Программа профилированного курса физики для профессии Повар, кондитер

Программа профилированного курса физики для учреждений НПО и СПО, осуществляющих подготовку рабочих кадров по профессии "Повар, кондитер", рассчитана на 200 часов и предназначена для реализации профессиональной направленности предмета в процессе изучения курса. В ней учитывается специфика преподавания физики в профессиональных учебных заведениях отраслей пищевой промышленности и общественного питания, содержится профессионально значимый учебный материал, который органично сочетается с базовым ко...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа профилированного курса физики для профессии «Повар, кондитер»

Программа профилированного курса физики для учреждений начального профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров по профессии "Повар, кондитер", рассчитана на 200 часов и предназначена для реализации профессиональной направленности предмета в процессе изучения курса. В ней учитывается специфика преподавания физики в профессиональных учебных заведениях отраслей пищевой промышленности и общественного питания, содержится профессионально значимый учебный материал, который органично сочетается с базовым компонентом курса физики.

Данная программа является опытной и примерной, и преподаватель имеет право в соответствии с рабочим учебным планом вносить свои коррективы в программу с учетом требований, предъявляемых к преподаванию предмета со стороны федеральных, региональных руководящих и методических органов.

Авторы: Топчей Т.Н. - преподаватель физики ГБОУ СПО РО «ДонТКИиБ» Негодаев В.И. - преподаватель физики ГБОУ СПО РО «ДонТКИиБ»

Рецензенты: Божко А.Н. - преподаватель спецпредметов ПУ № 79 Чудинова Т.Г. - преподаватель физики ПЛ № 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа курса физики для учреждений начального профессионального образования (УНПО) является профилированной и учитывает содержание профессиональной подготовки обучающихся по профессии "Повар, кондитер", а также может быть использована для других профессий, относящихся к пищевой промышленности.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального/среднего профессионального образования и ориентирована на основные компоненты содержания физического образования, обеспечивающего получение среднего образования на базе основного общего образования.

Согласно Модели учебного плана и учитывая распределение часов для данного отраслевого комплекса (200 - 210 часов), физика является обязательным для изучения профилированным предметом. Поэтому данная программа рассчитана на 200 учебных часов, является примерной, и преподаватель может вносить в нее небольшие корректировки в объеме, указанных часов в зависимости от материальной базы и структуры конкретного рабочего учебного плана.

Программа предусматривает реализацию целей и задач, предусмотренных ФГОС РФ, принятым для общеобразовательной школы. Профессиональная направленность программы определяет специфику преподавания физики в учреждениях начального/среднего профессионального образования, которая заключается в подборе профессионально значимого материала, его органическом сочетании с физическим материалом, во взаимной увязке физики со специальными дисциплинами и производственным обучением учащихся. При этом структура построения предмета, логика построения - традиционны и полностью сохраняются.

Содержание программного материала является теоретической базой для овладения технологическими процессами приготовления блюд, кулинарных изделий высокого качества, оборудованием и техникой на предприятиях массового питания различных форм собственности. На основе анализа содержания ФГОС РФ по профессии "Повар, кондитер", квалификационной характеристики, программ спецпредметов можно утверждать, что настоящая программа удовлетворяет требованиям, предъявляемым к профильной программе. Программа, наряду с изучением минимального базового ядра физического образования, являющегося составной частью общего среднего образования, предлагает профессионально значимый учебный материал из спецтехнологии и производственного обучения, который органично сочетается с базовым компонентом. И если базовый минимум обеспечивает формирование у учащихся естественно-научной картины мира, позволяет реализовать мировоззренческую функцию предмета, то профильный компонент позволяет показать практическое применение физических теорий, явлений, законов при изучении как теоретических так и практических основ профессии, содержательных параметров профессиональной деятельности.

Основные направления, реализуемые в профилированном курсе физики:

опора на профессиональные знания, умения и интересы обучающихся, их учет при изучении нового материала, решении задач, выполнении лабораторных работ и т.д.;

формирование особого "видения физики" на своем рабочем месте, т.е. умение объяснить наблюдаемые производственные процессы, технологические операции, устройство и работу технологического оборудования на основе законов физики.

