Система собственной педагогической деятельности «Обучая, я воспитываю. .. »

"Описание материала: Данный материал разработан для представления собственной педагогической деятельности для участия в конкурсе «Учитель года». На протяжении нескольких веков ученые, педагоги, философы спорили, что важнее: обучение или воспитание. Но сегодня уже нет никаких сомнений, что эти понятия неразделимы. "Воспитание – один из сложнейших процессов, отличающихся многогранностью и непрерывностью. Ведущая идея педагогической деятельности: сочетание образования и воспитания в едином процессе обучения, воспитание учащихся, не только на внеклассных мероприятиях, но и на каждом уроке.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Non scholae, sed vitae discimus» - «мы учимся не для школы, а для жизни». (Принцип воспитывающего обучения в школах Древней Греции)

На протяжении нескольких веков ученые, педагоги, философы спорили, что важнее: обучение или воспитание. Но сегодня уже нет никаких сомнений, что эти понятия неразделимы. Нам хорошо известны слова Льва Николаевича Толстого, который сказал, «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно». Трудно не согласиться с великим классиком, тем более что обучение воздействует не только на ум, но и на чувства, волю, характер ребенка, при этом вооружает его необходимыми жизненными умениями и навыками.

Современное образование невозможно без обращения к личности. Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности - требование сегодняшнего дня. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Считаю, что основная функция учителя - не столько быть источником знаний, сколько создать такую атмосферу в классе, в которой процесс познания станет увлекательным и интересным для каждого ученика.

Не секрет, что о работе учителя судят по тем урокам, которые он проводит. Учитель - это нечто гораздо большее, нежели просто образованный и знающий человек. Учитель - это актёр. Он играет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс - те же зрители. Но учитель - больше, чем актёр. Даже самый-самый «народный артист», в конечном счёте, не несёт ответственности за своего зрителя, а учитель - несёт. Учитель - ещё и режиссёр-постановщик. Пусть он не сам выбирает пьесу и её участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой своих подопечных. Поэтому обучение и воспитание - это, прежде всего, призвание и талант.

Воспитание - один из сложнейших процессов, отличающихся многогранностью и непрерывностью.

Воспитание на уроке … На него работает все - и стиль общения, и дидактическая структура, и методические приемы.

Мы привыкли думать, что воспитание на уроке - это прежде всего примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Поэтому уроки литературы, истории, иностранного языка предоставляют якобы большие возможности для воспитания, чем уроки физики и математики.

Между тем, воспитывающий потенциал урока как такового, вне зависимости от его предметного содержания, весьма высок.

О воспитании на уроке, то есть в процессе обучения писали многие учителя и ученые. Например, В.А. Сухомлинский утверждал, что «быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».

Ведущая идея педагогической деятельности:

  • сочетание образования и воспитания в едином процессе обучения,

  • воспитание учащихся, не только на внеклассных мероприятиях, но и на каждом уроке.

Для успешного осуществления процесса воспитания необходимо четкая постановка цели и комплексное решение задач.

Цель:

создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности.

Задачи:

  • способствовать развитию творческих, духовных и физических возможностей личности;

  • создавать условия для формирования прочных основ нравственности и здорового образа жизни;

  • содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине и формированию активной гражданской позиции.


ОБУЧАЯ, Я ВОСПИТЫВАЮ …

ЧЕЛОВЕКА - ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА


Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей связи со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Начиная с учащимися 6 класса изучение физики, уже с первого урока знакомлю их не только с физическими понятиями, но и с именами ученых, внесших большой вклад в развитие белорусской и мировой науки.

Истории физики и техники - это история человеческих страстей и история открытий пытливого ума конкретных исследователей. Так, например, биографию Архимеда использую для обсуждения вопроса, какие открытия ценит сам ученый и какие открытия ценит общество. Известно, что Архимед своим главным открытием считал установление соотношения объемов цилиндра и вписанного в него шара (3 : 2), а около 40 своих механических изобретений - работой второго сорта. Фрагмент биографии Вольта, содержащий его спор с Гальвани, рассматриваю как иллюстрацию разного толкования одних и тех же явлений, и как историю открытия химического источника тока, и как открытие Гальвани электромагнитных волн, которое прошло незамеченным, поскольку сознание людей не было готово к самой возможности существования такого способа переноса энергии. Или же, что такое шесть строк о сэре Исааке Ньютоне, помещенные нередко под его малюсеньким портретом в учебнике? За ними совершенно не виден человек, не видно личности, а именно это интересует всякого любознательного ребенка.

