ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕШарова Валентина Георгиевна

Учитель физики

ГУО «Липеньский УПК детский сад - средняя школа»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет».

Выбор профессии - одна из сложных и ответственных жизненно-практических задач, которые приходится решать человеку. Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам.

Дальнейший прогресс страны во многом определяется научной и трудовой подготовкой подрастающего поколения, способного обеспечить развитие науки, промышленности, сельского хозяйства, других отраслей народного хозяйства. Среднее образование становится обязательной основой профессиональной подготовки выпускников школы, приступающих к трудовой деятельности, необходимым условием успешности их работы.

Интерес к физике обуславливается, прежде всего, практической значимостью этой дисциплины. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив физику, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этой наукой, и готовятся к поступлению в соответствующее учебное заведение. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с большим желанием и активностью изучают физику. Таким образом, суть профориентационной работы в процессе преподавания физики заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач.

В школьном курсе физики все разделы имеют большое значение, их место в программе определяется не только физическим содержанием, но и практической значимостью. Ведь сами физические теории и законы не являются политехническими, но таковыми они становятся в результате их применения при рассмотрении вопросов техники и технологии.

На протяжении многих лет учащиеся нашей школы связывают свою будущую профессию, специальность с предметом физика. Кроме рабочих специальностей, многие выпускники нашей школы выбирают профессии, где уже, будучи студентами, продолжают изучение физики в специализированных университетах и колледжах. Здесь в качестве примеров можно привести такие учебные заведения как БНТУ, БГУИР, БГУТ,БГПУ им. М.Танка, мед. университеты и т.д.

За время моей работы в школе накоплен некоторый опыт профориентационной работы и получены неплохие результаты.

Свою систему профориентационной работы в процессе преподавания физики на протяжении всего школьного обучения я могу представить в виде следующей структурной схемы.

Профориентация учащихся в преподавании физики

Выполнение лабораторных работ

На уроках

Выполнение исследовательских работ

Предметные недели

.

Факультативные занятия

Решение задач на производственную тематику

Экскурсии

Подготовка докладов, рефератов

Участие в интернет олимпиадах



К изучению физики учащиеся приступают в 6 классе. И уже с первых уроков стараюсь заинтересовать учащихся своим предметом. На первом уроке физике знакомлю учащихся с кабинетом физики, правилами безопасного поведения и показываю некоторые занимательные опыты, с помощью которых демонстрирую те физические явления, которые мы сможем объяснить, изучая физику. В процессе преподавания физики часто использую задачи в рисунках, например при изучении темы «Единицы измерения физических величин» (6 класс) предлагаю учащимся разгадать ребусы, в которых зашифрованы старинные меры длины, массы и т.д, также использую различные пословицы и поговорки, где также встречаются единицы измерения физических величин. В качестве домашнего задания предлагаю учащимся самостоятельно составить ребус, загадку …

Кроме рисунков часто применяю задачи на основе литературных произведений, видиоролики, тесты, с помощью которых можно будет сделать вывод о необходимости знаний физики людям той или иной профессии.

В ходе учебной деятельности, решая разные качественные задачи, ученики получают знания, умения, которые им пригодятся в жизни. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых физика становится профессионально значимым предметом. Изучая различные явления, обращаю внимание учащихся на присутствие их в повседневной жизни.

При прохождении некоторых тем даю творческие задания. Например, при изучении темы «Трение. Сила трения» (7 класс) учащимся предлагается написать сочинение на тему « Мир без трения».

Слабая насыщенность приборами физической лаборатории нашла своё отражение во внедрении информационно-компьютерных технологий в учебный процесс. Это позволяет повысить эффективность индивидуального подхода в работе с учащимися, увеличить количество предлагаемой информации, сократить время подачи материала; повысить уровень усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения и демонстрации фрагментов; развивает наглядно - образное, понятийное и предметно - действенное мышление.

Наличие в кабинете физики компьютера позволяет использовать его для наглядности материала, повышающего его усвоение учениками из - за того, что задействованы все каналы восприятия - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала.

Учитель физики должен показать, что без глубокого знания физики невозможна работа во многих отраслях современного производства.

В 10 - 11 классе происходит осмысление того, чем, возможно, предстоит заниматься всю жизнь. Меняются приоритеты, взгляды, меняется и выбор будущих профессий.
Для проявление у учащихся интереса к предмету «физика» провожу предметные недели. Проведение предметных недель помогает учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.[2]

По традиции третья неделя января в школе - это неделя физики.

