Рабочая программа по физике для 10 класса

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

____________/Иржанова Ж.Т./

Протокол № 1 от 18 августа 2013г.



«Утверждаю»

Руководитель МОУ СОШ с.Долина

_____________/Кулагина О.Н./

Приказ № 78 от 19 августа 2013г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


ИРЖАНОВОЙ ЖАНИСЫ ТУРСЕНЬЕВНЫ

Первая квалификационная категория



По физике 10 класс.

Универсальное обучение.



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 13 от 19 августа 2013г.



2012- 2013 учебный год








Пояснительная записка

Класс 10

Учитель Иржанова Ж.Т.

Количество часов 70 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков 4 ч. Административных контрольных уроков 4 ч. Количество лабораторных и практических работ 5 ч.

Данная рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10 кл. / Н.Н.Тулькибаева, А.Э.Пушкарев. - М.: Просвещение, 2008 и примерные программы по учебным предметам. Физика 10-11 класс. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение». 2011

Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обя­зательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 70 часов в год по 2 урока в неделю.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике среднего (полно­го) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован Мини­стерством образования РФ.

Учебник 10-го класса содержит следующие разделы: «Механика» (туда же входит кинематика, ди­намика, законы сохранения в механике), «Молекулярная физика. Тепловые явления», «Основы элек­тродинамики»; Формы проведения учебных занятий: комбинированный урок, семинар, урок-лекция, урок практикум. Предусмот­рено учебное время для проведения лабораторных (5уроков) и контрольных работ (4уроков).

Содержание учебного занятия соответствует указанному параграфу учебника. Процесс система­тизации знаний учащихся на базовом курсе носит, наряду с объясняющей функцией, еще и предсказа­тельную, так как в процессе обучения у учащихся должна сформироваться научная картина мира.

Учебник отличается ярко выраженной и организованной системой целей и задач обучения, изло­женных во введениях к. частям, разделам, главам, параграфам, а также в заключениях. Лабораторные работы, инструкции к которым имеются в учебнике, дают возможность более глубоко осмыслить и за­крепить пройденный материал.

Разделы программы традиционные механика, мо­лекулярная физика и термодинамика, электродина­мика.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит су­щественный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует форми­рованию современного научного миро­воззрения. Для решения задач формиро­вания основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способнос­тей и познавательных интересов школь­ников в процессе изучения физики ос­новное внимание следует уделять не пе­редаче суммы готовых знаний, а знаком­ству с методами научного познания ок­ружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятель­ной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьни­ков с методами научного познания пред­полагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школь­ника научным методом познания, позво­ляющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходи­мо для изучения химии, биологии, фи­зической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение ос­новными физическими понятиями и за­конами на базовом уровне стало необ­ходимым практически каждому челове­ку в современной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следу­ющих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежа­щих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных от­крытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие тех­ники и технологии; о методах научного познания природы;

овладение умениями проводить на­блюдения, планировать и выполнять экс­перименты, выдвигать гипотезы и стро­ить модели, применять полученные зна­ния по физике для объяснения разнооб­разных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достовер­ность естественно-научной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием раз­личных источников информации и совре­менных информационных технологий;

воспитание убежденности в возмож­ности познания законов природы, ис­пользования достижений физики на бла­го развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в про­цессе совместного выполнения задач; уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем ес­тественно-научного содержания; готов­ности к морально-этической оценке ис­пользования научных достижений; чув­ства ответственности за защиту окружа­ющей среды;

использование приобретенных зна­ний и умений для решения практичес­ких задач повседневной жизни, обес­печения безопасности собственной жизни, рационального природопользо­вания и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматрива­ет формирование у школьников обще­учебных умений и навыков, универсаль­ных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школь­ного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окру­жающего мира различных методов: наблюдение, измере­ние, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и эксперимен­тальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фак­тов и экспериментальной проверки вы­двигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная де­ятельность:

• владение монологической и диало­гической речью; способностью понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения позна­вательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты сво­их действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, опреде­ление оптимального соотношения цели и средств.














УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока


пунка

§

Тема урока



Кол-во

часов

Контрольные, лабораторные, практические, самостоятельные работы тесты.

Использование ИКТ, презентации, диски, ЭОР.

Дата проведения


Примечание


план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)




1

1,2

Физика познание мира. Что такое механика. Классическая механика Ньютона.

1

2.09-7.09

МЕХАНИКА (24ч.)

КИНЕМАТИКА (9 часов)


2

3-5

Механическое движение, виды движений, его характеристики

1

2.09-7.09

3

6,7

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения

1

9.09-14.09

4

8

Графики прямолиней­ного движения

1

9.09-14.09

5

9,10

Скорость при нерав­номерном движении

1

16.09-21.09.

6

11-14

Прямолинейное рав­ноускоренное движе­ние

1

16.09-21.09.

7

17

Равномерное движение точки по окружности

1

23.09-28.09

8

18,19, 21

Движение тел. Посту­пательное движение. Материальная точка

1

23.09-28.09

9

«Кинематика»

1

30.09-5.10

ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА (5 ЧАСА)


30.09-5.10

10

20-22

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. 1-й закон Ньютона.

1

30.09-5.10

11

23,24

Понятие силы как меры взаимодейст­вия тел

1

7.10-12.10

12

25-27

Второй закон Ньютона. Третий за­кон Ньютона

1

7.10-12.10

13

«Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

1

Лабораторная работа №1

14.10-19.10.

14

28

Инерциальные системы отсчета

1

14.10-19.10.




СИЛЫ В МЕХАНИКЕ (3 часа)


15

29,30

Явление тяготения. Гравитационная сила

1

21.10-26.10.

16

31

Законы всемирного тяготения

1

21.10-26.10.

17

32,33

Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и пере­грузки

1

28.10-1.11.

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (7 часов)


18

39,40

Импульс. Импульс силы. Закон сохране­ния импульса

1

28.10-1.11.

19

41,42

Реактивное движение

1

11.11-16.11.

20

43-49

Работа силы. Меха­ническая энергия те­ла: потенциальная и кинетическая

1

11.11-16.11.

21

50

Закон сохранения и превращения энергии в механике

1

18.11-23.11.

22

«Изучение закона сохранения механической энергии

1

Лабораторная работа № 2

18.11-23.11.

23

Законы сохранения в механике

1

25.11-30.11.

24

«Механика»

1

Контрольная работа № 1

25.11-30.11.

Молекулярная физика (18 ч)

ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОИ ТЕОРИИ (7 часов)


2.12-7.12..

25

56,57

Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Масса молекул, коли­чество вещества

1

2.12-7.12..

26

58

Экспериментальное доказательстве основ­ных положений тео­рии. Броуновское дви­жение

1

2.12-7.12..

27

59

Решение задач «Масса молекул, коли­чество вещества»

1

9.12-14.12.

28

60

Строение газообраз­ных, жидких и твердых тел

1

9.12-14.12.

29

61

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории

1

16.12-21.12.



30

62-63

Основное уравнение МКТ

1

16.12-21.12.


31

Основы молекулярно-кинетической теории

1

23.12-28.12


ТЕМПЕРАТУРА. ЭНЕРГИЯ ТЕПЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ (6 часов)


23.12-28.12

32

64,65

Температура и тепло­вое равновесие

1

23.12-28.12

33

66-67

Абсолютная темпера­тура. Температура -мера средней кинети­ческой энергии

1

13.01-18.01.

34

68

Основные макропараметры газа. Урав­нение состояния иде­ального газа

1

13.01-18.01.

35

69

Газовые законы

1

20.01-25.01.

36

«Опытная проверка закона Гей-Люссака»

1

Лабораторная работа № 3

20.01-25.01.

37

70,71

Зависимость давле­ния насыщенного па­ра от температуры. Кипение

27.01-1.02


ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (5 часов)


20.01-25.01.

38

75,76

Внутренняя энергия и работа в термодина­мике

1

27.01-1.02

39

77

Количество теплоты, удельная теплоем­кость

1

3.02-8.02.


