- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка внекласного мероприятия по физике
Методическая разработка внекласного мероприятия по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стрекалова М.Е. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сорочинский ветеринарный техникум -
филиал ФГОУ ВО Оренбургский ГАУ
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по физике
« Путь к звездам»
Разработала: преподаватель высшей категории
Стрекалова М.Е.
Сорочинск - 2015
Аннотация
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путь к звездам» содержит 14 листов печатного текста.
Методическая разработка адресована преподавателям физико-математических дисциплин в помощь проведения внеклассных мероприятий.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………4
-
Методика подготовки к мероприятию…………………………………..5
а/ подготовка преподавателя к мероприятию;
б/ подготовка к мероприятию студентов.
-
План мероприятия………………………………………………………….6
-
Методика проведения мероприятия………………………………………7
-
Заключение………………………………………………………………..12
-
Приложение……………………………………………………………….13
-
Литература………………………………………………………………...14
Введение
Данная методическая разработка подготовлена с целью выявления знаний, умений и навыков, полученных, при изучении физики, различными методами.
В данной разработке показаны различные способы, с помощью которых можно применить полученные знания на практике.
Разработка показывает, как заинтересовать студентов к изучению данного предмета.
Методика подготовки к мероприятию
а/ Подготовка к мероприятию преподавателя:
- подбирает материал;
- подготавливает нужное оборудование;
- оформляет кабинет;
- подготавливает студентов;
- составляет план мероприятия;
- выбирает ведущих.
б/ Подготовка студентов к мероприятию:
- ведущие знакомятся со словами;
- подготавливают слайды.
Внеклассное мероприятие по дисциплине «физика»
Тема: «Путь к звездам»
Цели: - расширить знания студентов о космосе, открытиях и событиях в космической науке;
- развитие интереса к изучению астрономии, физики; умение логически мыслить, обобщать; развитие памяти и интеллекта;
- воспитание патриотизма, формирование научного мировоззрения студентов.
Форма проведения: тематический вечер.
Методы: наглядный, словесный, конкурс, соревнование.
Оборудование: средства ТСО (компьютер, проектор).
Литература: ДЭ «космонавтика, приложение к журналу» «Аиф», № 8,2000. К. Курбатов «Я хочу в космос». - ДЛ.1988 М.И. Герасимова, А.Г. Иванов «Звездный путь», Политиздат, 1986.
Ход мероприятия:
-
Организационный момент.
-
Основная часть.
А) Вступительное слово преподавателя.
Б) Слова ведущих о истории космоса.
В) Отборочный тур
Г) Конкурсная программа:
- 1 конкурс «Притяжение Земли».
- 2 конкурс «Зашифрованная радиограмма».
- 3 конкурс «Работа бортовых систем»
- 4 конкурс «Стюардесс»
- 5 конкурс «Лишнее слово»
- 6 конкурс «Эрудитов»
Д) Подведение итогов.
-
Заключительное слово преподавателя.
Методика проведения мероприятия
-
Организационный момент.
Преподаватель обращает внимание на готовность студентов.
-
Основная часть.
А) Вступительное слово преподавателя.
Слова о значимости данного мероприятия.
Б) Слова ведущих о истории космоса.
1 вед. Совсем недавно, всего 50 лет назад человек начал практически осваивать космос. А многое уже стало историей …
Но всё же в космос человек попал гораздо раньше космонавтов…
Сначала в космос проникла человеческая мысль… И зародилась наука астрономия.
2 вед. Первые ученые-астрономы в далеком пошлом заложили фундамент космонавтики.
Это Николай Коперник (1473-1543)
Галилео Галилей (1564- 1642)
Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935)
Николай Иванович Кибальчич (1853)
(слайд 1)
1 вед. Когда мы произносим слово космос - мы сразу представляем себе небо, звезды, солнце, луну, то есть то, что находится от нас далеко и высоко, потому все выглядит маленьким. А как вы думаете если приблизиться к звездам, луне, или к солнцу, они будут большими?
Конечно, просто гигантскими!!! (слайд 2)
2 вед. Космос называют все бескрайнее пространство за пределами нашей маленькой планеты Земля. Если сравнить размеры Земли с другими планетами солнечной системы вы увидите это сами. А как узнали об этом ученые, спросите Вы? Вы сами понимаете, что такой рисунок можно было создать, наблюдая за планетами и солнцем только со стороны и это стало возможно только, благодаря освоению Космоса. Так с чего же началась космическая эра? (слайд 3)
1 вед. Это точно известно 4 октября 1957 года (слайд 4) в день когда в нашей стране был выведен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
Он представляет собой шар с четырьмя антеннами (диаметр его 58 см, масса 63,6 кг) Он передавал сигналы, похожие на попискивание «бип-бип-бип», совершил 1400 оборотов вокруг Земли за 98 суток вошел в плотные слои атмосферы и там сгорел. Что же за работу выполняют в космосе искусственные спутники, спросите вы? Они делают наблюдения и другие исследования потом передают радиосигналы на Землю, эти сигналы обрабатываются и получается нужная информация в том числе фотографии. С тех пор прошло немало лет и в настоящее время число различных спутников превысило 4 тысячи.
