Обобщение опыта учителя физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя физики

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 1 им.Героя Советского Союза А.А. Макоева с . Чикола


Албегоновой Людмилы Тотразовны

Работаю учителем физики с 1994 года. Стаж моей педагогической деятельности 25 лет, из них в МКОУ СОШ №1 -20 лет.

Цель моей педагогической деятельности - развитие творческих способностей учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочное время для активизации саморазвития учащихся.

Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии:

  • проблемного обучения;

  • здоровьесберегающие;

  • информационно - коммуникационную и Интернет - технологию;

  • игровые;

  • проектную технологию.

  • Блочно-модульное обучение с использованием СЛС (структурно-логических схем)

Процесс информатизации образования предполагает широкое использование информационно - коммуникационных технологий при изучении физии в основной и старшей школе для развития их творческих возможностей и способностей, создания условий для их самообразования в интересующих областях знания. Компьютерное обучение является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса на уроках физики, наполняет деятельность учителя, принципиально новым содержанием, позволяя сосредотачиваться на главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

В своей работе я использую технические средства кабинета физики (компьютер, принтер, мультимедийный проектор и экран, Интернет, СD-диски по предмету), лабораторное оборудование.

Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ - комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа - презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:

  • уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;

  • межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;

  • уроки лекции с просмотром видео-уроков( сайты Видео-урок, Интернет-урок);

  • уроки на основе презентации;

  • урок - практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;

  • уроки - контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.

Новые нестандартные формы уроков, обязательно заключающие в себе что-то оригинальное, творческое, особо организованные, требующие напряжения эмоциональных и умственных сил, служат выходом творческой энергии учителя и ученика. Нестандартные уроки отличает высокая активность учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связь педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникационных способностей, атмосфера сотрудничества на занятиях.

Методы, используемые на урока: лекция, поисковые (учебно - исследовательская деятельность), творческие, практические с помощью компьютера становятся более эффективным.

Я использую информационные технологии при подготовке и проведении уроков физики:

  • Изготовление, оформление раздаточного материала;

  • Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету;

  • Интерактивные практикумы (работа с материалами Интернет, обучающими программами);

  • Диагностика качества знаний;

  • Творческие работы учащихся

Использование проектная деятельности учащихся позволяет мне осуществлять целенаправленное, поступательное развитие креативных сил каждого ребенка, его творческого потенциала. Разрабатывая и внедряя различные инновационные технологии, стараюсь создавать условия для развития интеллектуальных умений и такой образовательной системы, где учащиеся могут проявить свою активность, творческий подход к делу, к самообразованию и самоосуществлению своего «Я». Включая учащихся в целенаправленную деятельность, развивая творческую активность по овладению социальным опытом, способствую становлению у школьников личностно ориентированного отношения к познавательной деятельности, формированию активной жизненной позиции.

Использование проектной деятельности учащихся дает мне возможность:

1. изучать индивидуальные особенности учащихся и их интересы;

2. повышать внутреннюю мотивацию к образованию;

3. сочетать традиционные и активные формы и методы обучения;

4. развивать личностные качества;

5. повышать качество обучения;

6. развивать творческие способности учащихся.

Проектная деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделяю на несколько основных видов. Это разделение достаточно условно, а предложенные виды сочетаются и успешно дополняют друг друга.

- процесс работы над учебным проектом;

- работу на элективном курсе;

- участие в олимпиадах, конкурсах.

Развитие личности определяется содержанием, характером, разнообразием видов деятельности, но в определенный период жизни человека преобладает ведущий вид деятельности, в данном случае познавательной, которая определяет значительную роль учебной активности в формировании личности старшеклассника.

Исходя из этого, сформулировал основные задачи, которые позволяют мне решать проектное обучение:

  • создание познавательной базы исследовательской компетентности -представлений об общей систематике знаний человечества, которая задаётся через сетку учебного предмета, определяемых базисным учебным планом;

  • развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъективности - или способности «строить» себя как человека, субъекта собственной деятельности;

  • приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом.

Проектная деятельность строиться на принципах доступности, культуросообразности, взаимного интереса, осмысленности, самодеятельности, экспериментальности, естественности, сотрудничества.

