Рабочая программа по физике 10 класса. Учебник Г. Я. Мякичев. (2 часа в неделю)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Уссурийска» УГО


«Согласовано» «Утверждаю»

ЗДУВР МБОУ СОШ № 4 директор МБОУ СОШ №4

Метляева М. Н. Гончаренко О. В.

_________________ __________________


Рабочая программа

по физике

для 10 класса

(базовый уровень)

учителя первой квалификационной категории

Илюшкиной Марии Николаевны





2015/2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г., и примерной учебной программы среднего полного общего образования по физике

( Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г).

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно - технического прогресса.

Цель изучения физики в 10 классе является формирование целостного представления о мире, основанного на понимании учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, при передаче им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности при изучении тем: «Механика», «Молекулярная физика», «Термодинамика» и «Электродинамика».

Задачами преподавания физики в 10 классе являются:

- усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах:

(о законах и силах в механике; об уравнении состояния идеального газа, законах термодинамики;

о законе Кулона, о законе Ома для полной электрической цепи).

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, применять полученные знания по физике для объяснения физических явлений и решение качественных и расчётных задач по механике, молекулярной физике, термодинамике и электродинамике;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,

- развитие познавательных интересов. Интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации;

- воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;

- использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Наиболее оптимально содержание учебного курса изложено в УМК

  1. Волков В. А., Универсальные поурочные разработки по физике 10 класс, М., ВАКО, 2009.

  2. Марон А.Е., Марон Е.А., Физика. 10 класс, Дидактические материалы, Дрофа, 2011.

  3. Мякишев Г. Е. , Буховцев Б.Б., Соцкий Н.Н., Физика. 10 класс, М., «Просвещение», 2012.

  4. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10-11 классов, М., Дрофа. 2009.

  5. Сауров Ю.А., Физика. Поурочные разработки, М., Просвещение, 2010.

В распределении учебного материала опираюсь на авторскую программу Г.Я. Мякишева,

В неё внесены небольшие изменения:

Добавлен раздел 1 «Повторение за курс основной школы - 2 часа с последующим входным контролем;

Объедены несколько тем для того, чтобы в конце каждой четверти провести урок - игру и урок решения задач.

Добавлен раздел 10 «Повторение за 10 класс» - 3 часа.

Контроль результатов обучения физике осуществляется по следующим направлениям:

  1. учащийся должен владеть теоретическими знаниями и понимать смысл физических понятий, физических величин, физических законов и формул. Для их проверки используются такие формы контроля, как устный опрос, физические диктанты, взаимоконтроль при работе в парах, самоконтроль при работе с образцом, контроль старшего группы при групповой работе,

экспресс- опрос при работе над проектом и тест.

  1. учащийся должен уметь описывать и объяснять физические явления, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков, выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системе. В этом случае актуальны такие формы контроля, как лабораторные работы:

-измерение ускорения свободного падения,

- изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести,

- исследование упругого и неупругого столкновения тел,

- изучение законов сохранения и превращения механической энергии,

-измерение влажности воздуха,

- опытная проверка закона Гей - Люссака,

-измерение элементарного заряда,

- измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника света,

- измерение силы тока и напряжения при последовательном и параллельном соединение проводников.

  1. учащийся должен уметь решать задачи на применение изученных физических законов и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Для контроля используются контрольные и проверочные работы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, определяет минимальный набор демонстрационных опытов и лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса физики 10 класса.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.





Содержание учебного курса.

№/п

Название разделов и их содержание

Количество часов

Из них к\р, тесты, л\р.

1

Повторение

2

1 к/р

2

Кинематика.

Механическое движение. Система отчёта. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Равномерное движение точки по окружности. Кинематика абсолютно твёрдого тела.

6

1 л/ р, 1 пр/р


3

Динамика.

Основное утверждение механики. Сила. Масса. Единица массы. Законы Ньютона. Геоцентрическая система отсчёта. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Вес. Невесомость. Деформация и силы упругости. Закон Гука. Силы трения.

8

4

Законы сохранения в механике. Статика.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Механическая работа и мощность силы. Энергия. Кинетическая энергия. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Потенциальная энергия. Закон сохранения в механике. Равновесие тел.

6

5

Молекулярная физика.

Основы молекулярно - кинетической теории. Температура. Энергия теплового движения молекул. Основные положения молекулярно - кинетической теории. Размеры молекул. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Основное уравнение молекулярно кинетической теории газов. Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Энергия теплового движения молекул.

10

6

Тепловые явления.

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первый и второй законы термодинамики. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей.

13

1 к/р




7

Основы электродинамики. Электростатика.