40

78-81

Первый закон термо­динамики. Необрати­мость процессов в природе

1

3.02-8.02.


41

82

Принцип действия теплового двигателя. Двигатель внутренне­го сгорания. Дизель. КПД тепловых двига­телей

1

10.02-15.02


42

«Молекулярная физика тепловые явления».

1

Контрольная работа № 2

10.02-15.02


ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (22ч)

Электростатика (8 часов)


13.01-18.01.

10.02-15.02.

43

83-86

Что такое электроди­намика.

Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заря­да. Объяснение про­цесса электризации тел

1

17.02-22.02.


44

87,88

Закон Кулона

1


17.02-22.02.


45

90,91

Электрическое поле. Напряженность элек­трического поля. Принцип суперпози­ции полей

1


24.02-1.03.


46

92

Силовые линии элек­трического поля

1


24.02-1.03.


47

Основы электроди­намики

1


3.03-8.03


48

96-98

Потенциал электро­статического поля и разность потенциа­лов

1


3.03-8.03.


49

99-101

Конденсаторы. На­значение, устройство и виды

1


10.03-15.03.



50

Основы электроста­тики

1


10.03-15.03.



ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (8 часов)


17.03-22.03.

51

102,103

Электрический ток. Сила тока

Условия, необходи­мые для существова­ния электрического тока

1

17.03-22.03.

52

104

Закон Ома для участ­ка цепи

1

17.03-22.03.

53

105

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1

1.04.-5.04.

54

«Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соеди­нение проводников»

1

Лабораторная работа №5

1.04.-5.04

55

106

Работа и мощность электрического тока

1

7.04-12.04

56

107,108

Электродвижущая сила.

Закон Ома для пол­ной цепи

1

7.04-12.04

57

« Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

1

Лабораторная работа №4

14.04-19.04.

58

Законы постоянного тока

1

14.04-19.04.


ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (6 часов)


59

109-112

Электрическая про­водимость различных веществ. Зависи­мость сопротивления проводника от тем­пературы. Сверхпро­водимость

1

21.04-26.04.

60

113-116

Электрический ток в полупроводниках. Применение полу­проводниковых при­боров

1

21.04-26.04.

61

117,118

Электрический ток в вакууме. Электронно­лучевая трубка

1

28.04-3.05.

62

119,120

Электрический ток в жидкостях

1

28.04-3.05.

63

121-123

Электрический ток в газах. Несамостоя­тельный и самостоя­тельный разряды

1

5.05-10.05.

64

Электрический ток в различных средах

1

5.05-10.05.

65

«Основы электродинамики»

Контрольная работа №3

12.05-17.05


Повторение 4ч


66

Повторение по теме «Механика»

1

12.05-17.05.

67

Повторение по теме «Молекулярная физика тепловые явления».

1

19.05-24.05

68

Повторение темы «Основы электродинамики»

1

19.05-24.05

69

«Механика»,«Молекулярная физика тепловые явления»,

«Основы электродинамики»

1

Итоговая контрольная работа

26.05-31.05

70

Резерв

1

26.05-31.05




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся

1. Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10класс. - М.: Просвещение, 2004.

2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2006.

3. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика. 10 класс. - М.: Дрофа, 2006.

4. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 10 кл. - М.: «ВАКО», 2007.

5.Дик Ю.И., Коровин В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. - М.: Дрофа, 2006.

6. Маркина Г.В. Физика. Поурочные планы.10 класс. - Волгоград: «Учитель».

Дополнительная литература

  1. Научно-методический журнал «Физика в школе», издательство «Школа - пресс»

Диски

1.Учебное электронное издание «Физика». 7 - 11 классы. Практикум.

2.Библиотека наглядных пособий «Физика». 7 - 11 классы. Образовательный комплекс.

3. Библиотека наглядных пособий «Физика». Открытая физика 1.1

4. Интерактивная энциклопедия - открытая дверь в мир науки и техники.

5. Аудиокурсы.Физика-10 класс.









СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Физика и методы научного познания

(1 ч)

Механика (24 ч)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движе­ния. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механи­ке. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небес­ных тел и для развития космических ис­следований. Границы применимости клас­сической механики.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение движения тела по окружнос­ти

  2. Изучение закона сохранения механической энергии

Молекулярная физика (18ч)

Возникновение атомистической гипо­тезы строения вещества и ее экспери­ментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинети­ческой энергии теплового движения ча­стиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружаю­щей среды.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака

Электродинамика (22ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение ЭДС и внутреннего сопро­тивления источника тока.

  2. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников

Повторение (4 ч)

Резерв 1ч






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ


В результате изучения физики ученик должен знать/понимать

смысл понятий: физическое явле­ние, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие.

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, рабо­та, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, сред­няя кинетическая энергия частиц веще­ства, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов: класси­ческой механики (всемирного тяготе­ния, сохранения энергии, импульса), сохранения электрического заряда, тер­модинамики.

вклад российских и зарубежных уче­ных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небес­ных тел и искусственных спутников Зем­ли; свойства газов, жидкостей и твердых тел.

отличать гипотезы от научных тео­рий; делать выводы на основе экспери­ментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и экс­перимент являются основой для выдви­жения гипотез и теорий, позволяют про­верить истинность теоретических выво­дов; физическая теория дает возмож­ность объяснять известные явления при­роды и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики.

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать ин­формацию, содержащуюся в сообщени­ях СМИ, Интернете, научно-популяр­ных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнеде­ятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электро­приборов, средств радио- и телекомму­никационной связи;

• оценки влияния на организм чело­века и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды.








ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  1. Механика (24 )

Демонстрации

Зависимость траектории тела от вы­бора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от де­формации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Таблицы

  1. Относительность движения

  2. Сложение перемещений и скоростей

  3. Многоступенчатая ракета

  4. Научные исследования с помощью искусственного спутника Земли

Видеофильмы

(К1)

  1. Относительность механического

  2. движения и покоя - 813

  3. Принцип относительности Галилея - 1520

  4. Сложение перемещений - 1560

  5. I закон ньютона -1610

  6. Масса тела-

  7. Третий закон Ньютон -1857.

  8. Второй закон Ньютона -1758(71)

  9. Понятие силы - 1720

  10. О втором законе Ньютона - 1904

(К2)

  1. О всемирном тяготении-7

  2. Применении законов ньютона - 320

  3. Полёт космического корабля - 460

  4. Спуск косм - го корабля - 665

  5. Физические основы космических полётов - 718.

  6. Запуск и орбитальный полёт космического корабля-950.

  7. Принцип действия центробежных механизмов

  8. Закон сохранения импульса -1208.

  9. Невесомость - 1160.

  10. Импульс тела. Закон сохранения импульса.-1292.

  11. Механический удар -1333.

2. Молекулярная физика. Тепловые явления (18 ч)

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменени­ем температуры при постоянном объе­ме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном дав­лении.

Устройство психрометра и гигромет­ра.

Объемные модели строения кристал­лов.

Модели тепловых двигателей.

Видеофильмы

  1. Насыщенный пар - 430

  2. Низкие температуры - 1424

  3. Тепловые двигатели и их

  4. применение - 1688

  5. Молекулы и молекулярное движение

  6. Движение молекул - 346

3. Основы электродинамики (22ч.)

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Таблицы

  1. Попов А.С. Простейший радиоприемник

  2. Конденсаторы

  3. Терморезисторы и фоторезисторы

  4. Вакуумные диоды

  5. Полупроводниковый диод

  6. Диоды

  7. Электронные лампы

  8. Разряды в газах при атмосферном давлении

  9. Разряды в газах при понижении давления

  10. Электронно-лучевая трубка

Видеофильмы

(К 4)

  1. Полупроводники - 30

  2. Собственная проводимость -

  3. Примесная проводимость - 280

  4. р - п переход - 315

  5. Транзисторы - 350

  6. Гипотеза Ампера - 578(К 3)

  7. 7.Сверхпроводимость - 911

  8. Электрический ток в технике и в быту-1126(К 1)

  9. Электрические явления - 1192



© 2010-2022