Например: 9 класс Тема урока: «Закон сохранения импульса. Реактивное движение»

Воспитательная задача урока: создать условия для понимания учащимися роли личности ученого в науке на примере исследования реактивного движения и истории развития ракетной техники в мире и в Беларуси.

Учитель. Говоря об истории развития ракет, нужно заметить, что их первые модели появились еще в Китае в X веке. Они работали на порохе и применялись лишь при фейерверках.

Затем, уже в XVIII веке, появились первые боевые ракеты с дальностью полета до 2,5 км.

Особое место в развитии ракетостроения принадлежит нашей стране. Первые русские ракеты, которые были построены под руководством К.И. Константинова в XIX веке, могли нести достаточно большой заряд на 4-5 км. Ближе к первой мировой войне, развитие боевых ракет было почти прекращено.

Попытку вернуть развитие ракетостроения предпринял К.Э.Циолковский. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя.

Прорыв в создании новых образцов космической техники принадлежит группе ученых нашей страны, которые в начале 30-х годов XX века создали коллектив ГИРД (группа по изучению реактивного движения), среди которых был и С.П. Королев.

4 октября 1957 г. при помощи ракеты был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Это сделала группа ученых под руководством С.П. Королева. 12 апреля 1961 г. первый в истории человечества человек - Ю.А. Гагарин совершил космический полет.

Современные ракетоносители обладают такой мощностью, что могут выводить на орбиту до 150 т полезного груза. Именно в нашей стране построен самый мощный носитель «Протон-3» НПО «Энергия».

Белорусские космонавты также оставили свой след в освоении космоса. Известные космонавты из Беларуси Пётр Климук и Владимир Ковалёнок

Пётр Климук, первый белорусский космонавт, ученый в области технических наук, дважды Герой Советского Союза. Родился в д. Комаровка Брестского района в 1942 году. Осуществил три полета в составе экипажей космических кораблей и орбитальных комплексов, провел в космосе 78,76 суток.

Владимир Ковалёнок, белорусский космонавт, ученый в области военных наук, дважды Герой Советского Союза. Родился в д. Белое Минской области в 1942 году. Осуществил три полета в космос в качестве командира экипажа, провел в космосе 216,38 суток, в том числе в открытом космосе 2,3 часа.

На уроках гражданское воспитание осуществляю также с помощью заданий по решению задач, которые связаны с жизнью, техникой и производством, с научно-техническим прогрессом, с достижениями наших ученых и конструкторов. Применение этих задач повышает интерес к физике и технике, развивает чувство гордости за достижения страны.

При решении некоторых задач преднамеренно задается условие с избытком информации, так как в реальной жизни часто приходится отбирать необходимые данные из множества имеющихся. Поэтому прежде, чем приступить к решению задачи, учащимся необходимо проанализировать ее условие и выбрать нужные данные.


Например: 9 класс Тема урока «Мощность».

Предлагаю учащимся задачи:

  1. Правление агрогородка приобрело трактор «Беларус-310» за 189000000 рублей, мощностью 36 л с. Бак трактора вмещает 120 л горючего. Чему равна масса горючего, если его плотность 800 кг/м³?

  2. Определите мощность, развиваемую трактором «Беларус», при его равномерном движении со скоростью 16 км/ч, если сила сопротивления движению 40 кН. Технические данные трактора: масса незаправленной машины 6,8 т, вместимость топливного бака 315 л, длина 4,75 м, ширина гусеницы 420 мм, давление, оказываемое на грунт 46 кПа.

10 класс Тема урока «Тепловые двигатели. Коэффициент полезного действия».

Предлагаю учащимся задачу:

Правление агрогородка приобрело трактор «Беларус-310» за 189000000 рублей, мощностью 36 л с. Определите КПД двигателя трактора, если для выполнения работы в течение 2ч, потребовалось 30 л топлива с удельной теплотой сгорания 4,2*10⁶ Дж/кг, плотностью 800 кг/м³.

9 класс Тема урока «Механическое движение»

Предлагаю учащимся задачу:

Два сверхзвуковых самолёта СУ-27 движутся прямолинейно встречными курсами, находясь на разных высотах. В момент времени t0 = 0 самолёт 1 оказался точно над самолётом 2. Через время t1 = 1,8 c после этого второй пилот услышал звук от первого самолёта. В какой момент времени t2 первый пилот услышал звук от второго самолёта? Скорость звука в воздухе υ= 324 м/с, скорости самолёта υ1= 405 м/с, υ2 = 351 м/с.

