• Преподавателю
  • Физика
  • Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

В методическом руководстве   описаны методические приёмы работы с интеллектуально пассивными учащимися при структурировании учебного процесса на основе деятельностного подхода                  Методический пакет  призван помочь учителям физики, работающим в гетерогенных классах решать задачи социализации учащихся.  Ключевые слова: ФГОС,  методический пакет, деятельностный подход, интегральная технология, предметная отчужденность, социализация, педагогическое исследование, ориентировочная основа ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Красногорского района Алтайского края



Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода



Методическое руководство





Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода



Автор: Богданова Светлана Анатольевна

учитель физики высшей квалификационной категории




с. Красногорское

2014

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Аннотация



В методическом руководстве описаны методические приёмы работы с интеллектуально пассивными учащимися при структурировании учебного процесса на основе деятельностного подхода

Методический пакет призван помочь учителям физики, работающим в гетерогенных классах решать задачи социализации учащихся.

Ключевые слова: ФГОС, методический пакет, деятельностный подход, интегральная технология, предметная отчужденность, социализация, педагогическое исследование, ориентировочная основа действия, дифференциация обучения, интеллектуально пассивные дети.




ПМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаояснительная записка

Теоретическая интерпретация

Условия возникновения опыта

Опыт формировался в период подготовки к переходу на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в средней сельской школе, в гетерогенных классах, в которых рядом с детьми, имеющими высокий уровень интеллектуального развития, учатся дети с приобретенными дефектами интеллектуального развития, а значит и с разным уровнем мотивации на получение образования.

Адресная направленность опыта

Системная, согласованная работа коллег- единомышленников по организации учебного процесса на основе деятельностного подхода для реализации личностной, ценностно-смысловой ориентации учащихся.

Актуальность опыта

Актуальность опыта заключается в разрешении противоречия между переосмыслением требований государства и общества к качеству образования и повышением количества интеллектуально пассивных детей в сельской школе.

Ведущая идея опыта

Педагогическая поддержка успешности индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода.

Сущность опыта

Создание психолого-педагогических условий для развития ученика на основе усвоенного в ходе деятельности предметного содержания.

Новизна опыта

В основе опыта лежат выявленные и ранжированные по принципу «причина - проблема» результаты педагогических исследований «Индивидуально-типологические особенности ребёнка и трудности учения», «Социализация учащихся в учебном процессе». Это позволяет развивать универсальные учебные действия ученика на основе усвоенного предметного содержания.

Концептуальная часть методической системы приёмов работы с интеллектуально-пассивными обучающимися.

Теоретическая основа - теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной:

  • мотивация (знакомство с действием);

  • ориентировочная основа действий (планы-ориентиры, алгоритмы, опорные схемы и т.д.);

  • материальные действия (действие с предметом);

  • материализованные действия (символы, формулы, уравнения, сигналы)

  • формирование действий во внешней речи;

  • внутренняя речь;

  • умственная деятельность.

Приёмы работы с интеллектуально пассивными учащимися (приложение 1)

1.Коррекция психики учащихся через методы учебной мотивации

Проводится с целью формирования устойчивых положительных мотивов

учебной деятельности через целеполагание, планирование и определение путей достижения цели, контроль и рефлексию своей деятельности, создание ситуации успеха посредством отсроченной отгадки, использования периодической печати на уроках, приёмов педагогического общения, приёмов оценивания (см. приложение 2,3).

Результат. Развитие и совершенствование регулятивных универсальных учебных действий: мотивирование своей деятельности, планирование текущей работы, самоконтроль, самопроверка, самооценка, рефлексия деятельности.

2. Развитие речи путём развития межличностных и внутриличностных форм интеллекта.

Идёт через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, например посредством фантастической добавки (к реальной ситуации добавляется элемент фантастики) и технологии мозгового штурма. Здесь главное научить работать по этапам: создание банка идей, анализ идей, обработка результатов и их доклад.(см. приложение 4).

Результат. Развитие и совершенствование коммуникативных универсальных учебных действий: монологическая речь (устная или письменная),

способность вести конструктивный диалог, работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями, сохранять в команде способность к творчеству и др.).

3. Развитие мышления через поисковый и логический методы

Идет через приёмы повышения интереса к учебному материалу: решение «открытых» задач, выполнение проблемных заданий. (см. приложение 5)

Результат. 1.Развитие, совершенствование и применение познавательных универсальных учебных действий: учебно-интеллектуальные умения (использование методов познания), учебно-информационные умения (поиск и отбор информации, её интерпретация на основе понимания и преобразование в знание, создание новой информации).

