• Преподавателю
  • Физика
  • Модульная программа урока Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Природа диа-, пара-и ферромагнетизма

Модульная программа урока Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Природа диа-, пара-и ферромагнетизма

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Югорский государственный университет»



Модульная программа урока


«Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Природа диа-, пара- и ферромагнетизма».


Модульная программа урока Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Природа диа-, пара- и ферромагнетизмаМодульная программа урока Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Природа диа-, пара- и ферромагнетизма


Разработал преподаватель физики:

Кокшина Татьяна Витальевна




Лянтор

Введение


На примере изучения темы «Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Природа диа-, пара- и ферромагнетизма» показана возможность применения технологии проектно-модульного обучения в развитии универсальных учебных действий учащихся и ее применение в организации современного урока.

В основе использования модульной технологии обучения лежит системно-деятельностный подход. Обучение планируется с помощью преподавателя или самостоятельно по программе, состоящей из отдельных микромодулей. Программа обучения представляет собой пакет модулей, позволяющих осуществлять укрупненное структурирование учебного материала, выбор методов и форм обучения направляется на развитие самостоятельности учащегося при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Модульная программа урока представляет собой: структурированный учебный материал предметного содержания; программу действий учащихся, позволяющую, с наиболее возможной долей самостоятельности, усвоить содержание данного модуля программы; рекомендации преподавателя по организации учебной деятельности для реализации целей обучения; промежуточный контроль; рефлексивное управление обучением.

Программа урока содержит учебные элементы (УЭ). Работа учащихся над учебными элементами оценивается согласно модульной программе в баллах. При завершении урока подводится рейтинговая оценка знаний и умений студентов.

Разработка данного открытого урока содержит:

-план урока;

-модульную программу;

-лист рейтинговой оценки знаний и умений студентов;

-варианты тестовых заданий;

-наглядный материал (презентация).















Открытый урок


Дисциплина: Физика


Тема занятия: «Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Природа диа-, пара- и ферромагнетизма».


Цели урока:

Обучающие: научиться:

- применять методы познания природы к формулированию и

обоснованию научной теории действия магнитного поля на движущийся

заряд;

- применять правило левой руки при решении задач;

- объяснять применение силы Лоренца в работе технических устройств;

- объяснять действие движущихся зарядов на магнитосферу Земли.

Развивающие:

-активизировать мыслительную деятельность студентов;

-развивать способности к обобщению теоретических знаний при решении задач;

-развивать умения применять изученный материал при объяснении физических явлений.

Воспитательные:

-воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, самостоятельности в получении знаний;

-воспитывать дисциплинированность, работоспособность, организованность.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: лекция с элементами беседы, решение задач, самостоятельная работа, исследовательская работа.

Методы и приемы обучения: беседа, ответы на вопросы, самостоятельная работа, опережающие задания, работа с учебником, видеофильм, сотрудничество с преподавателем, репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстрированный, демонстрационный.

Междисциплинарные связи: Электротехника и электроника, Информатика и ИКТ, География, профессиональные модули ПМ01, ПМ02, ПМ04 специальности 140448.

Оснащение урока:

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебная доска, осциллограф, трансформатор, набор для демонстрации действия магнитного поля.

Наглядные пособия: презентации на тему «Действие магнитного поля на движущийся заряд», «Природа диа-, пара- и ферромагнетизма», плакат «Полярное сияние».

Раздаточный материал: карточки с тестовыми заданиями, задачники.

Форма проведения занятия: изучение нового материала посредством лекции, показом презентации; фронтальный опрос, беседа, индивидуальная работа, групповая работа.

Литература:

1) Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М,

2009.-284с.

2) Дмитриева В.Ф.Физика-М.:Высшая школа, 2003.-212с.

3) Дмитриев Е.И., Иевлева Л.Д., Костюченко Л.С. Физика в примерах и

задачах-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2008.-316с.

4) Степанова Г.Н. Сборник задач по физике-М.:Просвещение, 2003.-110с.

5) Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике-

М.:Просвещение, 2003.-158с.

6) Кабардин О.Ф. Физика. Справочные материалы.-М.:Просвещение, 2003.-

112с.

7) Научно-методический журнал Физика в школе-М.:Школьная пресса, 2013.

8) Интернет-ресурсы.


































Модульная программа

«Действие магнитного поля на движущийся заряд.

Сила Лоренца.

Природа диа-, пара- и ферромагнетизма»



























Модуль 1


Организационно-повторительный

Модуль 2


Получение информации


Модуль 3


Практический

УЭ-1.Однородное магнитное поле, его силовая характеристика.

1 балл

УЭ-2.Магнитная проницаемость среды, физический смысл.

1 балл

УЭ-3.Действие магнитного поля на проводник с током.

1 балл

УЭ-4.Зависимость силы Ампера от магнитной индукции. Силы тока и длины проводника.

1 балл

УЭ-5.Правило левой руки.

1 балл

УЭ-6. Практическое применение действия магнитного поля на проводник с током.

2 балла


УЭ-1. Виды зарядов, элементарный заряд.

УЭ-2. Физический смысл электрического тока.

УЭ-3. Действие магнитного поля на движущийся заряд.

УЭ-4. Зависимость силы Лоренца от магнитной индукции, скорости движение и величины заряда.

УЭ-5. Применение правила левой руки для определения силы Лоренца

УЭ-6.Промежуточный контроль.

1 балл

УЭ-7. Обобщение нового материала. Составление опорного конспекта.

1 балл

УЭ-1.Решение задачи на определение силы Лоренца.

3 балла

УЭ-2.Решение задачи на определение скорости движения электрона в магнитном поле.

4 балла







Количество возможных баллов: 7б.

Количество возможных баллов: 2б.