Затем знакомлю учащихся с биографией

Павла Сухого. Павел Осипович Сухой - авиаконструктор, изобретатель, один из создателей реактивной и сверхзвуковой авиации. Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны. Автор полусотни оригинальных конструкций самолетов, более тридцати из которых были построены и испытаны. Родился в 1895 г. в городе Глубокое Витебской области в семье учителя народной школы. Закончил гомельскую гимназию (сейчас БелГУТ). Дважды лауреат Государственной премии СССР (1943, 1975, посмертно), Ленинской премии (1968). Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965).

В качестве домашнего задания, после таких уроков, предлагаю учащимся самими составить задачи, используя данные интернет - ресурсов, и решить их.

Считаю, что одним из эффективных методов воспитания гражданственности и патриотизма на уроках физики является использование народного творчества, так как в нем отражается душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые, гуманные традиции.

Например: 9 класс Тема урока «Сила трения»

При закреплении материала по теме урока, предлагаю найти ответы на народные приметы и пословицы. Необходимо определить значение силы трения для каждой пословицы, и какую роль эта сила играет: положительную или отрицательную.

Коси, коса, пока роса,

Роса долой - и ты домой.

Пошло дело, как по маслу.


От безделья и лопата ржавеет.

Без мыла в душу влезет.

От того телега запела,

Что давно дегтя не ела.

Не, такого человека, который хоть раз не поскользнулся по льду. (осетинская)

Три, три, три - дырка будет.

Задумал муравей

Фудзияму-гору сдвинуть. (японская)

Из навощенной нити трудно плести сети.

Баба с возу - кобыле легче.

Ключ, который часто в работе, блестит.

От работы пила,

раскалилась до бела.

Ржавый плуг только на пахоте очищается.

Что кругло - легко катится. (японская)

Жнущий серп всегда блестит.

Кататься, как сыр в масле.

Мел оставляет белый след,

а уголь - черный. (индонезийская)

Против шерсти не гладят.

Остер шип на подкове,

Да скоро сбивается.

Угря в руках не удержишь. (французская)

Не подмажешь, не поедешь. (французская)

Колодезная веревка,

сруб перетирает. (японская)

При изучении законов Ньютона в 9 классе, прочитав пословицу «Как аукнется, так и откликнется» даю задание ответить на вопрос: «О каком законе здесь идет речь?»

На своих уроках часто использую сказки, так как они обладают большим воспитательным потенциалом, поскольку несут в себе мудрость, доброту и красоту, столь необходимые людям.

Физические явления играют в сказках немаловажную роль. Тот, кто знает законы природы, часто торжествует победу, а кто не знает - поражение. В одних сказках физические явления отображаются правдиво и точно, в других с поэтическим преувеличением, фантазией. Приводя текст, прошу ребят объяснить это, сформулировав соответствующие вопросы.

Например:

1) Сказка «Два Ивана - солдатских сына»

Начал Иван - солдатский сын биться смертным боем со Змеем-Горынычем. Он так быстро и сильно махал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать!

Взмолился Иван царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю».

Вопросы: Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению ее горячо было держать? Что, с точки зрения физики, произошло бы, если бы намоченным платком Иван обернул свою саблю?

2) Герой сказки «Бортник» перебрался через глубокую реку, рванув себя за волосы.

Вопрос: Можно ли подобным способом перебраться на другой берег?

Сказки - ценный материал, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и «работают» физические закономерности. И это создает положительный эмоциональный фон.

Используя на уроках физики народное творчество, побуждаю у ребят интерес к истории своей страны, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку, что непременно сказывается на формировании гражданственности и патриотизма подростка.

Сегодня в Беларуси остро встаёт вопрос энергетической безопасности, а, следовательно, экономической и политической независимости республики.

Уделяю большое внимание воспитанию культуры энергосбережения у учащихся, навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, разумного и бережного использования энергии в быту. Под моим руководством учащимися подготовлены исследовательские работы по темам «Энергосбережение в школе» и «Уходя, гасите свет - сэкономьте свой бюджет», выполнен проект «Энергосбережение в быту - забота о себе, своей семье».

Немаловажную роль в воспитании культуры энергосбережения у учащихся играют внеклассные мероприятия.

Например: Устный журнал «Сбережем энергию сегодня, сохраним природу в будущем»

Воспитательная цель мероприятия: создание условий для воспитания личности, владеющей знаниями энергосбережения, осознающей свою роль в природной среде, содействие сбережению ресурсов и энергии.

