Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физики Бойко Лариса Анатольевна

МБОУ Русская СОШ им. М.Н. Алексеева

Урок по физике для 8 класса на тему:

«Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха».

Цели урока: ввести понятие и выяснить физический смысл влажности воздуха; рассмотреть способы практического определения влажности воздуха.


Задачи:

Образовательные:

  • дать понятие влажности воздуха;

  • научить измерять влажность воздуха;

  • обеспечить углубление знаний о прикладной направленности физики;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление учащихся и интеллекта;

  • способствовать овладению ими исследовательскими умениями;

  • формулировать выводы по изученному материалу;

  • развитие грамотной устной речи;

  • развитие навыков практической работы.

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные компетенции учащихся и умения работать в группе.


Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: компьютер и мультимедиа-проектор, презентация к уроку «Влажность воздуха», психрометрическая таблица, лист самооценки.




План урока:


1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного.

5. Практическая работа "Определение относительной влажности ".

6. Подведение итогов урока.

7. Домашние задание.














Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

Учитель: Здравствуйте ребята! Изучая физику, мы можем объяснить причину возникновения множества явлений протекающих вокруг нас, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках и, конечно же, хочется узнать еще больше.

О чем же пойдет сегодня речь? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ответить на мои вопросы и сказать, о каком явлении идёт речь.

Он белёсый и сырой,

Опустился над землёй.

Словно облако упало,

И домов не видно стало.

Над рекою он плывёт,

А с рассветом пропадёт

Ответ учащихся: Речь идёт о тумане.

В небе белая вода.
Душ включает иногда.
Хочет вымыть всё вокруг -
От дорожки и до рук.
А порой - летает быстро
В небе голубом и чистом.
Ночью звёзды закрывает…
Как же это называют?

Ответ учащихся: Речь идёт об облаках

На траве она лежит,
Хоть вода, но не бежит.
Не ручей, и не река,
И не дождик в облаках!
Точно! Не дождинка! -
Ведь она - ... !.

Ответ учащихся: Речь идёт о росе.


В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.

Ответ учащихся: Речь идёт про иней.


Он бывает очень сильный,
Поливает всех обильно.
Из ведра как - будто льется!
Проливным тогда зовется.
Есть грибной - полезный очень,
И слепой есть, между прочим.
Иногда ж простым бывает.
Кто быстрее даст ответ,

Ну конечно это

Ответ учащихся: Речь идёт про дождь.

Учитель: Что объединяет эти понятия?

Ответ учащихся: Вода, данные явления образуются в результате конденсации водяного пара содержащегося в воздухе


Учитель: Вы совершенно правы.

С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, за год испаряется свыше 500 000 км3 воды, т. е. количество воды, почти равное количеству воды в Чёрном море. Вследствие этого в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Конечно, количество водяных паров в воздухе не везде одинаково. Вблизи морей и океанов содержание водяных паров больше, чем в глубине материков.

Как вы думаете, о чем говорит наличие водяного пара в воздухе?


Ответ учащихся: О наличии воды в воздухе, влажности воздуха.


Учитель: Вот мы и подошли к теме нашего урока «Влажность воздуха».


III. Изучение нового материала

Учитель: Откроем тетради и запишем тему урока «Влажность воздуха».

Влажность воздуха - это содержание водяного пара в атмосфере.

Так ли это важно, знать влажность воздуха?

Степень влажности воздуха оказывает влияние на многие процессы, протекающие на Земле, поэтому измерение и регулирование влажности имеет большое практическое значение.

  • Влажность - важный экологический показатель среды.

  • Продукты питания, строительные материалы и даже многие электронные компоненты допускается хранить в строго определённом диапазоне относительной влажности воздуха.

  • Влажность играет огромную роль для растений и животных.

  • Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, имеет большое значение для жизнедеятельности человека.

  • Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека зависит от влажности воздуха.


Для оценки степени влажности используют понятия абсолютной и относительной влажности

Абсолютная влажность показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1м3 при данных условиях, т.е. плотность водяного пара.

Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далек водяной пар, находящийся в воздухе от насыщения. Для этого вводят физическую величину относительную влажность воздуха.

Относительная влажность воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ0 насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженное в %.

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

φ-

относительная влажность, %

ρ -

абсолютная влажность воздуха, плотность водяного пара, кг/м3

ρ0-

плотность насыщенного пара (при той же температуре), кг/м3

Если влажный воздух охладить, то при некоторой температуре находящийся в нем пар можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начнет конденсироваться в виде росы. Температура, при которой это случается, называется точкой росы.

