- Преподавателю
- Физика
- Урок решения экспериментальных задач по теме
Урок решения экспериментальных задач по теме
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Абдулманова А.Н. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Информация об участнике.
-
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Елимбетово муниципального района Стерлибашевский район.
-
Адрес: Стерлибашевский район, с. Елимбетово, ул. Парковая,1.
-
Абдулманова Альфия Нуровна.
Стаж педагогической работы: 25 лет.
-
Телефон: 8(347) 26725, 8(347) 26318, 89649641892.
-
Программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкина из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.
Учебник: Пёрышкин, А.В. Физика. 7 кл. М.: Дрофа, 2010 г
Тема урока: Решение экспериментальных задач по теме «Плотность»
Класс: 7 (общеобразовательный)
-
-
Номинация: «Лучший урок естественно-научного цикла»
-
Дата посещения урока: 26 ноября 2014 года.
-
-
Методическая разработка (сценарий) урока, включающий
-
Цели и задачи урока.
-
Содержание учебного материала урока.
-
Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Тема урока: Решение экспериментальных задач по теме « Плотность».
«Наука начинается там, где начинают измерять».
Д.И.Менделеев
Цель урока:
Образовательная:
-
Повторение и обобщение знаний по теме «Плотность» и самостоятельное применение полученных знаний при проведении опытов по определению плотности тел и веществ по методу проектов и в группе;
-
Закрепить практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с помощью различного вида заданий.
-
Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.
Развивающая:
-
Способствовать развитию речи школьников через организацию диалогического общения на уроке;
-
Развивать умение обобщать знания о целостности представлений о веществе; закрепить навыки перевода единиц измерения физических единиц: массы, объема и плотности;
-
Развивать познавательные способности и интересы учащихся, развивать самоконтроль, развивать культуру логического мышления, развивать умения и навыки применять полученные знания на практике; способствовать формированию чувства ответственности за результаты своего труда.
-
Развивать самостоятельность при решении физических задач как аналитически, так и экспериментально;
Воспитательная:
-
Воспитывать познавательный интерес к новым знаниям;
-
Воспитывать культуру логического мышления и активность мышления;
-
Воспитание коммуникабельности (работа в группе), аккуратности, ответственности, активности
Задачи урока:
-
Использование системно-деятельностного подхода для закрепления имеющихся и получения знаний;
-
Знакомство с методами и этапами научного познания;
Учебно-методическое обеспечение: Физика 7 класс, Перышкин А.В., Гутник Е.М., М. ,«Дрофа», 2009 г.
Время реализации урока: 45 минут
Необходимое оборудование и материалы для урока:
компьютер, проектор, экран,
Оборудование для экспериментальных заданий: весы, мензурка, линейка, тела, плотность которых нужно определить: молоко, шоколад, яблоко, зубная паста, мыло, горстка гороха.
План проведения урока:
Этапы урока
Временная реализация
-
Организационный момент
2 мин
-
1.Актуализация опорных знаний
2. Постановка проблемы
5 мин
-
Основная часть.
-
Теоретическое и практическое обоснование поставленных задач.
-
Совместное составление плана действий.
-
Выполнение экспериментальных задач.
25 мин
-
Подведение итогов.
1. Составление таблицы плотностей по итогам измерений и вычислений.
10 мин
-
Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.
3 мин
Ход урока
-
Организационный момент.
Создание комфортной психологической обстановки.
-
Актуализация опорных знаний
1.Выполнение теста. (Приложение 1 (Слайды 3-8).
Постановка проблемы.
Учитель: Для чего нужно вычислять плотность тел?
Ученики: Нужно знать плотность тел для применения на практике. (Слайд 9)
Теоретическое и практическое обоснование поставленных задач.
Учитель: Как можно вычислить объем тела?
Ученик: Для того чтобы вычислить плотность тела, нужно массу этого тела разделить на его объем.
Учитель: Как можно найти массу тела?
Ученик: Измеряя с помощью весов.
Учитель: Как можно измерить объем?
- Учитель: Как можно измерить объем?
Ученики: с помощью мензурки.
Учитель: в каких случаях прибегаем к использованию мензурок?
Ученик: при измерении объема жидкостей. (Другой может добавить при измерении объема тел неправильной формы, вспомнить лабораторную работу.)
Учитель: А если тело имеет правильную форму. Как быть в этом случае?