2.Развитие методологической культуры учащихся.

4. Развитие памяти.

Проводится через чёткую ориентировочную основу действий (ООД).

Результат. 1.Реминисценция - явление, когда воспроизведение заученного со временем не только не ухудшается, а улучшается. Она связана с внутренней работой по осмыслению заученного материала и овладению им. Ориентировочная основа действий становится ненужной.

2.Совершенствование личностных результатов: понимание смысла деятельности (см. приложение 6).

Указанные приёмы работы с интеллектуально-пассивными учениками позволяют обеспечить возможность осуществления совокупности универсальных учебных действий на каждом этапе усвоения учебной информации в соответствии с последовательностью процессов мышления:

восприятие → осмысление → запоминание → закрепление →

→ применение → обобщение → систематизация.

Рефлексия учителя

Данная методическая система приёмов работы с интеллектуально пассивными обучающимися:

  • представляет простор для творчества учителя;

  • позволяет:

- дифференцировать работу с учащимися: отсутствие неуспевающих по итогам учебного года среди интеллектуально пассивных учащихся;

- структурировать учебный процесс с учётом типологических особенностей нервной системы (сильная, инертная, слабая нервная система) (см. приложение 12); доминирующего канала восприятия учебного материала (визуалы, аудиалы, кинестетики); темперамента и особенностей поведения: экстраверты (психотип - холерики и сангвиники), интроверт (психотип - флегматики и меланхолики); функциональной ассиметрии полушарий головного мозга правополушарные, левополушарные);

- формировать и развивать компетенции ученика;

- делать урок здоровьесберегающим;

- изменить профессиональную позицию педагога, который из носителя готовых знаний превращается в помощника и координатора работы учащихся;

- найти коллег-единомышленников (В МБОУ «Красногорская СОШ» это творческая группа учителей «Лаборатория нерешенных проблем», которые имеют свои методические системы, содержащие арсенал педагогических приемов, способов, средств успешности обучения и готовы к деловому сотрудничеству. Помощники и координаторы работы учащихся в процессе совместной деятельности).



Глоссарий

Предметная отчужденность - состояние обучающегося, характеризующееся отсутствием интереса к учебному предмету (предметам), или бессилием, бессмысленностью принимать участие в образовательном процессе, а также нежеланием следовать социальным нормам, принятым в образовательном учреждении, социальной изолированностью и самоотстранением.

Интеллектуально пассивные дети - это дети с недостаточной сформированностью интеллектуальных навыков и умений, отрицательным отношением к интеллектуальной деятельности, отсутствием познавательного отношения к действительности

Аудиалы - люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой канал.

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Дидактоцентрический подход - это подход ориентированный исключительно на обучение.

Дифференцированное обучение - это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения (И.М. Осмоловская).

Импрессинг (от. англ. impress - впечатлять, оставлять след) - термин в психологии и обучении. Информационное воздействие, ранние и сверхранние впечатления детства, которые определяют мотивы и направление деятельности личности на всю жизнь, формируют интересы, шкалу ценностей, и при позитивном влиянии средовых факторов приводят к значительным достижениям в той или иной области..

Интроверт - человек, обладающий нервной системой, не позволяющей ему открыто выражать свои эмоции и переживания. Не любит находиться на виду, тяжело переносит общество.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Компете́нция (от лат. competere - соответствовать, подходить) - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

ФАСЦИНАЦИЯ (от англ fascination - очарование) - специально организованное вербальное (словесное) воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение.

Экстраверт - человек, психологические особенности которого выражается в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира.





Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 апреля 2012 г. № 413.)

  2. Малоглазова Г.В. Приёмы обучения физике на основе деятельностного подхода .М., ОблИПКПР. - 2010. - 32.с.

  3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современ­ной школе. М., 1996. С. 36.