Возможные пути осуществления профессиональной направленности преподавания курса физики могут быть следующие:

иллюстрация и конкретизация физических теорий, явлений, понятий, законов с помощью учебного материала предметов общетехнического, общепрофессионального и профессионального циклов (в том числе производственного обучения);

демонстрация практического применения физических теорий и законов в технологических процессах и технологическом оборудовании;

разъяснение значимости физики как основы техники, демонстрация физических принципов действия технических аппаратов и машин;

составление и решение задач с профессиональным содержанием;

показ кино-, видео- и диафильмов с соответствующим физическим содержанием, профессионально значимым для обучающихся профессии данной отрасли;

выполнение лабораторно-практических работ интегративного характера с

использованием знаний обучающихся как по физике, так и по снецтехнологии и

производственному обучению;

организация кружковой и другой внеклассной работы, содержание которой

учитывало бы профессиональную направленность изучения физики. Профессиональный компонент в отличие от базового в программе выделен жирным шрифтом.

В программе изложены требования к знаниям и умениям обучающихся по базовому и отдельно по профессиональному компонентам. Предлагается примерное тематическое планирование учебного материала с распределением часов.

Для профессии "Повар, кондитер" профессионально значимыми темами (основными обобщающими учебными элементами) являются:

- основы молекулярно-кинетической теории;

- основы термодинамики; законы постоянного тока:

- электромагнитная индукция; колебания и волны.

В других темах также присутствует профессионально-значимый компонент, но в меньшем объеме.

Программа предусматривает использование международной системы (СИ) измерения физических величин.

В программе указаны цели изучения каждого из разделов или его тем (ООУЭ, ОУО), обязательные фронтальные лабораторные работы; предлагаются десять работ физическою практикума, из которых преподаватель может выбрать 5-7 работ по своему усмотрению или заменить их другими работами.

Выбор, замена лабораторных и практических работ, демонстраций на уроках осуществляется преподавателем в зависимости от материальной базы кабинета физики, но без ущерба объему изучаемого материала. Демонстрационный эксперимент в данной программе не оговорен, но он определен во всех предыдущих профильных программах (в основном для базового курса) и может быть спланирован таким образом, чтобы демонстрации показывали межпредметную связь с профессией.

Содержание программы базируется на основе системно-структурной дидактики и представлено в виде учебных элементов (УЭ) с указанием цифрами минимально допустимых уровней их усвоения (УУ), ниже которых усвоение учащимися программного материала не допустимо.

Под учебным элементом понимают подлежащий изучению предмет, процесс, явление, закон, свойство, связь, метод действия, способ применения и т.д. Учебные элементы различают по степени обобщения материала: основной обобщающий учебный элемент (ООУЭ), основной учебный элемент (ОУЭ), узловой учебный элемент (УУЭ), рабочий учебный элемент (РУЭ).

Уровни усвоения знаний определяются через учебную деятельность учащихся. Преподаватель, используя методические приемы, должен подготовить учащихся к осуществлению деятельности, соответствующей данному в программе уровню знаний.

Различают четыре уровня усвоения знаний.

I УУ определяется репродуктивной деятельностью обучающихся, действующих с опорой на подсказанные им признаки. При этой деятельности у обучающихся формируются знания на уровне знакомства. Учащимся достаточно овладеть умениями опознания, различения и соответствия объектов и признаков. Для того, чтобы обеспечить I УУ знаний, можно использовать такие формы занятий как урок-лекция, рассказ, работа с учебником, экскурсия и т.д. При этом функции учащихся слушать, записывать, запоминать.

II УУ также определяется репродуктивной деятельностью обучающихся, но осуществляться должна эта деятельность без подсказки, и обучающийся должен уметь по памяти, самостоятельно, без помощи преподавателя, воспроизводить полученную ранее информацию, осуществлять операции и действия, уметь самостоятельно решать типовые задачи. Находящийся на этом уровне знаний обучающийся может без подсказки воспроизвести формулу, сформулировать закон, рассчитать по известному алгоритму параметры, объяснить порядок выполняемых операций и т.д. Этот уровень является уровнем воспроизведения (алгоритмическим) и формируется при выполнении лабораторных и практических работ, уроков-семинаров, выполнении самостоятельных работ, решении задач по алгоритму.