Для осуществления данных принципов я:

  • создаю атмосферу поиска на уроках;

  • выстраиваю диалогическое общение с учениками, в котором учитывается внутренний мир ученика ;

  • выстраиваю доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности;

  • учитываю интересы и мотивацию учащихся;

  • даю учащимся право в принятии значимых решений.

Рассмотрение физических процессов с разных позиций, включение в условие задачи разнообразных данных, использование вариативности решения задач неизбежно приводит к тому, что значительно повышается прочность знаний учащихся по физике и, как следствие, формируется нестандартное мышление учащихся.

В своей деятельности я стараюсь разрабатывать содержание, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывать его сегодняшние склонности и способности. Моя главная задача состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено, и развить уже имеющиеся способности, а также выявить одарённых детей, желающих и способных вести исследовательскую деятельность. Поэтому, в своей работе я стараюсь развить у учащихся исследовательское поведение через проектное обучение.

В своей деятельности я опираюсь на такие психологофизиологические особенности школьного возраста как целостное восприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Я стараюсь смотреть на ребёнка не как на ученика, а как на искателя истины. Поэтому, в обучении и воспитании я использую исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. А чтобы развить у детей навык исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

  • видеть проблемы;

  • задавать вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать выводы и умозаключения;

  • структурировать материал;

  • доказывать и защищать свои идеи.

Развитие этих навыков я осуществляю в ходе урочной и внеурочной деятельности через следующие формы организации учебно - проектной деятельности :

  • проблемное видение урока

  • внедрение технологии деятельностного метода

  • проведение элективных курсов

  • внедрение технологии проектов

  • внеурочная деятельность (индивидуальный подход)

На уроках дети учатся: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, обобщать, наблюдать. Причём включаются в эту деятельность все ученики класса. Этому способствует применяемая мною технология блочно-модульного метода. Она обеспечивает включение детей в деятельность (системное включение ребёнка в (самостоятельное построение им нового знания), саморазвитие личности, разноуровневое обучение, создаёт условия для достижения деятельностных целей образования, обеспечивает прохождение необходимых этапов усвоения знаний.

Выбрав тему, ребята обсуждают её. Затем работаем над подбором литературы по данной теме. После изучения, анализа литературы мы совместно с ребятами выдвигаем гипотезы, ставим задачи исследования, выбираем методы исследования, выстраиваем план проведения исследования.

Чтобы ответить на профессиональные вопросы, связанные так или иначе с физикой, необходима прочная материально - техническая база кабинета или возможность проводить эксперимент в лабораториях ВУЗа, но зачастую мы лишены такой возможности. Поэтому в ход иду различные подручные средства начиная от пластиковых коробов, бутылок и заканчивая изготовлением нужного механизма на заказ. Таким образом методика организации исследовательской деятельности в следующем :

  1. Деятельностный метод обучения (формирование умений формулировать цели, постановка проблемной ситуации, развитие рефлексивных умений, навыков самоорганизации)

  2. Организация элективных курсов, кружков (знакомство с методами научного исследования, привлечение специалистов)

  3. Использование материально - технической базы кабинета

  4. Выбор темы

Выбор темы является одним из сложных этапов. Изучать физику начинают в большинстве школ с седьмого класса. Ученики, которые приходят в седьмом классе уже обладают некоторыми навыками исследовательской деятельности. Но на первых порах выбор темы осуществляется с помощью руководителя. В старших классах учащиеся выполняя исследовательскую работу могут преследовать и другие цели, например :

  • Не только для развития своих способностей, но и на создание продукта, значимого для класса, школы.

  • Общение с взрослыми людьми, профессионалами в своей области

  • Формирование рефлексии на собственное поведение

  • Возникновение чувства взрослости

Таким образом, практическая направленность при изучение предмета физики, постоянная опора на жизненный опыт учащихся, постановка качественного эксперимента, разработка систем заданий, стимулирующих познавательную активность, создание условий для самоопределения и самореализации, владение деятельностным методом позволяют дать учащимся представления и выработать навыки проведения проектных работ.


© 2010-2022