- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике для 10 класса
Рабочая программа по физике для 10 класса
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иржанова Ж.Т. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Согласовано» Руководитель ШМО ____________/Иржанова Ж.Т./ Протокол № 1 от 18 августа 2013г.
|
| «Утверждаю» Руководитель МОУ СОШ с.Долина _____________/Кулагина О.Н./ Приказ № 78 от 19 августа 2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ИРЖАНОВОЙ ЖАНИСЫ ТУРСЕНЬЕВНЫ
Первая квалификационная категория
По физике 10 класс.
Универсальное обучение.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 13 от 19 августа 2013г.
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка
Класс 10
Учитель Иржанова Ж.Т.
Количество часов 70 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков 4 ч. Административных контрольных уроков 4 ч. Количество лабораторных и практических работ 5 ч.
Данная рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10 кл. / Н.Н.Тулькибаева, А.Э.Пушкарев. - М.: Просвещение, 2008 и примерные программы по учебным предметам. Физика 10-11 класс. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение». 2011
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 70 часов в год по 2 урока в неделю.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Учебник 10-го класса содержит следующие разделы: «Механика» (туда же входит кинематика, динамика, законы сохранения в механике), «Молекулярная физика. Тепловые явления», «Основы электродинамики»; Формы проведения учебных занятий: комбинированный урок, семинар, урок-лекция, урок практикум. Предусмотрено учебное время для проведения лабораторных (5уроков) и контрольных работ (4уроков).
Содержание учебного занятия соответствует указанному параграфу учебника. Процесс систематизации знаний учащихся на базовом курсе носит, наряду с объясняющей функцией, еще и предсказательную, так как в процессе обучения у учащихся должна сформироваться научная картина мира.
Учебник отличается ярко выраженной и организованной системой целей и задач обучения, изложенных во введениях к. частям, разделам, главам, параграфам, а также в заключениях. Лабораторные работы, инструкции к которым имеются в учебнике, дают возможность более глубоко осмыслить и закрепить пройденный материал.
Разделы программы традиционные механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью; способностью понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока
№
пунка
§
Тема урока
Кол-во
часов
Контрольные, лабораторные, практические, самостоятельные работы тесты.
Использование ИКТ, презентации, диски, ЭОР.
Дата проведения
Примечание
план
факт
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
1
1,2
Физика познание мира. Что такое механика. Классическая механика Ньютона.
1
2.09-7.09
МЕХАНИКА (24ч.)
КИНЕМАТИКА (9 часов)
2
3-5
Механическое движение, виды движений, его характеристики
1
2.09-7.09
3
6,7
Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения
1
9.09-14.09
4
8
Графики прямолинейного движения
1
9.09-14.09
5
9,10
Скорость при неравномерном движении
1
16.09-21.09.
6
11-14
Прямолинейное равноускоренное движение
1
16.09-21.09.
7
17
Равномерное движение точки по окружности
1
23.09-28.09
8
18,19, 21
Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка
1
23.09-28.09
9
«Кинематика»
1
30.09-5.10
ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА (5 ЧАСА)
30.09-5.10
10
20-22
Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. 1-й закон Ньютона.
1
30.09-5.10
11
23,24
Понятие силы как меры взаимодействия тел
1
7.10-12.10
12
25-27
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона
1
7.10-12.10
13
«Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»
1
Лабораторная работа №1
14.10-19.10.
14
28
Инерциальные системы отсчета
1
14.10-19.10.
СИЛЫ В МЕХАНИКЕ (3 часа)
15
29,30
Явление тяготения. Гравитационная сила
1
21.10-26.10.
16
31
Законы всемирного тяготения
1
21.10-26.10.
17
32,33
Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки
1
28.10-1.11.
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (7 часов)
18
39,40
Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса
1
28.10-1.11.
19
41,42
Реактивное движение
1
11.11-16.11.
20
43-49
Работа силы. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая
1
11.11-16.11.
