• Преподавателю
  • Физика
  • Рассказы по физике, направленные на формирование компетентности здоровьесбережения

Рассказы по физике, направленные на формирование компетентности здоровьесбережения

Юный друг! Ты начинаешь изучать физику - одну из древнейших наук о природе, которая познает окружающий мир. Мы живем в мире, где вокруг нас всюду физические тела, с этими телами постоянно происходят  изменения – физические явления, которые описываются физическими законами. Физика - очень интересный предмет,  не только потому, что она объясняет, как образуется радуга,  почему дует ветер, гремит гром, как работает телевизор, холодильник у тебя дома,  как осуществляется передача музыки на расстояни...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 372.853

КОМПЕТЕНЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ: СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

К.п.н., доцент Праг В.А.

Парфенова А.В.

Работа представлена кафедрой общей физики, астрономии и методики обучения физике (ОФАиМОФ) Вологодского государственного педагогического университета (ВГПУ)

Prag V.A., Parfenovа A.V. Сompetence of health maintenance in middle school physics course: content and ways of forming

В статье обсуждается содержание и пути эффективного формирования одной из ключевых компетенций - компетенции здоровьесбережения школьников, применительно к образовательному процессу по физике. Компетенция здоровьесбережения - способность учащихся правильно пользоваться знаниями в ситуациях, где существуют негативные факторы для здоровья. Сведения, полученные на уроках, и правильно примененные на практике, способны сохранить человеку здоровье. Выполнение проектных работ по физике, связанных со здоровьем человека и работа над ситуационными заданиями - одни из способов эффективного формирования данной компетентности школьников.

The article discusses the contents and ways of effectively forming one of the key competencies - competencies maintain students' health, in relation to the educational process in physics at school. Competence of health maintenance - the ability of students to properly use knowledge in situations where there are negative factors for health. Information obtained in the classroom, and correctly applied in practice, able to save a person's health. Design work on the physics associated with human health and the work on situational tasks - some of the ways of the effective formation of the competence of students.

Ключевые слова: компетентность здоровьесбережения школьников, школьный курс физики, проектные работы, ситуационные задания.

Keywords: competence savings in school health, school physics course, project work, case assignment.

В последнее время в педагогической литературе все чаще затрагивается проблема здоровья школьников. Педагоги, осознавая, что для здоровья детей они могут сделать не меньше, чем врачи, внедряют в процесс обучения здоровьесберегающие образовательные технологии. Это понятие появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и имеет различные трактовки:

  • как система са­нитарно-гигиенических мероприятий;

  • как содержание деятельности школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся (учеб­ная нагрузка, режим занятий обучающихся, организация питания и т.д.);

  • как совокупность приемов, форм и методов орга­низации обучения школьников, без ущерба для их здоровья;

Однако, мы полагаем, что проблема здоровьесбережения приобретает особый смысл в контексте компетентностного подхода в обучении, который требует от школьников умения сознательно применять полученные знания на практике. Компетентность здоровьесбережения должна быть направлена на формирование правильного поведения в повседневной жизни, в решении конкретных задач. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, нами было сформулировано следующее определение компетентности здоровьесбережения: это способность человека правильно действовать в бытовых и нестандартных ситуациях, где существует угроза собственному здоровью и здоровью окружающих; способность применять на практике имеющиеся знания по физике для улучшения собственного самочувствия, укрепления здоровья, предотвращения условий, которые могут негативно сказаться на здоровье.

Выявленные в ходе исследования несоответствие между современными требованиями к уровню подготовки выпускников и их будущей социальной адаптацией на уровне, определенном в действующих образовательных стандартах, еще более обостряют противоречия, существующие в системе образования:

    • между требованием государства к обеспечению повышенной безопасности школьника, увеличением количества часов на изучение предмета ОБЖ и отстраненностью основных общеобразовательных дисциплин от проблемы сохранения здоровья человека;

    • между необходимостью формирования компетентности здоровьесбережения школьников в основной школе и отсутствие методической базы для этого;

  • между потребностью в использовании основного и дополнительного учебного материала по физике, связанного со здоровьем человека, приобретением навыка в выполнении ситуационных заданий по физике, напрямую связанных с человеком, его повседневной жизнью и практически полное отсутствие такового материала в учебно-методических комплексах;

  • между потребностью учителя в определении уровня сформированости компетентности здоровьсбережения школьника и отсутствие соответствующих измерителей.

Обозначенные противоречия обусловили актуальность темы исследования: формирование компетентности здоровьсбережения школьников при обучении физике в основной школе. Содержание здоровьесберегающей компетентности учеников средних школ представлено системой инвариантных и вариативных знаний и умений. (таблица 1).

Таблица 1. Содержание здоровьесберегающей компетентности учеников средних школ

Компоненты здоровьесберегающей компетентности учеников средних школ

Сержание здоровьесберегающей компетентности учеников средних школ

1.Когнитивный

компонент

(знания)

  • Знание факторов, негативно влияющих на человека.

  • Знание способов защиты от факторов, негативно

  • Знание физической терминологии.

