Урок Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»Урок Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»Урок Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Цель урока: экспериментально научиться определять, как зависит сила трения скольжения от веса тела, от рода соприкасающихся поверхностей и не зависит от площади соприкасающихся тел.

Методические цели урока:

Образовательные: формировать навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием, построение графика зависимости силы трения скольжения от веса тела, уметь формулировать выводы.

Развивающие: развивать навыки экспериментальной работы, развивать навыки точности при измерении, умение пользоваться лабораторным оборудованием; умение применять знания в нестандартных ситуациях, творческие способности учащихся, развитие речи, мышления; способность наблюдать, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Воспитательные: формировать познавательный интерес, логическое мышление, формировать познавательную мотивацию осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Ход урока

1.Организационный этап

Приветствие учителя. Подготовка учащихся к работе на уроке: готовность класса и оборудования. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих. Запись домашнего задания.

2. Повторение изученного материала

Проверка письменного домашнего задания

3.Этап актуализации знаний

Фронтальный опрос

  1. Что такое сила?

  2. В каких единицах измеряется сила?

  3. Какие силы вы знаете?

  4. Перечислите признаки действия силы на тело.

  5. Почему изменяется скорость движения тела?

  6. Укажите название прибора для определения силы

  7. Как направлены силы: сила тяжести, сила упругости, вес тела?

  8. В чем различия между силой тяжести и весом тела?

  9. Чем определяется действие силы на тело?

  10. Какую силу называют равнодействующей?

  11. Как найти равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой в одну строну? В противоположные стороны?

  12. В каком состоянии будет находиться тело, если равнодействующая сил, действующая на тело равна нулю?

  13. Что такое сила трения?

  14. Каковы причины возникновения силы трения?

  15. Какие вы знаете виды силы трения?

  16. От чего зависит величина силы трения?

  17. Как измеряют силу трения?

4. Этап постановки целей и задач урока

Проблемная ситуация.

На прошлом уроке мы изучили силу трения, выяснили, как её измеряют, узнали, какие виды трения бывают, какую роль играет сила трения в нашей жизни. Теперь при выполнении лабораторной работы экспериментально выясним причины, от которых зависит сила трения скольжения.

  • Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: при выполнении лабораторной работы выяснить зависит ли сила трения от силы давления (веса тела), от площади соприкасающихся поверхностей, от рода соприкасающихся тел.

Откройте тетради для лабораторных работ и запишите тему сегодняшнего урока «Лабораторная работа №7 Измерение силы трения с помощью динамометра».

5. Этап усвоение новых знаний и способов действий

Знания о природе трения пришли к нам не сами собой. Этому предшествовала большая исследовательская работа ученых-экспериментаторов на протяжении нескольких веков: Леонардо да Винчи, Амонтон, Леонард Эйлер, Шарль Кулон - это наиболее известные имена. Мы тоже проведем ряд экспериментов, все результаты которого будем записывать в таблицу №1, у вас на столах.

  • Каким прибором измеряется сила? (динамометром)

  • Что нужно сделать перед тем, как начать измерять силу? (определить цену деления прибора)

  • Обратимся к следующему эксперименту

Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления на эту поверхность.

6. Этап обобщения и закрепления нового материала

Инструктаж по технике безопасности

1.Соблюдать требования инструкции при выполнении лабораторной работы.

2.Подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятию.

3.Разместить приборы, материалы, оборудование, исключив возможность их падения.

4.Выполнять задания только после разрешения учителя.

5. Не проводить самостоятельно опыты, не предусмотренные заданиями работы.

6. Не оставлять рабочее место без разрешения учителя.

7. В случае необходимости поднять руку и пригласить учителя.

8.Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.

9.Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.

10.По окончании лабораторной работы убрать рабочее место.

С правилами ознакомлен (а). Обязуюсь выполнять.

7.Этап выполнения работы

  • А теперь, ребята, можете приступать к выполнению лабораторной работы.

Лабораторная работа № 7

Тема: «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Цель работы: выяснить от чего зависит сила трения скольжения, и сравнить её с силой трения качения.

Оборудование: динамометр, деревянный брусок, набор грузов массой по 102 г., две цилиндрические палочки (круглые карандаши).

Указания к работе

1.Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:

№ опыта

1

2

3

4

5

6

Сила трения Fтр, Н







Вес тела P, Н







2.Вычислите цену деления шкалы динамометра. Запишите результат.

3.Положите брусок на поверхность стола. Прикрепите к бруску динамометр.

4.Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Динамометр будет показывать силу тяги, равную силе трения. Запишите показания динамометра в таблицу.

5.Определите вес бруска и запишите в таблицу. Сравните вес бруска и силу трения скольжения.

6.Поставив груз на брусок, повторите измерения силы трения скольжения (пункт 4) и вес бруска с грузом (пункт 5). Запишите показания динамометра в таблицу.

7. Поставив 2 груза на брусок, повторите измерения силы трения скольжения (пункт 4) и вес бруска с 2 грузами (пункт 5). Запишите показания динамометра в таблицу.

8. Поставив 3 груза на брусок, повторите измерения силы трения скольжения (пункт 4) и вес бруска с 3 грузами (пункт 5). Запишите показания динамометра в таблицу.

9.Положите брусок (с 3 грузами) на бумагу и, перемещая его равномерно, определите силу трения скольжения. Запишите показания динамометра в таблицу.

10. Положите брусок узкой гранью (с 3 грузами) на бумагу и, перемещая его равномерно, определите силу трения скольжения. Запишите показания динамометра в таблицу.

11.Поместите брусок с 3 грузами на двух цилиндрических палочках и равномерно перемещайте его по столу. Запишите показания динамометра в таблицу.

12. Постройте график зависимости силы трения скольжения от веса тела.

Fтр, Н









P, Н


Вывод: при выполнении лабораторной работы…

Контрольные вопросы:

Вариант 1

Вариант 2

1. В каких единицах измеряется сила трения?
А. м
Б. Н
В. м/с
2. Какая сила больше: сила трения покоя или сила трения скольжения?
А. Fп < Fск
Б. Fп = Fск
В. Fск < Fп
3. Зачем при передвижении тяжелого груза под него кладут катки?
А. чтобы увеличить силу трения
Б. чтобы уменьшить силу трения
В. сила трения не изменяется
4. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед …
А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется

1. Каким прибором можно измерять силу трения?
А. линейкой
Б. мензуркой
В. динамометром
2. Какая сила меньше: сила трения покоя или сила трения качения?
А. Fп < Fск
Б. Fп = Fск
В. Fск < Fп
3. Почему любое тело, приведенное в движение, в конце концов, останавливается?
А. на тело действует сила трения скольжения
Б. на тело действует сила трения качения
В. на тело действует сила трения покоя
4. Во время пробуксовки автомобиля под колеса подсыпают гравий или шлак. При этом сила трения …
А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется

5.От чего зависит сила трения скольжения?

6.Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?

8. Рефлексивно-оценочный этап

  • Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

  • Что не понравилось?

  • Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?

  • А теперь давайте выставим оценки.

Домашнее задание: §32 , Л. № 132, 262, 342, 371


© 2010-2022