Методическая рекомендация составления рабоче программы о физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ с. ХОНДЕЛЕН БАРУН-ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА РТ.

_____________________________________________________________________________

668049. Республика Тыва. Барун-Хемчикский кожуун. с. Хонделен. ул. Чургуй-оол 5.

e-mail: [email protected]










НАЗВАНИЕ НОМИНАЦИИ:

«Методические рекомендации учебной деятельности».


НАЗВАНИЕ РАБОТЫ.

Методическая рекомендация составления рабочей программы факультативного курса

по физике «Энергосбережение и социальная ответственность».




Автор разработки:

учитель физики МБОУ СОШ с. Хонделен

Барун-Хемчикского кожууна РТ

Кенден-оол Валентина Кужугетовна.







с. Хонделен- 2015 г.

Методическая рекомендация

составления рабочей программы факультативного курса по физике
«Энергосбережение и социальная ответственность»


Содержание программы факультативного курса.

  1. Пояснительная записка……………………………………………стр

  2. Тематическое и поурочное планирование……………………….стр

  3. Методическое обеспечение программы……………………………..стр

  4. Содержание занятий……………………………………………….стр

  5. Оценка учащихся…………………………………………………...стр

  6. Литература………………………………………………………….стр.


Пояснительная записка.


Программой «Энергосбережение и социальная ответственность» предусмотрено изучение вопросов, раскрывающих значения энергии для жизни и развития общества, знание способов ее получения, преобразования, передачи и использования; а также ознакомление с правовой базой энергосбережения, рассмотрение энергосберегающих технологий в хозяйстве и в быту, рассмотрение причин и последствий изменения климата, перспектив энергопотребления и энергосбережения, использование альтернативных источников энергии.
Важной составной частью программы факультативных занятий является рекомендуемый (не носящий обязательного характера) лабораторный практикум, эксперимент и демонстрации, цель которых - способствовать закреплению теоретических положений, определяющих эффективность использования энергии.. В лабораторном практикуме и эксперименте учащиеся смогут глубже постичь естественно-научные основы энергосбережения, увязать изучаемый материал с курсом физики.
Характер проблемы рационального использования энергии и ее прямая взаимосвязь с экологией и экономикой требует доказательности для учащихся этой важной составляющей гуманитарного образования современного человека. В связи с чем особое внимание учителя должно сосредотачиваться на воспитательных целях каждого из занятий данных курсов.

Цели:

Воспитание экологического сознания у детей, социальной ответственности, экономного использования энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды, создании мотивации для сбережения ресурсов и энергии, воспитании навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, вовлечении их в полезную деятельность по энергосбережению и ресурсосбережению, так как сегодняшние школьники завтра станут специалистами, принимающими решения.

Задачи:

- формирование системы знаний и умений в области энергии и энергопотребления;

- привлечение детей к выполнению Федеральной программы по сохранению энергии;

- развития практических умений и навыков учащихся по сохранению энергии;

- накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с окружающей природой;

- воспитание экологической культуры учащихся;

- воспитание гражданина с внутренней гуманистической патриотической позицией и осознанием того, что он хозяин на своей земле, ответственный за ее судьбу, развитие и процветание;


Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся среднего школьного возраста, общим объемом 35 учебных часов (при еженедельном объеме учебных занятий в 1 час)

Организационные формы проведения занятий:

- лекции;

- лабораторный практикум;

- исследовательские работы;

- игра;

- логически-смысловые цепочки;

- конкурсы;

- презентации;

посещение ОАО «Тываэнергосбыт», технических учебных заведений, музеев и других учреждений, изучающих вопросы энергии и энергосбережения.

Методами реализации цели и задач:

- интерактивные методы;

- самостоятельная работа;

- практическая работа;

- лабораторная работа;

- беседа;

- демонстрации;


Примерное тематическое планирование:

Темы

1

Энергопотребление и загрязнение окружающей среды

2

Последствия климатических изменений.

3

Парниковый эффект

4

Кислотные дожди.

5

Как уменьшить количество выбросов.

6

Международные соглашения по глобальному изменению климата

7

Устойчивые методы использования энергии.

8

Энергосберегающие технологии в промышленности, на транспорте., в строительстве, в быту

9

Обогрев помещений. Использование воды

10

Энергосберегающие технологии в быту

11

Потребление и вторичная переработка.

12

Приборы учета и регулирования энергопотребления

13

Социальная ответственность каждого человека за использование энергии.

14

Заключение.


Методическое обеспечение программы.


Для эффективного усвоения программного материала факультативного курса «Энергосбережение и социальная ответственность » рекомендуется использовать различные виды учебно-воспитательной деятельности:

- компьютерные обучающие программы;

- учебники;

- тренажеры;

- специальные кинофильмы и аудиозаписи;

- экскурсии, знакомящие учащихся с организацией работы по охране окружающей среды и энергосбережению на промышленных предприятиях (в организациях);

Предлагается широкое использование активных форм обучения как групповых так и индивидуальных тренинговых занятий учебно-исследовательской, проектной, игровой, интерактивной деятельности;
В программе предусмотрены занятия по обработке материала, полученного при проведении практических и лабораторных работ:

- составление таблиц,

- анализ и обобщение полученных результатов,

- оформление отчетов,

- обработка фото- и видеоматериала.

Формой овладения материалом является самостоятельная работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, сочинений, сценариев деловых игр по тематике, проектов по экономии и бережливости энергетических ресурсов, самостоятельная работа в библиотеках и овладение основами работы на персональном компьютере.

