам измерений и вычислений.(Слайд 12)

Рефлексия.

Учитель: Чему вы сегодня научились?

Выставление оценок. Самооценка

Домашнее задание: Найти плотность сахара, мыла, кирпича.





3.Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока, включающие:

  1. Используемые образовательные технологии, методы и приемы; их место в уроке:

  • Экспериментальные задачи, которые решаются с применением физических приборов, позволяют выявить степень овладения теоретическим материалом, помогают ученикам понять , что физика-наука экспериментальная. Выполнение экспериментальных заданий повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническому образованию. Исследовательская форма постановки учебного эксперимента является мощным средством развития интереса к предмету, подготовки учащихся к самостоятельной работе.

  • Групповая форма работы позволяет развить умения сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность.

Дидактические материалы и средства обучения.

3.2. Подобраны дифференцированные экспериментальные задания в соответствии с уровнем усвоения материала.

  • Тестовые задания проверяют умение анализировать, сравнивать, выявлять общее, группировать.

3.3. Использование проектора, экрана, проектора позволяет экономить время, визуализировать изучаемый материал.

  • С помощью физических приборов осуществляется связь теории и практики, принцип наглядности.

3.4. Оформление урока: используется авторская презентация МS PowerPoint, которая включает тест, иллюстрации, таблицу плотностей.

3.5. Рекомендации по подготовке и проведению урока: данный урок является заключительным в системе уроков на тему «Плотность». Физический эксперимент должен быть краток по времени, лёгок в постановке и нацелен на усвоение и отработку конкретного учебного материала. Учащиеся не только выполняют экспериментальные задания, а выстраивают план действий, подводят итог эксперимента, предлагают способы применения полученных результатов.


Использованный материал:

1. yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%BC%D0%B5%D0%B

2. news.a42.ru/news/item/52445/

3. mmtmed.ru/catalog/furniture/?SECTION_ID=29&ELEMENT_ID=294

4. daily-travel.ru/2013/10/puteshestvie-vo-vetnam-i-kambodzhu-chast-3-dalat-goryi-eda/

5. nuclear-wallpapers.ru.com/gdefon/wall/search/BMW/page/158/

6. zheschool3.ru/index.php/uzitschool/kozl/296-resh








Задача №1. Найти плотность молока.


Задача №2. Найти плотность зубной пасты .

Задача №3. Найти плотность яблока.


Задача №4. Найти плотность плиточного шоколада.


Задача №5. Найти плотность камня неправильной формы.


Задача №6. Найти плотность сыпучих продуктов.


© 2010-2022