Рабочая программа по электротехнике

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА № 23











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОП.03«Электротехника и электроника»

по специальности среднего профессионального образования

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта




















Москва

2015







СОДЕРЖАНИЕ


1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины …………………3

2.Структура и содержание учебной дисциплины……………..4

3.Условия реализации программы учебной дисциплины………………….8

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……….10














паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы электротехники


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупненную группу специальностей 190000 Транспортные средства.

Программа учебной дисциплины может быть использована в

дополнительном профессиональном образованиипри реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовке в области технического обслуживания и ремонта автомобилей.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- пользоваться измерительными приборами;

- производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;

- производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем;

знать:

- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей;

- компоненты автомобильных электронных устройств;

- методы электрических измерений;

- устройство и принцип действия электрических машин.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

Максимальная учебная нагрузки обучающегося 150часов, в том числе:

- обязательнаяаудиторная учебная нагрузка обучающегося - 100 часов;

- самостоятельная работа обучающегося - 50 часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:


практические занятия

40

Самостоятельная работа студента (всего),

в том числе:

электротехника: решение задач, подготовка к практическим занятиям;

Электроника: подготовка к практическим занятиям

50



35

15

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Электротехника и электроника»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Раздел 1.

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА


109


Тема 1.1.

Электрическое поле. Электрические цепи постоянного тока.

Содержание учебного материала:

Понятие об электрическом. Основные характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Устройство и назначение конденсаторов. Ёмкость конденсатора. Соединение конденсаторов.

Элементы электрической цепи. Электрический ток. Физические основы работы источника ЭДС. Закон Ома для участка и полной цепи. Электрическое сопротивление и электрическая проводимость. Зависимость сопротивления от температуры. Работа и мощность электрического тока. Преобразование электрической энергии в тепловую. Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок. Соединения приёмников электроэнергии. Законы Кирхгофа

6

3

Практические занятия:

1.Решение задач с использованием законов Ома.

2.Решение задач с использованием законов смешенного соединения резисторов.

3.Решение задач на определение электрической мощности и работы тока.

4.Решение задач на определение коэффициента полезного действия цепи постоянного тока.

6.Решение задач на расчёт цепей постоянного тока.

18


Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

2. Подготовка к практическим работам

7



Тема 1.2.

Электромагнетизм

Содержание учебного материала

Основные параметры магнитного поля. Магнитные материалы. Гистерезис. Применение ферримагнитных материалов. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электромагниты и их применение. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимная индукция. Использование закона электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах

4

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

2


Тема 1.3. Электрические цепи однофазного переменного тока

Содержание учебного материала:

Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма представления переменных ЭДС, напряжения, тока, магнитного потока. Получение переменной ЭДС. Электрические процессы в простейших электрических цепях с активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Закон Ома для этих цепей. Векторные диаграммы. Неразветвлённые цепи переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Резонанс напряжений. Активная, реактивная и полная мощности в цепи переменного тока. Разветвлённые цепи переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Резонанс токов. Коэффициент мощности и способы его повышения

6

2

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Исследование последовательного и параллельного соединения конденсаторов».

2. Решение задач по теме «Исследование последовательного и параллельного соединения катушек индуктивности».

3. Решение задач по теме «Исследование неразветвлённой цепи переменного тока. Резонанс напряжений».

4.Решение задач по теме «Исследование разветвлённой цепи переменного тока. Резонанс токов»

8


Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

2. Подготовка к практическим работам

6


Тема 1.4

Электрические цепи трёхфазного переменного тока

Основные элементы трёхфазной системы. Получение трёхфазной ЭДС. Соединение обмоток генератора и потребителя трёхфазного тока «звездой». Основные расчётные уравнения. Соотношения между линейными и фазными величинами. Симметричная и несимметричная нагрузки. Нейтральный провод. Соединение обмоток генератора и потребителя трёхфазного тока «треугольником». Соотношения между линейными и фазными величинами. Симметричная и несимметричная нагрузки. Мощность трёхфазной системы. Расчёт трёхфазной цепи при симметричной нагрузке

4

3

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Исследование цепи трёхфазного переменного тока, соединённой «звездой».

2. Решение задач по теме «Исследование цепи трёхфазного переменного тока, соединённой «треугольником».

3. Решение задач по теме «Определение активной, реактивной и полной мощности»

6


Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

2. Подготовка к практическим работам

5


Тема 1.5

Электрические измерения и электроизмерительные приборы

Содержание учебного материала:

Прямые и косвенные измерения. Классификация электроизмерительных приборов. Класс точности электроизмерительных приборов. Погрешности измерений. Измерение напряжения и тока. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Измерение мощности и энергии. Схемы включения ваттметров. Индукционные счётчики. Измерение электрического сопротивления постоянному току. Использование электрических методов для измерения неэлектрических величин при эксплуатации и обслуживании автомобилей.