21
50
Закон сохранения и превращения энергии в механике
1
18.11-23.11.
22
«Изучение закона сохранения механической энергии
1
Лабораторная работа № 2
18.11-23.11.
23
Законы сохранения в механике
1
25.11-30.11.
24
«Механика»
1
Контрольная работа № 1
25.11-30.11.
Молекулярная физика (18 ч)
ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОИ ТЕОРИИ (7 часов)
2.12-7.12..
25
56,57
Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Масса молекул, количество вещества
1
2.12-7.12..
26
58
Экспериментальное доказательстве основных положений теории. Броуновское движение
1
2.12-7.12..
27
59
Решение задач «Масса молекул, количество вещества»
1
9.12-14.12.
28
60
Строение газообразных, жидких и твердых тел
1
9.12-14.12.
29
61
Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории
1
16.12-21.12.
30
62-63
Основное уравнение МКТ
1
16.12-21.12.
31
Основы молекулярно-кинетической теории
1
23.12-28.12
ТЕМПЕРАТУРА. ЭНЕРГИЯ ТЕПЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ (6 часов)
23.12-28.12
32
64,65
Температура и тепловое равновесие
1
23.12-28.12
33
66-67
Абсолютная температура. Температура -мера средней кинетической энергии
1
13.01-18.01.
34
68
Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа
1
13.01-18.01.
35
69
Газовые законы
1
20.01-25.01.
36
«Опытная проверка закона Гей-Люссака»
1
Лабораторная работа № 3
20.01-25.01.
37
70,71
Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение
27.01-1.02
ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (5 часов)
20.01-25.01.
38
75,76
Внутренняя энергия и работа в термодинамике
1
27.01-1.02
39
77
Количество теплоты, удельная теплоемкость
1
3.02-8.02.
40
78-81
Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе
1
3.02-8.02.
41
82
Принцип действия теплового двигателя. Двигатель внутреннего сгорания. Дизель. КПД тепловых двигателей
1
10.02-15.02
42
«Молекулярная физика тепловые явления».
1
Контрольная работа № 2
10.02-15.02
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (22ч)
Электростатика (8 часов)
13.01-18.01.
10.02-15.02.
43
83-86
Что такое электродинамика.
Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел
1
17.02-22.02.
44
87,88
Закон Кулона
1
17.02-22.02.
45
90,91
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей
1
24.02-1.03.
46
92
Силовые линии электрического поля
1
24.02-1.03.
47
Основы электродинамики
1
3.03-8.03
48
96-98
Потенциал электростатического поля и разность потенциалов
1
3.03-8.03.
49
99-101
Конденсаторы. Назначение, устройство и виды
1
10.03-15.03.
50
Основы электростатики
1
10.03-15.03.
ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (8 часов)
17.03-22.03.
51
102,103
Электрический ток. Сила тока
Условия, необходимые для существования электрического тока
1
17.03-22.03.
52
104
Закон Ома для участка цепи
1
17.03-22.03.
53
105
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
1
1.04.-5.04.
54
«Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников»
1
Лабораторная работа №5
1.04.-5.04
55
106
Работа и мощность электрического тока
1
7.04-12.04
56
107,108
Электродвижущая сила.
Закон Ома для полной цепи
1
7.04-12.04
57
« Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
1
Лабораторная работа №4
14.04-19.04.
58
Законы постоянного тока
1
14.04-19.04.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (6 часов)
59
109-112
Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость
1
21.04-26.04.
60
113-116
Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов
1
21.04-26.04.
61
117,118
Электрический ток в вакууме. Электроннолучевая трубка
1
28.04-3.05.
62
119,120
Электрический ток в жидкостях
1
28.04-3.05.
63
121-123
Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды
1
5.05-10.05.
64
Электрический ток в различных средах
1
5.05-10.05.
65
«Основы электродинамики»
Контрольная работа №3
12.05-17.05
Повторение 4ч
66
Повторение по теме «Механика»
1
12.05-17.05.
67
Повторение по теме «Молекулярная физика тепловые явления».
