Исследовательский урок физики, тема: Действие жидкости на погруженное в неё тело

Учащиеся исследуют от чего зависит сила Архимеда. Сначала выдвигаются различные гипотезы, предположения на основе примеров их жизни или личного опыта.Класс делится на группы каждая из которых выбирает свою гипотезу. В данном уроке описана работа 5 групп, пожеланию их количество может быть уменьшено или увеличино.
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углублённым изучением отдельных предметов

г. Назарово Красноярского края»

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07




Методическая разработка
урока физики в 7 классе.

Автор: Воросова Ольга Владимировна,
учитель физики МАОУ СОШ №8
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Назарово.

2015г.







Пояснительная записка.

Сейчас, когда происходит постепенное снижение интереса большинства школьников к физике, а на производстве используют новые по принципу действия, возможностям приборы и технологии, а также расширяется процесс информатизации, школа активно ищет пути и способы, которые могут приблизить к условиям современности. Использования опытов и экспериментов существенно повышает качество и эффективность обучения. Возможности самостоятельно проверить то или иное открытие или закон привлекает учащихся, активизирует их творческий потенциал. Осознание того, что ученик сам сделал какое-то открытие, доказал что-то или опроверг, способствует лучшему усвоению материала, развивает образное мышление, практические навыки, умение логически мыслить, делать выводы. Одна из проблем, которую помогает решить эксперимент - моделирование процессов. Как известно, в основе любых открытий лежат наблюдения и опыты. Такие методы исследования как наблюдение, опыт, эксперимент в изучении физики являются основными. Сопричастность ученика к открытию делает его в собственных глазах выше, значительнее. А сам процесс обучения становится интереснее. Не секрет, что физика - сложный предмет и у большинства учащихся возникают трудности в изучении многих ее разделов. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:

  1. Обеспечить наглядность и доступность изучаемых явлений.

  2. Дать возможность общения, сотрудничества, взаимодействия.

  3. Научить работать с различными источниками информации, анализировать и делать выводы.В данной разработке используется экспериментальная работа по исследованию действия жидкости на погруженное тело. В данном случае использование практической работы помогает решить проблему наглядности; способствует развитию пространственного мышления; умению делать выводы.

Тема урока: «Действие жидкости на погруженное тело».

(17 урок в теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»)

Цели:

  • Изучение действия жидкости на погруженное тело

  • Исследование зависимости выталкивающей силы от других физических величин

  • Развитие навыков целеполагания и самостоятельной работы

Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта».

Кант Иммануил

(немецкий философ, 1724-1804гг.)

оборудование: на каждом столе рычаг, укреплённый на штативе, тела одного объёма, но разной массы, поваренная соль, линейка, тела одной массы, но разного объёма, равной массы, но разного объёма.

Ход урока:

В начале урока возможно краткое театрализованное представление.

Ведущий: Жил в Сиракузах мудрец Архимед, был другом царя Гиерона. Какой для царя самый важный предмет? Вы все догадались - корона. Захотелось Гиерону сделать новую корону. Золота отмерил строго, взял не мало и не много - в самый раз, ювелиру дал приказ. (Входит ювелир, Гиерон передаёт ему «золото»)

Через месяц Гиерону ювелир принёс корону. (Входит ювелир с короной)

Взял корону Гиерон, оглядел со всех сторон. (Гиерон берёт корону, примеряет, пробует на зуб)

Гиегон: Чистым золотом сияет! Но ведь всякое бывает. И добавить серебро можно к золоту хитро! А того и хуже медь, если совесть не иметь!

Ведущий: И позвал он Архимеда, началась у них беседа.

Гиегон: Вот проверь-ка, Архимед, золотая или нет? (Подаёт корону)

Архимед: (берёт корону в руки, рассматривает её) Чистым золотом сияет. Но ведь всякое бывает. И добавить серебро можно к золоту хитро, а того и хуже медь, если совесть не иметь.

Гиегон: Вот попробуй-ка узнать, но корону не ломать.

Ведущий: И учёный долго думал, как узнать объём короны? Думал ночью, думал днём, и однажды в ванне моясь, окунулся он по пояс. На пол вылилась вода…Угадайте, что тогда? Эврика!