2 вед. Из-за этого в космосе тоже появились экологические проблемы. Чем больше запусков, тем больше засоряется космическое пространство. Например: из 1000 ударов по космическому кораблю 500 приходится на столкновение с частичками космического мусора. По подсчетам ученых к 2010 году на орбитах накопится около 12000 тонн космического мусора, 2001 году было 3000 тонн.
1 вед. Запуск искусственного спутника был первым шагом в космос. Затем ровно через месяц происходит еще одно знаменательное событие. 3 ноября 1957 года с космодрома Байконур (СССР) осуществлен пуск ракеты-носителя, которая вывела на околоземную орбиту второй советский ИСЗ - «Спутник 2», первый в мире ИСЗ с живым существом на борту, собакой Лайкой. Возвращение спутника на Землю не планировалось, поэтому на седьмые сутки полета, по официальной версии, собака была усыплена. Однако, по мнению некоторых специалистов, погибла уже в первые трое суток полета от перегрева спутника. «Спутник-2» с Лайкой на борту совершил 2570 оборотов вокруг Земли и сгорел в атмосфере 4 апреля 1957 года. (слайд № 5)
2 вед. 19 августа 1960 года на борту корабля находились собаки Белка и Стрелка (слайд № 6). 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю. 1 декабря в космос полетели собаки Мушка и Пчелка, однако из-за сбоя спускаемый аппарат не воспринял команду на возвращение и был потерян. 22 декабря предпринята новая попытка вывести животных в космос. Случилась авария третьей ступени ракетоносителя, и спускаемый аппарат совершил аварийную посадку. Погибли крысы, насекомые, растения, а собаки Жемчужина и Жулька остались живы. 9 марта 1961 года один виток по околоземной орбите совершила Чернушка, а 25 марта - Звездочка. Обе собаки невредимыми вернулись на Землю.
1 вед. Все было готово к полету человека в космос (слайд № 7). Пусть в космос труден, особенно для тех, кто стоял у источников, ведь они были первыми. Риск, мужество, подвиги конечно же мечта - вот, что характеризует первых в мире покорителей космоса!
2 вед. Первый искусственный спутник - 1957 год.
1 вед. Первый полет в космос - 1961 год.
2 вед. Первый выход в открытый космос - 1965 год.
1 вед. Первая женщина-космонавт - 1963 год.
2 вед. Одним из самых значительных событий ХХ века стал выход человека в космическое пространство. Это произошло 50 лет назад. Мы должны гордится, что первым человеком, шагнувшим в космос был наш русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. (слайд № 8) Юрия Гагарина называли Колумбом Вселенной, он стал известен всему миру и можно так сказать объединил все человечество, как только его не называли высказывая свое восхищение перед мужеством этого простого русского парня.
Иностранный журналист так писал о Гагарине:
- Красив
- Умен
- Мил
- Обаятелен
- Спортсмен
- Летчик
- Храбрец
- Княжеская фамилия
- Первый космонавт Земли был молод - ему тогда было 27 лет. Весь мир узнал его …
Песня
Знаете, каким он парнем был
На руках весь мир его носил!
Песня в исполнении И. Кобзона.
1 вед. 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Восток», пилотируемый летчиком - космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Космический корабль совершил один виток вокруг Земли и через 108 минут произошло приземление. (слайд № 9 или видео «Полет Гагарина»)
Скафандр изготовлен из специальной прочной и легкой ткани; гермошлем с защитным стеклом обеспечивает хороший обзор, в нем установлен микрофон переговорного устройства. Такой костюм и надевают особенным образом: космонавт в него, как в люк, входит и нажимает ручку. Скафандр плотно закрывается дверцей.
2 вед. Наблюдения за небесными телами с Земли с каждым десятилетием становится все более сложными. Невозможно наблюдать за небесными светилами с Земли без помех.
