Урок по физике по теме «Сила упругости. Закон Гука»

Тема урока: « Сила упругости. Закон Гука, Цель урока: изучение понятия силы упругости и закона Гука. Задачи урока: обучающие: сформировать знания о деформации, силе упругости; законе Гука; развивающие: продолжить формирование у учащихся представлений о разнообразии сил в природе, развивать умение наблюдать и объяснять физические явления; проводить эксперимент, делать выводы; воспитательные: продолжить формирование навыков коллективной и самостоятельной работы, развивать чувство ответственности ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№п\п

Этапы урока


Содержание этапа

1

Организационный момент

(10-20 секунд)

Задачи учителя:

Подготовить учащихся к работе на занятии и настроить на эффективную работу на уроке

Метод: беседа

Задачи учащегося:

Проверить свою готовность к уроку

Метод: самопроверка взаимопроверка

Критерий достижения цели:

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Учитель. Добрый день, ребята!

Ученики отвечают на приветствие.

Учитель. Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все, это хорошо

Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть на парте?


2

Опрос.

Восстановление опорных знаний. (7 минут)

Задачи учителя:

1. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

2. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений по теме сила.

Метод (приём):

Фронтальная беседа, решение задач

Задачи учащегося:

1. Закрепить понятие силы, всемирное тяготение, умение решать задачи применяя формулы силы, уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку правильности выполнение заданий.

Методы:

Индивидуальная работа

Взаимопроверка

Критерии достижения целей:

В ходе использования оптимальности сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля учащийся должен уметь определять силы, уметь составлять дано по условию задач, записывать формулы, правильно определять единицы измерения.


Учитель задает вопросы

Учитель- Почему камень, выпущенный из рук, падает на землю?

Ученик-Так как на тело действует сила притяжения к Земле.

Учитель- Что является причиной падения всех тел на землю?

Ученик-Сила притяжения к земле

Учитель-Как взаимодействуют между собой Земля и поднятое над её поверхностью тело?

Учащийся-Они притягиваются друг к другу

Учитель - Приведите примеры взаимодействия Земли с другими планетами Солнечной системы.

Ученик -Притяжение Луны к Земле вызывает приливы и отливы воды.

Учитель - Что называется всемирным тяготением?

Ученик -Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.

Учитель - Как зависит сила притяжения между телами от массы этих тел?

Ученик - Сила притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел.

Учитель - Как зависит сила притяжения между телами от расстояния между ними?

Ученик -Сила между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

Учитель - Какую силу называют силой тяжести? Как обозначают эту силу? Как она направлена?

Ученик -Сила с которой земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она обозначается буквой Fтяж она всегда направлена вертикально вниз.

Учитель - Как зависит сила тяжести от массы тела? Какое из двух тел тяжелее? Легче?

Ученик - Сила тяжести прямо пропорционально массе этого тела. При сравнении двух тел с разной массой, то про тело с большей массой говорят: оно тяжелее. Тело с меньшей массой будет легче.

Учитель - Как будет вести себя тело, если на него не действуют никакие силы?

Ученик -- Тело начнет движение вертикально вверх, в противоположную сторону Fт. А, ведь, тело совершает движение, когда на него действует сила. Значит, существует какая - то сила, отличная от силы тяжести.

Молодцы!

б) решение задачи:

Учитель - Найти силу тяжести, действующую на тело массой 2 кг. Изобразите эту силу графически на чертеже в масштабе 10Н/см.

Дано: Решение:

m= 2 кг Fт= mg

g=10 Н/кг Fт = 2 кг × 10 Н/кг = 20 Н

Найти: Длина вектора силы тяжести составляет 2 см.

Fт = ? Направлена сила вертикально вниз.

Задача на карточке.

На яблоко действует сила тяжести равная 0,4 Н. Определить массу этого яблока

Учащиеся поясняют

Учитель. Хорошо! Правильное пояснение.

Если нет вопросов, работаем ребята, дальше.

3.