  • Знание материалов, устройства, обслуживания и условий эксплуатации бытового оборудования и техники.

  • Знание производственной технологии.

Знание техники безопасности при работе с различными видами оборудования.

2.Операционально-деятельностный компонент

(умения)

  • Умение использовать физическую терминологию.

  • Умение организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения задач, так или иначе связанных со здоровьем человека, оценивать их эффективность и качество.

  • Умение подбирать материалы в соответствии с задачей - факторы, влияющие на здоровье человека.

  • Умение правильно эксплуатировать, обслуживать, а также проводить частичный ремонт оборудования/ техники с соблюдением техники безопасности.

Умение выполнять все виды бытовых работ в соответствии с технологией производства, без нанесения вреда собственному здоровью и здоровью окружающих.

3.Креативный

компонент

(процедуры

творческой

деятельности)

  • Умение рационализировать свою деятельность

  • Умение ориентироваться в необычных условиях, где существует угроза здоровью человека.

  • Умение предотвращать возможные бытовые проблемы.

  • Умение осуществлять поиск и использовать информацию для эффективного выполнения задач и личностного развития.

  • Умение принимать решения в нестандартных бытовых ситуациях.

4.Ценностно-мотивационный компонент

(ценностные

ориентации)

  • Понимание значимости своего здоровья и факторов, негативно влияющих на него, проявление сохранению здоровья устойчивого интереса.

  • Понимание важности и необходимости самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать свою деятельность, предвидеть влияние различных факторов на свое человека.

Школа должна давать ученикам прочные знания, которые они бы могли применить в реальной жизни, для решения конкретной проблемы. Ведь очень часто сведения, полученные в школе, и правильно примененные на практике, не только помогают человеку ориентироваться в окружающем мире, но и порой способны сохранить ему свое здоровье. В школьной программе существует отдельный предмет, посвященный безопасности человека - ОБЖ. Именно этот предмет занимается непосредственно формированием грамотного поведения человека как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях. Охрана здоровья человека, быстрое и правильное оказание человеку помощи, ориентация в нестандартной обстановке, бережное отношение к окружающей среде … - все это изучается на уроках основ безопасности. Однако в других общеобразовательных предметах школьной программы не достаточно внимания уделяется внимание здоровью человека. Ученики выполняют задания для абстрактных предметов - точка, шар, упругое тело. Человек, как герой школьных историй-задач выступает нечасто. Именно поэтому ученикам трудно решать задачи, связанные c безопасностью человека. Вводя в содержание курса физики вопрос о здоровье человека, о способах правильного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайной ситуации, мы не хотим как-то дублировать или заменить содержание предмета ОБЖ. Напротив, включая в структуру школьного курса физики вопросы, связанные с безопасным поведением человека, и активно прорабатывая эти вопросы со школьниками, мы начинаем подготавливать ребят к изучению основ ОБЖ.

Освоение тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по разрешении проблемных нестандартных ситуации, так и в самом процессе их применения на практике. В обоих случаях необходимы заранее разработанные критерии успешной деятельности, и специально обученные люди, которые бы давали экспертную оценку деятельности. Эксперты по известным критериям могут оценить уровень владения компетенциями. Очевидно, что сам учитель должен быть экспертом, иначе он не может сформировать у детей нужную компетенцию. Оценивают уровень владения конкреными умениями в таких процедурах, как наблюдение за исполнением действий учащихся в ситуациях написания эссе, выполнения проекта, решений тестовых заданий и т.д.

Мы предлагаем выделить три уровня сформированости компетентности здоровьесбережения.

Таблица 2 Содержание трех уровней компетентности здоровьесбережения

уровень первый (базовый)

содержание уровня:

  • учащийся разбирается в физике происходящих явлений;

  • отчетливо выделяет каждое явление;

  • осознает вклад (влияние) на человека и живую среду в целом каждого фактора;

учащийся знает общие способы уменьшения/ увеличения воздействия фактора на здоровье человека или живую среду в целом.

уровень второй

содержание уровня:

  • глубоко разбирается в физике происходящих явлений и процессов;

  • учащийся знает оптимальные условия для комфортной жизни человека;

  • учащийся понимает способы увеличения/ уменьшения влияния фактора на человека и живую среду в целом;

  • учащийся знает способы изменения негативного воздействия фактора;

  • учащийся умеет самостоятельно отбирать дополнительный материал, касающийся физики и здоровья человека;

  • учащийся способен предположить результат воздействия фактора на человека;

учащийся знает, как повлияет изменение фактора на человека.

уровень третий

содержание уровня:

  • учащийся предлагает свои способы изменения воздействия негативного фактора на человека;

  • вырабатывает стратегию использования различных знаний по физике, касающихся здоровья человека в ходе реализации проекта;

  • учащийся развивает и нарабатывает новые умения по вопросу здоровьесбережения на основе физических знаний, проявляя ответственность и самостоятельность

  • учащийся анализирует и синтезирует получаемую информацию из различных источников, интерпретирует ее, делает выводы о влиянии различных факторов на здоровье человека;

  • учащийся сообщает полученную информацию другим участникам проекта;

  • в групповых работах учащийся занимает позицию лидера, который координирует работу всей группы;

  • учащийся способен составлять отчеты, выполнять исследовательские работы по теме связи физики с жизнью человека;

учащийся выполняет комплексную деятельность, в которой могут произойти неожиданные изменения какого-то фактора, отрицательно влияющего на здоровье человека.

