Источники звука. Звуковые колебания

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок формирования новых знаний

по теме "Источники звука. Звуковые колебания".

Тема урока: "Источники звука. Звуковые колебания".

Тип урока: урок формирования новых знаний в форме - исследования:

Класс: 9.

Цель: Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; доказать, что не любое колеблющееся тело является источником звука

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с понятием «звук», звуковые колебания», дать представление об источниках звука, о распространении звука.

Развивающая: Обеспечить развитие аналитических умений, познавательных интересов в области знаний об окружающим мире, о звуке;

Воспитательная: Воспитание и формирование коммуникативных качеств, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности.

Оборудование: Компьютер учителя, проектор, экран, акуст.колонки, бумажная салфетка, камертон

Формы и методы:

  • частично-поисковый;

  • индивидуальная и фронтальная работа учащихся.

План урока

Этапы урока

  1. Организационный,

  2. Постановки цели,

  3. Актуализации знаний,

  4. Введения знаний,

  5. Обобщения первичного закрепления и систематизации знаний,

  6. Подведения итогов обучения, рефлексия, выставление оценок за урок.

  7. Определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.


Ход урока.

I.Организационный момент урока. Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Владимировна Дронова. Работаю я учителем в Яльгелевской школе. И сегодня мы с вами вместе попробуем разобраться в некоторых вопросах такого раздела физики, как акустика.

II. Постановка цели.

- Может, кто из вас знает, что это за раздел такой и что он изучает?

- Раздел физики, в котором изучают звуковые явления, называют акустикой (от греческого akustikos - слуховой, слышимый, звуковой). Запишем это в тетрадь. Слайд 2.

- Нетрудно догадаться, что сегодня речь пойдет о звуке. Откройте ваши тетради и запишите тему сегодняшнего урока: "Источники звука. Звуковые колебания".

Слайд 3 Сегодня вы:

  • Узнаете откуда берётся звук.

  • Выясните, как распространяется звук.

  • Разберетесь в вопросе о скорости распространении звука.

III.Актулизация знаний. Фронтальный опрос. Слайд 4

- Но сначала давайте вспомним:

1) Как называются колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени? (волнами)

2) Назовите виды волн.(поперечные и продольные)

3) Приведите примеры волн.

IV.Изучение нового материала Слайд 5

Учитель: - Мир, окружающий нас, можно назвать миром звуков. Звучат вокруг нас голоса людей и музыка, шум ветра и щебет птиц, рокот моторов и шелест листвы.

С помощью речи люди общаются, с помощью слуха получают информацию об окружающем мире.

Не меньшее значение звук имеет для животных. Предупреждение об опасности, поиск себе подобных, отпугивание хищников и т.п.

Среди разнообразных колебаний и волн, встречающихся в природе и технике, особо важное значение в жизни человека имеют звуковые колебания или звуки.

Наша речь состоит из следующих друг за другом звуков. Мы легко отличаем голос одного человека от голоса другого; различаем оттенки человеческого голоса: радость, грусть.

Слайд 6 (гитара, барабан, певец, птица, кошка) Учитель: - Посмотрите на слайд. Все эти «объекты» издают различные звуки. Что же является источником звука, как вы считаете? Слайд 7.

- Итак, источник звука - это тело, которое совершает колебания. Существуют естественные источники звука и искусственные. Запишите в тетрадь.

Учитель демонстрирует камертон.

- Кто может ответить на вопрос: «Что у меня в руке?»

- Ребята, данный прибор называется камертон. Камертон - искусственный источник звука. Давайте посмотрим, как он звучит.

- А сейчас что создает звук?

Дети отвечают, что металлические пластинки, ветви камертона.

Учитель: Т.е. опять получается, что тело совершает колебания и издает звук.

- А всегда ли так?

Опыт с салфеткой. Возьмем бумажную салфетку или носовой платок за середину, будем поднимать и опускать. Их части колеблются под воздействием воздуха, а звук мы слышим?

- Нет. Почему?

- Подсказка: бабочка летит - звук от крыльев мы не слышим, а летит комар, муха, пчела - мы слышим.

Слайд 8. (Источниками звука могут быть тела, которые совершают колебания с определенной частотой)

- Звуковыми называют колебания, частота которых находится в диапазоне от 16 до 20 000Гц. Запишем этот вывод в тетрадь. (Звуковыми называют колебания, частота которых находится в диапазоне от 16 до 20 000Гц.)

- Что это значит? (Это значит, что тело совершает от 16 до 20 000 колебаний в секунду)

В только что проделанном опыте частота колебаний была выше 16 Гц?

- Нет, поэтому мы и не слышали звуков от салфетки, а также от крыльев бабочки.

Колебания, частота которых меньше 16Гц, называются инфразвуком; больше 20000 Гц - ультразвуком. Перерисуйте данную схему в тетради.