1
19.05-24.05
68
Повторение темы «Основы электродинамики»
1
19.05-24.05
69
«Механика»,«Молекулярная физика тепловые явления»,
«Основы электродинамики»
1
Итоговая контрольная работа
26.05-31.05
70
Резерв
1
26.05-31.05
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
1. Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10класс. - М.: Просвещение, 2004.
2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2006.
3. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика. 10 класс. - М.: Дрофа, 2006.
4. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 10 кл. - М.: «ВАКО», 2007.
5.Дик Ю.И., Коровин В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. - М.: Дрофа, 2006.
6. Маркина Г.В. Физика. Поурочные планы.10 класс. - Волгоград: «Учитель».
Дополнительная литература
-
Научно-методический журнал «Физика в школе», издательство «Школа - пресс»
Диски
1.Учебное электронное издание «Физика». 7 - 11 классы. Практикум.
2.Библиотека наглядных пособий «Физика». 7 - 11 классы. Образовательный комплекс.
3. Библиотека наглядных пособий «Физика». Открытая физика 1.1
4. Интерактивная энциклопедия - открытая дверь в мир науки и техники.
5. Аудиокурсы.Физика-10 класс.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Физика и методы научного познания
(1 ч)
Механика (24 ч)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Фронтальные лабораторные работы
-
Изучение движения тела по окружности
-
Изучение закона сохранения механической энергии
Молекулярная физика (18ч)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Фронтальные лабораторные работы
-
Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака
Электродинамика (22ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма.
Фронтальные лабораторные работы
-
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
-
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
Повторение (4 ч)
Резерв 1ч
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
В результате изучения физики ученик должен знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие.
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов: классической механики (всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса), сохранения электрического заряда, термодинамики.
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел.
• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики.
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-
Механика (24 )
Демонстрации
Зависимость траектории тела от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Таблицы
-
Относительность движения
-
Сложение перемещений и скоростей
-
Многоступенчатая ракета
-
Научные исследования с помощью искусственного спутника Земли
Видеофильмы
(К1)
-
Относительность механического
-
движения и покоя - 813
-
Принцип относительности Галилея - 1520
-
Сложение перемещений - 1560
-
I закон ньютона -1610
-
Масса тела-
-
Третий закон Ньютон -1857.
-
Второй закон Ньютона -1758(71)
-
Понятие силы - 1720
-
О втором законе Ньютона - 1904
(К2)
-
О всемирном тяготении-7
-
Применении законов ньютона - 320
-
Полёт космического корабля - 460
-
Спуск косм - го корабля - 665
-
Физические основы космических полётов - 718.
-
Запуск и орбитальный полёт космического корабля-950.
-
Принцип действия центробежных механизмов
-
Закон сохранения импульса -1208.
-
Невесомость - 1160.
-
Импульс тела. Закон сохранения импульса.-1292.
-
Механический удар -1333.
2. Молекулярная физика. Тепловые явления (18 ч)
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Видеофильмы
-
Насыщенный пар - 430
-
Низкие температуры - 1424
-
Тепловые двигатели и их
-
применение - 1688
-
Молекулы и молекулярное движение
-
Движение молекул - 346
3. Основы электродинамики (22ч.)
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Таблицы
-
Попов А.С. Простейший радиоприемник
-
Конденсаторы
-
Терморезисторы и фоторезисторы
-
Вакуумные диоды
-
Полупроводниковый диод
-
Диоды
-
Электронные лампы
-
Разряды в газах при атмосферном давлении
-
Разряды в газах при понижении давления
-
Электронно-лучевая трубка
Видеофильмы
(К 4)
-
Полупроводники - 30
-
Собственная проводимость -
-
Примесная проводимость - 280
-
р - п переход - 315
-
Транзисторы - 350
-
Гипотеза Ампера - 578(К 3)
-
7.Сверхпроводимость - 911
-
Электрический ток в технике и в быту-1126(К 1)
-
Электрические явления - 1192