Урок по физике в 7 классе «Явление инерции. Инерция»

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по физике в 7 классе

«Явление инерции. Инерция»

Цель урока: сформировать понятие инерции, выяснить его проявление в быту, технике, спорте; воспитать умение отстаивать собственную точку зрения¸ опираясь на собственные знания и исторические источники; развивать способность наблюдать, проводить эксперименты, способность анализировать, делать выводы

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Постановка проблемы и проверка усвоения изученного материала

Ребята! Знаете, я обратил внимание, что со мной происходят странные случаи. Вчера, например, я нес тарелку с супом и, когда ставил её на стол, суп почему-то выплеснулся на скатерть. А когда я вошел в автобус, хотел достать деньги из кошелька, чтобы расплатиться за проезд, но автобус внезапно тронулся, я чуть не упал назад и наступила на ногу сидящей женщине. Получилась неприятная ситуация. Ребята, а с вами ничего подобного не происходило? Как вы думаете, имеет ли физика к этим случаям какое-нибудь отношение. Я предлагаю вам сегодня на уроке разобраться в этом.

Итак, места в нашем автобусе «Движение» все заняты, и мы продолжаем путешествие по стране знаний. Но прежде наш автобус должен заправиться. Заправка будет необычная - это будут ваши хорошие и отличные ответы. У вас на столах лежат листочки, на которых для каждого из вас написано задание, кто-то будет работать у доски, кому-то повезёт, и он будет играть. Время выполнения ограничено 7 мин.

Задание для выполнения у доски

Спускаясь с горки, длина наклонной части которой равна 80 м, лыжник проехал эту часть за 10 с. А потом проехал до полной остановки ещё 180 м за минуту. Чему равна средняя скорость лыжника на всём участке пути?

Задание на листочке

Изобразите траекторию движения относительно Земли воздушного шара, начавшего подъём, если будет ветер, скорость которого в 2 раза меньше скорости вертикального подъёма шара.

Задание для выполнения у доски

Какой путь мы проделали в пространстве за время урока? (время урока 45 мин., скорость вращения Земли по орбите вокруг Солнца 30 км/с)

Задание на листочке (выполнение теста, обвести правильные ответы на вопросы теста)

1) Механическим движением называется …

А. движение всякого тела по земле среди окружающих тел

И. изменение положения тела относительно других тел

С. изменение положения автомобиля на дороге.

2) Траекторией движения тела называется …

Н. линия, по которой движется тело

О. след, который оставляет движущееся тело

К. кривая линия движения молекулы.

3) Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называется…

Е. путь

М. след

Т. Кривая

4) При равномерном движении тело за равные промежутки времени…

Ю. проходит разные пути

В. движется равномерно

Р. Проходит равные пути

5) Формула для нахождения скорости при равномерном движении:

Г. Урок по физике в 7 классе «Явление инерции. Инерция»

Э. s = v · t

Ц. Урок по физике в 7 классе «Явление инерции. Инерция»

6) В системе СИ скорость измеряется в…

С. км/ч

И. м/с

Б. км/с

7) При неравномерном движении тело за равные промежутки времени…

Я. Проходит разные пути

Л. движется равномерно

Д. Проходит равные пути

Остальные учащиеся являются участниками игры «Жизненный опыт и физика», её правила, я буду вам задавать вопросы на повторение материала, при этом будет оцениваться полнота и правильность. Победителем в игре будет или класс, или учитель, т.е. тот, чей жизненный опыт больше. На доске в процессе игры заполняется таблица:

Класс

Учитель


Вопросы к классу:

  • Какие явления изучает физика?

  • Какое физическое явление самое распространённое, приведите примеры?

  • Что мы называем механическим движением?

  • Что такое траектория движения?

  • Что такое путь?

  • Какие виды механического движения вы знаете?

  • Что показывает скорость тела?

  • Назовите, формулу для скорости равномерного и неравномерного движения?

  • В каких единицах измеряется скорость в СИ?

  • Из предложенных средних скоростей неравномерного движения, укажите наибольшую (ответ подтвердите расчетами):

1) 7,2 км/ч; 2) 1,6 м/с; 3) 240 м/мин; 4) 1900 мм/с.

Ребятки, поднимите руки, кто получил «4» и «5». Молодцы!

Ну вот, заправились - теперь поехали! Но, к сожалению, наш автобус поведет стажер-практикант. Он очень волнуется и, как всякий новичок, резко трогает автобус с места. Что происходит с нами? Покажите. (Мы отклоняемся назад, ведь автобус поехал вперёд, а наше тело продолжает покоиться). Молодцы! Стажёр наконец-то успокоился, спокойно ведёт автобус. Мы с удовольствием глядим в окна. Но вдруг на светофоре загорелся красный свет. Что делает водитель-стажер? Он давит на тормоза. Покажите, что происходит с нами. (Автобус останавливается, а наше тело продолжает движение). Подумайте!: может быть кто-то из вас сможете ответить, какое же физическое явление играет с нами в автобусе такие шутки?

Затрудняетесь? Давайте выбранные учеником в тесте буквы ответа правильно расположим от 1-го до 7-го и узнаем, как зовут шутницу-хулиганку.

ЭТО ИНЕРЦИЯ!

О ней мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.

Итак, запишите в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока: «Явление инерции. Инерция ».

В начале попробуем ответить на вопрос: при каком условии тела двигаются?

Посмотрите на брусок, находящийся на столе. Он находится в состоянии покоя относительно стола. Действую на брусок рукой. Что происходит? (дети: «Двигается») Перестаю действовать. Что вы наблюдаете? При каком же условии движется тело? (ученики: «Тело движется, если на него действуют другие тела»)

Поздравляю! Точно так же рассуждал выдающийся ученый философ древней Греции IV в до н.э. Аристотель.

Тело движется, если на него действуют другие тела.

Утверждение Аристотеля согласуется с нашим повседневным опытом. Чтобы сдвинуть с места какой либо предмет, к нему нужно проложить усилие. Скорость, величина векторная, поэтому, чтобы изменить направление скорости, нужно также другое тело. Приведите примеры

Идеи древнего философа господствовали в науке практически 2000 лет.

Проведем эксперимент.

Пронаблюдаем движение шарика, скатывающегося по желобу. У конца желоба насыпьте немного песку. Пусть в первый раз песок будет насыпан горкой, второй раз песок разгладьте, а в третий раз уберите песок совсем. Попробуйте проанализировать, как песок влияет на скорость шарика.

(После эксперимента ученики делают вывод: чем больше песка, тем сильнее изменяется скорость шарика. Песка нет, скорость шарика почти не меняется)

Как же будет двигаться шарик, если на него ничего не будет действовать?

(Ответ учеников: с постоянной скоростью)

Молодцы! Точно к таком у же выводу пришел знаменитый итальянский ученый Галилео Галилей.

Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое или движется прямолинейно равномерно.

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него со стороны других тел называется инерцией. Движение тела по инерции - это движение тела при отсутствии действия на него со стороны других тел. Запишите это в тетради (Работа с алгоритмом изучения физического явления)

Наш реальный мир накладывает ограничения на движение по инерции. Из-за сил трения и сопротивления скорость тел при движении по инерции уменьшается.

Примеры: - велосипедист, перестав работать педалями

- пуля из ружья.

3. Итог урока

Упражнение «Микрофон». «Благодаря сегодняшнему уроку теперь я знаю, что ....»

4. Домашнее задание

Составить таблицу «Полезное и вредное проявление инерции»



© 2010-2022