Архимед: Вот послушай, Гиерон, я открыл сейчас закон! (показывает золотой слиток и корону)- равный вес, объём не равный!

Гиегон: Говоришь объём не равный!? Мастер мой мошенник явный!

Ведущий: Много воды утекло с той поры, но помнят закон Архимеда.

Сегодня мы тоже решаем задачи, и эти задачи для нас много значат! Сегодня мы все Архимеды почти, Ты это учитель тоже учти.

На доске записывают тему урока.

Учитель демонстрирует опыт по действию груза на пружину в воздухе и в воде. Ученики пытаются объяснить увиденное, их версии записываются на доске. Намечаются 5 направлений, по которым будут проводиться исследования.

Ученики вначале работают в парах, проводят экспериментальное исследование действия жидкости на погруженное в неё тело, если было выдвинуто 5 направлений работы, т.е. 5 вопросов, значит, две пары будут выполнять одинаковое задание. Затем они объединяются по четверо и сравнивают полученный результат. Выступающий от группы сообщает классу полученный результат и формулируется окончательный вывод, который записывается на доске.

Время (мин)

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Организа-

ционные

формы:

Действия учителя

Действия ученика

2

Организация работы на уроке.

Организационная, психологическая готовность учащихся к работе, понимание учеником результата работы на уроке.

Фронтальная

Приветственные слова

Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.

Слушает, готовит рабочее место.

4

Создание проблемной ситуации

Ученики готовы к дальнейшей работе, (проблеметизированы и готовы решать проблему)

фронтально

Демонстрация опыта по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а потом в воде. Задаёт вопросы по результатам опыта, подталкивает к постановке проблемы.

Наблюдает за действиями учителя, отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему.

2

Организация целеполагания

К концу данного этапа Ученики определяют чем будут заниматься на уроке и знают, как их оценят.

парная

Дает установку на работу в парах, намечает направления работы групп, знакомит с критериями оценки.

Обсуждают проведение опыта в парах, самостоятельно ставят перед собой цель и предполагают собственную работу на уроке.

Обсуждают критерии оценки собственной деятельности на уроке

12

Работа в парах с оборудованием по вопросам:

1. зависимости выталкивающей силы F от объёма V.

2. зависимости выталкивающей силы F от массы m, веса Р или плотности тела p.

3. зависимости выталкивающей силы F от формы тела.

4. зависимости выталкивающей силы F от глубины погружения или высоты столба жидкости h.

5. зависимости выталкивающей силы F от плотности жидкости p.

Понимание изучаемых процессов, способность сделать вывод от чего и как зависит выталкивающая сила.

парная

Организует работу в парах, консультирует и контролирует работу учеников.

Проводят исследование, проверяют все гипотезы, формулируют вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости и объёма тела и независимости от глубины погружения, от массы и ли веса тела и от формы тела. Записывают в тетрадь ход работы, результаты исследований и предварительный вывод.

10

Обобщение в группах результатов исследований и сформулированных выводов.

Предъявление результатов исследования

Способны сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от рассматриваемых физических величин

Умеют взаимообучать.

Коллективная

Организует работу в группах. Участвует в обсуждении проблем в группах, отвечает на задаваемые вопросы. Контролирует процесс обсуждения.

Каждый ученик сообщает группе результаты опыта, получает информацию и задаёт вопросы на понимание. Записывают в тетрадь выводы. Готовят доклад от группы.

6

Организация контроля понимания изученной темы

Способны оценить деятельность на уроке. Формируется способность самооценки и самоконтроля по предложенным критериям

Индивидуальная

Напоминает критерии оценки, сам ставит оце6нки.

Анализируют и оценивают свою деятельность и деятельность товарищей, выставляют оценки по критериям.

2

Анализ работы на уроке.

Представление учащихся об уровне собственных знаний на уроке, выявлены затруднения и непонимания для дальнейшей работы дома.

Парная

Задаёт вопросы по теме, выясняет область знания и незнания.