В 1990 на орбиту был выведен спутник с «Хаббл». Он носит имя великого американского астронома Эдвина Пауэлла Хаббла. Его масса 12 тонн. Это очень зоркий телескоп он мог бы рассмотреть даже муху с расстояния 15-20 км. С данными полученными с КТХ можно познакомиться с помощью интернета. Люди планируют построить на Луне обитаемые базы, автоматизированные заводы. Вполне возможно, что кислород станут добывать из воды: не так давно огромные ледники были обнаружены вблизи Северного и Южного полюсов Луны. Чтобы защитить свои поселения от метеоритов, обитателям лунных баз, возможно придется строить свои жилища на глубине нескольких метров. А может быть кому-то из вас придется поработать на Луне?... Надежда людей обрести «братьев по разуму» воспаряла с новой силой после того, как исследователи выдвинули сенсационную гипотезу, что Марс покрыт сетью рукотворных каналов, периодически наполняющих водой. Появление более мощных телескопов, а затем и космических аппаратов не подтвердило этой гипотезы. Есть все основания полагать, что воды на Марсе немало. Где же теперь марсианская вода? Высказываются предположения, что вода существует и сейчас в виде мерзлоты. (слайд 10)
1 вед. В 1976 году космический аппарат передал на Землю фотографию, на которой четко просматривалось геологическое образования, напоминавшее станции-роботы, на них космонавтов нет, полеты АМС длятся многие годы. 37 лет назад на АМС «Пионер-10» было отправлено послание нашим братьям расстояние стало настолько гигантским, что уловить их невозможно.
В) Отборочный тур. (приложение 1)
Из прошедших отбор студентов формируются две команды «Марс» и «Юпитер».
Г) Конкурсная программа:
1 конкурс «Притяжение Земли».
Под музыку песни «Притяженье земли» простоять с закрытыми глазами на одной ноге, кто дольше. - 1 балл
2 конкурс «Зашифрованная радиограмма». - 1 балл.
1 команде текст шифрограммы «Ближайшая к нам звезда Солнце».
4 26 20 16 2 22 19 2 33
24
30 2 28
18 6 12 18 10 2
5 32 26 30 13 12
2 команде текст шифрограммы «Земля третья планета от Солнца»
18 12 28 26 33
7 3 12 7 21 33
1 26 2 30 12 7 2
32 7
5 32 26 30 13 2
Ключ к шифру - приложение 2.
3 конкурс «Работа бортовых систем»
Задание: на несколько секунд демонстрируется некий набор предметов, затем убирается, необходимо назвать по памяти эти предметы. Балл за каждый названный предмет.
4 конкурс «Стюардесс»
Обратиться к пассажирам лайнера и сообщить о технических поломках в бортовом отсеке, доброжелательно, артистично, с юмором (4 балла).
5 конкурс «Лишнее слово» (за каждое слово - 1 балл)
Из каждой группы слов убрать одно лишнее.
-
акваланг, космодром, скафандр, приземление.
-
луноход, стыковка, погружение, протяжка.
-
космонавт, юнга, пилот, штурман.
-
орбита, комета, спутник, аэродром.
-
спускаемый аппарат, система боевой готовности, полная готовность, эскадра кораблей.
-
галактика, туманность, звезды, овраг.
6 конкурс «Эрудитов»
-
Перечислите планеты Солнечной системы.(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
-
Когда был запуск первого искусственного спутника Земля? (4 октября 1957 г)
-
Солнечный химический элемент. (гелий)
-
Форма планеты, наблюдаемой в телескоп. (шар, диск, круг)
-
Известный итальянский ученый, открывший горы на луне и четыре спутника Юпитера. (Галилей)
-
Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
-
В чем различие звезды и планеты? (Звезда - самосветящийся раскаленный газовый шар)
-
Где сегодня день равен ночи? (всегда на экваторе)
-
Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (нет, это атмосферное явление)
Заключение
Данное мероприятие проходит активно, эмоционально. На мероприятии показаны различные методы, с помощью которых происходит углубление знаний умений и навыков, полученных на уроках, расширение кругозора.
На протяжении всего мероприятия студенты принимают всего мероприятия студенты принимают активное участие, что способствует воспитанию интереса к предмету, развитию творческих и познавательных способностей.
Приложения
-
Отборочный тур.
-
Назовите ФИО первого космонавта Земли.
-
Сколько продолжался полет Ю.А. Гагарина? (108 мин)
-
Назовите ФИО первой в мире женщины-космонавта. (Валентина Владимировна Терешкова)
-
В каком году произошел первый полет космос? (1961)
-
Хвостатая звезда. (комета)
-
Наука о Вселенной? (астрономия)
-
Ближайшая к нам звезда? (Солнце)
-
Спутник Земли? (Луна)
-
Гигантская звездная система? (Галактика)
-
Воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
2.Ключ к шифрам.
-
А
2
Л
26
Ч
17
Б
4
М
28
Ш
19
В
6
Н
30
Ь
21
Г
8
О
32
Щ
23
Д
10
П
1
Ъ
25
Е
12
Р
3
Ы
27
Ё
14
С
5
Э
29
Ж
16
Т
7
Ю
31
З
18
У
9
Я
33
И
20
Ф
11
Й
22
Ц
13
К
24
Х
15
Литература
ДЭ «космонавтика, приложение к журналу» «Аиф», № 8,2000. К. Курбатов «Я хочу в космос». - ДЛ.1988 М.И. Герасимова, А.Г. Иванов «Звездный путь», Политиздат, 1986