III УУ определяется продуктивной деятельностью обучающихся, в результате которой появляется новая информация, полученная либо при использовании известных методов в новых условиях, либо на новых учебных элементах. Такая деятельность требует достаточной самостоятельности обучающихся, определяет способность обучающихся к творческой деятельности по использованию и применению уже известного им в новых ситуациях. На III УУ учащийся должен уметь решать нетиповые задачи. Кроме уже упомянутых форм и методов обучения, для вывода учащихся на III УУ знаний необходимо использовать деловые игры, уроки-решения нетиповых задач, исполнение рефератов на заданную тему и т.д.

IV УУ характеризуется умениями творческой деятельности учащихся без опоры, созданием ранее не известного учащимся, но известного преподавателю. Например, выявление какого-либо свойства объекта (не изучаемого в рамках программы) и его аргументация, выполнение задания вариантом, не использованным на занятиях и т.п. При этом формы и методы обучения должны развивать навыки самостоятельной работы, умения самостоятельно добывать знания, планировать, обобщать и делать выводы, аргументировать, развивать логическое мышление.

Учитывая ориентацию обучающихся учреждений начального профессиональною образования на профессиональную деятельность, необходимо планировать изучение основного учебного материала на занятиях в учебном заведении, используя для этою эффективные методы обучения (блочно-модульную систему подачи материала, опорные конспекты, структурно-логические схемы, таблицы и др.). Необходимо развивать у учащихся навыки работы с книгой, формировать умения выделять главное, находить структурные и логические связи, умения собирать, обрабатывать и использовать информацию. Преподаватель должен использовать демонстрационный и лабораторный эксперимент, активные традиционные и новые методы обучения дтя более полной реализации данной программы в период обучения.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Требования к предметной подготовке учащихся подразделяются на требования к основным знаниям и умениям по базовому компоненту и на требования к основным знаниям, умениям и навыкам по профессионально значимому компоненту.

Требования по базовому компоненту курса физики отражены в общеобразовательном государственном стандарте Российской Федерации и предъявляются по основным содержательно-методическим линиям: движение и сила; поле; вещество; энергия; познание окружающего мира.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО БАЗОВОМУ КОМПОНЕНТУ

МЕХАНИКА

Обучающихся должны знать:

Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, ускорение, масса, плотность, силы в механике, импульс, работа, мощность, энергия.

Законы и принципы: законы Ньютона, закон Архимеда, законы сохранения импульса и энергии.

Практическое применение: КПД машин, примеры механизации. Учащиеся должны уметь:

- измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу, мощность, КПД механизмов;

- решать простейшие задачи.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Учащиеся должны знать:

Понятия: агрегатные состояния вещества, тепловое движение частиц, масса и размер молекул, изопроцессы и адиабатный процесс; броуновское движение, температура. Насыщенный и ненасыщенный пары, необратимость тепловых процессов, влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела, анизотропия кристаллов, деформация.

Законы и формулы: основное уравнение MKT, уравнение Менделеева-Клапейрона, 1-й закон термодинамики.

Практическое применение: тепловые двигатели и их применение, методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды. Учащиеся должны уметь:

пользоваться термометром, психрометром (различных типов);

решать простейшие задачи;

экспериментально определить модуль упругости материала.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Учащиеся должны знать:

Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поле, напряженность и разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электродвижущая сила. Магнитная индукция. Термоэлектронная эмиссия. Электропроводность газов, жидкостей и полупроводников. Электромагнитная индукция, индуктивность. Колебательный контур, переменный ток. Волновые свойства света: интерференция, дифракция и дисперсия.

Законы: Кулона, Ома, Фарадся, электромагнитной индукции, правило Ленца, сохранения заряда, отражения и преломления света, связь массы и энергии, принцип постоянства скорости света в вакууме.

Практическое применение: электроизмерительные приборы, полупроводниковый диод, транзистор, электронно-лучевая трубка, генератор переменного тока, радиотелефонная связь, полное внутреннее отражение. Учащиеся должны уметь:

Решать задачи на законы Кулона, Ома, Джоуля-Ленца; на расчет напряженности электрического поля, напряжения, работы электрического поля; электроемкости, индукции магнитного поля, на расчет сил Ампера и Лоренца; на применение формулы, связывающей длину волны с частотой и скоростью. Производить расчет электрических цепей.