Отвечают на вопросы, обсуждают друг с другом трудности, возникшие при изучении новой темы. Фиксируют трудности в тетради.

На парты раскладываются критерии оценок, инструкции для работы в парах и индивидуальные карточки для выставления оценок.

Оценка

2

3

4

5

Критерии оценки

Я не понял о чём идёт речь на уроке, не могу воспроизвести сказанное учителем и учениками.

Я понял о чём говорили на уроке, но сам затрудняюсь воспроизвести всё сказанное, хотя запомнил основные выводы. Во время опытов был наблюдателем или выполнял указания товарища.

Понял цель урока, при проведении опытов затруднился и пользовался инструкцией, но вывод сделал сам, могу его воспроизвести и научить действовать товарища.

Я сформулировал цель урока, при проведении опытов не пользовался инструкцией, вывод сделал сам и могу его воспроизвести, так же научить действовать товарища. Был лидером в паре, выступал от группы.

1.Инструкция по экспериментальной проверке зависимости выталкивающей силы F от объёма V.

Оборудование:

  1. рычаг

  2. 2 тела равной массы но разного объёма (металлический цилиндр и пластилиновый цилиндр такой же массы)

  3. 2 сосуда с водой

Ход работы:

  1. закрепить рычаг на штативе.

  2. подвесить к плечам рычага на одинаковом расстоянии от середины грузы. С одной стороны металлический цилиндр, а с другой стороны пластилиновый цилиндр такой же массы.(равенства масс можно добиться добавляя или убирая кусочки пластилина к цилиндру)

  3. добиться равновесия рычага.

  4. одновременно опустить цилиндры в воду.

  5. сделать вывод по результатам наблюдения.

2.Инструкция по экспериментальной проверке зависимости выталкивающей силы F от массы m, веса Р или плотности тела p.

Оборудование:

1.рычаг

2.2 тела равного объёма но разной массы (алюминиевый и стальной цилиндр)

3.2 сосуда с водой

Ход работы:

1.закрепить рычаг на штативе.

2. подвесить к плечам рычага грузы так, чтобы рычаг находился в равновесии, (стальной цилиндр будет расположен ближе к середине рычага, чем алюминиевый)

3. одновременно опустить цилиндры в воду.

4. сделать вывод по результатам наблюдения.

3.Инструкция по экспериментальной проверке зависимости выталкивающей силы F от формы тела.

Оборудование:

1.рычаг

2.2 тела равной массы и равного объёма (два одинаковых кусочка пластилина)

3.2 сосуда с водой

Ход работы:

1.закрепить рычаг на штативе.

2.придать кусочкам пластилина разную форму

3.подвесить к плечам рычага на одинаковом расстоянии от середины грузы.

4.добиться равновесия рычага.

5.одновременно опустить грузы в воду.

6.сделать вывод по результатам наблюдения.

4.Инструкция по экспериментальной проверке зависимости выталкивающей силы F от глубины погружения или высоты столба жидкости h.

Оборудование:

1.рычаг

2.2 тела равной массы и равного объёма (металлические цилиндры)

2 сосуда с водой

Ход работы:

1.закрепить рычаг на штативе.

2.подвесить к плечам рычага на одинаковом расстоянии от середины грузы.

3.добиться равновесия рычага.

4.одновременно опустить цилиндры в воду на разную глубину.

5.сделать вывод по результатам наблюдения.

5.Инструкция по экспериментальной проверке зависимости выталкивающей силы F от плотности жидкости p.

Оборудование:

1.рычаг

2.2 тела равной массы и равного объёма (металлические цилиндры или пластилиновые цилиндры)

3.2 сосуда, один с водой, а другой с насыщенным раствором соли.

Ход работы:

1.закрепить рычаг на штативе.

2.подвесить к плечам рычага на одинаковом расстоянии от середины грузы.

3.добиться равновесия рычага.

4.одновременно опустить цилиндры в воду и в солёный раствор.

5.сделать вывод по результатам наблюдения.

Оценивание:

Фамилия ученика(цы), класс

Собственная оценка

Оценка товарищей

Оценка учителя



© 2010-2022