Влажность воздуха является одним из важнейших параметров атмосферы, который определяет погоду, а также то, насколько комфортно чувствует себя человек в данный момент времени.

Оптимальная для человека влажность 40-60%.

Для определения влажности воздуха используют такие приборы как гигрометр и психрометр.

Гигрометры бывают двух видов: конденсационные и волосные.

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Конденсационный гигрометр, для определения абсолютной влажности.

Волосной гигрометр, для определения относительной влажности.

(Рассказать о строении гигрометров).

Еще одним прибором для определения влажности воздуха является психрометр (по др. гречески "психрос" означает холодный). Обычно пользуются в тех случаях, когда требуется достаточно точное и быстрое определение влажности воздуха.


Психрометр состоит из двух термометров, один из термометров обмотан тканью, конец которой опущен в воду комнатной температуры. Сухой термометр регистрирует температуру воздуха, а влажный - температуру испаряющейся воды. Разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха. Зная эту разность температур, определяют относительную влажность воздуха по специальным психрометрическим таблицам. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.





Принцип работы:

1. Снять показания «сухого» и «влажного» термометров.

2. Определить разность показаний термометров.

3. На пересечении столбцов психрометрической таблицы «температура воздуха» (по вертикали) и Δt (по горизонтали) найти значение относительной влажности воздуха.

IV. Закрепление изученного.

Задача1. Температура сухого термометра равна 10 0С, температура влажного термометра - 8 0С. Определите относительную влажность воздуха.

(Ответ: 76%)

Задача 2. Влажность воздуха равна 65%, а показание сухого термометра равно 10 0С. Какую температуру показывает влажный термометр?

(Ответ: tвл=7 0С).

Задача 3. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 10 0С. Относительная влажность воздуха 20%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.

(Ответ tc=18 0C? tвл=8 0С).


V. Практическая работа «Определение влажности воздуха»

Оборудование: термометр демонстрационный, термометр лабораторный, стакан с водой комнатной температуры, кусок марли, нитки, вата, психрометрическая таблица.

ТБ: Помните, что термометр - стеклянный, с ним нужно обращаться осторожно и бережно. После выполнения задания обязательно положите термометр в футляр. Для более точного определения температуры расположите термометр так, чтобы столбик термометра оказался на уровне глаз.

Указания к работе.

1. С помощью демонстрационного термометра измерьте температуру воздуха в классе - tсух.

2. Оберните резервуар лабораторного термометра марлей так, чтобы кончик ткани свободно свисал вниз, и закрепите его ниткой.

3. Держа термометр за его верхний край, опустите свисающую часть ткани в воду. Вода должна смочить ткань. При этом резервуар термометра должен оставаться выше уровня воды в стакане.

4. Наблюдая за показаниями термометра, запишите самое низкое показание термометра, это значит tвлаж.

5. Результаты измерений занесите в таблицу.

t сухого, 0С

t влажного, 0С

t сухого - t влажного,0С

Относительная влажность φ, %

6. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.


VI. Подведение итогов урока.


И так ребят, давайте подведем итоги нашего урока. Что нового вы для себя узнали?

  • В воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара.

  • Величина, характеризующая содержание водяных паров в различных частях атмосферы Земли, называется влажностью воздуха.

  • Влажность воздуха влияет на растения, животных, на сохранность техники и оборудования, на здоровье человека

  • Контролируя влажность воздуха можно добиться отличной сохранности оборудования, техники, книг, избежать плохого самочувствия

  • Для хорошего самочувствия и здоровья необходимо, чтобы относительная влажность была в пределах от 40 до 60%. Оптимальная влажность составляет 45%.

Как вы думаете, можно ли изученную сегодня тему считать важной для здоровья человека? Будите ли вы применять полученные сегодня знания для улучшения своего здоровья?


VII. Домашнее задание.


§ 19. Подготовить сообщение, используя различные источники, в том числе ресурсы Интернет «Значение влажности воздуха при исследовании различных явлений в атмосфере, для некоторых видах производства, для поддержания определённой влажности в библиотеках и музеях, для здоровья человека и заживления ран».

Лист самооценки

Фамилия, имя учащегося


Оценка


«+»

«-»

Устный опрос



Умею ли я выполнять эскпирементальные задания?



Усвоил (а) ли я понятие влажности?



Знаю ли я способы измерения влажности воздуха?



Могу ли я применять полученные знания на практике?



Смогу ли я самостоятельно измерять влажность воздуха?



Знаю ли я роль влажности?



Понравился ли Вам урок?
а) было легко и интересно,
б) было трудно, но интересно,
в) было трудно и интересно



Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?



Нужно ли проводить такие уроки?
А) да

Б) нет






© 2010-2022