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения зарядов. Закон Кулона. Единица электрического заряда .Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Силовые линии. Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электрическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов .Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов

7

1 к/р





8

Основы электродинамики. Законы постоянного тока. Электрический ток в различных токах.

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Электрический ток в вакууме. Электронно - лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

12

1 к/р,1л/р.

9

Повторение за курс 10 класса.

3

-

Итого:

68-,

6 к/р, 5 л/р


Календарно-тематическое планирование уроков физике в 10 классе.

Дата

№/п

Тема урока

Примечание.

четверть1.

Раздел 1. Повторение. 2 часа.

1

1.1

Техника безопасности. Повторение за курс основной школы.

2

1.2

Входной контроль.

Контрольная работа №1

Раздаточный материал

Раздел 2. Кинематика. 6 часов

3

2.1

Механическое движение. Система отсчёта.

Траектория. Путь. Перемещение.

Тележки,

таблицы, (1,3)

4

2.2

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение и график равномерного движения.

Движущиеся тела,

Графики.(4)

5

2.3

Мгновенная и средняя скорости. Ускорение.

-постановка проблемы.(8-9)

6

2.4

Равномерное движение точки по окружности.

Лабораторная работа №1 по теме: «Изучение движения тела по окружности».

Тело на нити, (15) динамометр, часы,

7

2.5

Кинематика абсолютно твёрдого тела.

Вращающееся тело(16)

8

2.6

Проверочная работа №1 по теме: «Кинематика».

Раздаточный материал

Раздел 3. Динамика.7 часов.

9

3.1

Основное утверждение механики. Сила. Масса, Единицы массы.

Тележки, презентация.

(18-19)

10

3.2

Первый, второй и третий законы Ньютона.

Модели машин, тележка. (20, 21, 24).

11

3.3

Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость.

Падающее тело,

Динамометр.

(27,28,33)

12

3.4

Деформация. Сила упругости. Закон Гука.

Лабораторная работа 2: «Измерение Жёсткости пружины»

Штатив, тело на нити, динамометр.

(34,36)

13

3.5

Сила трения. Решение задач по теме: «Кинематика и динамика».

14

3.6

Контрольная работа №1 по теме: «Кинематика и динамика».

15

3.7

Лабораторная работа 3: «Измерение коэффициента трения скольжения»

16

3.8

Лабораторная работа 4: «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

2 четверть.

Раздел 4. Законы сохранения в механике. Статика. 6 часов.

17

4.1

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

Модель ракеты,

шарик. (38)

18

4.2

Механическая работа и мощность силы.

Презентация. (40)

19

4.3

. Энергия.

Кинетическая энергия. Работа силы тяжести силы упругости.

Наклонная плоскость.

(41,43)

20

4.4

Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Равновесие тел. Лабораторная работа 5: «Изучение закона сохранения механической энергии».

Карточки

(44, 45, 51).

21

4.5

Контрольная работа № 2 по теме «Законы сохранения в механике».

карточки

22

4.6

Лабораторная работа 6: «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил».

Раздел 5. Молекулярная физика. 10 часов.

23

5.1

Основные положения МКТ. Размеры молекул.

Презентация. (53)

24

5.2

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел.

Презентация. (55, 56)

25

5.3

Основное уравнение молекулярно кинетической теории газов.

Презентация.

(57)

26

5.4

Решение задач по теме: «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории»

27

5.5

Температура и тепловое равновесие Определение температуры. Энергия теплового движения молекул.

Шкала температуры

(59-60)

28

5.6

Решение задач по теме: «Молекулярная физика».

карточки

29

5.7

Контрольная работа №2 по теме: «Молекулярная физика и температура».

карточки

30

5.8

Работа над ошибками.

карточки

31

5.9

Игра: «Эрудит» по теме: «Кинематика и динамика. Молекулярная физика».

карточки

32

5.10

Решение качественных задач по теме: «Кинематика и динамика. Молекулярная физика.»

карточки

3 четверть.

Раздел 6. Тепловые явления. 13 часов.

33

6.1

Уравнение состояния идеального газа.

Презентация(63)

34

6.2

Изотермический, изобарный и изохорный процессы. Газовые законы.

Презентация (65)

35

6.3

Лабораторная работа 7 по теме:

«Опытная проверка закона Гей - Люссака».

Наборы мензурок. Стеклянная трубка, ,запаянная с одним концом,

36

6.4

Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха.

Презентация(68-70)

37

6.5

Кристаллические и аморфные тела.

(72)

38

6.6

Решение задач по теме: «МКТ идеального газа».

карточки

39

6.7

Проверочная работа по теме «МКТ идеального газа».

карточки

40

6.8

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

Презентация (73,74)

41

6.9

Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.