Одна из страниц журнала посвящена теме: «Чтобы планета дышала глубже или энергетика Республики Беларусь в будущем?»

Главный редактор: Если мы будем соблюдать все рекомендации, то сможем внести свой вклад в энергосбережение. Но сможем ли только этим помочь окружающей среде? Конечно, этого мало, необходимо создавать альтернативные источники энергии, которые сводили бы к минимуму отрицательное воздействие на окружающую природу.

2 ученик: Республика Беларусь, как и многие страны мира, должна принять решение о том, как будет выглядеть энергетика в ближайшие десятилетия. Выбор технологий в энергетике будущего относительно невелик. Среди всех технологий самыми перспективными и надежными являются технологии на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), так как они неиссякаемы, есть в каждой стране и экологически безопаснее, чем традиционные энергетические ресурсы, получаемые при сжигании органического топлива. К ВИЭ, которые имеют место и могут быть использованы в Республике Беларусь, относятся: энергия ветра, солнца, малых рек, водосбросов, различных видов биомассы, тепло рек, озер, земли. Лидерами в области ВИЭ являются четыре технологии: энергетика на основе биомассы, ветра, солнца и гидроэнергетика.

Беларусь располагает значительными ветроэнергетическими ресурсами и при среднегодовой скорости ветра, равной 4,3 м/с, удовлетворяет мировым требованиям коммерческой целесообразности внедрения ветротехники. Решающим фактором производительности ветроустановки является скорость ветра.

Беларусь может покрыть до 50 % потребности в энергии, используя только 10% пригодной под ветроэнергетику территории. Одним из основных направлений использования ветроэнергетических установок в Беларуси на ближайшую перспективу будет их применение для привода наносных станций небольшой мощности и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве. Эти области применения характеризуются минимальными требованиями к качеству электрической энергии, что позволяет резко упростить и удешевить ветроэнергетические установки.

Человечество с древних времен использует энергию Солнца. Солнечная энергия может быть использована для:

- отопления и теплового водоснабжения жилых домов и других помещений различного назначения;

- сушки сельскохозяйственной и промышленной продукции;

- отопления теплиц;

- обессоливание минеральных вод;

- электроснабжение маломощных автономных потребителей и др.

При благоприятных условиях можно рассчитывать, что за счет использования солнечной энергии в ближайшее время в Беларуси возможно замещение около 5 тыс. тонн в год органического топлива.

Беларусь - одна из стран занимающих лидирующее место по количеству пресной воды. Основной гидротехнический потенциал Беларуси сосредоточен на трех реках: Западная Двина, Неман, Днепр. В ближайшие годы запланировано сооружение ряда малых ГЭС на притоках основных рек, а только на промышленных водосборах.

Такие мероприятия способствуют становлению гражданской позиции учащихся.

Считаю, что воспитать гражданина и патриота можно только в результате системного подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания и повседневной работы - классной и внеклассной.



ОБУЧАЯ, Я ВОСПИТЫВАЮ …

ЧЕЛОВЕКА, СПОСОБНОГО ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ

Ты открой мне, природа объятья,

Чтоб я слился с красою твоей.

И.А. Бунин

Экологическое воспитание в моем понимании заключается не только в том, чтобы учащиеся овладели определённым набором знаний об окружающем мире, но и в том, чтобы эти знания способствовали их пониманию родства с природой, формированию нравственных качеств, использованию экологических принципов во всех областях человеческой деятельности.

Последние годы, принёсшие изменения социальных и экономических условий в нашей стране, обратили внимание на глубокую взаимосвязь всех происходящих процессов не только в нашей стране, но и на всей планете Земля. Именно сейчас глубоко осознаются слова поэта: «Тронь цветок, и закачается звезда». Кем станет сегодняшний ученик школы по отношению к окружающему нас миру завтра: творцом или разрушителем? Одна из черт экологического мышления - это способность воспринимать мир не столько как склад природных ресурсов, сколько как дом. Жить в доме - значит заботиться о его нуждах, уважать присущие ему ритмы и не навязывать ему ничего чуждого.

В своей работе для реализации целей и задач экологического воспитания использую короткие тематические экологические вставки.