Количество

возможных баллов: 7б.

Модуль 4

Применение теоретических знаний к объяснению физических явлений

Модуль 5


Закрепление материала


Подведение итогов урока, домашнее задание

УЭ-1. Природа диа-, пара- и ферромагнетизма.

2 балла

УЭ-2. Сравнение табличных значений магнитной проницаемости среды (таблицы 9, 10).

1 балл

УЭ-3. Объяснения применения силы Лоренца в ускорителях заряженных частиц, электронно-лучевой трубке, осциллографах.

2 балла

УЭ-4. Применение ферромагнетиков для записи, хранения и выдачи информации.

2 балла

УЭ-5.Применение ферромагнетиков в трансформаторах.

1 балл

УЭ-6. Объяснение действия движущихся зарядов на магнитосферу Земли. Объяснение явления полярного сияния.

2 балла

УЭ-1. Выполнение тестовых заданий.

До 3 баллов

УЭ-2. Показ решения исследовательской задачи с пояснениями.

5 баллов


  1. Рейтинговая оценка знаний и умений студентов.

*знания и умения оцениваются при наборе: от 20 и выше баллов - на «5»;

от 12 до 19 баллов - на «4»;

от 7 до 11 баллов - на «3»;

*при наборе менее 7 баллов рекомендуется: изучить внимательно учебные элементы Модуля 2, выполнить УЭ-1 Модуля3, УЭ-2 Модуля 4, УЭ-1 Модуля 5.


  1. Домашнее задание и инструкция по его выполнению:

-решить задачу №8 (ДмитриеваВ.Ф. Физика-М.:Высшая школа, 2003.-с.226);

-составить опорный конспект по теме «Явление электромагнитной индукции»(ДмитриеваВ.Ф. Физика-М.:Высшая школа, 2003.-с.228);

-изучить опыты Фарадея.

Количество возможных баллов:10б

Количество возможных баллов: 8б.

План урока


п/п

Этап урока

Регламент,

мин

1

Организационный момент.

5

2

Повторение пройденного материала.

(Работа над УЭ-1…6 Модуля 1)


10

3

Объяснение нового материала.

(Работа над УЭ-1…6 Модуля 2)


15

4

Обобщение нового материала.

Работа над УЭ-7 Модуля 2)


5

5

Закрепление нового материала.

(Выполнение УЭ-1, УЭ-2 Модуля 3;

УЭ-1…6 Модуля 4;

УЭ-1 Модуля 5

УЭ-2 Модуля 5)


10

20

10

10

6

Подведение итогов урока.

(Рейтинговая оценка знаний и умений студентов)


3

7

Домашнее задание и инструкция по его выполнению.

2







Рейтинговая оценка знаний и умений студентов

п/п


Фамилия, инициалы

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Модуль 4

Модуль 5

Всего

баллов

Оценка

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

УЭ-6

УЭ-7

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

УЭ-1

УЭ-2


1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

2б.

1б.

2б.

1б.

2б.

До 3б.

5 б.

1






















2






















3






















4






















5






















6






















7






















8






















9






















10






















11






















12






















13






















14






















15






















16






















17






















18






















19






















20






















21






















22






















23






















24






















25






















26






















27






















28






















Выполнил студент________________________


Тестовые задания по теме:

«Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Природа диа-, пара- и ферромагнетизма»


Вариант 1.


1. Вокруг неподвижного заряда возникает

А. Электрическое поле

Б. Магнитное поле

В. Электромагнитное поле

Г. Поле не возникает.

2. На движущийся заряд в магнитном поле действует

А. Сила Ампера

Б. Сила Лоренца

В. Сила Ньютона

Г. Сила трения.

3. Направление силы Ампера определяется

А. Правилом правой руки

Б. Правилом левой руки

В. Правилом правого буравчика.

4. При уменьшении заряда частицы в 2 раза сила Лоренца

А. Увеличится в 4 раза

Б. Увеличится в 2 раза

В. Уменьшится в 2 раза

Г. Не изменится.

5. Куда направлена сила, действующая на положительно заряженную частицу, движущуюся в магнитном поле (рис.1)?


А. Вверх

Б. Вниз

В. К наблюдателю

Г. От наблюдателя

Д. Вправо

Е. Влево.

Модульная программа урока Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Природа диа-, пара- и ферромагнетизма


Рисунок 1

6. Магнитная проницаемость диамагнетиков

А. μ≫1

Б. μ ˂1

В. μ ˃1

Г. μ =1


Выполнил студент________________________


Тестовые задания по теме:

«Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Природа диа-, пара- и ферромагнетизма»


Вариант 2.


1. Вокруг подвижного заряда возникает

А. Электрическое поле

Б. Магнитное поле

В. Электромагнитное поле

Г. Поле не возникает.

2. На проводник с током в магнитном поле действует

А. Сила Ампера

Б. Сила Лоренца

В. Сила Ньютона

Г. Сила трения.

3. Направление силы Лоренца определяется

А. Правилом правой руки

Б. Правилом левой руки

В. Правилом правого буравчика.

4. При увеличении силы тока в проводнике в 2 раза сила Ампера

А. Увеличится в 4 раза

Б. Увеличится в 2 раза

В. Уменьшится в 2 раза

Г. Не изменится.

5. Куда направлена сила, действующая на отрицательно заряженную частицу, движущуюся в магнитном поле (рис.1)?

А. Вверх

Б. Вниз

В. Наблюдателю

Г. От наблюдателя

Д. Вправо

Е. Влево.

Модульная программа урока Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Природа диа-, пара- и ферромагнетизма

Рисунок 1

6.Магнитная проницаемость ферромагнетиков

А. μ≫1

Б. μ ˂1

В. μ ˃1

Г. μ =1


© 2010-2022