- Преподавателю
- Физика
- Методическая рекомендация составления рабоче программы о физике
Методическая рекомендация составления рабоче программы о физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кенден-оол В.К. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ с. ХОНДЕЛЕН БАРУН-ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА РТ.
_____________________________________________________________________________
668049. Республика Тыва. Барун-Хемчикский кожуун. с. Хонделен. ул. Чургуй-оол 5.
e-mail: [email protected]
НАЗВАНИЕ НОМИНАЦИИ:
«Методические рекомендации учебной деятельности».
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ.
Методическая рекомендация составления рабочей программы факультативного курса
по физике «Энергосбережение и социальная ответственность».
Автор разработки:
учитель физики МБОУ СОШ с. Хонделен
Барун-Хемчикского кожууна РТ
Кенден-оол Валентина Кужугетовна.
с. Хонделен- 2015 г.
Методическая рекомендация
составления рабочей программы факультативного курса по физике
«Энергосбережение и социальная ответственность»
Содержание программы факультативного курса.
-
Пояснительная записка……………………………………………стр
-
Тематическое и поурочное планирование……………………….стр
-
Методическое обеспечение программы……………………………..стр
-
Содержание занятий……………………………………………….стр
-
Оценка учащихся…………………………………………………...стр
-
Литература………………………………………………………….стр.
Пояснительная записка.
Программой «Энергосбережение и социальная ответственность» предусмотрено изучение вопросов, раскрывающих значения энергии для жизни и развития общества, знание способов ее получения, преобразования, передачи и использования; а также ознакомление с правовой базой энергосбережения, рассмотрение энергосберегающих технологий в хозяйстве и в быту, рассмотрение причин и последствий изменения климата, перспектив энергопотребления и энергосбережения, использование альтернативных источников энергии.
Важной составной частью программы факультативных занятий является рекомендуемый (не носящий обязательного характера) лабораторный практикум, эксперимент и демонстрации, цель которых - способствовать закреплению теоретических положений, определяющих эффективность использования энергии.. В лабораторном практикуме и эксперименте учащиеся смогут глубже постичь естественно-научные основы энергосбережения, увязать изучаемый материал с курсом физики.
Характер проблемы рационального использования энергии и ее прямая взаимосвязь с экологией и экономикой требует доказательности для учащихся этой важной составляющей гуманитарного образования современного человека. В связи с чем особое внимание учителя должно сосредотачиваться на воспитательных целях каждого из занятий данных курсов.
Цели:
Воспитание экологического сознания у детей, социальной ответственности, экономного использования энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды, создании мотивации для сбережения ресурсов и энергии, воспитании навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, вовлечении их в полезную деятельность по энергосбережению и ресурсосбережению, так как сегодняшние школьники завтра станут специалистами, принимающими решения.
Задачи:
- формирование системы знаний и умений в области энергии и энергопотребления;
- привлечение детей к выполнению Федеральной программы по сохранению энергии;
- развития практических умений и навыков учащихся по сохранению энергии;
- накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с окружающей природой;
- воспитание экологической культуры учащихся;
- воспитание гражданина с внутренней гуманистической патриотической позицией и осознанием того, что он хозяин на своей земле, ответственный за ее судьбу, развитие и процветание;
Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся среднего школьного возраста, общим объемом 35 учебных часов (при еженедельном объеме учебных занятий в 1 час)
Организационные формы проведения занятий:
- лекции;
- лабораторный практикум;
- исследовательские работы;
- игра;
- логически-смысловые цепочки;
- конкурсы;
- презентации;
посещение ОАО «Тываэнергосбыт», технических учебных заведений, музеев и других учреждений, изучающих вопросы энергии и энергосбережения.
Методами реализации цели и задач:
- интерактивные методы;
- самостоятельная работа;
- практическая работа;
- лабораторная работа;
- беседа;
- демонстрации;
Примерное тематическое планирование:
№
Темы
1
Энергопотребление и загрязнение окружающей среды
2
Последствия климатических изменений.
3
Парниковый эффект
4
Кислотные дожди.
5
Как уменьшить количество выбросов.
6
Международные соглашения по глобальному изменению климата
7
Устойчивые методы использования энергии.
8
Энергосберегающие технологии в промышленности, на транспорте., в строительстве, в быту
9
Обогрев помещений. Использование воды
10
Энергосберегающие технологии в быту
11
Потребление и вторичная переработка.
12
Приборы учета и регулирования энергопотребления
13
Социальная ответственность каждого человека за использование энергии.
14
Заключение.
Методическое обеспечение программы.
Для эффективного усвоения программного материала факультативного курса «Энергосбережение и социальная ответственность » рекомендуется использовать различные виды учебно-воспитательной деятельности:
- компьютерные обучающие программы;
- учебники;
- тренажеры;
- специальные кинофильмы и аудиозаписи;
- экскурсии, знакомящие учащихся с организацией работы по охране окружающей среды и энергосбережению на промышленных предприятиях (в организациях);
Предлагается широкое использование активных форм обучения как групповых так и индивидуальных тренинговых занятий учебно-исследовательской, проектной, игровой, интерактивной деятельности;
В программе предусмотрены занятия по обработке материала, полученного при проведении практических и лабораторных работ:
- составление таблиц,
- анализ и обобщение полученных результатов,
- оформление отчетов,
- обработка фото- и видеоматериала.
Формой овладения материалом является самостоятельная работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, сочинений, сценариев деловых игр по тематике, проектов по экономии и бережливости энергетических ресурсов, самостоятельная работа в библиотеках и овладение основами работы на персональном компьютере.