Уметь пользоваться электроизмерительными приборами, выпрямителем электрического тока.

Собирать простейшие электрические цепи. - Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, силу тока и напряжение постоянного тока.

Рассчитывать собственную частоту колебательного контура по известным

параметрам.

Измерять длину световой волны.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Учащиеся должны знать:

Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, атомное ядро, ядерные реакции, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция, термоядерная реакция.

Законы: фотоэффекта, радиоактивного распада. Постулаты Бора.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, спектральный анализ и его применение, устройство и принцип действия ядерного реактора.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОМУ КОМПОНЕНТУ

Требования к основным знаниям, умениям и навыкам учащихся по профессионально значимому компоненгу определяются квалификационной характеристикой профессии, содержанием учебных программ предметов спеццикла и производственного обучения.

В предлагаемую программу включены элементы знаний, отражающих профессиональную потребность работников предприятий общественного питания. Для профессии "Повар, кондитер" наиболее важными являются разделы "Молекулярная физика" и "Электродинамика". Знания этих разделов используются в кулинарии, технологии приготовления мучных кондитерских изделий, в оборудовании предприятий общественного питания, физиологии питания.

Обучающихся должны знать:

правила хранения продуктов, имеющих специфический запах.

- влажность воздуха в помещении, смачивание и капиллярные явления, испарение и конденсацию,

способы теплопередачи: теплопроводность, инфракрасное излучение, конвекция, зависимость температуры кипения жидкости от внешнего давления,

- независимость скорости приготовления пищи от интенсивности кипения, соединение проводников в тепло-электронагревателях (ТЭНах), зависимость выделенного количества теплоты от сопротивления проводников, использование переменного тока на предприятиях общественного питания, применение ультразвука в пищевой промышленности.

правила защиты (при хранении) продуктов от светового излучения (действия света),

условия защиты продуктов питания от радионуклеидов. Учащиеся должны уметь:

- определить цену деления измерительного прибора,

пользоваться измерительными приборами: весами, измерительным цилиндром, психрометром, термометром; электроизмерительными приборами, трансформатором,

измерять и вычислять физические величины, решать задачи по физике с профессиональным содержанием. Для изучения принципов действия оборудования предприятий общественного питания

необходимы умения разбираться в электрических и механических схемах, умения

производить изменения их режимов работы и т.п.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ТЕМА

Количество

пп

часов

1. МЕХАНИКА

1

Повторение профессионально значимых учебных элементов

механики

8 ч.

2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

2.

Основы молекулярно-кинетической теории.

17 ч.

3.

Основы термодинамики.

16 ч.

3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

4.

Электрическое поле.

16 ч.

5.

Законы постоянного тока.

12 ч.

6.

Электрический ток в различных средах.

14 ч.

7.

Магнитное поле тока.

8 ч.

8.

Электромагнитная индукция.

8 ч.

9.

Колебания и волны.

32 ч.

10.

Световые явления.

18 ч.

4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

11.

Световые кванты.

12 ч.

12.

Атом и атомное ядро.

14 ч.

5. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

15 ч.

6. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

10 ч.

Итого:

200 часов

СПЕЦИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПО ТЕМАМ

В спецификации римскими цифрами указаны минимальные допустимые уровни усвоения учебных элементов, ниже которых усвоение учащимися материала не допустимо.

1. МЕХАНИКА (8 ч.)

Тема 1: Профессионально значимые учебные элементы механики.

Цель: закрепить и обобщить профессионально значимые и базовые знания механики.

Масса, вес, плотность (2). Силы тяжести, упругости, трения (2). Работа, энергия, мощность (2). Момент силы (2). Правило моментов (1). Законы сохранения импульса и энергии (2). Давление и его измерение (2). Сообщающиеся сосуды (2).

Механизация процессов приготовления пищи (2).

2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (33 ч.) Тема 2: Основы молекулярно-кинетической теории (MKT).

Цель: усвоить MKT для объяснения тепловых процессов, строения вещества и его свойств.