К образовательной деятельности, по возможности, привлекаются родители учащихся, которые участвуют в проведении некоторых занятий, принимают экскурсии по месту своей работы, участвуют в организации домашнего. энергоаудита.



Примерные практические работы:


1. Демонстрации по превращению энергии из одного вида в другой. Считаем киловатты. Эксперимент с кастрюлями. Химическое тепло.
2. Домашний аудит «Использование воды в моей семье».

3. Определение потребляемой энергии электроприборами в доме или квартире.
4. Аудит «Когда потребление энергии является причиной загрязнения окружающей среды». Обсуждение возможных вариантов решения проблемы.
5. Экскурсия в расположенный вблизи оживленной дороги. Анализ данной ситуации.
6. Домашний аудит «Энергосбережение в моей семье».
7. Составление «энергетического паспорта» своей квартиры.

Оценка знаний учащихся:


Оценка знаний учащихся проводится в нескольких формах: путем тестового контроля знаний, по рефератам учащихся, при проведении конкурсов действующих моделей.
В рамках программы " Энергосбережение и социальная ответственность " оценка знаний и умений проводится по итогам конференций, научно-исследовательских работ учащихся, по результатам защиты проектов, где учитывается содержание работ, использование методик, правильность интерпретации результатов и выводов, качество выполнения работы, оформление материалов к защите и т.д.



^ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу курса учащиеся должны:
а) иметь представления:
- о видах энергоресурсов;
- о правилах безопасного потребления электроэнергии;
- о простейших способах рационального использования воды, тепла, электричества;
- о способах учета различных видов энергии;
- о способах охраны окружающей среды при использовании различных видов энергии.
- о возобновляемых источниках энергии;
- о световом режиме и источниках света;
- о способах учета энергоресурсов;
- об экологических требованиях к воде, воздуху, земле;
- об экологических проблемах современности.
- о взаимосвязи экономии и бережливости с ростом благосостояния не только отдельного человека (семьи), но и нации в целом;
- о способах решения проблем энергетики и экологии на государственном и международном уровнях;
- об электростанциях и их видах, линиях электропередачи;
- об энергетике и основных энергетических объектах России, Тувы;
- о способах рационального использования энергоресурсов;
- о тенденциях энергопотребления и энергоэффективности в мире.

б) учащиеся должны приобрести опыт практической деятельности:
- безопасно обращаться с бытовыми электрическими приборами;
- измерять температуру по показаниям термометра;
- измерять количество электроэнергии по показаниям электросчетчика;
- решать простые задачи на расчет количества электроэнергии и исчисление расхода воды;
- различать виды топлива, применяемые в России, Туве;
- на основе паспортных данных различных источников электрического освещения качественно сравнивать их энергопотребление;
- применять изученные правила эффективного использования энергоресурсов.
- применять изученные правила эффективного энергопользования в быту.
- осознанно формулировать и отстаивать свою позицию по проблемам экологии и энергетики.
- различать основные источники и уметь классифицировать виды загрязнения окружающей среды;
- знать основные принципы защиты окружающей среды от загрязнений;
- высказывать свои суждения о возможности дальнейшего использования отходов производства;
- описывать связь между сбережением энергии и сохранением окружающей среды, объяснять необходимость использования малоотходных и безотходных технологий.

ЛИТЕРАТУРА:


1. Большая энциклопедия природы,- М., 2002.

  1. Жевлакова, М.А. Ресурсосебережение в школе: как организовать проект по экономии энергии/Методическое пособие для учителей. - Спб, 2002. - 72 с.

  2. Энергосбережение. Пилотный проект учебника для 7-го класса средней школы. С-П. 2002.

  3. . Интернет ресурсы.

ПРИМЕР:

ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ.



  1. Выполнив данную работу, учащиеся смогут описать парниковый эффект, понять его суть, построить модель, демонстрирующую парниковый эффект, выяснить, как поглощают тепловую энергию поверхности из различных материалов.

  2. Необходимые материалы:

- аквариум (прозрачная пластмассовая коробка),

- термометр,

- настольная лампа.

3. Ход работы:

1) Насыпьте на дно прозрачной пластмассовой коробки или аквариума темный грунт слоем 2-3 см.

2) Увлажните грунт с помощью пульверизатора.

3) Сделайте из картона подставку для термометра.

4) Вкопайте ее в грунт и установите на нее термометр шариком вверх. Накройте сосуд крышкой.

5) Установите лампу в 20-30-и сантиметрах прямо над сосудом так, чтобы свет падал на шарик термометра.

6) Выключив ее, дайте температуре упасть до комнатной. Запишите эту температуру.

7) Оставьте крышку на сосуде, включите лампу и записывайте температуру каждую минуту в течение 20 мин.

(термометр расположите так, чтобы были видны его показания через стенку сосуда).

8) Выключив лампу, дайте температуре упасть до комнатной. Снова увлажните грунт и повторите опыт, сняв крышку с сосуда.

9) Постройте график, отложив на оси ординат температуру, а по оси абсцисс - время.

10) Снова проделайте ту же работу, заменив темный грунт светлым.

11) Заполните таблицу.

  1. Ответьте на вопросы:

- В каком сосуде температура быстро увеличивается?

- Почему температура воздуха в сосуде увеличивается, когда он закрыт крышкой? Какие изменения произошли в сосудах с грунтом? Как повлияет повышение температуры на очертание суши?

- Различаются ли температурные кривые для темного и светлого грунта? Почему?

- Сравните этот процесс с парниковым эффектом Земли.



© 2010-2022