Статья: Информационные технологии в современном образовательном процессе

В настоящее время российское образование перешло на новые стандарты обучения -ФГОС , что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Достижение качества образования во многом зависит от использования различных технологий на уроках . Большое значение при этом имеют информационные технологии. Во время подготовки и проведения уроков педагоги используют электронные библиотеки , различные интернет-ресурсы. Интерес к изучению физики вызы...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Орда Т. М.

учитель физики первой квалификационной категории,

МБОУ СОШ №2

Новосибирская область, г.Куйбышев

«Информационные технологии в современном образовательном процессе»

В настоящее время российское образование перешло на новые стандарты обучения, что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Введение ФГОС требует отказа от пассивного метода преподавания, во время которого учитель являлся основным, а иногда и единственным носителем информации. Одна из главных задач школы дать детям современное образование, соответствующее изменившимся потребностям личности и общества, тем самым реализовать право детей на доступное и качественное образование.
Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий, создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования.

Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационные технологии.

При этом ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из Интернет - источников, СМИ, рекламы.

Учитель должен стать координатором информационного потока, ему необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребёнком на одном языке.

Задача учителя - « научить учиться», создать условия, в которых ученик не утонет в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решит свои практические задачи, научится рационально обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать, извлекать нужную информацию.

В условиях перехода на новые образовательные стандарты в основной, а затем и в средней школе, возникла необходимость чётко представить, что и как мы хотим дать учащимся на том или ином уроке. Другими словами, спроектировать урок таким образом, чтобы он отвечал всем требованиям ФГОС. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, указанием средств её достижения и прогнозируемым результатом.

Во время подготовки и проведения уроков педагоги обращаются к электронным библиотекам, различным энциклопедиям, on-line-тестам, а также самым различным ресурсам. Использование этих ресурсов позволяет охватывать больший по объему материал, оценить и проанализировать его, выделив из него главное.

Например, использование компьютерных дисков, а также ресурсов сети Интернет на уроке физики позволяет учащимся увидеть те демонстрационные опыты, которые невозможно показать учащимся на уроке, а также даёт возможность узнать новую информацию, проверить свои знания и умения в составлении формул и решении задач.

Кроме того, развивают интерес к изучению физики уроки-презентации. Мною разработаны презентации к различным темам уроков: «Внутреннее строение тел», «Атмосферное давление», «Архимедова сила», «Конденсаторы», «Солнечная система» и мн.др. Они позволяют интересно начать урок, например, выплывающим эпиграфом, а затем продолжить изучение материала эффектно проиллюстрированным законом или видеофрагментом с практическим использованием знаний.

Особое значение при изучении физики имеет эксперимент. Здесь качество большинства уроков физики во многом зависит от того, насколько удачно он подобран, подготовлен и проведен. Но многие опыты в условиях школьного кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это опыты с участием веществ, опасных для здоровья, быстро протекающие процессы, опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.

Использование видео демонстраций показывает, что они являются хорошим дополнением к проводимому на уроке эксперименту (диффузия, движение молекул, нагревание или кристаллизация тел, скорость звука и многое другое).

Применение видеофрагмента в вводной части урока (или вводном уроке к определённой теме) сокращает время на усвоение материала темы, а за счёт этого стараюсь углубить, расширить и лучше закрепить знания учащихся.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране - в красках и со звуком. Но использую ПК лишь в тех случаях, когда он является дополнением к реальным экспериментам, помня о том, что только работа с приборами дает учащимся необходимые для практики умения и навыки. Поэтому практические работы проводятся в классах соответственно программе в полном объёме.

Проверочные и домашние работы, экспериментальные задания стараюсь давать разного уровня сложности. Часто учащимся предоставляется право выбора выполнения упражнения в соответствии со своими знаниями и способностями, что позволяет им реально оценивать свои возможности. Учитывая индивидуальные способности детей, привлекаю их к подготовке дополнительных сообщений. Обычные задачи чередую с заданиями, включающими в себя конкретные факты или события из реальной жизни.

Для диагностики уровня знаний применяю тестовую технологию, которая позволяет формировать у учащихся е навыки тестирования, что актуально в связи с введением ГИА и ЕГЭ. В тесты включаются дифференцированные задания, которые позволяют выявить навыки практического использования физических знаний, владения основными понятиями школьного курса физики. При подготовке к ЕГЭ дети выполняют тестовые задания в режиме онлайн с помощью открытого банка заданий ФИПИ и других Интернет-ресурсов.

Электронные журналы и дневники медленно, но верно входят в повседневную жизнь школ. Образование не должно отставать от других сфер жизни, ведь школы воспитывают людей, которым предстоит жить в обществе будущего. А представить завтрашний день без компьютеров, интернета и других технических средств нового века уже невозможно.

С помощью электронных дневников родители следят за успеваемостью ребенка, за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, посещаемостью.

Обучающиеся имеют под рукой расписание и домашнее задание, а также возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам.

«Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, знающих и преданных своему делу учителей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни». Билл Гейтс.


© 2010-2022