Основные положения MKT (2). Опытные обоснования основных положений MKT (диффузия, броуновское движение) (2). Использование диффузии н учет се мри приготовлении пищи (1). Масса и размер молекул (1). Агрегатные состояния вещества (2).

Идеальный газ (2). Основное уравнение MKT (1). Температура (1). Скорость молекул газа (1). Опыт Штерна (1).

Уравнение состояния идеального газа (2). Изопроцессы (1). Насыщенный и ненасыщенный пар (2). Применение насыщенного пара в варочном оборудовании (1). Кипение (2). Зависимость температуры кипения воды при тепловой обработке продуктов в автоклавах (1). Испарение и конденсация (2). Использование энергии пара в пароводяной рубашке варочного котла (1). Влажность воздуха (2). Влажность пищевых продуктов (1). Роль влажности при хранении продуктов (1). Психрометр (2). Количество теплоты (2). Теплота парообразования и конденсации (2). Теплота сгорания топлива (2). Уравнение теплового баланса (2).

Поверхностное натяжение (2). Смачиваемость (2). Капиллярность (2). Гигроскопичность продуктов питания (1).

Кристаллические и аморфные тела (2). Теплота плавления (1). Механические свойства твердых тел (1). Закон Гука (1).

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:

1. Измерение влажности воздуха.

2. Измерение модуля упругости резины.

Тема 3: Основы термодинамики.

Цель: дать представление о термодинамике; усвоить законы термодинамики и их применение.

Внутренняя энергия и способы ее изменения (2). Первый закон термодинамики (2). Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучения и их использование в тепловом оборудовании на предприятиях общественного питания (ПОП) (1). Второй закон термодинамики (1). Холодильные машины и их применение для охлаждения продуктов (1).

Принцип действия теплового двигателя и его КПД (2). КПД пищеварочного котла (1). Использование тепловых двигателей и охрана окружающей среды (1).

3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (108 ч.) Тема 4: Электрическое поле.

Цель: дать представление о материальности поля и его характеристиках.

Электрический заряд (1). Электризация тел (1). Закон сохранения электрического заря да (1). Закон Кулона (2). Электрическое поле (2). Напряженность электрического поля (2). Работа электрического поля (2). Разность потенциалов (2). Связь напряженности и напряже-ния (2). Диэлектрики в электрическом поле (1). Проводники в электрическом поле (1).

Электроемкость (2). Конденсаторы (2). Энергия электрического поля (1). Тема 5: Законы постоянного тока.

Цель: сформулировать основные характеристики и законы постоянного тока.

Условия существования электрического тока (2). Сила тока (2). Закон Ома для участка цепи (2). Сопротивление (2). Терморезисторы в качестве датчиков температуры (1). Электродвижущая сила (ЭДС) источника тока (2). Закон Ома для полной цепи (2). Последовательное и параллельное соединение проводников (1). Разнообразные соединения ТЭНов электрооборудования ПОП (1).

Работа и мощность тока (2). Закон Джоуля-Ленца (2). Короткое замыкание (1). Электронагревательные элементы (1). Регулировка мощности электротспловых установок : плит, жарочных шкафов, фритюрниц (1). Использование высокоомных материалов при изготовлении теплонагреватсльных элементов (1). Электробезопасность человека (1).

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 3. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Тема 6: Электрический ток в различных средах.

Цель: усвоить зависимость вида носителей заряда от среды.

Электропроводность металла (2). Зависимость сопротивления металла от температу-ры (2). Сверхпроводимость (1). Электрический ток в электролитах (2). Законы Фарадея (2). Использование электропроводности воды в реле-уровня и для защиты ТЭНов от "сухого хода" в парогенераторе варочного котла (1).

Электрический ток в газах (2). Виды газовых разрядов (2). Использование газовых разрядов в технике (1). Плазма (1). Электрический ток в вакууме (2). Вакуумный диод (1). Электронно-лучевая трубка (2).

Полупроводники (1). Собственная и примесная проводимость полупроводников (I). Полупроводниковый диод, транзистор, фоторезистор (1).

Тема 7: Магнитное поле тока.

Цель: сформировать представление о материальности поля и его характеристиках.