Например: 7 класс Тема урока «Атмосфера. Атмосферное давление»

Наиболее массовые загрязнители, выбрасываемые всеми техническими источниками

Загрязнители

Млн. тонн в год

Твердые частицы дыма и промышленная пыль

580

Окись углерода

360

Летучие углеводороды и другие органические вещества

320

Оксиды серы

160

Оксиды азота

110

Соединения фосфора

18

Сероводород

10

Аммиак

8

Хлор

1

Фтористый водород

1

Учащиеся, проанализировав данные таблицы, приходят к выводу, что необходимо приложить коллективные усилия для того, чтобы максимально сократить негативное влияние человека на окружающую среду.

8 класс Тема урока «Источники света. Скорость света»

На этапе мотивации учащимся предлагаю проанализировать информацию и оценить, насколько грамотно, с точки зрения соблюдения здоровья человека, организовано их рабочее место дома.

Вступительное слово учителя. Солнце дает мощный поток видимого света. Организм человека нуждается в определенном световом комфорте. Хорошая естественная освещенность - залог успеха в учебе.

Как организовано ваше рабочее место дома? Какие у вас окна?

Густая крона деревьев, закрывающая окна, становится преградой на пути прямых лучей и снижает степень освещенности помещения. Днем вы вынуждены пользоваться искусственным освещением.

Грязные оконные стекла не только не эстетичны, но они до 70% могут снижать естественную освещенность, что утомляет зрительный анализатор. Приходится днем пользоваться настольной лампой.

Солнечный свет проникает в квартиру, создавая световой комфорт. Взгляд не утомляется. У вас хорошее настроение. Вы хорошо запоминаете то, что учите.

10 класс Тема урока «Тепловые двигатели. Принцип действия тепловых двигателей и их КПД»

При объяснении темы обращаю внимание учащихся на загрязнение отходами воздушной оболочки земли.

В наши дни все чаще начинают говорить о новом виде загрязнения планеты - тепловом. Многим известно, что температура воздуха в границах крупных городов и промышленных центров зимой обычно на 2-5 градусов выше, чем в удалении от этих городов. Отмеченное явление - прямой результат выброса в атмосферу городов большого количества тепла промышленными предприятиями, домами жилых массивов и транспортными средствами. В результате, над каждым городом образуется как бы тепловой купол. Одной из причин потепления считают также «парниковый эффект», когда атмосфера городов, в большей степени загрязнена углекислым газом, относительно лучше пропускает излучение Солнца к Земле и существенно хуже инфракрасное излучение от Земли в мировое пространство.


11 класс Тема урока «Звуковые волны»

Шкала реакции организма человека на шум

0 ДБ

Чувство тревоги. Снижение работоспособности. Психоневротические проявления.

20 - 60 ДБ

Зона звукового комфорта для успешной деятельности человека

80 - 100 ДБ

Звук становится неприятным раздражителем. Усиливается возбудимость человека.

120 - 140 ДБ

Боль. Непереносимость силы звуков. Организм физически не может существовать при силе звука более 150 ДБ.

Ученики, проанализировав данные таблицы, приходят к выводу, что уровень шума в 20-30 ДБ практически безвреден. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 ДБ.

Учитель. Очень высок уровень промышленных шумов. Но не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая техника. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.

Дополнить данную информацию можно интересным историческим фактом.

В средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Внимание учащихся концентрирую и на вопросах связанных с радиоактивностью, поскольку данная проблема стала актуальна для Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС.

Например : 11 класс Тема урока «Биологическое действие радиоактивных излучений».

Обращаю внимание на источники загрязнения биосферы.

С 1945 года по 1981 год, когда проводились испытания ядерного оружия, в атмосфере взорвано более 400 ядерных устройств. В результате облучение людей радионуклидами происходит до сих пор.

Что же касается наличия радона в закрытых помещениях, то причиной возрастания его содержания бывают строительные материалы, обладающие повышенной радиоактивностью, и грунт под зданием. В деревянных домах концентрация радона обычно выше, чем в кирпичных. Радон проникает в дом вместе с воздухом.

При рассмотрение вопроса «Применение радиоактивных изотопов» важно показать связь и применение метода «меченных атомов» в медицине. Суть метода заключается в том, что в веществе, облучаемом нейтронами, протекают ядерные реакции. Привожу такой исторический факт.

Более сто лет оставался не ясным вопрос: умер Наполеон естественной или насильственной смертью? Имелись сведения о том, что на острове святой Елены он страдал от хронического отравления, сменившимся острым приступом. Английские ученые исследовали прядь волос Наполеона. Методом «меченых атомов» в течение 24 часов они облучали ее нейтронами и обнаружили, что концентрация мышьяка в пробе волос была на порядок больше нормальной. Полученный результат подтвердился предложения, что причина смерти Наполеона - отравление мышьяком.

