Статья «Собственная система работы по подготовке учащихся к ЕГЭ»

Ни для кого не секрет, что физика - один из самых сложных школьных предметов, и хотя сдача экзамена по данному предмету необязательна, ежегодно одиннадцатиклассники выбирают из предметов по выбору именно физику. Какие бы великолепные знания ученик ни демонстрировал на уроках, сдать ЕГЭ без упорной подготовки невозможно. Мои ученики ежегодно сдают данный экзамен и я выработала для себя систему работы по подготовке к нему, которой хочу поделиться с Вами. Я считаю, что работа по подготовке к эк... С момента появления ЕГЭ, как основной, а с недавнего времени и единственной формы итоговой аттестации учащихся, споры о его целесообразности не прекращаются. Бесспорным остается один факт – чтобы получить аттестат о полном среднем образовании и поступить в ВУЗ ученику необходимо сдать экзамен именно в данной форме. Готовясь к традиционному экзамену, ученик заранее знал тот объем материала, который необходимо подготовить, некоторые рассчитывали на счастливые билеты или снисходительность экзаменат... Остановлюсь кратко на каждом из них. Особую роль имеет информационная беседа с учениками и их родителями в начале учебного года 10 класса. В ходе этой беседы надо объяснить, что ЕГЭ по физике является, по сути дела, вступительным испытанием в вуз на определенные специальности. Поскольку федеральный стандарт базового уровня не предусматривает своей целью подготовки учащихся к поступлению в вуз по данному направлению, то ученик, выбирающий этот экзамен, должен планировать большой объем самостоятельной работы по предмету. Родителям и ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Собственная система работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.

С момента появления ЕГЭ, как основной, а с недавнего времени и единственной формы итоговой аттестации учащихся, споры о его целесообразности не прекращаются. Бесспорным остается один факт - чтобы получить аттестат о полном среднем образовании и поступить в ВУЗ ученику необходимо сдать экзамен именно в данной форме.

Готовясь к традиционному экзамену, ученик заранее знал тот объем материала, который необходимо подготовить, некоторые рассчитывали на счастливые билеты или снисходительность экзаменатора. С введением ЕГЭ все изменилось: высокий балл учащийся может получить только, если углубленно изучил весь материал, а проверяют экзамены компьютеры и незнакомые эксперты, рассчитывать на жалость не приходится.

При этом существенно усложнились сами задания, а это значит, что подготовка к экзамену должна быть серьезной.

Я считаю, что работа по подготовке к экзаменам должна проводиться по четырем направлениям, а именно:

- работа с родителями

- работа с классным руководителем

- работа с учителями - предметниками

- работа с учениками

Остановлюсь кратко на каждом из них.

Особую роль имеет информационная беседа с учениками и их родителями в начале учебного года 10 класса. В ходе этой беседы надо объяснить, что ЕГЭ по физике является, по сути дела, вступительным испытанием в вуз на определенные специальности. Поскольку федеральный стандарт базового уровня не предусматривает своей целью подготовки учащихся к поступлению в вуз по данному направлению, то ученик, выбирающий этот экзамен, должен планировать большой объем самостоятельной работы по предмету. Родителям и учащимся рекомендуются конкретные дополнительные пособия для такой работы. Устанавливается контакт с родителями, даются необходимые рекомендации. В дальнейшем проводятся индивидуальные беседы с родителями и учениками, в которых мы совместно вырабатываем индивидуальный маршрут для учащегося с учетом психологических особенностей ребенка, уровня подготовленности по предмету.

В этом вопросе нам может помочь классный руководитель, ведь не зря его называют «второй мамой». Тесную связь держу также с ним и по поводу пропусков, выявляя своевременно пропуски без уважительной причины. Это позволяет в дальнейшем их избежать. Если же ребенок пропустил по болезни, то намечаем пути уничтожения пробелов.

Нельзя не остановится на совместной работе с учителями математики, химии, потому что она действительно приносит видимые результаты. Существенным недостатком нашего образования является неумение учащихся применять знания, полученные при изучении одного предмета, на других предметах, поэтому мы уже несколько лет работаем над устранением этой проблемы. Я, как руководитель МО учителей точных наук, ежегодно планирую обмен опытом по данному вопросу. Да и в течение учебного года мы систематически делимся опытом, по моей просьбе учителя математики в задания на закрепление материала включают задачи с физическим уклоном, тем более что в последнее время часто встречаются и физические задачи на ЕГЭ по математике. Такая совместная работа учителей позволяет научить школьников находить оптимальные пути решения, неважно материал, какой науки при этом был применен. В физике существует ряд разделов, которые напрямую связаны с химией. Это и молекулярная физика, и атомная физика, и теория фотоэффекта, поэтому целесообразно использовать на своих уроках ранее изученный материал, работать совместно с учителем химии.

Но все - таки бесспорно, главным направлением подготовки к ЕГЭ является работа с учащимися, причем она начинается задолго до того момента, как ученик решил сдавать экзамен по физике.