Графики(76)

42

6.10

Первый и второй законы термодинамики.

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.

Презентация

(78, 81-82)

43

6.11

Решение задач по теме: «МКТ идеального газа. Газовые законы. Термодинамика».

карточки

44

6.12

Контрольная работа №3 по теме: «Тепловые явления».

карточки

45

6.13

Работа над ошибками.

карточки

Раздел 7. Основы электродинамики.

Электростатика. 7 часов.

46

7.1

Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Единица электрического заряда.

Презентация

(84,85)

47

7.2

Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Силовые линии. Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей.

Презентация

(88-90)

48

7.3

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов .Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

(93-95)

48

7.3

Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. Применение конденсаторов.

Различные конденсаторы.

(97-98)

49

7.4

Решение задач по теме: «Электростатика».

карточки

50

7.5

Контрольная работа № 4 по теме: «Электростатика».

карточки

51

7.6

Работа над ошибками.

карточки

52

7.7

Решение задач по теме: «Электростатика».

карточки

4 четверть.

Раздел 8. Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах. 12 часов.

53

8.1

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока .Напряжение.

(100)

презентация , амперметры

54

8.2

Закон Ома для участка цепи.

Сопротивление.

Амперметры, вольтметры. (101)

55

8.3

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

(102)

56

8.4

Лабораторная работа 8 по теме:

«Последовательное и параллельное соединение проводников».

Наборы резисторов. амперметры, вольтметры, ключи,

провода,

источник тока.

57

8.5

Работа и мощность тока.

Презентация. (104)

58

8.6

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Источник тока, амперметр, (105-106) вольтметр, ключ, провода, резистор.

59

8.7

Лабораторная работа 9

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, провода,

резистор

60

8.8

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводников от температуры.

Сверхпроводимость.

Презентация.

(108-109)

61

8.9

Электрический ток в полупроводниках.

Применение полупроводниковых приборов.

Презентация.( 110)

62

8.10

Электрический ток в вакууме, газах и жидкостях.

Презентация.

(112-114)

63

8.11

Решение задач по теме:

«Законы постоянного тока», «электрический ток в различных средах».

карточки

64

8.12

Контрольная работа № 5 по теме:

«Законы постоянного тока», «электрический ток в различных средах».

карточки

Раздел 9. Повторение за 10 класс. 4 часа.

65

10.1

Повторение тем: «Механические и тепловые явления».

Раздаточный материал

66

10.2

Повторение темы: «Электродинамика».

Раздаточный материал

67

10.3

Игра «Эрудит» по теме: «Механические, тепловые и электрические явления».

Карточки презентация

68

10.4

Итоговый урок за курс 10 класса.





Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса

В результате изучения физики на базовом уровне учащиеся 10 класса должны:

знать/понимать:

- смысл понятий:

(физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество;

- материальная точка, путь, перемещение, траектория;

-динамика, покой, равновесие, инерция, взаимодействие, сила, импульс;

- тепловое движение температура, внутренняя энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

- фаза вещества и его агрегатные состояния;

- физическую природу плавления, отвердевания, испарения, кипения и конденсации).

- смысл физических величин:

(скорость, ускорение, масса, работа, механическая энергия;

- внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество вещества;

- элементарный электрический заряд, электрическое поле, электрический ток).

- смысл физических законов:

( классической механики, Всемирного тяготения;

- сохранения импульса, энергии и электрического заряда;

- термодинамике и электродинамики).

- формулы:

(равномерного, равноускоренного и криволинейного движения;

- законов сил Ньютона, Кулона, МКТ, и электродинамики;

- теплоты при нагревании или охлаждения тел, первого начала термодинамики).

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления и свойства тел:

( механического движения, движение искусственных спутников Земли;

- свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;

- электрического поля, постоянного электрического тока;

Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных;

Приводить примеры практического использования физических знаний:

- законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике.




Учебно-методическое и программное обеспечение:

Для учителя:


  1. Волков В. А., Универсальные поурочные разработки по физике 10 класс, М., ВАКО, 2009.

  2. Марон А.Е., Марон Е.А., Физика. 10 класс, Дидактические материалы, Дрофа, 2011.

  3. Мякишев Г. Е. , Буховцев Б.Б., Соцкий Н.Н., Физика. 10 класс, М., «Просвещение», 2012.

  4. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10-11 классов, М., Дрофа. 2009.

  5. Сауров Ю.А., Физика. Поурочные разработки, М., Просвещение, 2010.

Для ученика:

  1. Мякишев Г. Е. , Буховцев Б.Б., Соцкий Н.Н., Физика. 10 класс, М., «Просвещение», 2012.

  2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10-11 классов, М., Дрофа. 2009.








© 2010-2022