Слайд 9. Инфразвук и ультразвук не воспринимаются человеческим ухом. Лишь представители живой природы способны на это.

Так, ученые обнаружили, что медузы и рыбы воспринимают инфразвук в диапазоне от 8 до 13Гц.

Многие животные, например кошки, собаки, муравьи, летучие мыши могут издавать и воспринимать ультразвуки.

Ультразвуки самых высоких частот способны издавать и воспринимать дельфины. Частота этих ультразвуков может достигать 200кГц.

Границы звукового диапазона условны, т.к. зависят от возраста людей и индивидуальных особенностей их слухового аппарата. С возрастом верхняя граница понижается. Дети могут воспринимать звуки выше 20000 Гц.

- И так, мы выяснили, что такое звук. Следующая ваша задача - а как распространяется звук?

Слайд10 Учитель: - Мы знаем, что есть три среды - твердая, жидкая и газообразная. Вспоминая различные примеры из жизни, давайте выясним, как распространяется звук в твердых телах, жидкостях и газах. А, может, он и не распространяется вовсе?

Слайд 11. Эксперимент 1. Распространение звука в твердых телах.

Слайд 12. Эксперимент 2. Распространение звука в жидкостях.

Слайд 13. Эксперимент 3. Распространение звука в газах( видео с эл.звонком).

Слайд 14. Учитель: - Какой же можно сделать вывод?

- Правильно, звук распространяется во всех средах: твердых, жидких и газообразных телах.

В безвоздушном пространстве распространение звука невозможно.

- А какие волны могут существовать только в газах?

- Только продольные, следовательно: звуковые колебания - это волны сжатия и разрежения, т.е. продольные волны. Могут распространятся только в упругой среде.

Слайд 15. Учитель: - Посмотрите на таблицу и ответьте на следующий вопрос:

- В каких телах скорость распространения звука больше?

- От чего зависит скорость звука?

- Мы с вами знаем, что с увеличением высоты над поверхностью Земли, плотность воздуха становится меньше, следовательно упругость среды также уменьшается. Тогда и скорость распространения звука, например, в горах также уменьшается.

Слайд 16. V. Обобщения первичного закрепления и систематизации знаний

  • Почему во время грозы мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?

  • Может ли человек слышать звук взмахов крыльев летящей вороны, если она совершает 150 взмахов за 50 с?

Слайд 17. Прочитайте одно из описаний приближения цунами, обрушившегося на Таиланд 26 декабря 2004г.:»В первый день Рождества 2004 года группа туристов решила покататься на слонах. Несмотря на шаткость конструкции для езды, спина слона стала в тот день для катающихся самым безопасным местом. Туристы спокойно ехали, пока что-то не напугало слонов. Не обращая внимания на команды и оклики погонщиков, слоны заторопились прочь от берега. Через некоторое время на морское побережье обрушилось цунами. Дело происходило в Тайланде. Впоследствии чудом спасшиеся люди еще долго приходили в себя и терялись в догадках, тщетно пытаясь объяснить странное поведение животных».

- Выдвинете свою гипотезу такого поведения слонов и обоснуйте ее.

VI.Итог урока, выставление оценок и рефлексия

Слайд 18. Учитель. Вы сегодня узнали:

  • Звук - это волна, распространяющаяся в упругой среде

  • Если частота ее распространения от 16 до 20 000Гц, то данные колебания человек воспринимает как различные звуки

  • Если частота распространения звуковой волны меньше 16Гц, то данные колебания называются инфразвук

  • Если частота ее распространения более 20 000Гц, то данные колебания называются ультразвук.

  • Скорость распространения звука в различных средах - различна.

Учитель: - А теперь, ребята, попробуйте оценить вашу работу на уроке. Поднимите руку и покажите с помощью пальцев вашу оценку.

Учитель анализируя самооценки учащихся, выставляет, комментирую свои оценки.

Слайд 19. VII.Домашнее задание.

Запишите домашнее задание: §§34, 35, ответить на вопросы

Дополнительное задание:

Реши задачу: Раскат грома прозвучал через 15 с после вспышки молнии. Скорость звука в воздухе 340м/с. Определите расстояние, на котором произошел грозовой разряд.

Литература.

  1. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений, А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. - 16-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.

  2. Контрольно-измерительные материалы. Физика:9 класс, Сост.Н.И. Зорин - М.:ВАКО, 2011.

  3. Физика 9 кл, учебник для общеобразоват.учреждений, В.В.Белага - М.: Просвещение, 2011.

  4. Физика 9 кл. Тетрадь - тренажер: пособие для учащихся общеобраз.учрежд. - М, Просвещение, 2011

  5. Поурочные разработки по физике, В.А.Волков - М, Вако, 2010

  6. Уроки физики, З.В.Александрова - М, Глобус, 2010

  7. СD «Физика 9 класс» - Электронное приложение к учебнику Физика 9 кл, В.В.Белага - М.: Просвещение, 2011.

© 2010-2022