Интернет ресурсы

co1329.mskzapad.ru/about/news/announcements/?p=3

images.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%8

3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%BA%D

0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B

C&source=images&cd=&cad=rja&docid=atL9Vy8R0-qdM&tbnid=ydPJKhCfyozb6M:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fsmarttech.ru%2Fsync.html&ei=RuU7UYnbDvCK4gTN6YDwDA&psig=AFQjCNGFAvfpwkB9bAHoMaDcdfu4_Ew0ow&ust=1362966134302431

images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&p=9&text=%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1&noreask=1&pos=273&lr=197&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fminobr.nso.ru%2FBossPictureLibrary%2Ffgos12.gif

im8-tub-ru.yandex.net/i?id=42861301-56-72&n=21

school12.admsurgut.ru/uchen/gos_itog_atest/ege_11rlass/





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа»



Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода


Приложение к методическому руководству


Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода


Пояснение к приложению методического пакета


В приложении материал предложен схематично, так как акцент сделан на структуре, задающей направление работы и, соответственно, способ ориентировки в организации качественного образовательного процесса на уроке.



с. Красногорское


2014



Приложение 1

Методическая система приёмов, используемых для преодоления отчужденности предметного содержания интеллектуально пассивных учащихся


Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

ПоощрениеМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Коррекция психики учащихсяМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

СоциальныйМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Создание ситуации успехаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Свободный выбор заданияМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

ЭмоциональныйМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка

ПознавательныйМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Поиск решений

Отсроченная отгадка

ИграМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Волевой

Самооценка успехов и неудачМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Развитие речиМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Развитие межличностных и внутриличностных форм интеллектаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Поисковый метод

Вспомогательный материал

Проговаривание

Мозговой штурм

Парная работа: ученик-ученик, ученик - учительМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Развитие мышленияМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Мышление опосредованноеМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Решение «открытых» задач

Выполнение логических и проблемных заданий

Освоение языка данного предметаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Логический методМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Выделение главного

СравнениеМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

ОбобщениеМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

ДоказательствоМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Классификация

АнализМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Развитие памятиМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Чёткая ориентировочная основа действий

ПланМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

ПамяткаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Таблица

ИнструкцияМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

АлгоритмМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Опорная схемаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Демонстрационный экспериментМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Программа индивидуальных коррекционных заданийМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода








Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаМетодическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода




Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей на основе дифференциации обучения.

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Пояснение к методической системе приёмов, используемых для преодоления отчужденности предметного содержания интеллектуально пассивных учащихся.

Система психолого-педагогических приёмов позволяет обеспечить возможность осуществления совокупности универсальных учебных действий на каждом этапе усвоения учебной информации в соответствии с последовательностью процессов мышления: восприятие → осмысление → запоминание → закрепление → применение → обобщение → систематизация.

Методическая система включает четыре блока приёмов.

1.Коррекция психики учащихся через методы учебной мотивации:

  • эмоциональный: поощрение, создание ситуации успеха путём импрессинга, фасцинации, свободный выбор задания;

  • социальный: создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверки, «знаю, умею, могу, хочу»;

  • познавательный: определение целей «зоны ближайшего развития», поиск решений, выполнение творческих заданий, игра;

  • волевой: самооценка успехов и неудач, формулирование целей на основе рефлексии, планирование собственной образовательной деятельности на определённый период.

Результат. Развитие и совершенствование регулятивных универсальных учебных действий: мотивирование своей деятельности, планирование текущей работы, самоконтроль, самопроверка, самооценка, рефлексия деятельности. Устойчивая положительная мотивация успешного индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика.

2.Развитие речи путём развития межличностных и внутриличностных форм интеллекта:

  • вспомогательный материал;

  • проговаривание;

  • коллективная работа;

  • работа в парах постоянного, переменного состава, гендерных парах.

Результат. Развитие и совершенствование коммуникативных универсальных учебных действий: монологическая речь (устная или письменная), способность вести конструктивный диалог, работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями, сохранять в команде способность к творчеству и др.).

3.Развитие мышления через методы:

  • поисковый: решение познавательных задач, выполнение логических, проблемных, интегративных творческих заданий;

  • логический: анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение, классификация, систематизация, проведение аналогии, установление причинно-следственных связей, доказательство, исследование, моделирование, абстрагирование.

Результат 1.Развитие, совершенствование и применение познавательных универсальных учебных действий: учебно-интеллектуальные умения (использование методов познания), учебно-информационные умения (поиск и отбор информации, её интерпретация на основе понимания и преобразование в знание, создание новой информации).