Диагностика достижений учащегося происходит на каждом уровне и во всех областях, относящихся к той или иной компетенции. Учащийся должен подтвердить, что он овладел требуемыми умениями. Он совместно с учителем проводит наблюдение и протоколирование своих учебных ситуаций, собирает необходимые подтверждения и представляет их в соответствующей форме.

Мы предлагаем два способа формирования компетентности здоровьесбережения - через систему ситуационных заданий, работу с рассказами, где приведены физические ошибки и выполнение проектных работ, связанных со здоровьем человека. Эти два метода могут быть использованы по отдельности, однако наилучшего результата можно достичь параллельно используя обе формы работы.

Нами было разработано учебное пособие, в котором приведено 32 рассказа-упражнения с физическими ошибками. Учащимся предлагаются рассказы, в которых описаны какие-то жизненные ситуации. Читая рассказ или воспринимая его на слух, ребята должны понять, что герои этой истории делают неправильно с точки зрения физики. Найдя ошибку, ученики, опираясь на имеющиеся у них физические знания, предлагают наиболее безопасные способы поведения. После каждого рассказа есть рекомендации правильных действий в той или иной ситуации. Таким образом, ребенок может работать с данными текстами как фронтально, так и самостоятельно, имея возможность всегда проконтролировать верность своих рассуждений.

Наряду с традиционными методами, все чаще в образовательной среде учителя используют проектную форму работы с детьми. Проектная деятельность в школе - это научная, исследовательская, прикладная, творческая работа одного или группы учащихся, которая может быть представлена в виде сочинения, трактата, наблюдения, сценария, исследования, компьютерной программы, эссе, научной статьи, учебно-наглядного пособия и т.д. Один из способов формирования компетентности здоровьесбережения - проектная работа над темами школьного курса физики, так или иначе связанного с жизнедеятельностью человека. Как показывает опыт проектной деятельности в школе, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта.

При формировании компетентности здоровьесбережения учащихся основные темы исследований необходимо связать с жизнью человека: исследование шумового загрязнения, влияние шума на работоспособность человека, влияние магнитного поля, влияние электромагнитного поля, исследование влияния различных типов излучений и т.д. В силу специфики объекта изучения - человека - многие опыты придется ставить на других живых организмах - растениях. Знания, полученные в результате работы над вопросами связи физики и здоровья человека, имеют огромное значение в первую очередь для самого человека. Ведь главное чему должна научить школа ребенка применять теоретические знания в реальных ситуациях.

Разработанная методика формирования компетентности здоровьесбережения учащихся при обучении физике в школе была экспериментально проверена. В педагогическом эксперименте приняло участие 593 школьника 7-9-х классов из общеобразовательных школ г.Вологды (209 учеников в контрольной группе, и 384 ученика в экспериментальной). В октябре 2008 года был выявлен уровень сформированности компетентности здоровьесбережения у обеих групп школьников. Он оказался практическим равным (рис. 1). Это доказывало, что на начальном этапе педагогического эксперимента школьники контрольной и экспериментальной групп находились на одном уровне. Эксперимент длился 1,5 года. Работа проводилась с разработанной здоровьесберегающей компонентой школьного курса физики: ситуационными рассказами-упражнениями; компьютерными уроками по соответствующей теме; разработкой проектных работ, связанных со здоровьем человека и влиянием различных факторов на него. В марте 2010 г. был проведен повторный контрольный тест, который позволил сделать вывод о динамике уровня сформированности компетентности здоровьесбережения школьников (рис. 1).

РРассказы по физике, направленные на формирование компетентности здоровьесбереженияис. 1




Из рисунка 1 видно, что у контрольной группы незначительно увеличился уровень сформированости компетентности здоровьесбережения (увеличение среднего числа баллов в 1,08 раза), в отличие от экспериментальной группы, где уровень сформированости компетентности здоровьесбережения приблизился к третьему, а среднее число баллов, полученных учениками, выросло почти в 3 раза.

В соответствии с поставленными задачами мы пришли к следующим решениям:

  • Эффективное формирование компетентности здоровьесбережения у современных школьников невозможно без дополнительной здоровьесберегающей компоненты школьного курса физики. Нами подобран к учебнику физики дополнительный материал, который связан со здоровьем человека.

  • Были разработаны приемы наиболее эффективного формирования компетентности здоровьесбережения - через систему ситуационных заданий, через выполнение проектных работ.

Использованная литература

  1. Стратегия модернизации образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования [текст]. М., 2009

  2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [текст] / А.В. Хуторской eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [текст] / Н.Ю. Пахомова - М.:АРКТИ, 2003. - 112 с.

7

© 2010-2022