В своей работе стремлюсь к тому, чтобы каждый урок был пронизан неравнодушным отношением к окружающему миру. Мне кажется, каждый понимает, какая ответственность лежит перед ученым-физиком, делающим новое открытие. Всегда встает вопрос: «Чем обернется оно для человечества? Атомной станцией или атомной бомбой?». И для ученика, делающего свое открытие мира, должен стоять вопрос: «Что я могу сделать для своей Родины, ее славы и процветания?».

Например: 11 класс «Ядерный реактор. Реакции ядерного синтеза» При изучении этого раздела использую два стихотворения.

И.Г. Эренбург «Дождь в Нагасаки»

Дождь в Нагасаки бродит, разбужен, рассержен,

Куклу слепую девочка в ужасе держит.

Дождь этот лишний, деревья ему не рады,

Вишня в цвету, цветы уже начали падать.

Дождь этот с пеплом, в нем тихой смерти заправка.

Кукла ослепла, ослепнет девочка завтра,

Будет отравой доска для детского гроба,

Будет приправой тоска и долгая злоба,

Злоба - как дождь, нельзя от нее укрыться,

Рыбы сходят с ума, наземь падают птицы.

Голуби скоро начнут, как вороны, каркать,

Будут кусаться и выть молчальники - карпы,

Будут вгрызаться в людей цветы полевые.

Воздух вопьется в грудь, сердце высосет, выест.

Злобу не в силах терпеть, как дождь, Нагасаки.

Мы не дадим умереть тебе, Нагасаки!

Дети в далеких, в зеленых и тихих скверах, -

Здесь не о вере, не с верой, не против веры,

Здесь о другой - простой человеческой жизни.

Дождь перейдет, на вишни он больше не брызнет.

Рассматривая вопрос о Чернобыле, читаю стихотворение Мартынова. Оно имеет одну особенность, догадаться о которой предлагается учащимся.

Где-то там

Испортился реактор

И частиц каких-то напустил.

Известил о том один редактор,

А другой не известил.

И какой-то диктор что-то крикнул,

А другой об этом ни гу-гу.

Впрочем, если б и никто не пикнул,

Все равно молчать я не могу!

Далее, спрашиваю у учащихся о дате написания стихотворения. Обычно отвечают, что сразу после аварии. На самом деле это стихотворение было написано в 1961 году. Детей поражает удивительное предвидение поэтом будущих событий. Отталкиваясь от этого стихотворения, мы говорим об экологических и нравственных аспектах использования ядерной энергии.

Ученики осознают значение природы для людей, понимают, что она основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмысливают необходимость ответственного отношения к ней, убеждаются в том, что только на основе научных знаний можно создать экологически безопасную технику и организовать оптимальный с точки зрения охраны окружающей среды труд людей.

ОБУЧАЯ, Я ВОСПИТЫВАЮ …

ЧЕЛОВЕКА НРАВСТВЕННОГО

Моральные качества личности имеют большее значение,

чем интеллектуальные достижения.

А. Эйнштейн

Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Главной целью духовно-нравственного воспитания в школе является воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Реализацию задач нравственного воспитания нельзя осуществить в рамках одного конкретного урока. Эти задачи решаются на каждом уроке за счет создания ситуации успеха для каждого ученика, создания условий для развития коммуникативных способностей, формирования культуры дискуссии, терпимости к мнению оппонента, умения объективно оценивать одноклассников.

С самого первого урока и на конкретных примерах убеждаю учащихся:

«Законы физики служат людям. Наука для человека!» Эти факты в большей степени, чем призывы учить уроки, не просто заинтересовывают школьников, но и обеспечивают учение с интересом.

Например: Обобщая знания учащихся о шкале электромагнитных волн, показываю широкое использование электромагнитных колебаний для лечения человека. В этом случае знакомые с детства явления получат научное обоснование: электротерапия (электрофорез, индуктотермия), УВЧ-терапия и т.д.

Издавна известно: «Учитель, воспитай ученика!». Не «научи», что так естественно, а «воспитай»!

Разные уроки позволяют решать общую воспитательную задачу: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности, активного участия в познавательной и практической деятельности.

Начало урока очень важный момент с воспитательной точки зрения, так как на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу и успех урока зависит от умелой организации начала урока. Как можно начать урок, чтобы он нес воспитательный заряд?

Например, можно начать урок таким способом. Назову его «раскручивание формулировки темы». На доске записываю тему урока и предлагаю учащимся вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога ученик-учитель, ученик-ученик.

Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке.

Например: 10 класс Тема урока «Явление электромагнитной индукции»

Мотивация учащихся:

Учитель: Предлагаю начать изучение новой темы с небольшого социологического исследования. Поднимите руку те, кто всегда носит с собой мобильный телефон. Для чего чаще всего используете мобильник? А еще для чего можно использовать? Мобильный телефон стал сейчас для многих необходимой вещью. Можно и с друзьями пообщаться, и музыку послушать, и найти нужные сведения в Интернете, и поиграть, но все это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если вы находитесь, например, в походе? Как поступить в подобном случае?

При этом учащимся демонстрируется слайд, на котором показано зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо источника тока.

В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает?

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый получивший такой микрофон обязан кратко, четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

6 класс Тема урока: «Строение вещества»

Мотивация учащихся:

Звучит фонограмма песни «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки».

Фронтальная беседа:

  1. Имеет ли эта песня какое-либо отношение к физике?

  2. О ком поется в этой песне?

  3. Что в физике понимают род термином "физическое тело"?

Учитель. У вас на столах находятся бруски (физические тела). Что характерно для физических тел? (ответы учащихся)

Обратили ли вы внимание, что в песне постоянно звучит один и тот же вопрос. На уроках физики нам тоже приходится постоянно отвечать на вопросы и решать задачи. Какой вопрос звучит в песне? Из чего же сделаны физические тела, которые находятся у вас на столах?

Затем учащиеся излагают свои мысли и делают выводы.

Важная составляющая воспитательного процесса - воспитание трудолюбия и лучших нравственных качеств человека. И здесь можно вспомнить слова Константина Ушинского «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека».

На своих уроках использую сведения из жизни ученых, рассказы о том, в каких условиях проходило развитие физики, как непросто первооткрывателям доказывать свою правоту, преодолевать установившиеся взгляды. Приводя исторические сведения об истории открытий и факты из биографий ученых, относящиеся к периоду их работы над изучением тех или иных явлений и процессов, подвожу учащихся к выводу, что основной мотив деятельности выдающихся физиков - бескорыстная радость познания мира.

Например, когда было подмечено биологическое действие лучей радия, Пьер Кюри, будучи увлечённым исследованиями, подверг свою руку облучению для того, чтобы непосредственно наблюдать и изучать это действие. В результате он получил рану, похожую на ожог и постепенно увеличивающуюся; залечить её удалось лишь через несколько лет. В моральном кодексе Пьер Кюри первой заповедью было: «Людям, а не себе». Нобелевскую премию он и его жена потратили на «Организацию лечения радием».

При изучении темы «Сверхпроводимость» в 10 классе несколько минут уделяю истории получения низких температур Гейке Камерлинг - Оннесом, который последовательно сжижает кислород, неон, водород и только гелий не поддаётся учёному. Оннес не сдаётся, он упорно совершенствует аппаратуру. Каждый новый градус холода даётся с неимоверным трудом. Достигнута температура 20 градусов абсолютной шкалы, 10… 5… Гелий остаётся газообразным.

Более десятка лет прошло с начала опытов… 4,2 градуса. В сосуде появляется небольшое облачко тумана, значит, уже образовались центры конденсации! Температура снижается ещё немного - неуловимо немного. Эксперимент продолжается. В конце восемнадцатого часа на стеклянном донышке сосуда появляется тонкий слой лёгкой кипящей жидкости!!!

В глазах учёного помутилось. Десять лет и восемнадцать часов эксперимента, внезапное волнение при виде капель тумана подкосили его. Оннеса в бессознательном состоянии отвезли домой. Лишь через несколько месяцев этот упорный человек смог снова вернуться к своим приборам, к письменному столу, к своим экспериментам.

В 11 классе, изучая тему «Элементы теории относительности», знакомлю учащихся с поучительной историей об ошибке гения.

В начале Второй мировой войны, по просьбе группы европейских эмигрантов-физиков Эйнштейн подписал письмо президенту Соединённых Штатов Америки Франклину Рузвельту. Учёный сообщил президенту о том, что в Германии ведутся работы по созданию атомной бомбы, и призвал руководство США поддержать исследования по расщеплению урана. Рузвельт решил серьёзно отнестись к этой угрозе и открыл собственный проект по созданию атомного оружия. Так, не участвуя непосредственно в создании атомной бомбы, Эйнштейн своим авторитетом помог убедить руководство Соединенных Штатов в её необходимости. Потом он сказал своим друзьям: «Я нажал кнопку», - и атомный проект начал осуществляться.