4

3

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Измерение сопротивления методом вольтметра и амперметра»

2


Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

2. Подготовка к практическим работам

3


Тема 1.6

Трансформаторы.

Содержание учебного материала:

Назначение, классификация и применение трансформаторов. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Коэффициент полезного действия трансформатора. Трёхфазные трансформаторы. Трансформаторы специального назначения (сварочные, измерительные, автотрансформаторы)

4

3

Практические занятия:

1 Решение задач по теме «Исследование работы однофазного трансформатора».

2. Решение задач по теме «Определение коэффициента трансформации»

4


Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

2. Подготовка к практическим работам.

4


Тема 1.7

Электрические машины переменного тока

Содержание учебного материала:

Назначение, классификация и область применения машин переменного тока. Вращающееся магнитное поле. Устройство и принцип действия трёхфазного асинхронного электродвигателя. Пуск в ход, регулирование частоты вращения и реверс асинхронного электродвигателя. Характеристики асинхронного двигателя. КПД асинхронного электродвигателя. Однофазные асинхронные электродвигатели. Синхронный электродвигатель

4

3

Практические занятия:

1.Решение задач по теме «Рабочие характеристики трёхфазного асинхронного двигателя»

.

2


Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

2. Подготовка к практическим работам.

3


Тема 1.8

Электрические машины постоянного тока

Содержание учебного материала:

Устройство и принцип действия машин постоянного тока. Обратимость. ЭДС и реакция якоря. Генераторы постоянного тока: классификация, схемы включения обмотки возбуждения, характеристики. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и торможение. КПД машин постоянного тока. Применение машин постоянного тока в электроснабжении автомобилей

4

3

Практические занятия:

1Решение задач по теме «Характеристики двигателя постоянного тока»

2


Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

2. Подготовка к практическим работам

3


Тема 1.9

Основы электропривода

Содержание учебного материала:

Классификация электроприводов. Режимы работы электроприводов. Определение мощности при продолжительном и повторно-кратковременном режимах работы. Пускорегулирующая и защитная аппаратура. Релейно-контактные системы управления электродвигателей. Применение релейно-контактных систем управления электродвигателей для управления машинами и механизмами в процессе технического обслуживания автомобилей

2

3

Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

1


Тема 1.10

Передача и распределение электрической энергии

Содержание учебного материала:

Схемы электроснабжения промышленных предприятий. Трансформаторные подстанции. Распределительные пункты. Электрические сети промышленных предприятий. Провода и кабели. Заземление. Учёт и контроль потребления электроэнергии. Компенсация реактивной мощности. Контроль электроизоляции. Электробезопасность при производстве работ потехническому обслуживанию и ремонту автомобилей

2

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

1


Раздел 2. Раздел 2. Электроника

41


Тема 2.1

Физические основы электроники

Содержание учебного материала:

Электронно-дырочный переход и его свойства, вольт-амперная характеристика, емкость, виды пробоя перехода. Устройство диодов. Универсальные диоды.

2

1

Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

1


Тема 2.2

Полупроводниковые приборы

Содержание учебного материала:

Условные обозначения, устройства, принцип действия, вольт-амперные характеристики, параметры, маркировка и применение выпрямительных диодов и стабилитронов. Условные обозначения, устройство, принцип действия, схемы включения, характеристики, параметры, маркировка биполярных и полевых транзисторов. Тиристоры

2

2

Практические занятия:

1 Исследование двухполупериодного выпрямителя

2


Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

2. Подготовка к практическим работам

3


Тема 2.3

Интегральные схемы микроэлектроники

Содержание учебного материала:

Интегральные схемы микроэлектроники. Гибридные, тонкоплёночные полупроводниковые интегральные микросхемы. Технология изготовления микросхем. Соединение элементов и оформление микросхем. Классификация, маркировка и применение микросхем

2

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

1


Тема 2.4

Электронные выпрямители и стабилизаторы

Содержание учебного материала:

Назначение, классификация, обобщённая структурная схема выпрямителей. Однофазные и трёхфазные выпрямители. Назначение и виды сглаживающих фильтров. Стабилизаторы напряжения и тока, их назначение, принципиальные схемы, принцип действия, коэффициент стабилизации

2

3

Практические занятия:

1.Расчёт параметров и составление схем различных типов выпрямителе

2


Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

2


Тема 2.5

Электронные усилители

Содержание учебного материала:

Назначение и классификация электронных усилителей. Принцип действия полупроводникового каскада с биполярным транзистором по схеме ОЭ. Построение графиков напряжения и токов цепи нагрузки. Многокаскадные транзисторные усилители. Усилители постоянного тока, импульсные и избирательные усилители

4

3

Практические занятия:

1. Построение графиков напряжения и тока в цепи нагрузки усилительного каскада

2


Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

3


Тема 2.6

Электронные генераторы и измерительные приборы

Содержание учебного материала:

Условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи. Электронные генераторы типа RC и LC. Мультивибраторы. Триггеры. Электронные измерительные приборы. Электронный вольтметр

2

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

1


Тема 2.7

Электронные устройства автоматики и вычислительной техники

Содержание учебного материала:

Электронные устройства автоматики и вычислительной техники. Принцип действия, особенности и функциональные возможности электронных реле, логических элементов, регистров, дешифраторов, сумматоров

2

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

1


Тема 2.8

Микропроцессоры и микро ЭВМ

Содержание учебного материала:

Место в структуре вычислительной техники микропроцессоров и микро ЭВМ. Применение микропроцессоров и микроЭВМ для комплексной автоматизации управления производством, в информационно измерительных системах, в технологическом оборудовании. Архитектура и функции микропроцессоров

2

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. Решение задач.

3


Всего

150




3. условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Электротехника и электроника».

Оборудование лаборатории:

- рабочие места по количеству студентов;

- мультимедийное рабочее место преподавателя;

- действующие стенды и модели;

- детали и схемы электротехнических и электронных устройств;

- плакаты,

-набор слайдов;

- лабораторные стенды.

Технические средства обучения:

- персональный компьютер;

- видеопроектор;

- экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Гальперин М.В. Электротехника и электроника. - М.: Инфра(М, Форум, 2009.

2. Кацман М.М. Сборник задач по электрическим машинам. - М.: Академия, 2008.

3. Петленко Б.И., Аньков Ю.М., Крашенинников М.А. Электротехника и электроника. - М.: Академия, 2009.

4. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. - М.: Феникс, 2009.

Дополнительные источники:

1. ГОСТ 2.702(75. Правила выполнения электрических схем.

2. ГОСТ 2.710(81. Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах. 3. Берёзкина Т.Ф., Гусев Н.Г., Масленников В.В. Задачник по общей электротехнике с основами электроники. - М.: Высшая школа, 1998.

4. Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчеев О.В., Ярочкина Г.В. Задачник по электротехнике. - М.: Академия, 2003.

5. Федорченко А.Л., Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. - М.: Дашков и К°, 2009.

Интернет ресурсы:

1. Информационно(коммуникационные технологии в образовании // система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ict.edu.ru

2. Книги и журналы по электротехнике и электронике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: masterelectronic.ru

3. Школа для электрика. Все секреты мастерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: electricalschool.info/electroteh

4.Афонин В.В. ,Акулинин И.Н., Ткаченко А.А. Сборник задач по электротехнике лекции(Электронный ресурс) Режим доступа:

window.edu.ru/window_catalog/files/r21723/afonin.pdf

5.Испытание и исследование автомобильных генераторов и стартеров: методические указания к лабораторным работам по курсу «Теория, конструкция и расчет систем электроснабжения и пуска автомобилей и тракторов» (Электронный ресурс) - Режим доступа:window.edu.ru/window_catalog/files/r59696/stup407.pdf

6.Кардонов Г.А. Курс лекций по «Электрическим машинам» (Электронный ресурс) - Режим доступа- ets.ifmo.ru/kardonov/ogl.htm

7.Общая электротехника и электроника: электронный учебник (Электронный ресурс) - Режим доступа:stf.mrsu.ru/toe/demo_versia/index.htm

8.Тесты и контрольные вопросы по дисциплине «Общая электротехника и электроника» (Электронный ресурс) - Режим доступа:

window.edu.ru/window_catalog/files/r45110/dvgtu60.pdf

9.Усольцев А.А. Электротехника ч.2 Электрические машины (Электронный ресурс)- Режим доступа:ets.ifmo.ru/usolzev/SEITEN/u2/

10.Электрические цепи постоянного тока (Электронный ресурс) - Режим доступа:

window.edu.ru/window_catalog/files/r18686/Metodel3.pdf

11.Электротехническое материаловедение: лекции (Электронный ресурс) - Режим доступа:

sermir.narod.ru/lec/lect1.htm

:





4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение пользоваться электроизмерительными приборами

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля

Умение производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля

Умение производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем

Знание методов расчёта и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей

Знание компонентов автомобильных электронных устройств

Знание методов электрических измерений

Знание устройства и принципа действия электрических машин



© 2010-2022