наиболее эффективно развивающих творческие способности и познавательный интерес учащихся, является подготовка и участие ребят в проведении предметной недели.

При проведении предметных недель учащимся предлагаются разработки проектов. Проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Темы проектов могут быть следующие «Физика и спорт», «Физика в профессии врача», «Физика в профессии современного рабочего».

На протяжении последних пяти лет мои ученики принимают активное участие в интернет олимпиаде по физике, проводимой Санкт -Петербургским государственным университетом. По мимо прохождения двух заочных туров мы три года подряд участвуем в очных турах, которые проходят на площадках Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины и Белорусского национального технического университета. Перед участниками олимпиады по уже сложившейся традиции выступают деканы, зам. деканы, представители кафедр факультетов, которые знакомят с теми специальностями, которые можно приобрести в их учебном заведении.

После таких встреч некоторые ученики задумываются о поступлении в данное учебное заведение.

В своей работе я уделяю внимание исследовательской деятельности. Ведь исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире.

Целью исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Задачи:

- формировать интересы, склонности учащихся к исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

- развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

- развивать умение самостоятельно, творчески мыслить и использовать его на практике;

- способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

Организация данного вида деятельности опирается на ряд условий. И главным из них можно считать наличие у педагога и учащегося общей точки соприкосновения в какой-либо области, интересной для исследования.

Проводя исследовательскую деятельность у учащихся проявляется интерес к физике. Исследовательскую деятельность со своими учениками я провожу в той или иной форме при проведении уроков, вне урока, на факультативных занятиях. Свои работы мы представляем на школьный конкурс исследовательских работ, где учащимся представляется возможность проверить себя в умении выступать перед аудиторией.

Расширению кругозора школьников способствуют экскурсии на объекты производственного окружения школы. Экскурсии - важное звено в преподавании физики. Они имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Ведь на экскурсии учащиеся знакомятся с применением знаний на практике, с производственными процессами, с научными основами современного производства, главными направлениями современного научно - технического процесса. Они дают возможность повторить изученные на уроках важнейшие физические явления и закономерности, выяснить, как поняли их учащиеся, умеют ли они использовать знания для объяснения явлений техники и природы. К сожалению, проживая в сельской местности, мы не имеем большой возможности разнообразить маршрут экскурсий, поэтому на уроках и во внеклассных мероприятиях я применяю такой прием как виртуальная экскурсия. После проведения виртуальной экскурсий обязательно провожу подведение итогов, где выясняем, какие приборы, и принадлежности мы наблюдали, где проявлялись законы физики, какие профессии заинтересовали. Именно такой прием позволяет расширить кругозор, даёт возможность почувствовать силу человеческого разума в овладении силами природы для улучшения своей жизни, облегчения труда.

В профессиональной ориентации школьников серьезную роль играет выполнение практической части программы по физике. Навыки трудовой деятельности и умения самостоятельной работы, которые прививаются учащимся в ходе выполнения лабораторных работ, решения задач, подготовки опытов и т. п. способствуют развитию у них интереса к профессиям, вызывают чувство уважения перед конструкторскими, инженерными и рабочими профессиями, что также оказывает влияние на выбор профессии.

В своей работе я предлагаю учащимся побыть в роли конструкторов в изготовлении некоторых простейший приборов, например в теме «Электризация тел. Взаимодействие зарядов» (8 класс) предлагается ученикам изготовить электромер, в теме «Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля» (7 класс) предлагается учащимся изготовить прибор, который позволит продемонстрировать закон Паскаля и т.д.

В современном обществе стало очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал.

И поэтому я считаю, что знакомство с разнообразной деятельностью представителей различных профессий, приёмами их работы, особенностями мышления, средствами труда обогащает ученика духовно.
Преподавание даже стандартных тем школьного курса физики может выглядеть по-новому, если на любой стадии знакомства с тем или иным явлением будет учитываться и привлекаться жизненный опыт самих учащихся.


Список литературы:

  1. Запрудский Н.И., Петров К.А. Настольная книга учителя физики и астрономии /Н.И.Запрудский, К.А.Петров/ - Минск, Сэр-Вти,2009-

  2. Ланина И.Я. Не урокам единым. Развитие интереса к физике/И.Я.Ланина/-Москва, Просвещение,1991

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К.Селевко/ - Москва, Народное образование,1998.







© 2010-2022