Ни для кого не секрет, что физика - один из самых сложных предметов школьного курса, поэтому одна из основных задач, которые я ставлю перед собой - развить и удержать интерес к моему предмету. Для этого я знакомлюсь с учениками еще в 4 классе - провожу интересные мероприятия, экскурсии в кабинет физики. В этом возрасте дети очень любознательны. Они с нетерпением потом ждут 7 класса, когда появляется в расписании этот предмет. В дальнейшем, чтобы удержать интерес, я систематически провожу нестандартные уроки, мы совместно с детьми участвуем в конкурсах различного уровня. В этом году мы приняли участие в 5 конкурсах: 2 -х районных и 3- х всероссийских (в 11 номинациях) 4 учащихся стали призерами районных конкурсов, результаты остальных будут подведены позже. Также приняли участие во всероссийской олимпиаде, 12 апреля будут известны результаты. Эта работа позволяет установить мне более тесный контакт с учениками.

Основная работа по подготовке к ЕГЭ начинается в 10 классе. Это кропотливый труд учителя и учащихся.

В ходе подготовки к экзамену акцент следует делать на формировании общих приемов выполнения заданий. Каждый раздел физики повторяется по следующим этапам:

1. «Систематизация теоретического материала».

Учителю, я считаю, лучше сделать это в виде опорного конспекта, который включает в себя основной теоретический материал данного раздела, который необходим для выполнения экзаменационных заданий

2. «Решение задач базового уровня».

3. « Решение задач повышенного уровня части А».

4. «Решение задач повышенного уровня части В».

5. «Решение задач части С».

6. «Решение вариантов ЕГЭ».

Это контрольный этап, который позволяет оценить готовность ученика к экзамену и выработать индивидуальную стратегию выполнения заданий на экзамене. Сейчас достаточно много литературы и электронных материалов для подготовки к ЕГЭ. Задача учителя подобрать задания и организовать самостоятельную работу учащихся так, чтобы от учителя требовались лишь консультации и контроль готовности учащихся.

Дифференцированный подход на уроках позволяет частично реализовать задачи подготовки к ЕГЭ небольшой группы учащихся (профильная группа в составе 7 человек). Для этих учеников подготовлены задания более высокого уровня, чем для учащихся общеобразовательной группы в формате ЕГЭ. Эти задания предлагаются по желанию всем ученикам класса, но особенно рекомендованы тем, кто готовится к ЕГЭ. В качестве дополнительного свободного домашнего задания предлагаются параграфы и номера заданий из пособий для абитуриентов, опять же обращая внимание на их значимость для подготовки к ЕГЭ.

Самостоятельная работа учащихся заключается в более глубоком изучении курса физики, большем объеме тренировке по применению и закреплению получаемых знаний. Успешность такой работы проверяется подборками тестов и задач, и короткими собеседованиями с учителем.

Часть тестов для самостоятельной работы дается ученикам с готовыми ответами. Выполняя такие тесты, ученик сверяет свои ответы с «ключом», отмечает допущенные ошибки. Затем он должен проанализировать их. Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым - те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым - те, которые ученик не смог понять. Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время.

Использование тестов на уроках. Для успешной работы при сдаче ЕГЭ и на других видах контроля в аналогичном формате, учащиеся ознакомлены и знают основные виды тестовых заданий, ориентируются в их структуре, понимают, в какой форме нужно давать ответ в разных частях работы (А,B,C). Этим обусловлена необходимость использования тестовых заданий на уроках химии, начиная с основной школы.

При ответе на часть А используется метод «Ответ с комментариями». Ученик, устно или письменно выполняя задание теста, не просто указывает правильный ответ, но и комментирует его, дает мотивировку своего выбора. При устной фронтальной работе, каждый ученик комментирует свое задание.

Разумеется, подготовка к ЕГЭ не сводиться только к работе с тестами. Рассмотрение теоретического материала проводится при помощи опорных схем, презентаций, лекций. Чтобы за формулами и уравнениями школьники не потеряли связь с реальными объектами, используется демонстрационный эксперимент, видеозаписи опытов, интерактивные динамические модели. Во фронтальной работе с классом используются компьютерные тренажеры, интерактивные тесты-презентации и т.п. Большую помощь в самостоятельной работе учеников оказывают электронные пособия и ресурсы Интернета.

Однако основная работа проводится во внеурочное время в виде индивидуальных и групповых консультаций, на которых мы учимся данному виду работы, т. е. решению тестов. Также отрабатываем «задачи - ловушки» Это те задачи, которые решаются на первый взгляд легко, по определенному алгоритму, но обычно ответ получается неверным, так как ученик не вник в суть задачи. Сложность при решении вызывают и экспериментальные задачи, так как на уроках в силу ряда причин им уделяется мало времени.

На консультациях ученики готовят презентации, в которых показывают решение разных задач определенным способом, подбирают подобные задания для самостоятельной домашней работы своим одноклассникам.

Советы ученикам по подготовке к ЕГЭ:


  • Составь план подготовки. Для начала хорошо определить, кто ты - «СОВА» или «ЖАВОРОНОК», И в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.



  • Учти, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания постепенно снижается, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).



  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

  • Оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все темы (разделы) с помощью планов, еще раз останавливаясь подробнее на самых трудных вопросах.

Стратегия деятельности на экзамене:

  • Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!!!


  • Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!


  • Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.


  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.


  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.


  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.


  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы.

  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти - семи (что гораздо труднее).


  • Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.


  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Наша совместная работа с учениками по подготовке и сдаче ЕГЭ имеет определенные результаты:

- за все время учениками не получено ни одной неудовлетворительной оценки

- результат выше среднего по району и области

- в 2009 - 2010 учебном году Михайлов Антон набрал 80 баллов


  • Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный может ответить.

  • Чарлз Калеб Колтон


© 2010-2022