Изучение нового материала

(время 20 минут)

Задачи учителя:

1. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в изучение понятия «силы упругости, деформации и закона Гука

2. формировать умение определять различные силы в природе , деформации и виды деформации , развивать навыки оформления записи формулы Гука.

3. Посредством эксперимента привить навыки трудолюбия, бережного отношения к приборам с которыми работают, к природе, эстетические качества.

Задачи учащихся:

уметь определять силы, показывать их на чертеже, определять вид деформации, Знать закон Гука. Научиться записать закон Гука, уметь решать задачи применяя закон Гука.

Методы обучения:

Основной - проблемный

Частные методы и методические приемы:

- преподавание;

фронтальная беседа, воспроизводящая беседа с использованием

демонстрационного эксперимента.

Познавательные и эмоциональные мотивы формируются сочетанием эвристической беседы с проводимыми опытами

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к материалу:

Максимальное использование самостоятельности при составлении уравнений реакций. Уметь добывать знания при использовании учебника.

Учитель- Ребята, а кто мне скажет. Почему прогибается книжная полка? (Слайд №2)

Сегодня мы будем искать ответ на этот вопрос.

Учитель-С какой силой мы познакомились?

Ученик - Сила тяжести - это сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Она всегда направлена вертикально вниз.

Учитель- Представьте себе такую ситуацию, что Землю убрали, её нет. Что тогда произойдет с телом?

- Тело начнет движение вертикально вверх, в противоположную сторону Fт. А, ведь, тело совершает движение, когда на него действует сила. Значит, существует какая - то сила, отличная от силы тяжести.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с силой , узнаете причину возникновения этой силы, с формулировкой закона Гука.

- А, чтобы узнать, как называется эта сила, вы закончите фразу из стихотворения , которое я вам прочитаю

Вот дощечка через речку,

По ней как речку перейти?

Шагом иль бегом без трудностей,

Поможет нам сила … (упругости) (Слайд №3)

- Тема сегодняшнего урока « Сила упругости». Запишите в тетради.

б) демонстрация опыта

На середину горизонтально расположенной доски брусок. Под действием силы тяжести брусок начнет двигаться вниз и прогнет доску, т.е. доска деформируется. При этом возникает сила, с которой опора действует на тело, расположенное на ней.

Вывод: на ученика кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила, направленная вертикально вверх. Она и уравновешивает силу тяжести. Это и есть сила упругости.

(Слайд№4.5)Определение силы упругости ( Сила, возникающая в теле в результате его деформации и направлена в сторону стремящая вернуть тело в исходное положение, называется силой упругости ).

Буквенное обозначение Fупр (индексом).

- Увеличение силы упругости происходит при увеличение прогиба опоры.

- Когда Fупр = Fт , то опора и тело останавливаются.

Демонстрация подвеса. Нить (подвес) растягивается. В нити ( подвесе) также возникает сила упругости. При растяжении подвеса сила упругости увеличивается. Если Fупр = Fт , то растяжение прекращается.

в) виды деформации. (Слайд№6)

С. Михалков, «Азбука».

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась.

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю

Перекладину свою!

Очутилась на полу,

Поломала хвостик У!

Ф, бедняжку, так раздуло -

Не прочесть ее никак!

Букву Р перевернуло -

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась -

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого.

Учитель - Какое явление описывает поэт в своем стихотворение? Ученик -деформацию.

Деформация -это изменение форы или объема тела под действием внешних сил. Они бывают: упругие, когда полностью исчезают после прекращения действия внешних сил и пластические не исчезают после прекращения действия внешних сил.

- Деформация бывает разных видов: (Слайд6,7)

1.Кручение.

2.Рстяжение.

3. Изгиб.

4. Сдвиг.

- Опорный конспект (Слайд№8)

- Сила упругости возникает только при деформации тел. Рассматривая взаимодействия бруска на поверхность стола, шарика, подвешенного на нити, вы можете визуально увидеть деформацию опоры или подвеса. В этих случаях Fупр называется силой реакции опоры.