Ученик: можно использовать формулу известную нам из математики, вычислять через длину, ширину и высоту. (Если вспомнят, на доске пишут формулу.)
Учитель: Некоторые физические величины можно измерить с помощью приборов. Такие измерения называются прямыми. А некоторые физические величины можно только вычислить через другие. Например, плотность. Такие измерения называются косвенными. (Слайд 10)
Совместное составление плана действий.
Учитель: Как вы думаете, что вы будете делать сегодня на уроке.
Ученик: Вычислять плотность разных веществ.
Учитель: Прежде чем начинать работу, составим план действий.
Итак, чтобы измерить плотность тела вы должны:
-
Измерить массу
-
Измерить объем.
-
Вычислить плотность тела. (Слайд 11).
Выполнение экспериментальных задач.
Учитель раздает учащимся задания. Ребята работают группами по 4 человека. Составляют план действий применительно к конкретным задачам.
Задача №1. Найти плотность молока. (С помощью мензурки измерить объем, массу молока измерить вместе со стаканом, потом вычесть массу пустого стакана).
Задача №2. Найти плотность зубной пасты. (На упаковке зубной пасты записаны объем и масса)
Задача №3. Найти плотность яблока. ( Вырезать яблоко в форме кубика, измерить его размеры, найти объем, измерить массу)
Задача №4. Найти плотность плиточного шоколада. (Измерить массу, линейные размеры шоколада, вычислить объем)
Задача №5. Найти плотность камня неправильной формы. (С помощью мензурки найти объем камня, измерить массу).
Задача №6. Найти плотность сыпучих продуктов. (Измерить массу, объем с помощью мензурки)
Ученики выполняют измерения и вычисляют плотность тела. Вычисленную плотность вводят в сводную таблицу на доске. Учитель выполняет роль консультанта. После выполнения заданий представители от каждой группы знакомят с решением экспериментальной задачи весь класс.
Составление таблицы плотностей по итогам измерений и вычислений.(Слайд 12)
Рефлексия.
Учитель: Чему вы сегодня научились?
Выставление оценок. Самооценка
Домашнее задание: Найти плотность сахара, мыла, кирпича.
3.Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока, включающие:
-
Используемые образовательные технологии, методы и приемы; их место в уроке:
-
Экспериментальные задачи, которые решаются с применением физических приборов, позволяют выявить степень овладения теоретическим материалом, помогают ученикам понять , что физика-наука экспериментальная. Выполнение экспериментальных заданий повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническому образованию. Исследовательская форма постановки учебного эксперимента является мощным средством развития интереса к предмету, подготовки учащихся к самостоятельной работе.
-
Групповая форма работы позволяет развить умения сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность.
Дидактические материалы и средства обучения.
3.2. Подобраны дифференцированные экспериментальные задания в соответствии с уровнем усвоения материала.
-
Тестовые задания проверяют умение анализировать, сравнивать, выявлять общее, группировать.
3.3. Использование проектора, экрана, проектора позволяет экономить время, визуализировать изучаемый материал.
-
С помощью физических приборов осуществляется связь теории и практики, принцип наглядности.
3.4. Оформление урока: используется авторская презентация МS PowerPoint, которая включает тест, иллюстрации, таблицу плотностей.
3.5. Рекомендации по подготовке и проведению урока: данный урок является заключительным в системе уроков на тему «Плотность». Физический эксперимент должен быть краток по времени, лёгок в постановке и нацелен на усвоение и отработку конкретного учебного материала. Учащиеся не только выполняют экспериментальные задания, а выстраивают план действий, подводят итог эксперимента, предлагают способы применения полученных результатов.
Использованный материал:
1. yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%BC%D0%B5%D0%B
2. news.a42.ru/news/item/52445/
3. mmtmed.ru/catalog/furniture/?SECTION_ID=29&ELEMENT_ID=294
4. daily-travel.ru/2013/10/puteshestvie-vo-vetnam-i-kambodzhu-chast-3-dalat-goryi-eda/
5. nuclear-wallpapers.ru.com/gdefon/wall/search/BMW/page/158/
6. zheschool3.ru/index.php/uzitschool/kozl/296-resh
Задача №1. Найти плотность молока.
Задача №2. Найти плотность зубной пасты .
Задача №3. Найти плотность яблока.
Задача №4. Найти плотность плиточного шоколада.
Задача №5. Найти плотность камня неправильной формы.
Задача №6. Найти плотность сыпучих продуктов.