2.Развитие методологической культуры учащихся

4. Развитие памяти через чёткую ориентировочную основу действий:

  • план - ориентир;

  • памятка;

  • инструкция;

  • алгоритм;

  • опорная схема;

  • таблица;

  • демонстрационный эксперимент;

  • пакет индивидуальных коррекционных заданий;

Результат. Реминисценция - явление, когда воспроизведение заученного со временем не только не ухудшается, а улучшается. Она связана с внутренней работой по осмыслению заученного материала и овладению им. Ориентировочная основа действий становится ненужной.

2.Личностные результаты: понимание смысла деятельности.

Приложение 2

Приёмы, используемые для коррекции психики через методы учебной мотивации

В начале урока задаю классу загадку (удивительный факт: видео фрагмент, занимательный опыт, текст сказки и т.п.) отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Приёмы педагогического общения: «вход» в урок начинаю с «настройки», знакомлю учеников с планом урока, завершаю урок четко, традиционным словом или действием. Приемы оценивания - отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель - стимулировать познание. Оценка, но не отметка. Знакомлю школьников с критериями по которым им выставляется отметка. Предлагаю ученикам выполнить самоанализ ответа и анализ ответов

Каждый урок включает обязательно ориентировочно - мотивационный этап (создание условий для мотивации учащихся к активной деятельности) и рефлексивно - оценочный (осознание учениками значимости своей деятельности на уроке)

Деятельностный подход к постановке целей обучения состоит в признании тезиса, что знания не усваиваются вне деятельности. Значит, формулируя цель и задачи урока, необходимо указать конкретные знания и адекватные им действия.

Цель урока решения задач в общем виде может быть сформулирована

так «научиться решать задачи по …». Для достижения данной цели учащимся необходимо:

  • усвоить систему знаний….(дается перечень элементов системы, включающий название явления, его графическую модель, законы и определительные формулы физических величин);

  • научиться решать типовую задачу… (указывается формулировка типовой задачи) следующим методом…(перечисляются необходимые действия).

Программа действий учителя и учащихся на таком уроке:

Первый этап - актуализация ранее усвоенных знаний. Проводится в виде

- фронтального опроса, для интенсификации работы можно использовать представленные наглядно(например на карточках) элементы знаний;

- логической цепочки (ученики по очереди выполняют действия в соответствии с определенным правилом. Например,, каждый должен написать формулу, выражающую одну из физических величин из правой части предыдущей формулы;

- «Да» и «нет» не говорите (загадываю нечто. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы отвечаю только словами «да», «нет», «и да и нет». Например задумано физическое явление. Какое?

- Веришь, не веришь и т.д.

Главный принцип повторения - переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания. Также это может быть;

  • своя опора - ученик составляет собственный опорный конспект.

  • повторение с одновременным контролем - ученики составляют серию вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни задают вопросы, а другие отвечают.

На втором этапе оформляем систему знаний. Как правило её представляем в виде блок-схемы или таблицы.

На третьем этапе формулирую типовую задачу на применение выделенной системы знаний и выявляем метод (план ) её решения. Школьникам предлагается несколько конкретных задач с заданием сформулировать в общем виде содержащиеся в них требование или просто задаю вопрос для решения каких задач можно использовать выделенную систему знаний. Затем ученикам предлагаю одно из следующих заданий: проанализировать пример решения конкретной задачи, приведенный в учебнике.

На четвертом этапе обучающиеся упражняются в решении задач. Для успешного усвоения системы знаний и метода решения типовой задачи учащиеся должны решить 1-2 задачи по алгоритму с контролем каждого действия, затем 2-3 задачи с «прописыванием действий» и с контролем результатов. 4-3 задачи решают самостоятельно, в том числе в качестве домашнего задания, получая при необходимости консультацию.

Приложение 3

Лист рефлексии

Инструкция №1 Определение целей учения на занятии

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода


СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ХОЧУ….

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Узнать...

Уточнить…

Понять...

Выяснить…

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Научиться :

ставить вопросы…

составлять…

изображать…

находить…

объяснять…

анализировать…

обобщать…

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода Что ещё? (дополните)

Запишите поставленные цели в тетрадь

Инструкция № 2 Подведение итогов

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

1. Чем был значим учебный материал для каждого из вас?

2. Как Вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания, которые Вы получили по этой теме?

СОВЕТ №1

Начните Ваш ответ словами:

СОВЕТ №2

Соотнесите результаты своей работы с поставленными целями

СОВЕТ №3

Ответьте на вопрос

Мне удалось:

узнать

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода понять

применять

составлять

объяснять

находить

изображать

обобщать

и другое…..