Эйнштейн ещё сильнее пожалел о подписанном им письме, когда к власти пришёл новый президент США Гарри Трумэн, который стал использовать атомную энергию как инструмент устрашения народов.

Потрясенный ужасающими последствиями атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года и ускоряющейся гонкой вооружений, учёный стал горячим сторонником мира. Он считал, что в современных условиях война представляла бы угрозу всему человечеству. Причастность к ускорению работ по созданию атомной бомбы он считал величайшей трагедией своей жизни.

На уроках и во внеклассной работе выделяю выдающихся ученых-физиков, жизнь и деятельность которых должна быть изучена школьниками, на мой взгляд, основательно. Например: М.В.Ломоносов - в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества; А.С.Попов - в связи с изучением принципов радиосвязи; Ж.И.Алферов (уроженец города Витебска) - лауреат Нобелевской премии по физике, 2000 года; Н.А.Борисевич (уроженец поселка Лучной Мост) - советский белорусский учёный, специалист в области молекулярной спектроскопии и люминесценции.

На своих уроках привожу факты, демонстрирующие положительный пример нравственного поведения в самых различных ситуациях. Например, спасатели Чернобыльской АЭС в дни страшной трагедии 1986 года тушили пожар, а затем строили купол-саркофаг над шестым энергоблоком. Ликвидаторы понимали, какую огромную угрозу представляет для здоровья работа в зараженном районе, но чувство долга было у них на первом месте.

Считаю, что физика должна быть интересной на любом уроке. На помощь в этом случае приходит искусство.

Искусство удивляется, наука сомневается;

Искусство радуется или негодует;

Наука холодно разлагает на составные части.

Наука даёт закон и управление жизнью,

Искусство даёт радость жизни, оценку, качество.

М. Пришвин

Если соединить науку и искусство в одном уроке, то они помогают друг другу. Учитель физики знает больше, но поэт (писатель) скажет об этом лучше. Приобщая учеников к миру прекрасного, необходимо использовать каждую возможность для связи науки и искусства. Ведь все физики в душе остаются лириками, дополняя физическую картину мира поэтическим или художественным изображением. (Приложение. Презентация и конспект урока «Применение первого закона термодинамики к решению задач»)

Учительский труд очень сложен, потому что в его основе - человеческие отношения. Педагог обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но они это не очень любят. Стремление учителя воспитать лучшие человеческие качества у детей подчас встречает сопротивление с их стороны. По капельке он отдаёт себя детям, не всегда получая в ответ причитающееся ему внимание и участие. Даже любимого учителя ученики вспоминают по праздникам или когда говорят о своём детстве. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду с теми, где есть эмоциональные перегрузки.

Без сомнения, воспитание и обучение - процесс кропотливый. Он требует от меня сдержанности, терпения, доброты. Для своих учеников я должна быть не только носителем научной информации, но и человеком, рядом с которым ребенок сможет приобрести иммунитет к злу и ненависти, навыки общения с взрослыми и сверстниками, найти свое место в жизни. Урок же стал частью моей жизни. Я проживаю его вместе со своими учениками, предлагая детям поразмышлять над полученной информацией, задуматься над причиной и следствием происходящего в мире. Стараюсь воспитать в каждом ребенке любовь к своей малой родине, ответственность за совершенные поступки, стараюсь целенаправленно влиять на ум, воображение, чувствования учеников, развивая богатство их души.

Нужно помнить, что детство - не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И именно жизненные истории как ничто другое обучают и воспитывают наших детей. Но вместе с нашими детьми обучаемся и приобретаем мудрость жизни и мы, учителя.

Каждый из нас призван «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай.

Нет в саду цветов негодных,

Некрасивых, неприродных,

Хуже трав или плодов -

Нет в саду таких цветов!

Нет в саду цветов - лентяев.

У заботливых хозяев

Нет неряшек, лежебок,

Грубый не найти цветок.

Нет болтливых и беспечных,

Хитрых, жадных, бессердечных,

Сорванцов и драчунов -

Нет в саду таких цветов!

Жизни сад благоухает,

Красотою восхищает,

Если в нем живут труды,

Если много доброты,

Если знание растет

И любви чудесный плод.

С незапамятных времен

В мире царствует закон:

«Что посеешь - то пожнёшь».

Ты каким цветком растешь?

(Т.И. Чечина)

20


© 2010-2022