Магнитное поле (2). Взаимодействие токов (2). Магнитная индукция (2). Действие магнитного поля на проводник с током (2). Действие магнитного поля на движущийся заряд (2). Магнитные свойства вещества (1). Использование магнитных полей в аппаратуре управления и защиты электрооборудования (пищеварочных котлов, электропривода) (!)•

Тема 8: Электромагнитная индукция.

Цель: усвоить явления электромагнитной индукции.

Явление электромагнитной индукции (2). Закон электромагнитной индукции (2). Индукционный ток и его использование для тепловой обработки продуктов (1). Самоиндукция (1). Индуктивность (1). Энергия магнитного поля (1).

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 4. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.

Тема 9: Колебания и волны.

Цель: усвоить механизм возникновения колебаний и волн и их характеристики.

Колебательное движение (2). Параметры, характеризующие колебания: амплитуда, период, частота, циклическая частота, фаза (2). Гармонические колебания (1). Преобразование энергии в колебательных системах (1). Автоколебания (1).

Электромагнитные колебания (1). Генератор переменного тока (1). Трансформатор (1). Производство, передача и использование электроэнергии (1). Использование переменного тока на предприятиях общественного питания (1).

Распространение колебаний в упругой среде (2). Длина волны и ее связь с частотой (2). Звук и его характеристики: сила и высота тона (2). Ультразвук и его применение для стерилизации, сушки, засолки и гомогенсзации пищевых продуктов (1).

Электромагнитные волны (2). Свойства волн: интерференция и дифракция (1). Принцип радиотелефонной связи (1). Простейший радиоприемник (1). Понятие о телевидении (1). Радиолокация (1). Применение СВЧ-волн в кулинарии для тепловой обработки продуктов питания, для размораживания продуктов (1).

Тема 10: Световые явления.

Цель: сформировать представление об электромагнитной теории света.

Природа света (1). Законы отражения и преломления света (2). Линзы (2). Формула лин-зы (2). Оптические приборы (1).

Дисперсия света (2). Спектроскоп (1). Интерференция света (1). Дифракция света (1). Поляризация света (1). Использование явления поляризации света для определения концентрации сахара в продуктах (1). Использование спектрального анализа для определения качества продуктов (I). Применение инфракрасных лучей в кулинарии (1).

Спектры испускания и поглощения (1). Спектральный анализ (1).

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

5. Измерение показателя преломления стекла.

6. Измерение длины световой волны при помощи дифракционной решетки.

7. Наблюдение спектров.

4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (26 ч.) Тема 11: Световые кванты.

Цель: сформировать представление о квантовой природе и свойствах электромагнитного излучения.

Фотоэлектрический эффект (2). Законы фотоэффекта (2). Кванты света, фотоны (1). Уравнение фотоэффекта (2). Фотоэлементы и их применение (1). Давление света (1). Химическое действие света (1). Учет химического действия света при хранении продуктов (1). Корпускулярно-волновой дуализм (1). Принцип относительности Эйнштейна (1). Зависимость массы тела от скорости (1). Закон взаимосвязи массы и энергии (1).

Тема 12: Атом и атомное ядро.

Цель: усвоить строение атома и атомного ядра и свойства радиоактивных излучений. Развитие представлений о строении атома (1). Ядерная модель атома (2). Квантовые постулаты Бора (2).

Состав ядра атома (2). Энергия святи атомного ядра (1). Радиоактивность и ее виды (2). Закон радиоактивного распада (2). Изотопы (1). Использование гамма-лучей для удлинения сроков хранения продуктов питания (1). Биологическое действие излучения (1). Защита продуктов питания от загрязнения радионуклеидами (1).

Методы регистрации ионизирующих излучений (2). Деление ядер урана (1). Ядерный реактор (1). Атомные электростанции (1). Термоядерные реакции (1).

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 8. Исследование треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

РАБОТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА: (10 ч.)

1. Наблюдение броуновского движения.

2. Определение удельной теплоемкости вещества.

3. Исследование поверхностного натяжения масла.

4. Определение удельного сопротивления проводника.

5. Последовательное и параллельное соединение проводников (ТЭНов).

6. Измерение работы и мощности электрического тока.

7. Изучение устройства и работы трансформатора.

8. Сборка действующей модели радиоприемника.

9. Определение плотности твердого вещества.

10. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.


© 2010-2022