- Преподавателю
- Физика
- Разработка внеклассного мероприятия по физики
Разработка внеклассного мероприятия по физики
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова Е.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий внеклассного мероприятия
«Физика у нас дома»
Для 8-9 классов.
Цель: расширить и углубить знания учащихся, полученных на уроках физики, научить детей удивляться происходящему вокруг, объяснять и показывать физические явления на практике, применять полученные знания в повседневной жизни, формировать у учащихся любознательность.
Ход мероприятия.
1 вед:
Стремимся мы познать науки,
Не умирать же нам со скуки.
Наукам всем даём поклон,
Однако физике - уклон.
Всем желаем мы терпенья,
И конечно вдохновенья.
2 вед:
Приветствуем сердечно всех,
Кто здесь собрался вместе с нами.
И пусть звучит весёлый смех,
И шутки сыплются пудами.
Часть 1 «Уборка помещений»
1 вед.:
С точки зрения физики начнём разговор о домашних делах, предназначенных для создания чистоты и порядка в доме.
2 вед:
Готовясь к любому празднику или приходу гостей, в том числе и к нашей встрече, мы тщательно убирали помещение: вытерли пыль, вымыли пыль, намыли пол, окна. Но можно ли считать, что у нас чисто?
1 вед:
Проверим. (Включить проекционный аппарат и выключить свет. Яркий пучок света пронизывает пространство). Такая же картина наблюдается, когда луч солнца проникает в тёмное помещение. Как много частичек плавает в воздухе. Значит, не вся пыль удалена с помещения.
2 вед:
Пыль - это маленькие, подвешенные в воздухе твёрдые частички. Их размеры значительны по сравнению с молекулами воздуха. Частички отражают падающий на них свет из светового пучка и направляют его в наш глаз. Но если мы регулярно убираемся и протираем пыль, откуда она берётся?
1 вед:
Всё дело в броуновском движении. Когда мы протираем пыль, мы снимаем только её часть. Другие твёрдые тела, подвешенные в воздухе, под действием ударов молекул воздуха начинают хаотично двигаться: кроме того они подвергаются действию воздушных и конвекционных потоков, которые переносятся с места на место. Приходим к выводу, что пыль есть в помещении, даже при очень высокой степени вакуума.
2 вед:
А теперь разберёмся, какую работу по уборке дома мы выполняем и, какие, физические явления происходят?
1. Вытряхивая пыль с ковра (ответы учащихся) - явление инерции.
2. Вытирая пыль? (ответы учащихся)
3. Выбивалка для ковра? (ответы учащихся)
4. Пылесос? (ответы учащихся)
Часть 2.
1 вед: Теперь поговорим о стирке. (Помощники готовят таз с водой, мыло и стиральный порошок) Опускаем в чистую воду чистящего средства и размешиваем. Что вы видите? (Опыт 1)
Берём стекло, покрытое воском. Нанесём на него каплю чистой воды и наклоним стекло. Что увидим? ( Опыт 2)
2 вед: В первом опыте моющее средство изменило состояние поверхности воды: уменьшило её поверхностное натяжение. Моющего средства создают условия, способствующие уходу молекул воды из поверхностного слоя, и сами занимают их места.
Во втором опыте вода не смачивая поверхности стекла и имела почти сферическую форму. Значит молекулы моющих средств действуют как захватчики примесей. Т. е. процесс стирки обусловлен действием сил поверхностного натяжения, явлениями смачиваемости, капиллярности. Пыль, смешиваясь с человеческим потом и жиром, прочно прилипает к белью. Поэтому, чтобы отделить их нужно создать трение (стиральная доска или стиральная машина).
А теперь поиграем в аукцион и найдем связь между средствами гигиены и физикой.
-
Мыло - ответы учащихся (аморфное тело, мыльный раствор смазывает жирные и грязные поверхности, запах чувствуем благодаря диффузии.)
-
Стиральный порошок - ответы учащихся (запах чувствуем благодаря диффузии, трение во время стирки.)
-
Щётка для одежды - ответы учащихся (движение тел относительно друг друга.)
Часть 3.
1 вед:
После стирки бельё нужно высушить и погладить. Сушка осуществляется благодаря испарению.
Сущность же процесса глажения белья заключается в том, что между волокнами белья существую капилляры. У влажного белья - они натянуты, при глажке происходит активное и быстрое испарение и волокна остаются в натянутом состоянии.
Часть 4
2 вед:
Пока мы выполняли работу, мы затратили внутреннюю энергию. Теперь её надо восполнить. А как? (ответы учащихся)
Приглашаем всех на кухню..
Парит наш чайник, как паровоз. Смотрите, какой он чистый и блестящий. Это не потому, что мы его натёрли, просто его грели не на огне, а электротоком, который разогревает нихромовую или никелированную спираль, спрятанную в изолированном тене и вода быстро закипает.
Добро пожаловать на чай. (Чаепитие с учащимися)
А теперь проверим ваши знания:
1. Что делают на кухне, чтобы не обжечь руки?
2. В какой чёрной или белой чашке вода остынет быстрее?
3.Как быстрее остудить воду в кастрюле: положить лёд на крышку кастрюли или поствить кастрюлю на лёд?
4.Почему посуда для приготовления чаще сделана из железа?
5.Почему, открывая форточку зимой, мы видим, как в комнату врываются белые клубы холодного воздуха?
6.Почему приготовленную пищу ставят на деревянную подставку, чтобы еда оставалась дольше горячей?
(Награждение самых активных учащихся.)
1 вед.
Мы часто сталкиваемся с привычными вещами, но мало знаем о них. Благодаря таким мероприятиям мы сможем увидеть физику там, где раньше её не замечали.