г) объяснение закона Гука.(Слайд№9,10)

- Выясним, от чего зависит сила упругости.

Демонстрация опыта с резиновым шнуром (замена грузов)

lо - первоначальная длина

l- длина шнура после деформации

Удлинение шнура Δl = l - lо

(Слайд9)

- Опыт показал, что модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела.

- В этом заключается закон Гука:

Fупр = k ×Δℓ

Δℓ - удлинение тела, k - коэффициент пропорциональности, который называется жесткостью.

[k] = Н/м; k= Fупр/ Δℓ, Δℓ= Fупр/ k

Закон Гука справедлив только для упругих деформаций.

(Слайд №11)

Применение силы упругости.

Силы упругости работают в технике и природе: в часовых механизмах, в амортизаторах на транспорте, в канатах и тросах, в человеческих костях и мышцах и др.

Физкультминутка

Молодцы во время нашей физкультминутки вы испытали различные виды деформаций. Учитель просит учеников назвать эти виды.( Слайд№12)

Ну а теперь давайте выясним почему возникает сила упругости. Наш второй вопрос: причины силы упругости.

И все же ответим на наш поставленный в начале урока вопрос

Почему прогибается полка? Под действием силы тяжести частицы

Полки смещаются. Полка деформируется, возникает сила упругости. Естественно деформируется и сам груз.


4.

Закрепление (время 11 минут)

Задачи учителя:

Активизация пройденного материала, развитие логической дагадки развитие умений сравнивать, выявлять причинно - следственные связи, делать соответствующие выводы.

Формирование целостной системы знаний по теме «Сила трения. Закон Гука»

Задачи ученика: Углубить и систематизировать знания о деформации твёрдых тел; Сформулировать закон Гука. Показать на опыте, что сила упругости прямо пропорциональна изменению длины деформированного тела.

умение заполнению таблицы по определению жесткости пружин.

Методы: Репродуктивный,

Форма: вопрос-ответ

Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: Активная и продуктивная деятельности учащихся по заполнению таблицы, ответы на вопросы, определение жесткости пружины по формуле



Выставление оценок


Беседа по вопросам:

Учитель - Когда возникает сила упругости?

Ученик -Сила упругости возникает в теле в результате его деформации.

Учитель - Что называется деформацией тела?

Ученик -Любое изменение формы и размера тела называется деформацией.

Учитель - Какие виды деформации вы знаете?

Ученик - Деформация бывает разных видов: 1.Кручение.2.Рстяжение и сжатие.

3. Изгиб.4. Сдвиг.

Учитель - Как формулируется закон Гука?

Ученик -Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящая вернуть тело в исходное положение, называется силой упругости .

Учитель - Как записывается закон Гука?

Ученик -F упр = k ×Δℓ Δℓ - удлинение тела, k - коэффициент пропорциональности, который называется жесткостью.

[k] = Н/м; k= Fупр/ Δℓ, Δℓ= Fупр/ k

2. Найдите жесткость пружин: по формуле F=k·∆ℓ, где F=600H , ∆ℓ=6см=…м, k= H/м= кН/м.

3. По данным таблицы.

F,H

100

200

300

∆ℓ,м

0,01

0,02

0,03

k, kH/м




5.

Задание на дом (2 минуты)

Задачи учителя:

Дать анализ и оценить успешности достижения цели и наметить перспективу последовательности саморазвития дома с целью закрепления материала в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний полученных на уроке.

Дать реальную информацию о результатах учения.

Задачи учащегося :

оценить свою работу на уроке.

Разобраться, что нужно сделать дома, записать домашнее задание

Критерии:

Полное представление того, что надо сделать дома к следующему уроку

Получена реальная оценка за работу на урок

д/з: § 25, вопросы, упр 15 повторить § 28; дополнительное задание по желанию: подготовить сообщение по материалам книги «Стань сильным» или материалам других источников на тему «Сила - лечит», доклад об ученом-физике Роберте Гуке.



© 2010-2022