К образовательной деятельности, по возможности, привлекаются родители учащихся, которые участвуют в проведении некоторых занятий, принимают экскурсии по месту своей работы, участвуют в организации домашнего. энергоаудита.
Примерные практические работы:
1. Демонстрации по превращению энергии из одного вида в другой. Считаем киловатты. Эксперимент с кастрюлями. Химическое тепло.
2. Домашний аудит «Использование воды в моей семье».
3. Определение потребляемой энергии электроприборами в доме или квартире.
4. Аудит «Когда потребление энергии является причиной загрязнения окружающей среды». Обсуждение возможных вариантов решения проблемы.
5. Экскурсия в расположенный вблизи оживленной дороги. Анализ данной ситуации.
6. Домашний аудит «Энергосбережение в моей семье».
7. Составление «энергетического паспорта» своей квартиры.
Оценка знаний учащихся:
Оценка знаний учащихся проводится в нескольких формах: путем тестового контроля знаний, по рефератам учащихся, при проведении конкурсов действующих моделей.
В рамках программы " Энергосбережение и социальная ответственность " оценка знаний и умений проводится по итогам конференций, научно-исследовательских работ учащихся, по результатам защиты проектов, где учитывается содержание работ, использование методик, правильность интерпретации результатов и выводов, качество выполнения работы, оформление материалов к защите и т.д.
^ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу курса учащиеся должны:
а) иметь представления:
- о видах энергоресурсов;
- о правилах безопасного потребления электроэнергии;
- о простейших способах рационального использования воды, тепла, электричества;
- о способах учета различных видов энергии;
- о способах охраны окружающей среды при использовании различных видов энергии.
- о возобновляемых источниках энергии;
- о световом режиме и источниках света;
- о способах учета энергоресурсов;
- об экологических требованиях к воде, воздуху, земле;
- об экологических проблемах современности.
- о взаимосвязи экономии и бережливости с ростом благосостояния не только отдельного человека (семьи), но и нации в целом;
- о способах решения проблем энергетики и экологии на государственном и международном уровнях;
- об электростанциях и их видах, линиях электропередачи;
- об энергетике и основных энергетических объектах России, Тувы;
- о способах рационального использования энергоресурсов;
- о тенденциях энергопотребления и энергоэффективности в мире.
б) учащиеся должны приобрести опыт практической деятельности:
- безопасно обращаться с бытовыми электрическими приборами;
- измерять температуру по показаниям термометра;
- измерять количество электроэнергии по показаниям электросчетчика;
- решать простые задачи на расчет количества электроэнергии и исчисление расхода воды;
- различать виды топлива, применяемые в России, Туве;
- на основе паспортных данных различных источников электрического освещения качественно сравнивать их энергопотребление;
- применять изученные правила эффективного использования энергоресурсов.
- применять изученные правила эффективного энергопользования в быту.
- осознанно формулировать и отстаивать свою позицию по проблемам экологии и энергетики.
- различать основные источники и уметь классифицировать виды загрязнения окружающей среды;
- знать основные принципы защиты окружающей среды от загрязнений;
- высказывать свои суждения о возможности дальнейшего использования отходов производства;
- описывать связь между сбережением энергии и сохранением окружающей среды, объяснять необходимость использования малоотходных и безотходных технологий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Большая энциклопедия природы,- М., 2002.
-
Жевлакова, М.А. Ресурсосебережение в школе: как организовать проект по экономии энергии/Методическое пособие для учителей. - Спб, 2002. - 72 с.
-
Энергосбережение. Пилотный проект учебника для 7-го класса средней школы. С-П. 2002.
-
. Интернет ресурсы.
ПРИМЕР:
ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ.
-
Выполнив данную работу, учащиеся смогут описать парниковый эффект, понять его суть, построить модель, демонстрирующую парниковый эффект, выяснить, как поглощают тепловую энергию поверхности из различных материалов.
-
Необходимые материалы:
- аквариум (прозрачная пластмассовая коробка),
- термометр,
- настольная лампа.
3. Ход работы:
1) Насыпьте на дно прозрачной пластмассовой коробки или аквариума темный грунт слоем 2-3 см.
2) Увлажните грунт с помощью пульверизатора.
3) Сделайте из картона подставку для термометра.
4) Вкопайте ее в грунт и установите на нее термометр шариком вверх. Накройте сосуд крышкой.
5) Установите лампу в 20-30-и сантиметрах прямо над сосудом так, чтобы свет падал на шарик термометра.
6) Выключив ее, дайте температуре упасть до комнатной. Запишите эту температуру.
7) Оставьте крышку на сосуде, включите лампу и записывайте температуру каждую минуту в течение 20 мин.
(термометр расположите так, чтобы были видны его показания через стенку сосуда).
8) Выключив лампу, дайте температуре упасть до комнатной. Снова увлажните грунт и повторите опыт, сняв крышку с сосуда.
9) Постройте график, отложив на оси ординат температуру, а по оси абсцисс - время.
10) Снова проделайте ту же работу, заменив темный грунт светлым.
11) Заполните таблицу.
-
Ответьте на вопросы:
- В каком сосуде температура быстро увеличивается?
- Почему температура воздуха в сосуде увеличивается, когда он закрыт крышкой? Какие изменения произошли в сосудах с грунтом? Как повлияет повышение температуры на очертание суши?
- Различаются ли температурные кривые для темного и светлого грунта? Почему?
- Сравните этот процесс с парниковым эффектом Земли.