На сегодняшнем уроке я был

Учёным

Экспериментатором

Теоретиком

Художником

Аналитиком

Исследователем
Физиком
Химиком

Сотрудником

Учеником

Учителем…

Вопросы в помощь:

1.Достигли ли Вы поставленных целей?

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода2. Если да, то, что способствовало этому?

3. Если нет, то, что мешало?

4. Какого рода трудности Вы испытываете? (слабая теоретическая база, неумение применять теорию на практике, несогласованная работа групп, другое)

Какими были мы?

Активными,

Внимательными, добрыми

Трудолюбивыми, дружными

Целеустремлёнными

Находчивыми,уверенными

Креативными (созидательными,творческими)

Любознательными….

Какое дело Вы сделали?

Интересное

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода Увлекательное

Полезное

Нужное

Необходимое

Настоящее

Коллективное

Творческое

Познавательное

Необыкновенное

и др….

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода

Приложение 4

Приёмы организации работы в группе

Игровые кубики.

Фантастическая добавка: добавляю к реальной ситуации элемент фантастики. Дается, например, такая задача: « Исследователи опустили зонт на линию экватора шарообразной планеты Арктур VI . К удивлению ученых вес зонта оказался равным нулю. Как это могло получиться? Какова продолжительность суток на планете, если её масса М, а радиус R ?

Технология мозгового штурма.

Обычно такой штурм проводится в группах численностью 7-10 человек.

Пример:

  • предложите провести научные эксперименты на борту научной орбитальной станции?

  • Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в пору гололеда. Предложите идеи, которые позволяют уменьшить травматизм.

  • Предложите вид обуви, в которой безопасно ходить в гололёд.

  • Предложите способы уменьшения аварийности огромного числа автомобилей в гололёд.

  • Электромагнит используют в качестве «крюка» при погрузке металлолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся. Перечислите возможные причины этого.

Здесь главное научить работать по этапам: создание банка идей, анализ идей, обработка результатов и их доклад.

Приложение 5

«Открытые» задачи

Природная любознательность выживает только на открытом пространстве. Поэтому я считаю на уроках должно найтись время открытым проблемам: вот это дети мы изучили, а вот это осталось за пределами нашей программы, а вот этого я не знаю сама, а вот этого пока не знает никто. В школе решают, так называемые «закрытые » задачи, т. е. задачи которые имеют точное условие, строгий алгоритм решения и единственный правильный ответ. А жизнь ставит перед человеком «открытые » задачи, имеющие размытое , допускающее варианты условие(Как найти работу? Как увеличить прибыль предприятия?), разные пути решения, набор вероятных решений. В этот зазор - между школьными - закрытыми и жизненными -открытыми и проваливается интерес к учебному предмету, и в этом случае напрасными становятся наши образовательные усилия

Примеры «открытых» задач.

  1. Исследовательская задача. Наблюдается некоторое явление. Необходимо объяснить его, выяснить причины…..Ключевые вопросы» «Как происходит?», «Почему?»

Примеры :

а) Объясните фокус(оборудование : пластинка черного цвета с нанесенным на нее сажей цветком, широкий прозрачный сосуд с водой): погружаем черную пластинку в воду - на пластинке появляется изображение серебристого цветка.(ответ: на черную пластинку заранее нанесено изображение цветка сажей. В воздухе рисунок не виден; когда пластинку поместили в воду, то на границы воды и тонкого слоя воздуха лучи света отражаются и рисунок становится видимым как серебристый цветок).

  1. Придумайте конструкцию настольной лампы, изменяющей цвет в зависимости от атмосферного давления. и т.д.



Приложение 6

Система чёткой ориентировочной основы действия

Алгоритм решения задач по физике.

1. Внимательно прочитайте задачу.
2. Запишите в «Дано» все данные и правильно запишите искомую величину.
3. Сделайте перевод единиц в СИ, если это необходимо.
4. Сделайте чертёж или схему, если это необходимо.
5. Напишите формулу или закон, по которым находится искомая величина.
6. Запишите дополнительные формулы, если это необходимо. Сделайте математические преобразования.
7. Подставьте цифровые значения в окончательную формулу. Вычислите ответ. Проанализируйте его.
8. Запишите ответ.
9. Похвалите себя.

Все пункты надо выполнять именно в этом порядке. Пункты 4 и 5, в зависимости от раздела физики, из которого решаем задачу, будем дополнять.

Методическое руководство Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаИ

И

м

И


© 2010-2022